Савикалпа и Нирвикалпа Йога

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Пламен
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 19 мар 2002, 08:47
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Савикалпа и Нирвикалпа Йога

Сообщение Пламен »

Помогите разобраться в сомнениях по поводу статуса нирвикалпа-самадхи, вызванных концептуальными разночтениями этих двух терминов. По мнению Шри Раманы Махариши (Ананда-Марга) савикалпа и нирвикалпа Йога являются внутренними подразделениями восьмичленной самадхи. Бихарская школа (Крия-Йога), однако, считает, что савикалпа-йога равнозначна сампраджнята-йоге, а нирвикалпа-йога нужно понимать как асампраджнята-йогу.

Мнения двух школ подробно излагаются ЗДЕСЬ.
Орлангур
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 01:34
Откуда: Пещера Великого Орлангура
Поблагодарили: 11 раз
Контактная информация:

Сообщение Орлангур »

А с расходом горючего и нюансами управления полетом в астрале и ментале тебя не проинструктировать? Шоб с курса не слететь? :lol:
А вообще-то в чем ты увидел противоречие? Ты сам то понял, что написал как вопрос, или просто жонглируешь незнакомыми словами? :?:
Самадхи (по ЙС) делится на несколько стадий или ступеней, а более общо на две - сампраджнятя и асампраджнята, а они уже подразделяются на более мелкие шажки. Савикальпа - часть сампараджняты, нирвикальпа - последний штрих в асампраджняте. :wink:
Только зачем тебе помочь в этом разобраться, помоги МНЕ понять... :twisted:
Желаю всем скорейшего просветлевания! Орлангур.
Пламен
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 19 мар 2002, 08:47
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Tertium non datur

Сообщение Пламен »

Уважаемый Орлангур,

Я честно пытался ответить два раза здесь и два раза приходилось начинать снова, так как по неизвестным причинам система меня возвращала к Входу.

Поэтому я ответил Вам на указанном выше месте, где находятся и английские тексты, по поводу которых и задан был вопрос.
Советую кроме того почитать Свами Кришнанаду:
http://www.swami-krishnananda.org/intro/intro_13.html

а также лучшее, что есть пока на русском языке по
Йога-сутре 41-44:
http://www.realyoga.ru/boyko/biblio/sat_su03.htm
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Уважаемый Пламен, эдесь все же и сайт, и форумы нацелены больше на практические аспекты йоги и потому более или менее схоластические обсуждения не очень привлекают ее посетителей - Вы уж не обессудьте:))
Мало кто захочет и сумеет обсуждать здесь поднятые Вами вопросы с соответствующим Вашему уровнем информированности и непринужденности, поскольку для этого нужно или достаточно глубокое знание предмета, или хорошая специальная подготовка (профессиональные знания).
В общем известно, что степенями сосредоточения (самадхи) являются сампраджнята - сознание, и асампраджнята - сверхсознание. В первой сознание целиком "захвачено" объектом, мысль или представление и есть объект. Последовательные формы данного вида сосредоточения - обдумывание, размышление, блаженство понавания сути, окончательное отождествление. Однако во всех этих стадиях погружения "в объект" сохраняется индивидуальность, следовательно - различение.
Асампраджнята самадхи, как известно, безобъектное сосредоточение, не имеющее формы (адхары, опоры), когда динамика сознания замирает отслеживая саму себя, либо достижение такой стадии набдюдения за объектом, когда субъект перестает осознавать свое отличие от объекта сосредоточения.
В общем у буддистов и Веданты есть по этому поводу свои представления и своя терминология. но мое мнение таково, что даже несовершенная практика йоги лучше и эффективнее самых высших и утонченных рассуждений о ней.
Всех Вам благ!
Пламен
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 19 мар 2002, 08:47
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Переносим дискуссию

Сообщение Пламен »

Уважаемый Виктор, я ответил Вам частным сообщением и в принципе согласен с Вашими замечаниями. Но все же тема настолько хорошая и любопытная, что не совсем не хочется ее прекращат. Поэтому я перенес дискуссию о различиях в толковании нирвикальпы на мой форум, куда Вас сердечно приглашаю.

И в трех временах да пребудете в йогическом совершенстве.
another
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 20:22
Откуда: Самара
Контактная информация:

Сообщение another »

На русском сайте, господин, мнебы нехотелось, как русскому видеть надпись на языке афтохтонново населения. И прошу не проси расшифрофки.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Пламену

Сообщение Виктор »

Пламен, большое спасибо за приглашение быть модератором на форуме такого высокого уровня, но я не уверен, что по ряду причин буду там уместен.
Первая: вопреки Вашему предположению я не владею английским в таком объеме, чтобы проводить на нем свободную дискуссию. Читать литературу по йоге – это еще куда ни шло, но дискутировать – к этому я не готов. Поэтому английское поле форума для меня заведомо отрезано.
Вторая: по сути хоть я и человек три десятка лет практикующий йогу, но не имею специальной философской подготовки. Федор Ипполитович Щербатской был высокий профессионал в своем деле, как я могу соответствовать такому уровню?
Третья: годами общаясь с людьми обычными, но интересующимися йогой, я привык транслировать им свои мысли (информацию) в рамках данной темы с минимумом специальных терминов, в то время как Вы, кажется, вообще готовы заменить обычную речь узкопрофессиональной.
Кроме того, разве могут быть наши разговоры о йоге окрашены желаемой Вами степенью «отсечения» индивидуальности? Ведь любая внешняя коммуникация по сути есть противофаза даже начальной интроспекции, уже не говоря о более глубоких ее уровнях. Я полагаю, что лишь близкие к самореализации люди в общении с братьями по разуму способны сохранять состояние отсутствия клеш.
Что до терминологии, то термин «сосредоточение» в контексте сутр Патанджали может иметь различные оттенки значения. Лично я подразумеваю под этим автономную самонастройку психосоматики (при грамотном создании соответствующих условий – предварительной проработке тела Хатха-йогой а затем медитации) на восприятие «сигналов» (информации) от все более глубоких уровней бессознательного – вплоть до общей для всех людей основы – архетипического, до соприкосновения с той структурой, которую называет Единым, скажем, та китайская школа Хуаянь, со свиоми десятью ступенями растворения сознания.
Информационная суть самадхи, как я понимаю, это коммуникация Единого с частью, ведь так? После чего часть (субъект) приобретает качество просветления, так как становится познавшим («видящим») свое место в структуре мироздания и последнюю – в доступной для себя «форме» или степени обобщения.
Что до опорных объектов медитации, то опять-таки наша дискуссия абстрактна, поскольку на самом деле можно говорить только о каждом конкретном человеке. Выбор правильной, «работающей» адхары зависит от ведущей репрезентативной системы субъекта и личной «конструкции» его восприятия. В зависимости от этого процесс коммуникация с Единым может разворачиваться (выстраиваться) с «преобладанием» качеств (сущности) воспринимающего субъекта, воспринимаемого объекта либо самого восприятия как такового. Отсюда и соответствующие этапы (ступени, звенья) процесса коммуникации, имеющие некоторые отличия, поэтому они и не одинаковы по количеству и последовательности. Если адхара выбрана верно и технология создания условий для «включения» спонтанного процесса внутрипсихической коммуникации соблюдена, то возможно, что данный процесс запустится. И тогда он разворачивается по своим законам, понимаете, Пламен? В нем может иметь место упомянутая Вами градация промежуточных состояний самадхи, а может и нет. В соответствующем случае реализуется соответствующий сценарий, другой вопрос в том, что все они ведут в итоге к контакту с Единым и обсуждение их особенностей в рамках специализированной терминологии, выяснение того, какой путь наиболее правильный – напоминает , на мой взгляд, поведение слепцов в известной притче, когда они ощупывали слона, выясняя, какой он на самом деле.
Далее Вы говорите: «Что касается практики, мне кажется, да и опыт показывает, что и самая простая практика может оказаться более опасной для человека, чем самое возвышенное рассуждение о ней. Это можно толковать и в смысле, что занятия Раджа-Йогой могут только помочь человеку, в то время как Хатха-Йога - очень опасный инструмент самоусовершенствования».
Позвольте в корне с Вами не согласиться, поскольку всегда только практика йоги (как и чего угодно вообще) есть адхара для последующих рассуждений о ней. Когда рассуждения оторваны от практики, постоянно не уточняются и не ограничиваются ею, то возникает стопроцентная опасность их вырождения в мертвую схоластику, причем структура таких рассуждений, как правило, развивается уже не в рамках реальности обсуждаемого, но по законам только логики и самого языка. И никакая возвышенность здесь не спасет от потери смысла. И тогда рассуждающие полностью уходят в логико-семантическое пространство, не имеющее ничего общего с реалиями обсуждаемого.
И вот как раз такой вариант дискуссии меня интересует меньше всего, поскольку как раз он опасен своей бессмысленностью, он бесплодно уничтожает мое личное время.
Если рассуждения истинны, постоянно корректируются практическими результатами, то понимание развивается и практика будет совершенствоваться.
:arrow: Любые наши шаги на пути постижения Высшего неминуемо начинаются с обработки собственной материи – тела, которая называется Хатха-йогой. Когда субъектом поняты и применены ее действительные ЗАКОНЫ, то процесс самоусовершенствования НЕ может быть опасным, поскольку протекает БЕЗ участия субъекта, будучи самонастройкой на высшее. Затем этот процесс покидает сферу материи и центр тяжести его последовательно и гармонично перемещается в психическое, что и является Раджа-йогой. Которая. Как Вам известно, не может состояться БЕЗ Хатха-йоги.
А те редкие случаи удивительных и спонтанных взлетов духа (без вообще без этапа Хатха-йоги как таковой) которые нам известны – являются не более чем абсолютно не воспроизводимыми флуктуациями.
Всех благ Вам!
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
Орлангур
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 01:34
Откуда: Пещера Великого Орлангура
Поблагодарили: 11 раз
Контактная информация:

Сообщение Орлангур »

Иногда сэр В.Б. так хорошо говорит, что аж заслушаешься. Действительно, рассуждения людей, которые не имеют никакого отношения к практике, даже в самом примитивном варианте (поправьте меня, если я обшибаюсь, дорогой Пламень сияющий), но при этом знают много умных словов и терминов. так вот эти рассуждения бесплодны и бесполезны и им здесь не место, ИМО.
Кстати, в самой Индии, так называемые пандиты, или знатоки санскрита, Вед и философии, если они при этом не являются практиками, а только рассусоливающими учение схоластами, весьма презираемы адептами всех традиций, от тантриков до ведантистов...
так что расскажи нам лучше о своей практике, дорогой Пламень...
Желаю всем скорейшего просветлевания! Орлангур.
Аватара пользователя
Vi
Сообщения: 168
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:58
Откуда: Moscow
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

хе-хе...

Сообщение Vi »

Как это у Вас драконов называется? :) "очищение огнем"? :))
Я вот всё думаю - чего это ВСБ повелся... здоровый вроде мужик...
@}--,---'---
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Vi, а Вы думаете это сообщение адресовано одному Пламену? Или что Пламен один такой? Лично я никакой непоследовательности не заметил. :wink:
Ответить