Традиция тантры. Источники / Четыре вида йоги
Традиция тантры. Источники / Четыре вида йоги
Тантра и Йога?
Что за зверь - тантра, и чем отличается от йоги?
То есть что понимают йоги под словом тантра?
Эмоциональное отношение к слову "тантра" у меня довольно отрицательное. Почти такое же как к слову "эзотерический". К слову "буддизм" - нейтральное. Меня самого почему-то буддистом называют. А обьяснить "йог я, а не буддист" не могу, так как какой из меня йог? Двадцати лет :) практики явно нет за плечами.
Слово "йога" вызывает только положительные эмоции, "научный подход к жизни", "йога - жизнь, а жизнь - йога" и др. Это еще конечно связано с тем, что йога была
1) запрещена
2) не охаивалась
в советском союзе, и таким образом
1) ее не поминали всуе люди, к ней отношения не имеющие
2) Ей не создавалось "негативного" образа, только "позитивно-уважительно-иногда_скептический"
Слово же "тантра" затаскано как не знаю что.
В общем, при слове "йога" или "буддизм" возникают у меня вполне стойкие ассоциации, которые можно довести до уровня определения согластно обстановке.
При слове "тантра" возникают только негативно-эзотрические ассоциации. Это видимо неправильно, и неплохо если бы ктото исправил этот пробел в моем мировосприятии.
Если же читать серьезную литературу по тантре, то возникает мысль что тантра=йога.
Может, в йоге делается упор на аскетизм, а в тантре - на медитацию? Но это было бы искуственным сужением понятия "йога". Аскетизм йоге приписывается на основе внешнего наблюдения за йогами, а не является определяющей чертой.
А может - тантра это просто "поздняя" версия йоги, чтото вроде "Возрождения после Античности"?
Но тогда тантра=йога и нечего огород городить.
Встречал еще мнение, что тантра включает в себя йогу.
Не слишком заморочно поставил вопрос?
Что за зверь - тантра, и чем отличается от йоги?
То есть что понимают йоги под словом тантра?
Эмоциональное отношение к слову "тантра" у меня довольно отрицательное. Почти такое же как к слову "эзотерический". К слову "буддизм" - нейтральное. Меня самого почему-то буддистом называют. А обьяснить "йог я, а не буддист" не могу, так как какой из меня йог? Двадцати лет :) практики явно нет за плечами.
Слово "йога" вызывает только положительные эмоции, "научный подход к жизни", "йога - жизнь, а жизнь - йога" и др. Это еще конечно связано с тем, что йога была
1) запрещена
2) не охаивалась
в советском союзе, и таким образом
1) ее не поминали всуе люди, к ней отношения не имеющие
2) Ей не создавалось "негативного" образа, только "позитивно-уважительно-иногда_скептический"
Слово же "тантра" затаскано как не знаю что.
В общем, при слове "йога" или "буддизм" возникают у меня вполне стойкие ассоциации, которые можно довести до уровня определения согластно обстановке.
При слове "тантра" возникают только негативно-эзотрические ассоциации. Это видимо неправильно, и неплохо если бы ктото исправил этот пробел в моем мировосприятии.
Если же читать серьезную литературу по тантре, то возникает мысль что тантра=йога.
Может, в йоге делается упор на аскетизм, а в тантре - на медитацию? Но это было бы искуственным сужением понятия "йога". Аскетизм йоге приписывается на основе внешнего наблюдения за йогами, а не является определяющей чертой.
А может - тантра это просто "поздняя" версия йоги, чтото вроде "Возрождения после Античности"?
Но тогда тантра=йога и нечего огород городить.
Встречал еще мнение, что тантра включает в себя йогу.
Не слишком заморочно поставил вопрос?
-
- Сообщения: 177
- Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 34 раза
- Контактная информация:
re: Тантра и Йога?
Уважаемый Ха Эм Вий, тантра в точном смысле слова - это особый жанр индийской религиозной литературы, появившийся в Средние века и построенный обычно как беседа богов. Этот жанр связан с особой религиозной традицией - тантризмом. Слово "тантризм" имеет три разных смысла: 1) буддизм ваджраяны; 2)направление в шактизме; 3) направление в шиваизме. В двух последних случаях речь идет о течениях индуизма и их подразделениях. И там и там мы имеем дело с религиозными традициями, которые включают в себя и некоторые приемы йоги (особенно кундалини-йогу), и богословские доктрины, и ритуальную практику и прочие атрибуты религиозности. Как Вы понимаете, йогу используют разные религиозные направления, а эти направления, в свою очередь, используют разные части йоги. Так что в целом йога и тантра - понятия разного класса.
re: Тантра и Йога?
Так то оно так, уважаемый Юрий, но не удовлетворяет меня такой ответ, не удовлетворяет...
Вот интересовался я йогой и купил себе книжку профессора, дай бог памяти, Феуерштейна(?) под названием "Йога". Толстенная такая книжка, там понаписано все и про шиваизм и буддизм и кто во что верит и кто чем отличается, и что когда и в какой последовательности написано. Даже приведены переводы шива сутры, йога сутры и упанишад отрывки и еще всякое, все солидно и подробно с комментариями. Но понять из этой книжки что такое конкретно - йога, не представлялось возможным.
Сказать и понять - разные вещи. Сказать я и сам могу. Что такое йога я понимаю примерно, так как занимаюсь. А что есть тантра - нет. Хотя вроде по идее тоже занимаюсь, т.е. в книжках самых рабочих все "тантра" да "тантра". Вот у Виктора на сайте книжка тоже Сатьянанды "систематический курс ... тантра и крия ..." лежит. А причем тут тантра?
Вот скажите, Юрий, у Сатьянанды какая тантра? Буддизм ваджраяны, шактизм или шиваизм? А? Сомневаюсь чтобы хоть один ответ был правильным.
Тантра все таки наверно более общее понятие чем эти три.
Вот интересовался я йогой и купил себе книжку профессора, дай бог памяти, Феуерштейна(?) под названием "Йога". Толстенная такая книжка, там понаписано все и про шиваизм и буддизм и кто во что верит и кто чем отличается, и что когда и в какой последовательности написано. Даже приведены переводы шива сутры, йога сутры и упанишад отрывки и еще всякое, все солидно и подробно с комментариями. Но понять из этой книжки что такое конкретно - йога, не представлялось возможным.
Сказать и понять - разные вещи. Сказать я и сам могу. Что такое йога я понимаю примерно, так как занимаюсь. А что есть тантра - нет. Хотя вроде по идее тоже занимаюсь, т.е. в книжках самых рабочих все "тантра" да "тантра". Вот у Виктора на сайте книжка тоже Сатьянанды "систематический курс ... тантра и крия ..." лежит. А причем тут тантра?
Вот скажите, Юрий, у Сатьянанды какая тантра? Буддизм ваджраяны, шактизм или шиваизм? А? Сомневаюсь чтобы хоть один ответ был правильным.
Тантра все таки наверно более общее понятие чем эти три.
-
- Сообщения: 177
- Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 34 раза
- Контактная информация:
re: Тантра и Йога?
Сатьянанда, как и многие деятели йоги, использовал тантры, то есть средневековые тексты соотв. жанра, как источник разнообразных йогических приемов. Именно в тантрах запечатлены некоторые нововведения в йогу, изобретенные только в Средние века. Если собрать все тантры (т.е. тексты этого жанра) буддийской и индуистской направленности, то из них можно извлечь специфическую систему этих нововведений, которую иногда для простоты тоже называют тантрой, йога-тантрой, тантра-йогой и т.п. Сам Сатьянанда, разумеется, индуист, хотя я не берусь назвать направление, к которому он принадлежит. Однако, как это часто бывает в религиозной жизни восточнее Инда, он использует в практических целях наработки самых разных направлений. Я бы не удивился, если б он воспользовался, например, приемами из "Духовных упражнений" Йгнатия Лойолы. Но от этого он не стал бы католиком, а все равно остался бы индуистом.
Уважаемый Ха Эм Вий, если этот ответ Вас не удовлетворил, то, может, Вы все-таки потрудитесь сформулировать Ваш вопрос яснее?
Уважаемый Ха Эм Вий, если этот ответ Вас не удовлетворил, то, может, Вы все-таки потрудитесь сформулировать Ваш вопрос яснее?
re: Тантра и Йога?
то есть, вы хотите сказать, что тантра - это просто жанр, наподобие сутры? и ничего более?
Хорошо, вопрос: чем отличается тантра-йога от просто йоги? Иначе говоря, какова специфика йогических приемов, взятых из тантр? Если можно, с конкретными примерами названий практик. Так будет яснее.
Хорошо, вопрос: чем отличается тантра-йога от просто йоги? Иначе говоря, какова специфика йогических приемов, взятых из тантр? Если можно, с конкретными примерами названий практик. Так будет яснее.
-
- Сообщения: 177
- Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 34 раза
- Контактная информация:
re: Тантра и Йога?
Как и любой жанр, а тем более жанр религиозной литературы, тантры появились не случайно. Они явились подходящей формой для назревшего переосмысления ряда традиционных представлений. Через них поздняя средневековая культура Индии внесла свой вклад и в религию, и в технику йоги. Этот вклад отличается известным авангардизмом. Например, все перечисленные мною течения, с которыми связаны тантры, имеют общие черты: перенос акцента от созерцания к действию, поиск более быстрых путей духовной самореализации, культ женственности, усиление оккультных мотивов. Налицо некий авантюризм, порой доходящий до экстремизма. Это не могло не коснуться и самой техники йоги. Прежде всего, тантры систематизировали, детализировали и радикализовали уже до того известные приемы йоги, особенно всевозможные крийи. Главная новизна состоит в том, что в тантрах переосмыслена роль мантр: раньше это были всего лишь ритуальные рецитации Вед, теперь они приобрели йогическую значимость, причем мантраяна стала отличаться ускоренными темпами продвижения по йогическому пути. Наконец, именно тантры ввели в йогу многочисленные приемы сексуальной практики и работы со сновидениями.
Традиция тантры. Источники / Четыре вида йоги
Ощущения потоков; тантризм и система Игоря Исаева .
Если кто знает, что это такое и о чем речь, то вот вопрос:
от чего, на ваш взгляд, зависит интенсивность этих ощущений во время практики?
Я никак не могу понять каких-то "прямых" зависимостей. Сегодня, например, просто пусто. "Чисто", никаких ощущений "мурашек", "энегетического душа", "мягких электрических волн" и т.п. (каждый как-то по-своему это может называть).
Вчера это было более менее выражено. Позавчера, дык, вообще трясло, аж волосы дыбом на всех местах подымались.
Что будет завтра, или сегодня вечером - не уверен, что знаю...
От чего же зависимость? От погодных или там, магнитных условий? От настроения? От содержания "шума" в голове? От еды? От секса?...
Кто у себя замечал зависимости?
Если кто знает, что это такое и о чем речь, то вот вопрос:
от чего, на ваш взгляд, зависит интенсивность этих ощущений во время практики?
Я никак не могу понять каких-то "прямых" зависимостей. Сегодня, например, просто пусто. "Чисто", никаких ощущений "мурашек", "энегетического душа", "мягких электрических волн" и т.п. (каждый как-то по-своему это может называть).
Вчера это было более менее выражено. Позавчера, дык, вообще трясло, аж волосы дыбом на всех местах подымались.
Что будет завтра, или сегодня вечером - не уверен, что знаю...
От чего же зависимость? От погодных или там, магнитных условий? От настроения? От содержания "шума" в голове? От еды? От секса?...
Кто у себя замечал зависимости?
Re: Ощущения потоков
Думаю, что сильно зависит от внимания, которое Вы обращаете на это явление. Когда вдруг что-то подобное возникает, то понятное дело внимание сразу привязывается к ощущениям. Я думаю это "происки" неуспокоенного ума, которому только то и надо, что задаваться вопросами.Рустам писал(а):Если кто знает, что это такое и о чем речь, то вот вопрос:
от чего, на ваш взгляд, зависит интенсивность этих ощущений во время практики?
Ну, я бы так быстро не согласился...
Просто, скажем, в одних и тех "стандартных" условиях при одних и тех же упражнениях и нагрузках и прочих одинаковых условиях ощущения всё же разные. Причем зависит это именно от дня. Сегодня если есть, то будет весь день, когда бы не практиковал и сколько...
А вот коли нет, то и нет :(
В чем-то другом дело, думаю. То что от "башки" - это теплее всего. Хотя может и еще что есть
Просто, скажем, в одних и тех "стандартных" условиях при одних и тех же упражнениях и нагрузках и прочих одинаковых условиях ощущения всё же разные. Причем зависит это именно от дня. Сегодня если есть, то будет весь день, когда бы не практиковал и сколько...
А вот коли нет, то и нет :(
В чем-то другом дело, думаю. То что от "башки" - это теплее всего. Хотя может и еще что есть
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Лично я согласен с Ланой в общем. Могу добавить еще - исходя из опыта своего и работы с людьми: все эти ощущения - "прелесть", как говорят отцы церкви о некоторых эффектах Иисусовой молитвы.
Они утверждают (не дословно, но по памяти, неохота в книги лезть, процитирую Иоанна Лествичника: "Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божьих. Стой в сердце с верою, что Бог есть тут же, а как есть - не соображай!».
Мнго раз я наблюдал следующее: как только человек освоил глубокое расслабление (в обеих его аспектах - телесном и ментальном) и перегретый материал бессознательного (вытесненные напряжения) до какой-то степени стравился - наступает равновесие и все эти фокусы, включая спонтанный выход из тела в той же Нидре, ИСЧЕЗАЮТ!!!
Понимаете мысль? Крутану кубик: автоматика организма работает все время пока он жив, не останавливаясь ни на секунду. Идут процессы внутренней подстройки, обеспечения текущего состояния , спим мы или работаем. В норме, т.е. когда сознание человека занято отражением внешнего мира или отключено (сон) эта внутренняя работа НЕ проступает в восприятии.
Но когда Вы начинаете осваивать йогу и делаете то, чего никогда не делали раньше - прислушиваетесь к себе - то у КОГО-ТО из-за особенностей состояния психосоматики или восприятия какие-то отдельные компоненты этой подстройки начинают восприниматься в ощущениях. И все. И только. И ничего больше.
Придавать этому какое-то особенное значение и играть с этим не следует, Вы можете безнадежно "завязнуть" в собственной кинестезии и барахтаться там до скончания веков.
А они, эти ощущения, усиливаются при обращении на них внимания, раскручиваются, и "продвинутые" называют их "энергетическими потоками", и начинают ими манипулировать, разрабвтывая целые теории... Но это НЕ йога, а всего лишь мелкие телесные "сиддхи", побочный эффект практики асан и его следует попросту ИГНОРИРОВАТЬ. Если он не сопряжен с неприятностями во время или после его наблюдения. Тогда нужно внимательно разбираться со своим здоровьем.
Примерно так.
Всех благ!
Они утверждают (не дословно, но по памяти, неохота в книги лезть, процитирую Иоанна Лествичника: "Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божьих. Стой в сердце с верою, что Бог есть тут же, а как есть - не соображай!».
Мнго раз я наблюдал следующее: как только человек освоил глубокое расслабление (в обеих его аспектах - телесном и ментальном) и перегретый материал бессознательного (вытесненные напряжения) до какой-то степени стравился - наступает равновесие и все эти фокусы, включая спонтанный выход из тела в той же Нидре, ИСЧЕЗАЮТ!!!
Понимаете мысль? Крутану кубик: автоматика организма работает все время пока он жив, не останавливаясь ни на секунду. Идут процессы внутренней подстройки, обеспечения текущего состояния , спим мы или работаем. В норме, т.е. когда сознание человека занято отражением внешнего мира или отключено (сон) эта внутренняя работа НЕ проступает в восприятии.
Но когда Вы начинаете осваивать йогу и делаете то, чего никогда не делали раньше - прислушиваетесь к себе - то у КОГО-ТО из-за особенностей состояния психосоматики или восприятия какие-то отдельные компоненты этой подстройки начинают восприниматься в ощущениях. И все. И только. И ничего больше.
Придавать этому какое-то особенное значение и играть с этим не следует, Вы можете безнадежно "завязнуть" в собственной кинестезии и барахтаться там до скончания веков.
А они, эти ощущения, усиливаются при обращении на них внимания, раскручиваются, и "продвинутые" называют их "энергетическими потоками", и начинают ими манипулировать, разрабвтывая целые теории... Но это НЕ йога, а всего лишь мелкие телесные "сиддхи", побочный эффект практики асан и его следует попросту ИГНОРИРОВАТЬ. Если он не сопряжен с неприятностями во время или после его наблюдения. Тогда нужно внимательно разбираться со своим здоровьем.
Примерно так.
Всех благ!
Оно, конечно так... "Побочные эффекты" нормальной практики. Правда, в, так сказать, "более медитативных" моментах практикующий специально обращает своё внимание на подобные эффекты. Я имею ввиду, например, шамбхави и насикагра мудры. И это действует, это ведёт ко всё той же ЧВН. Правда, иным путём.
"People are strange
When you're a stranger"
When you're a stranger"
8O Вот те раз... Признаться, пресильно озадачен. :( До сих пор считал эти ощущения если не главным, то уж во всяком случае очень важным признаком "правильности" упражнений.Виктор писал(а): это НЕ йога, а всего лишь побочный эффект практики асан и его следует попросту ИГНОРИРОВАТЬ.
У того же Шиванады описание каждой асаны заканчивается типа "расслабиться и дождаться прохождения по телу ощущений пранической волны" или "дождаться момента, когда ощущения восходящего потока силы заполнят голову"... Та же набхи-мудра, там тоже "потоки"...
Дык, ведь и не только Шивананда! Хотя одного его уже как бы и достаточно. То есть, я ж не придумал это.
Что-то не срастается у меня теперь. Или мы (я) о разных вещах, и я чего-то не то спросил?