Лазо
Там, где груши-яблони расцветают,
где орловы письма оберегает
с панталыку сбившаяся Катюша,
за семью горами, семью долами
баргузин пошевеливает валами,
но уже ничью не тревожит душу
песнь соловья-пташечки-канарейки,
потому что в простреленной телогрейке
жалобно кричит из печурки тесной
раненный герой своего народа,
и тоскливо вторит ему природа,
все земные твари и хор небесный.
Все земные твари: "Лазо, когда бы
в человеке прорезался голос жабы,
это был бы голос патриотизма:
мимикрия на низшей ступени видов -
то же, что для множества индивидов
говорок отечества, глас отчизны.
Ты кричишь настойчиво, как младенец,
и поэтому, великий приспособленец,
в колыбельке узкой, под стать герою,
вечно оставайся призывом к свету
и живым примером свою победу
подтверждай в долине и над горою".
Говорит природа: "Лазо, ты спятил.
Ты кому угодил и кому нагадил?
Я тебя произвела, дурака такого, -
как ты обращаешься с поднебесной?
Где найду в себе я пустое место
для тебя, не мертвого, не живого?
Догорай уж как-нибудь, если можешь,
все равно тебе уже не поможешь,
тонким прахом тело твое развею
в посрамленье злобствующим японцам,
обеспечу место тебе под солнцем
и на нем, пропащего, пожалею".
Хор небесный: "Сережа, твои страданья
потрясли до основания мирозданье.
Каждый, по герою проливший слезы,
пусть узнает заранее, что спасется,
а у нас заступничество найдется
для тебя с гармошкой и паровозом".
Ничего Лазо им не отвечает,
только дым из топки труба качает,
да поет гармоника через вьюгу
о поленьях, смола как слеза в которых,
накипая, струится в родных просторах,
про огонь, дорогу и про подругу.
Сечь
По морю, конечно, живут поморы,
горцы населяют холмы и горы,
реки - речники, и овчарни - овцы,
что же расположено за порогом
человеческих знаний? В соседстве с Богом
там живут тибетские запорожцы.
Существуя вне времени и пространства,
без фамилии, возраста и гражданства,
чем же заняты богатыри-махатмы?
Тем и заняты они, что на страже жизни
составляют телеграммы и пишут письма
знатному кремлевскому бодисатве:
"Мощь вселенной даря неразумным детям,
ты живешь среди звезд в ярко-красном свете,
победивший метан мановеньем брови,
в кольцах Шеши путешествуешь, как в пещере,
и не помнишь о смерти, как полный череп,
глядя в красную землю, не помнит крови.
Здесь, недалеко от великой Меру,
проникая взглядом в такие сферы,
где одни стихии и высший принцип,
мы охотно принимаем любые жертвы,
кроме той, что грозит христианской церкви
стушеваться на нет под твоим мизинцем.
Берегись! Мы накажем тебя, неверный.
До тебя не доносится запах серный,
но тебе от возмездия не укрыться:
мы велим тебя сечь на глазах у Лхамо,
что и выполнит раненный Далай-Лама,
а иначе якiй же ты у черта лицар?
До утра-то Рерих сидит в Пенатах,
в окружении множества экспонатов,
ни звериный рев, ни вороньи крики
не тревожат его вдохновенной кисти,
в гималайском пейзаже впервые в жизни
он ваяет великого из великих.
Вот уже из-за облака солнце вышло,
вот уже сапоги засияли пышно,
чудо-трубка уже зажжена, и в дыме
ее чудится будущее планеты,
сам Сосо поглядывает с портрета
и как будто живой говорит с живыми:
"Передайте сердечный портрет Никите,
а меня пожалейте и не секите,
я ведь маленькая девочка Цаган-дара,
я танцую и пою на партийном съезде
да ступнями поворачиваю на месте
пустотелую опору земного шара".
«Варяг»
По местам, товарищи, все спокойно!
Наступает последний, безалкогольный
хит-парад, который всегда возможен
лишь в отдельно взятой стране под песни
понимающих смерть на рабочем месте
как сердечный удар и мороз по коже.
Наш седой от страха равниной моря
ветер, дождь собирая, готовит горе,
между тучами и пенистой той равниной
гордо реет во мгле знаменитый крейсер,
каждый на котором привычно-весел,
где пощады не требует ни единый.
Кочегар кочегару несет напиться
опресненной и выдержанной водицы:
но несчастный не вынесет этой вахты,
потому что морское безумство храбрых
у кочующих рыб застревает в жабрах,
когда тонут русские акванавты.
"Я не в силах бороться с котельным паром, -
кочегар ответствует кочегару, -
и лопата, - она меня доконала,
точно в прорубь глядя в открытый кингстон,
я не чувствую радостного единства
и не жду утешительного финала".
Машинист говорит ему: "Стой на месте.
Мы должны, торжествуя, погибнуть вместе,
труд создал нас, и воды теперь объяли,
до костей и до сердца дошло волненье,
как назло попали твои сомненья
невпопад с товарищами-друзьями".
Тут из хлябей облачно-поднебесных
на корабль спускается буревестник,
птица, предвещающая несчастья,
и, в груди удерживая рыданья,
говорит она спорящим в назиданье,
не скрывая горестного участья:
"Тринадесять лет пролетят, как в сказке,
и от Копенгагена до Аляски
в новом свете появятся ваши мачты,
затмевая на солнце протуберанцы,
над землей, летучие, как голландцы,
поплывете в будущее. Не плачьте!"
Только ветер уносит слова пророчеств,
да волна побережью готовит почесть,
да на пепелище лежит подушка, -
это в стороне, что собой огромна,
тонет память, колоснику подобна,
где напрасно сына ждала старушка.
Зоя
На семидесятом километре зеленой зоны
за лесопосадочным поясом, окруженным
военцепью оборонительных укреплений
с огнеточками за противотанковыми ежами,
бьют врага неуловимые партизаны
как однажды завещал им великий Ленин.
Продвигаясь перебежками оккупанты
хоть и медленно но верно теряют кадры.
Сякнет порох у фрица в пороховнице,
керосином пахнет в центре и на местах там,
так что справки навести о верховной ставке
у языка они решили, как говорится.
«Хоп-стоп, Зоя! Ты кому отдавала, стоя,
честь, беря под козырёк перед всей страною?
Кто ещё с тобой работает из Генштаба
и зачем вы заползаете под колёса
бронетехники, под пенье «бандьера росса»
трансформируясь в огонь наравне с гестапо?»
Отвечала Космодемьянская скрепя сердце:
«Потому что москвичи не боятся смерти
а страна моя находится под защитой
шестикрылых ВВС и престолов горних
прилетающих на помощь живым и мёртвым
с директивами спасительного синклита.
Подвергайте меня клевете и пыткам,
если надо, заливайте металлом жидким.
Всё равно я вам не выдам военной тайны
той которая по форме неповторима,
по составу единосущна и неделима
и невыразима по содержанью».
Вслед за тем они подвесили деву к древу
назидательный плакат ей надев на шею.
Только смотрят: на исходе седьмой недели
истончаясь преображается облик девы
преображаясь окрыляется и на небо
поднимается в заоблачные пределы.
С той поры во дни раздумий, в часы сомнгений
над губительными судьбами поколений
ты один нам утешительная поддержка,
о великий и могучий свободный русский
в плен попавший но не скурвившийся в кутузке
наш язык многострадальный в обличьи женском.
И, не будь тебя, к чему нам турецкий берег
африканские пески и афганский вереск?
Как не впасть тогда в отчаянье, умирая
на войне, как на войне, где солдат солдату
по-солдатски бросит в яму земли лопату,
если жизнь – это не жизнь без конца и края?
Ходоки
Нет ни бедных ни богатых ни родовитых
в пух и прах разбитых но недобитых
ни безродных почему-то всегда голодных
нет бесславных и прославленных тоже нету
пока ходят-бродят по белу свету
записные ходоки из глубин народных.
Что им надо за калиткой родного сада
и каких они избирателей делегаты?
Сердце просится обратно а ноги сами
в Кремль торопятся на форум составить кворум
за который голосуют холмы и горы
тихоструйными и широкошумными голосами.
Там в Кремле от волненья ломая шапки
ходоки отгадывают загадки
а загадки те как правило непростые
потому что это видно и без ходулей:
как они разгадаются так и будет
в обозримой исторической перспективе.
Что такое: по Европе бредет качаясь,
у гуляющих зевак вызывая зависть,
грудь в медалях, из зениц вылетают искры?
Одним словом, кто виноват в недоразуменьях?
И не зная куда спрятаться от смущенья
потоптавшись ходоки отвечают: «Призрак
коммунизма к нам идёт по ночной Европе
через минные поля блиндажи и ДОТы.
Всё он девушкам уснуть не даёт а спящим
в сон врываясь будоражащей слух гармонью
сообщает предрассветный заряд здоровья
чтобы мнимое не казалось им настоящим».
И чем ближе тем увереннее и чище
отзываются в пространстве его шажищи.
«За каким же ты скрываешься поворотом
одиноко приветствуя наш консенсус?»
Но всегда издалека отвечая песней
он заранее подводит итог итогам:
«Долго тяжкие в изгнанье носил я цепи
забывая в трудоднях о воде и хлебе,
долго горбился в предгориях Акатуя
до тех пор пока цепляясь за мхи и ягель
я не выполз на свободу покинув лагерь
и теперь не останавливаясь иду я
переплыв через Байкал в омулёвой бочке
через ямы и холмы через рвы и кочки
к вам на встречу в приснопамятную отчизну
чтобы там соединиться в небесной сени
если мы доковыляем хоть на коленях
до какого бы то ни было коммунизма».
Наказ Чапая
Нуте-с нуте-с спой нам песню веселый ветер
сквозь дырявые карманы про всё на свете
в щедрых видах благонадежного изобилья
живописуй как в бурливой реке Урале
Василь Иваныч с Петькой носки стирали
наподобьи великанов больших и сильных.
Много там проводилось соревнований
по застиранности, много прошло собраний
по вопросу чапаевских ног и всё же
цвет воды через портянки его бегущей
неизменно был темней чем у всех живущих
потому что ведь и лет ему было больше.
Пятипалыми туда уходя корнями
где почиет от трудов Своих Ветхий Днями,
Василь Иваныч умывался и вот из персти
отделившейся от правой ноги Чапая
появилась доброта-красота земная
а из неё – добровольцы-красноармейцы.
А из левой ноги выходил подлунный
белый свет разноречивый и многошумный
по которому окрысившись как собаки
побежали один за другим в папахах
портупеях эполетах и аксельбантах
белочехи белофины белополяки...
Немилосердно Чапая они кусали
шаг за шагом в Урал его загоняли
так что скоро он от берега откачнулся
и доплыв до середины речной стремнины
устремился в голубеющие глубины
у ракушек вызывая родные чувства.
Но наказ его поднявшийся с пузырями
крепко-накрепко запомнили поселяне:
«Люди-братие, в пучине –рейнской
город Китеж стоит, там в янтарной зале
клад лежит с неисчеслимыми чудесами,
в нем – шкатулочка и есть в ней
(пусть Вас это перечисление не смущает)
тот наперсточек который в себя вмещает
строгий перст небезразличного отношенья
к консерваториям и к консервам
ко грибам и к белым, требующий от смертных
хоть какого-нибудь выбора и решенья».
Только вымолвил – и вот по фронтам и с флангов
показались полутанки-полутачанки
мягко стелющие всем кому спать нежестко:
о шести сапогах и о трех наганах
это едут убаюкивать атаманов
Петька Анка-пулеметчица и Котовский.
Девушка Гайдара
Кто там катится-пятится, свищет-рыщет,
тебе в глаз указательным пальцем тычет?
Не Сергей ли Есенин за всё в ответе
проскакал на коне розовом в белом дыме?
Нет, это румяные но седые
в добровольцы записываются дети.
На позиции девушка приводили
сизого орла а потом садила
сидр из горла чтоб росла зигота
на передовой, чтоб с врагами вёлся
строгий разговор по системе Морзе
русского изобретателя пулемёта.
Кто там косит-уносит, взывает-лает,
едет-бредит, ни слова не понимает?
Уж не Чук и Гек ли, не Чжу Бацзе ли
гонят вепрей и оборотней на Запад?
Нет, распространяя военный запах
то Гайдар стремится к высокой цели.
Говорит он: «Оставьте детей в покое!
Михаил Сергеевич, что такое?
Почему нет Морозова? Где Орленок?
Что с Наташей Качуевской приключилось?
Как там Маша Порываева? Что случилось?
РВС опухает от похоронок.
Требую немедленных сатисфакций:
a/ над недоносками издеваться
прекратить, навсегда отменив аборты
b/ изъять из продажи презервативы
c/ за лесбиянство лишать квартиры
d/ за голубизну увольнять с работы
e/ вменить в обязанность одиноким
послужить в итоге на пользу многим
то есть если кто-то детей не хочет,
пусть идёт на войну, потому что: e-прим/
овдовели брошенные деревни
е-прим-прим/ без пионеров, детей рабочих».
Отвечает истцу Михаил Сергеич:
«Вы конечно можете не поверить
но порою мне кажется что солдаты
не пришедшие домой из кровавой бани
над полями альбиносами-журавлями
всё плывут всё уносят меня куда-то.
А за ними из пасти орлиной власти
миллионы орлят выпускают шасси
и взмывают и пикируют и кружатся
где в шинели по этапу пути большого
Ваша девушка ушла не сказав ни слова
но подумала: «Плодитесь и размножайтесь!»
Зиганшин-буги
Как на море Тихом на океане
крутит рок зиганшинцев в рог бараний,
без руля и ветрил уплывает баржа.
Звезд ночных полёт серебрист и светел
но в лицо задувает им снег и ветер,
мреют облака в похороном марше.
Чуваки нимало не унывают,
под гармонь сапоги свои доедают
и, где можно, сосут пищевые части:
главное чтоб кости не выпирали
и душа чтобы двигалась по спирали
к основной причине большого счастья.
Сам Зиганшин кончается на скамейке
с нервно-мышечным заворотом брыжейки
с раненной кишкой и сквозным колитом
глядя как с костей убывает мякоть
он не может уже возражать и плакать
но товарищам шёпотом говорит он:
«Нам осталось одно – обозначить буги
кинуть рок и задуматься друг о друге:
пусть в Пари далеком Никита Феликсч
с новой силой преданье раскочегарит.
Зря мы что ли сфинктеры напрягали
и в груди подавляли земную немощь!»
У стеклотетраэдра в Карусели
Бодрияра штудирует Алексеев.
По частям собирая большие мысли
он следит между псом и тамбовским волком
как кидают палки и трут морковки
тыщи симуляций постмодернизма.
«Где я?– думает он, – а, точнее, кто я
Кто эти египетские герои
в смертном челноке над Дэни и Жанной?»
Но, преображенный внезапным светом,
он вдруг буги чувствует всем скелетом,
весть неся из открывшихся чакр и ганглий:
«SOS! На море Тихом на океане
крутит рок зиганшинцев в рог бараний.
Это значит – наши в морях японских
держат строгий пост до скончанья века
когджа все порождения человека
выйдя из земли оживут из мертвых.
И пока я ходить, ей-же-ей, умею
и пока я дышу и пока говею
я всё буду вперёд и вперёд тянуться
вслед за буги-рокерами печали
до тех пор пока кости в тревожной дали
в новом теле вместе не соберутся».
Михаил Сухотин
[/b]