[Кришнамачарья]

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Juzz
Сообщения: 487
Зарегистрирован: 17 мар 2002, 13:05
Откуда: Киев
Поблагодарили: 3 раза

[Кришнамачарья]

Сообщение Juzz »

Однако....

"Елена Федотова.Жизнеописание Тирумалая Кришнамачара, или Миссия гуру.


Современный западный человек, любящий все упростить, лишь бы сделать доступным, обычно считает гуру учителем йоги. То, что такое учитель йоги, большинство из нас хорошо себе представляет, а вот кто такой гуру - увы... Потому что учитель йоги - это новая, западная профессия, а гуру - традиционная индийская миссия. Но так как про гуру мы ничего не знаем, то полагаем, что он - это что-то вроде учителя йоги, только живущего в пещере в далеких Гималаях. Действительно, некоторые йоги уединяются в пещерах, но существовали и существуют в Индии и такие, которые в соответствии с традицией вели жизнь домохозяина - жили в семье, на виду у всех, вели вполне светский и зачастую преуспевающий образ жизни и уж, по крайней мере, были хорошо социализированы - никакого тебе рубища, главы, посыпанной пеплом, ложа из гвоздей...
И все же, чтобы приподнять завесу таинственности над гуру, есть только один путь - внимательно присмотреться к личности и образу жизни этих "домохозяев". Их не так уж много - может, в этом столетии их было около десятка, и один из самых прославленных из них - гуру Шри Тирумалай Кришнамачар.

Он широко известен за пределами Индии как совершенный йог и учитель Т. К. В. Десикачара, Б. К. С. Айенгара, Индры Деви, Паттабхи Джойса. Но Кришнамачар, который умер в 1989 г. на пороге своего столетия, был больше, чем учитель, он был подлинным, традиционным гуру - с уникальной глубины размахом знаний, интуиции и понимания.

Он родился в 1889 году, в семье гуру, ведущего свое происхождение от Натхамуни - южноиндийского мудреца 9 века. Когда ему исполнилось пять лет отец начал приобщать его к йоге: поднимал в два часа утра, чтобы петь веды (священные гимны) и заниматься йогической практикой. Поступив в колледж для обучения санскриту, он успешно закончил его и отправился продолжать свое образование в университетах Бенареса, Аллахабада и Калькутты, где учился у ведущих преподавателей своего времени и получил звание мастера и степень доктора индийской философии. Он участвовал во множестве соревнований на лучшее понимание философии мимансы,веданты,санкхьи и йоги - и всегда выходил первым. Он стал пандитом, он учился у профессоров, но он еще не был йогом, и у него не было гуру. Один из преподавателей университета посоветовал ему отправиться в Тибет к гуру Рама Мохан Брахмачари. Нарушив в известной мере традицию, запрещающую брамину "пересекать черную воду", т.е. отправляться за границу, Кришнамачар в 1919 г. предпринимает 2,5 месячный переход через Непал к озеру Маназоравар в отдаленном районе Тибета. Он остается у Рама Мохана Брахмачари на несколько лет, со рвением обучаясь йоге. От этого времени не осталось практически никаких свидетельств - Кришнамачар не распространялся о том, чему и как он учился. Единственное, что напоминало ему и окружающим об этом времени - это рисунки асан йоги, выполненные дочерью Рама Мохана, да сандалии гуру - которые Кришнамачар вплоть до последнего дня каждое утро подносил ко лбу в знак почтения перед учителем.
После возвращения в Индию Кришнамачар начинает сам преподавать йогу и индийскую философию. В 1930 г. Махараджа приглашает его в свою королевскую резиденцию - Майсор - учить йоге. В 1934 г. Махараджа открывает Йогашалу (мы бы сейчас назвали это школой йоги), и Кришнамачар соглашается стать ее директором. Многие стремятся попасть на обучение к Кришнамачару, но немногим это удается. В те времена в Индии насчитывалось немного гуру (их можно было пересчитать по пальцам одной руки), да и в обучение к себе они брали очень немногих. Это сейчас учителей йоги стало тысячи и в Индии, и на Западе. Они с легкостью присваивают себе громкие имена типа Брахмананда (Блаженство Брахмы), Махариши (Величайший Мудрец) и т.п., стремясь привлечь как можно больше учеников и последователей.
Большое количество учеников никогда не считалось в йоге показателем качества учения или мастерства учителя. Йогу не рекламировали и в нее не зазывали. Напротив, практику держали в тайне и весьма настороженно встречали любого, кто изъявлял желание заниматься. И здесь Кришнамачар не был исключением. "Когда я попросила Кришнамачара взять меня в Йогашалу, - вспоминает Индра Деви, известнейший и старейший популяризатор йоги на Западе, - он ответил категорическим отказом, сославшись на трудность обучения. Я продолжала настаивать. Он опять отказал. Тогда я попросила жену Махараджи, которая была моей подругой, уговорить Махараджу вступиться за меня перед Кришнамачаром. Тому пришлось уступить. Но, встретившись со мной, он предложил мне такие условия обучения, на которые заведомо не согласился бы ни один западный человек. - Во все время обучения, - сказал он, - а я не знаю, сколько времени оно продлится, ты будешь вставать затемно и заниматься асанами по многу часов. Ты не будешь пить вина и есть мяса. Кроме того, ты не будешь есть белой муки, белого сахара и белого риса и ничего, что росло бы под землей, не видя солнца (т.е. корнеплодов). Я согласилась. Он не придал этому значения, считая что я так долго не выдержу". Надо сказать, что с Индрой Деви, как с женщиной и иностранкой, он обошелся весьма мягко. С остальными он был действительно суров. И не без причины.
Передача традиции от учителя к ученику - задача крайне сложная, и, в сущности, вся деятельность гуру направлена на то, чтобы найти, если повезет, 1-2 учеников, способных усвоить и передать знание будущим поколениям, вернее, тому из потомков, кто сможет освоить то, что донесут до него, восстановить утраченное, понять и углубить учение. В соответствии с традицией считается, что такой счастливчик рождается не чаще чем 1 раз в 200- 300 лет.

Конечно, в наше время и в нашем обществе люди занимаются йогой из совсем иных побуждений. Соединяя плохо освоенные и зачастую неправильно понятые техники йоги с элементами современной психотерапии, физиотерапии и массажа, или же пытаясь "сплавить" ее с какими-то иными восточными техниками - ушу, карате и т.п. - западные учителя йоги открыто заявляют о том, что главное в их учении - не передача традиции, а скорее, поиск, творчество, направленное на адаптацию эзотерических техник Востока к нуждам современного западного человека. Нелепо было бы отрицать ту пользу, которую уже принесла и продолжает приносить их деятельность в области психологического и физического оздоровления современного общества. Недаром ходят легенды о чудотворных эффектах йоги или ушу. Да и результаты строгих научных экспериментов говорят о том же.

Но речь сейчас не об этом. А о том, что традиционная йога никогда не имела здоровье, в нашем понимании этого слова, своей самоцелью. Конечно, йоги были очень здоровыми людьми, творили чудеса со своим телом и жили очень долго. В этом нет сомнения, и жизнеописание любого знаменитого йога было бы неполным без рассказов о его необычном здоровье и поражающей воображение власти над собственным телом.
"Когда я впервые встретил Кришнамачара в 1972 году, - рассказывал американский учитель йоги Мартин Пирс, - он сидел по пояс раздетый на веранде своего дома, читал газету, а главное, выглядел лет на 25 моложе, своих 83 лет. Последние его фотографии - свидетельство того, как на пороге своего столетия он выполнял сложнейшие асаны, которые под силу не всем молодым. Во время этой же встречи я видел, с каким удовольствием он носил на плечах своего внука. Десять лет спустя я стал свидетелем того, как он на равных играл в бадмингтон со своим 12-летним правнуком."
В 30-е годы Кришнамачар и его студенты устраивали демонстрации возможностей йоги, самой драматической из которых была способность Кришнамачара останавливать свое сердце. Индра Деви так описывает это событие: 'Учитель ложится на пол. Гостям предоставляется возможность пощупать пульс. Присутствует несколько медиков, которые пришли с секундомерами и стетоскопами. "Я бы сказал, что он мертв", - говорит немецкий врач после осмотра. Другой врач подтвердил, что за две минуты ему не удалось обнаружить никаких признаков биения сердца. "Я видел, как ты испугался", - говорит Кришнамачар своему юному ученику Айенгару, возвращаясь к жизни.'

Но все это - побочный продукт, а не цель занятий. С традиционной, мало понятной для нас точки зрения, нелепо и кощунственно приспосабливать технику йоги специально для целей оздоровления. Наоборот, человек обязан приспособить самого себя к йоге - в целях самосовершенствования и самореализации. Это "приспособление" - тяжкий труд, требующий самоотречения и смирения. И главное в этом приспособлении - не извратить древнее знание, не разорвать цепь традиции, связующей йогов всех времен. Еще Кришна в Бхагавад Гите объясняет, что учение Карма-Йоги, которое он открывает Арджуне - это не новое знание, а нечто, от века передаваемое традицией: 'Эту непреходящую йогу я вначале сказал Вивасвату. Вивасват сообщил ее Ману, мудрый Ману поведал Икшваку. Друг от друга перенимая, ее знали цари-провидцы. Постепенно за долгое время эта йога пришла в упадок. Эту древнюю йогу сегодня я тебе возвестил, Арджуна, Лишь тебе Я доверил, о бхакт мой, величайшую эту тайну.' (Б. Г. IV, 1-3, перевод В. С. Семенцова).
Даже отец йоги, мудрец Патанджали в своей "Йога Сутре", написанной за 300 лет до н.э. признает эту традицию. В первом же афоризме он заявляет, что будет учить вновь традиционной йоге.
Очевидно, что при таком благоговении перед традицией главными качествами ученика являются рвение в ее освоении и смирение, необходимое для того, чтобы не извратить полученное знание, преждевременно почувствовав себя способным развить его. Не удивительно, что во все времена гуру подвергали своих учеников суровым испытаниям, учили дисциплинированности, терпению, беспрекословному вниманию и послушанию. Когда мы слышим легенды о суровости древних гуру, мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Но почему-то, когда речь заходит о суровости современного учителя, она нас удивляет и возмущает. Разве духовная практика изменилась и стала легче и овладение ею уже не требует усилия? Наверное, мы забываем, что личность гуру - это одно, а та роль, которую он берет на себя, решившись учить других, совсем другое.
"Я - лев в классе, когда учу йоге, и агнец вне класса", - говорит гуру Б. К. С. Айенгар - гениальный ученик Кришнамачара, продолжающий его традицию обучения.
Как же все-таки учил Криш-намачар?

Вот что рассказывает Б. К. С. Айенгар про свое обучение. Он попал к Кришнамачару еще ребенком, прожил в доме гуру несколько лет, прежде чем тот стал учить его йоге: "Сначала я наслаждался. Мне нравилось жить в доме Кришнамачара, который взялся обучить меня йоге, так как был женат на моей сестре. Он был очень добрым человеком, но характер у него был тяжелый. Постепенно я стал бояться его, и мне было неловко даже сидеть или стоять в его присутствии. Он запретил моим школьным товарищам приходить ко мне. Так что мне не удалось ни с кем подружиться. Он велел мне заниматься асанами, но в течение многих месяцев ничему не учил. Я занимался самостоятельно, но тело мое совершенно не гнулось и все время болело. Я не знал, что делать. Шри Кришнамачар ничего не объяснял мне и не разрешал ходить в Йогашалу. Первые несколько месяцев я даже не имел представления о том, где она находится". Складывается впечатление, что Кришнамачар просто пренебрегает Айенгаром как никудышним учеником. А в действительности этот ребенок был гением йоги и, несомненно, великий гуру сразу увидел это.
"Он будил меня каждое утро до рассвета, - продолжает Б. К. С. Айенгар, - но не для того, чтобы заниматься, а для того, чтобы я вместе с другими учениками поливал растения в саду. Нам так хотелось спать, что, выйдя на улицу, мы закрывали за собой дверь и ложились на землю, чтобы поспать еще хотя бы несколько мгновений. Затем мы начинали поливать. Это занимало примерно два часа. Один из учеников сбежал. Мне приходилось выполнять его часть работы, и, трудясь за двоих, я испытывал постоянный голод. Я не смел попросить еды даже у своей сестры. Мы ели только тогда, когда нам предлагали, и только то, что нам предлагали. Муки голода были невыносимы. Казалось, что Шри Кришнамачар и не думает учить меня асанам. Когда я просил его объяснить или показать мне какую-нибудь асану, он всегда отвечал, что, чтобы учиться йоге, надо собрать хорошую карму в предыдущей жизни. Вдруг однажды он позвал меня и в течение нескольких дней обучал меня асанам. Вскоре он исполнил церемонию инициации и стал моим Гуруджи.
Занятия были очень тяжелы: ноги ужасно болели, боли в спине были просто невыносимы. Но страх не позволял мне говорить об этом. Через месяц занятий Гуруджи отвел меня в королевский дворец, где я демонстрировал асаны самому Махарадже. Вскоре после этого Гуруджи отправил меня в Йогашалу учить других..."

А вот другое свидетельство: 'Шри Кришнамачар быстро терял терпение и легко выходил из себя. Люди называли его львом. Когда кто-либо видел его в городе, то предпочитал перейти на другую сторону улицы. Это был человек непредсказуемых знаний и непредсказуемых настроений. Трудно было понять, что у него на уме. Сегодня он говорил одно, завтра - прямо противоположное. Мы должны были слушаться и повиноваться беспрекословно, не задавая вопросов. Если я садился на пол и скрещивал первой левую ногу, он говорил: "Согни сначала правую". Если я сгибал сначала правую, он говорил, что первой надо согнуть левую. Когда я стоял, он спрашивал: "Разве так надо стоять?!" Тогда я менял свое положение и он кричал: "Кто велел тебе двигаться?!" Когда я ел, он говорил, что я беру еду не теми пальцами. На следующий день я брал пищу теми пальцами, на которые он указал, и он опять ругал меня. Мне стало сложно жить. Я боялся его и его присутствие стало для меня кошмаром.'
Странные истории, не правда ли? Похоже, что старый гуру просто придирается и постоянно ищет, на ком бы сорвать свое плохое настроение. Но это только на первый взгляд. Таков суровый метод обучения - причем степень суровости зависит от степени готовности ученика. Чем больше ученик может понять и освоить, тем суровее учитель. Кришнамачар был вполне современным, хорошо социализированным и воспитанным человеком. Те, кто не учился у него, никогда не говорили о его плохом характере. Для всех он был агнцем, а для учеников - львом. Это не характер, это роль гуру.
Львом для своих последователей был его учитель Рама Мохан Брахмачари, львом стал его ученик Б. К. С. Айенгар.

Традиция требует от гуру внешней суровости и внутренней заботы. Она сравнивает гуру и ученика с матерью-обезьяной и ее детенышами. Они должны как следует ухватиться за мать и держаться за нее. Обезьяна прыгает с дерева на дерево, не волнуясь за них. Это их дело - держаться за мать. Так и ученик поначалу должен крепко ухватиться за гуру и держаться за него, несмотря на его кажущееся безразличие. Тогда гуру понесет ученика в неизведанное. Хотя ученику может по неопытности показаться, что он просто издевается. Может быть, и самому Кришнамачару обучение у Рама Мохана на первых порах казалось слишком тяжелым. Вот что рассказал Кришнамачар о том времени своей племяннице:
"Гypy Мохан был очень строгим учителем. Он будил меня ночью и требовал выполнять асаны. Иногда он давал нам много сладостей или топленого масла, и когда мы наедались, заставлял делать асаны. Своим пронзительным голосом он говорил ученику: "Я сказал - делай, значит, делай". Он не терпел возражений. Иногда он клал тяжести нам на ноги и заставлял выполнять Маюрасану. Или заставлял подняться в гору и сразу после этого выполнить пранаяму."
Суровость метода не только испытывала готовность ученика к обучению, но и учила его взглянуть на мир по-новому. Учила постоянной внимательности, концентрации и обдуманности каждого поступка, каждого движения. Учила передавать традицию, продуманно развивая ее, не извращая ее сути. Последнее так же трудно как ходить по острию бритвы. Это искусство дается немногим.

Традиционалист Кришнамачар всегда, например, варьировал классические асаны в зависимости от конституции и состояния учеников. Уже в 1934 г. в своей книге "Йога Макарандам" он настаивал на том, что асаны и пранаяма должны быть адаптированы для каждого индивида. Он верил, что не только тело и дух каждого из нас различны, но что все мы меняемся изо дня в день, час от часу в зависимости от состояния здоровья, настроения, стресса, который мы испытываем. Он считал, что то упражнение, которое приносит сегодня пользу, может завтра принести вред.
Годами он развивал этот подход, который позднее его сын Десикачар назвал "Винийога". На протяжении своей жизни Кришнамачар становился все более гибким в своем учении, модифицируя упражнения во множество вариантов. Он полагал, что хотя многие асаны, выполненные в традиционной форме, выглядят более эффектно, они не помогают людям в той степени, как могли бы, а иногда даже вредят. Он модифицировал даже такую простую позу как прямой наклон вперед (Уттанасана), которую традиционно выполняют с распрямленными коленями. Он учил сгибать колени в Ут-танасане с тем, чтобы более эффективно вытянуть спину и избежать риска повреждений. В 30-е годы Кришнамачар разработал множество дополнительных, или вспомогательных, средств для йоги: он использовал для индивидуализации упражнений бруски, планки, веревки, свисающие с потолка. Впрочем, молва напрасно считает их изобретением Кришнамачара. Он почерпнул сведения об использовании этих вспомогательных средств из уникального рукописного трактата "Йога Курунта". Его датируют VII веком. У Кришнамачара было также скрупулезно детализированное представление о том, как модифицировать дыхание в асанах и пранаяме, чтобы помочь ученикам справляться с психологическими и физическими проблемами. Это уникальное понимание йоги было следствием того тяжкого и болезненного метода, которым учили его и которым учил он сам: практика асан и пранаямы на пределе возможностей, иногда, особенно на ранних стадиях обучения, даже выход за этот предел, наделила его способностью понимать и чувствовать возможности ученика. Однако не стоит забывать, что он владел не только техникой, но и обширнейшими знаниями. Человеку Запада сложно по достоинству оценить глубину и широту знаний Кришнамачара. Он был непревзойденным знатоком древних рукописей и эпоса. Ему ничего не стоило процитировать какой-нибудь гимн или эпическое повествование, даже если в нем было более 24 000 строк. Он держал в памяти также все основные священные тексты индуизма, буддизма и джайнизма. Он мог пересказать любой из них по памяти, воспроизвести наиболее почитаемые комментарии и завершить все это изложением своей точки зрения. Говорят, что когда он преподавал философию в университете, он часто излагал философию веданты в терминах санкхьи, а философию йоги - в терминах ньяи и т.д., совершенно запутывая своих слушателей. В конце концов у студентов сложилось впечатление, что он просто издевается над ними, демонстрируя их неспособность к освоению философии. Затем внезапно он сменял гнев на милость и начинал учить доступно для каждого. Руководство университета попросило его прекратить сложные объяснения. Он ушел из университета. Впоследствии он стал комбинировать изложение основ философии с демонстрацией возможностей практической йоги. Делал он это весьма своеобразно. Он просил кого-нибудь из старших учеников выполнить сложный наклон назад, Урдва Данурасану, например (эта асана похожа на "мостик" в гимнастике), затем забирался ученику на живот и в течение нескольких часов читал лекцию на философскую тему. Оригинальность его мышления сказывалась и в том, что он изучал древние первоисточники, чтобы с их помощью бросить вызов казавшимся незыблемыми индуистским верованиям и обрядам. Он одним из первых восстал против считавшихся традиционными и освященными веками запретов учить йоге и ведийским песнопениям женщин и изгнанников. Вместе с тем он был против ношения часов и долгое время запрещал своим детям уезжать из Индии, так как это противоречило традициям. Наверное, и прогрессивные и консервативные моменты в его учении и поведении имели скрытый, глубинный смысл. Мы не были его учениками, и нам трудно понять этот смысл. Удивляясь жизни и учению гуру, мы можем лишь предпринять попытку понять их не как причуды характера, а как сознательно взятую на себя миссию. Нам остается посетовать на свою карму, которая не дала нам возможности стать его учениками в недавнем прошлом. Ведь он умер только в 1989 г., и мир потерял не только его безграничные знания, его созидательную способность, но и его великое мастерство учителя, но и мощную связь с индийским прошлым и традициями."
http://ashtangayoga.narod.ru/texts/krishnamachar.htm
Комментарии?
Александра
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 9 апр 2002, 19:35
Откуда: Челябинск
Поблагодарили: 1 раз

Re: Однако....

Сообщение Александра »

Juzz писал(а):http://ashtangayoga.narod.ru/texts/krishnamachar.htm
Комментарии?
В подобных статьях было бы не плохо и даже нужно указывать литературы, которой пользовался автор, чтобы была возможность проверить достоверность информации и отделить инфо в чистом виде от восприятия автора, всяких там приувеличений etc.
Во первых, не понятно почему автор так фамильярно прозвалперевел Кrishnamacharya, Кришнамачаром, выкинув последние две буквы.
Во вторых, сведения о злом гуру из Гималаев, издевающемся над учениками, обучаю небезопасным методам наза пределом, я бы поставила под сомнения. Строгим был-да, остальное преувеличение, хотя бы потому что о этом не писал Десикачар (фамилию, которого автор опять же изковеркал).
Еще меньше доверие вызывает история о брусках etc., взятых из Йога Корунты и именно из нее. ЙК- манускрипт о АВЙ, который опять же тот же продолжающий традицию Винийоги Десикачар никогда, нигде не упоминал. А вот Паттабхи Джойс, который непосредственно этот манускрипт изучал, всякие там бруски не использует.
Опять же строгость и дурной нрав К., да, по словам Д., было дело, во времена жизни в Майсуре, по переезду в Ченнаи К. стал очень добрым, ласковым стариком, и над собственным сыном за 30 лет обучения не издевался. Не знаю, что и как было с Айенгаром, но опять же большая вероятность преувеличения некоторых деталий связи с необходимость перевода и собственного восприятию автора, в манере изложения которого чувствуется большое влияния А. Сидерского.
Фраза о одном на 200-300 лет, смотрим на времена Кришнамачарьи, К., Драхмачарье, Сатьянанда... уже как бы не один...
Опять же фраза что с ИД еще мягко, а с остальными вообще ужас, не факт!, факт только то что да действительно ИД брать вначале не хотел.
Опять же отец йоги Патанджали, хорошо известно, что Патанджали только записал и обобщил, то что существовало задолго до него, сам ничего нового не создал. Также какой же он отец.:))
И еще, фраза настоящий гуру, все такое.. опять же я бы употреблять по отношению к К. не стала бы, ну да классный был мужик, о чем речь, но в вековой традиции гуру назывался человек достигший полной реализации (о этом даже мантра Гуру-Брахма, Гуру-Вишну...), а это к К. не относится.
Да и сильно убиваться, что не застали, я бы не стала:), есть и покруче, будем практиковать, найдем. Как говорится, свет клином на одном Кришнамачарьи не сошелся:)))
Аватара пользователя
Vi
Сообщения: 168
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:58
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Однако....

Сообщение Vi »

Хм, а какие могут быть комментарии тут (хотя вон за Александрой не заржавело ;)))...
Текст из себя ничего толкового не представляет...
Задевать в нем ничего не задевает...
Конспектируется одной фразой - "Был такой мужик Кришнамачарьи"
В чем вопрос то?
У меня лично при чтении появились навязчивые ассоциации с незабвенными трудами КК :)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Однако....

Сообщение Виктор »

Если речь идет о Елене Олеговне Федотовой, которая в 1993 перевела "Йога дипику", то, мир праху ее, написала она эту статью достаточно давно, и неизвестно какими материалами пользовалась, но похоже "The Heart jf Yoga. Developing a personal practice by T.K.V.Desikachar", изданную в 1995 году "Inner traditions internationa"",Rochester,Vermont прочесть не успела. Но я не думаю, что существенное влияние на нее оказала "Йога восьми кругов", она, по-моему, опять же разминулась с этой книгой в своей жизни исключительно по временному фактору. Ну и сам стиль статьи как-то не очень напоминает манеру Федотовой, я с ней в свое время общался, читал множество ее статей в "Советском спорте" и хорошо все это запомнил. Хотя, может, чего-то и не знаю...
Александра
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 9 апр 2002, 19:35
Откуда: Челябинск
Поблагодарили: 1 раз

Re: Однако....

Сообщение Александра »

Vi писал(а):Конспектируется одной фразой - "Был такой мужик Кришнамачарьи"
Я думаю, что основная мысль была, что существуют настоящие учителя йоги, которых можно назвать гуру и изучение йоги при помощи получения Традиции, а также попытка описать эпизоды из гуру-ученик отношений, и все это на примере Кришнамачарьи с элементами его биографии.
А по этому поводу действительно сказать нечего, пока личного опыта в подобных отношениях нет. Скорей всего степень строгости и придирчивости гуру варьирует от учителя к учителю, а также от степени необходимости их для данного конкретного ученика. Но чтобы сказать что-то о этом нужно 1. своего гуру и несколько лет общения с ним 2. общение с людьми из других традиций, для сравнения общего и различий.
Ответить