А. Н. Зубков и А. П. Очаповский .
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Когда лет 8 назад попалась книга по йоге Зубкова, то на фоне эзотерической и совершенно непотребной литературе по йоге, сочла эту книгу более-менее вменяемой и практически пригодной для занятий.
Но сейчас, однозначно могу сказать и посоветовать, начинать сразу с освоения йоги по ЙИК и не тратить время на Очаповского и Зубкова. Время-деньги и здоровье... :)
Но сейчас, однозначно могу сказать и посоветовать, начинать сразу с освоения йоги по ЙИК и не тратить время на Очаповского и Зубкова. Время-деньги и здоровье... :)
А.В.
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 4 авг 2011, 22:32
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
Ну, а если как начинающим - это все таки суставная гимнастика, подготовка так сказать к асанам ведь наряду с основным есть еще и усиленный комплекс в котором часть динамических упражнений заменена большим количеством асан,что если после разработки организма и освоения комплексов приступать к асанам с ЧВН уже непосредственно "по Бойко"
-
- Сообщения: 320
- Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
- Откуда: СКФО
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 44 раза
Разработка суставов как подготовка к практике "классики" затея действительно напрасная (IMHO). После освоения Вами релаксации любая нагрузочная работа (в том числе та о которой Вы ведете речь) предстанет в совершенно ином свете. Тело как бы само определит для себя амплитуду и степень неповреждения . А есть еще и такой момент что одновременно начав два дела, трудно достичь успеха в обоих. ИМХО качественному освоению глубокой релаксацией не должен мешать ни один стереотип тела.
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Занимаясь йогой по методике ВБ к асанам совершенно не надо готовиться. Вы выполняете асаны как получается и совершенно без всякого напряжения и стремления.Расслабляясь физически Вы постепенно приходите к ментальному расслаблению.Александр Фотин писал(а):Ну, а если как начинающим - это все таки суставная гимнастика, подготовка так сказать к асанам...
А суставную гимнастику, если Вам нравится, выполняйте в другое время.
И Азамат прав, не надо смешивать две методики вместе. Ничего хорошего от этого не получится. Только скорее всего наработаете неправильные стереотипы практики, от которых трудно потом будет уходить.
А.В.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Система Зубкова возможно лучше той дребедени, которую предлагают всякие "йоги"-новаторы, но йога в его интерпретации начинается с физкультуры и заканчивается ею же--что основной, что усиленный комплекс ;) То есть та же проблема, что у основной массы--главное упустили, никакой работы с сознанием. Система явно рассчитана на людей не думающих, тяготеющих к подчинению авторитетам--отсюда строгие комплексы, всё расписано по дням... Это очень привлекательно для педантов, но уводит ещё дальше от сути.Александр Фотин писал(а):Ну, а если как начинающим - это все таки суставная гимнастика, подготовка так сказать к асанам ведь наряду с основным есть еще и усиленный комплекс в котором часть динамических упражнений заменена большим количеством асан,что если после разработки организма и освоения комплексов приступать к асанам с ЧВН уже непосредственно "по Бойко"
В суставной гимнастике нет особой необходимости, если Вы не глубокий пенсионер или инвалид. Если Вам всё же нужна ЛФК, то займитесь ЛФК в отдельное от йоги время--по тому же Зубкову или любой другой системе.
Кстати, мои советы основаны на собственном опыте продолжительной практики по Зубкову.
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 4 авг 2011, 22:32
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
-
- Сообщения: 1038
- Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 113 раз
Не ради правды, а ради истины - все таки у Зубкова есть работа с сознанием (внимание на органы) и про молчание ума тоже пару строк (без описания техники). Корни ее в индийских традициях выполнения асан, и она есть подобие состояния в нидре.
Последний раз редактировалось Voyager 10 авг 2011, 13:10, всего редактировалось 1 раз.
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Да, я неточно выразился, работа с сознанием присутствует, но состоит она в сосредоточении внимания на строго определённом органе. Поскольку расслабление сознания не упоминается как цель практики, то такая работа скорее всего будет воспринята в привычном смысле слова--как напряжная и затратная :D Про молчание ума не помню, если и есть--то слишком невнятно, чтобы это заметить. Даже в описании медитативной техники Тратака невозможно понять, что должно происходить с сознанием--он описывает её как упражнение для глаз :? Возможно, это была маскировка от советской цензуры, но что мешало в позднейших изданиях внести ясность? То ли незнание темы, то ли неумение раскрыть её...Voyager писал(а):Не ради правды, а ради истмиы - все таки у Зубкова есть работа с сознанием (внимание на органы) и про молчание ума тоже пару строк (без описания техники).
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Мой первый учебник по йоге. Именно благодаря ей, я заинтересовался йогой, хоть и бессистемно и без верного понимания. Йога-Дипика вышла почти в то же время и конечно затмила книгу Зубкова. Но у Айенгара не было шаткарм и маловато о пранаямах.
Конечно, это книга недалекая и в сравнении с тем, что доступно сейчас, выглядит совсем несерьезно. Но по тем временам, в далеком 1991 году, еще при Союзе... луч света в темном царстве. Тогда ведь ЙИК еще и в проекте не было, как я понимаю...
А вот использовать эту книгу сейчас как пособие по йоге - глупо, но отдать дань уважения ей стоит, конечно.
Конечно, это книга недалекая и в сравнении с тем, что доступно сейчас, выглядит совсем несерьезно. Но по тем временам, в далеком 1991 году, еще при Союзе... луч света в темном царстве. Тогда ведь ЙИК еще и в проекте не было, как я понимаю...
А вот использовать эту книгу сейчас как пособие по йоге - глупо, но отдать дань уважения ей стоит, конечно.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
У меня та же история. Но при всём уважении невозможно молчать о недостатках такого подхода к йоге. Вклад Зубкова в популяризацию йоги не подлежит никакому сомнению, и на этом сайте есть посвящённая ему страница. Любопытный факт: Очаповский, ближайший последователь и соавтор Зубкова, за 20 лет, прошедшие со времени последнего издания их книги по йоге, так и не выпустил ни одного отредактированного издания. И даже на своём сайте выложил тот же текст, что и в книге 91-го.Мифолог писал(а):Мой первый учебник по йоге. Именно благодаря ей, я заинтересовался йогой, хоть и бессистемно и без верного понимания.
-
- Сообщения: 1038
- Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 113 раз
Несколько цитат из Зубкова
1. приняв позу надо максимально расслабить тело (но асана от этого не должна меняться) и сознание...
2. вход и выход из поз должен быть плавным, неторопливым...
3. самый идеальный вариант настроить сознание на бесконечность... временами все мысли будут полностью успокаиваться. Такое "безмыслие" или направление внимания на бесконечность ослабляет влияние коры головного мозга на подкорковые слои. Любая другая мысль вызывает эмоциональные проявления, что автоматически включает высшие корковые центры и их влияние на низшие, мешая последним выполнять свои регуляторные функции в отношении других органов. Йоги соверуют в течение нескольких минут в день научиться ни о чем не думать. Это оказывает громадный освежающий эффект на все тело и нервную систему...
4. Расслабление ума и тела при выполнении асан способствует преодолению чувства обособленного "Я", эгоизма и эгоцентризма. Даже ради этого следовало бы практиковать асаны...
Правда при описании техники выполнения асан он все таки остановился на стадии концентрации внимания на органах. Загадочная рекомендация иметь ЧВН несколько минут в день, а не полноценную 2 часовую практику, меня почему то несколько настораживает...
В книжке компактно и качественно изложен материал о питании и гигиене. Правда уважаемый Ринад научно разбомбил рекомендации по питанию с голоданием, веками выстраданные глупыми практиками, но все же...
Мифолог, а что бы Вы сейчас посоветовали начинающим (кроме ЙИК)?
1. приняв позу надо максимально расслабить тело (но асана от этого не должна меняться) и сознание...
2. вход и выход из поз должен быть плавным, неторопливым...
3. самый идеальный вариант настроить сознание на бесконечность... временами все мысли будут полностью успокаиваться. Такое "безмыслие" или направление внимания на бесконечность ослабляет влияние коры головного мозга на подкорковые слои. Любая другая мысль вызывает эмоциональные проявления, что автоматически включает высшие корковые центры и их влияние на низшие, мешая последним выполнять свои регуляторные функции в отношении других органов. Йоги соверуют в течение нескольких минут в день научиться ни о чем не думать. Это оказывает громадный освежающий эффект на все тело и нервную систему...
4. Расслабление ума и тела при выполнении асан способствует преодолению чувства обособленного "Я", эгоизма и эгоцентризма. Даже ради этого следовало бы практиковать асаны...
Правда при описании техники выполнения асан он все таки остановился на стадии концентрации внимания на органах. Загадочная рекомендация иметь ЧВН несколько минут в день, а не полноценную 2 часовую практику, меня почему то несколько настораживает...
В книжке компактно и качественно изложен материал о питании и гигиене. Правда уважаемый Ринад научно разбомбил рекомендации по питанию с голоданием, веками выстраданные глупыми практиками, но все же...
Мифолог, а что бы Вы сейчас посоветовали начинающим (кроме ЙИК)?
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Смотря какой начинающий. Если кому-то ЙИК недостаточно, а хочется большего, то достаточно обратиться к ССС "Древние тантрические практики" т1. Выбрать себе там некоторые простые и понятные практики по душе, дополняющие ЙИК и делать их, если конечно тапаса и времени достаточноVoyager писал(а): Мифолог, а что бы Вы сейчас посоветовали начинающим (кроме ЙИК)?
У меня, например, не хватает ни того, ни другого, поэтому советы мои всерьез воспринимать не стоит.
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Да, по тем временам это, действительно на мой взгляд, что-то путевое было по йоге. Вот только год издания(то ли 70-е то ли 80-е). Дома где-то стоит на полке, надо будет посмотреть, доберусь до дома 8)Мифолог писал(а): Конечно, это книга недалекая и в сравнении с тем, что доступно сейчас, выглядит совсем несерьезно. Но по тем временам, в далеком 1991 году, еще при Союзе... луч света в темном царстве. Тогда ведь ЙИК еще и в проекте не было, как я понимаю...
Если с годом издания я не ошиблась, то как Микола написал, это может быть и маскировка от цензуры. Трудно представит себе в глубокие советские годы подробное описание ЧВН, работу с сознанием и описание медитативных практик.
Тратака описана, как простое упражнение для глаз, а дальше у кого как выйдет... 8)
Сейчас в ЙИК собрана вся информация для успешной практики на несколько лет и этого вполне достаточно, я думаю.
А.В.
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 4 авг 2011, 22:32
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
Есть и более современные книги именно "Зубковского" подхода автор тов. Кукалев С.В. он практически без изменений изложил "Основной комплекс" за исключением того, что растянул по времени его освоение....и уже в более современном изложении и понимании написал несколько книг основываясь на работах Зубкова. Кстати в книге он (Кукалев) упоминает о ЧВН в описании освоения Падмасаны и так же указывает, что это и есть цель йоги. "по Патанджали"Mykola писал(а):Да, я неточно выразился, работа с сознанием присутствует, но состоит она в сосредоточении внимания на строго определённом органе. Поскольку расслабление сознания не упоминается как цель практики, то такая работа скорее всего будет воспринята в привычном смысле слова--как напряжная и затратная :D Про молчание ума не помню, если и есть--то слишком невнятно, чтобы это заметить. Даже в описании медитативной техники Тратака невозможно понять, что должно происходить с сознанием--он описывает её как упражнение для глаз :? Возможно, это была маскировка от советской цензуры, но что мешало в позднейших изданиях внести ясность? То ли незнание темы, то ли неумение раскрыть её...Voyager писал(а):Не ради правды, а ради истмиы - все таки у Зубкова есть работа с сознанием (внимание на органы) и про молчание ума тоже пару строк (без описания техники).
НатыкАлся на этом форуме о весьма нелестых отзывах о Кукалеве если кто в курсе объясните причину.
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 4 авг 2011, 22:32
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
Ведь все упражнения комплекса это по сути суставная гимнастика сукшма вьяяма описанная Д Брахмачари в варианте Зубкова (Кукалева) комплекс называется "Бахуд ача сукшма вьяяма" Если как вариант использовать упражнения этого комплекса который вкупе с усиленным имеет все необходимые асаны и практиковать эти асаны уже с ЧВН после освоения. Или же в сочетании с динамическими упражнениями ЧВН в асанах недостижимо?
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Можно достигать некоторой степени ментального покоя и в сукшма-вьяяме и даже в аштанга-виньясе, но зачем это, если классический метод намного проще и эффективнее? 8O Дхирендра Брахмачари дал вьяяму, но не пояснил как ею пользоваться, отчего некоторые на ней зацикливаются. А у Сатьянанды, например, упражнения вьяямы предлагаются только на начальных этапах освоения йоги, ИМХО по следующим причинам:
1) для особо негибких
2) для особо тупых, неспособных поначалу ни прочувствовать эффекта асан ни хотя бы понять его теоретически; им дают более понятные и привычные упражнения чем асаны в качестве копромисного варианта практики.
Но и в его подходе все вьяямы постепенно должны быть вытеснены асанами.
1) для особо негибких
2) для особо тупых, неспособных поначалу ни прочувствовать эффекта асан ни хотя бы понять его теоретически; им дают более понятные и привычные упражнения чем асаны в качестве копромисного варианта практики.
Но и в его подходе все вьяямы постепенно должны быть вытеснены асанами.
-
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 4 авг 2011, 22:32
- Откуда: Астрахань
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз