Зачем поэту - йога? / К вопросу о гениальности
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
Речь идет об особенностях функционирования психики одаренных людей. Гениев может быть я по жизни и не встречал, но вот неуравновешенных талантов полно:)
Так что же произойдет с талантливым человеком решившим войти в полосу средних значений :?:Советский физиолог и генетик поведения Леонид Крушинский стоял на том, что склонность к психопатии обусловлена повышенной возбудимостью мозга, которая необходима для проявления любого дара, и она же ведет как «побочный эффект» к психическим патологиям. Косвенные доказательства своей правоты он смог получить: эксперименты подтвердили корреляцию уровня двигательной активности и успешности обучения у собак и неврозоподобные состояния у различных животных при решении некоторых трудных интеллектуальных задач.
Согласно Зигмунду Фрейду, талант представляет из себя врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы; такая сублимация влечет за собой порою невротические или психотические осложнения. «В сущности своей художник это интравертированный, которому недалеко до невроза. В нем теснятся сверхсильные влечения, он хотел бы получать почести, власть, богатство, славу и любовь женщин; но у него нет средств, чтобы добиться их удовлетворения. А потому, как всякий неудовлетворенный человек, он отворачивается от действительности и переносит весь свой интерес, а также свое либидо на желанные образы своей фантазии, откуда мог бы открыться путь к неврозу» (1917 г.).
Карл Густав Юнг признает, что ’«художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза».
Один из основателей советской психиатрической школы В. А. Гиляровский считал, что «нет принципиальной разницы между творчеством душевнобольного и творчеством нормального и даже одарённого человека… Обострённая благодаря болезни способность восприятия и самая односторонность мышления, наклонность к болезненным преувеличениям могут позволить лучше видеть отдельные стороны явлений, действительно существующие, но при обычных условиях тонущие и ускользающие в массе других»
Среди современных американских исследователей следует упомянуть книгу J. L. Carlson, который, проведя статистическое изучение, пришёл к выводу, что риск психического заболевания у гениев значительно выше, следовательно, существует связь между творческим потенциалом и психотическим расстройством. «Предрасположенность к близорукости, шизофрении и алкоголизму — это та цена, которую платит человечество за высокую одаренность отдельных людей, без которых невозможен прогресс»
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Есть еще одна черта, которая характеризует многих гениально одаренных людей – это болезненность или даже патология их психики. В XIX веке итальянский исследователь и криминалист Ч. Ламброзо заинтересовался проблемой патологии психики у гениально одаренных людей и написал книгу «Гениальность и помешательство». В ХХ веке такую попытку предпринял генетик В. Эфроимсон. О патологии психики как одном из признаков гениальности говорят как о загадке: почему болезненная психика (при наличии выдающихся способностей) может способствовать выдающимся достижениям в творчестве. Когда гениальные личности близки к безумию, в этом безумии они поразительно видят жизнь, открывают ее тайники, срывают маски и, проникая в ее глубины, обнаруживают невидимые для других связи. Фактически, говоря о гении и природе гения, нужно искать некоторый «автономный функциональный психонейрофизиологический комплекс» личности, который рельефно отражает суть гениальной одаренности. Гений творит и бессознательно, благодаря своей интуиции, идет по никем не пройденному пути, и потому то, что рождается, становится оригинальным.Omm писал(а):Речь идет об особенностях функционирования психики одаренных людей.Среди современных американских исследователей следует упомянуть книгу J. L. Carlson, который, проведя статистическое изучение, пришёл к выводу, что риск психического заболевания у гениев значительно выше, следовательно, существует связь между творческим потенциалом и психотическим расстройством. «Предрасположенность к близорукости, шизофрении и алкоголизму — это та цена, которую платит человечество за высокую одаренность отдельных людей, без которых невозможен прогресс»
http://www.s-genius.ru/vse_knigi/genio_talento.htm
(Е. Синицын, О.Синицына
Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)
Гений или талант?)
Противопоказаниями к йоге являются
- психические расстройства
- пограничные состояния
Возможно гениям и невозможно заниматься йогой?
А.В.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Мне кажется, что незаурядные способности, в крайнем проявлении гениальность--понятие относительное. Человек может выглядеть ненормальным (в лучшую сторону) лишь на фоне общества, в котором он живёт. Но это не значит, что он ненормален в принципе--в сравнении с потенциальными возможностями Хомо сапиенс, и что уравновешивание с помощью йоги эту гениальность уничтожит/вылечит.
- narasius
- Сообщения: 735
- Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
- Откуда: Украина, Николаев
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 50 раз
может это определение известности, а не гениальности? А то если так рассуждать, то и добрым/честным без признания других не быть.Матсья писал(а):Предмет исследования определён неправильно. Гений это не столько свойство личности, сколько свойство окружающего его общества и реальности. Мы признаём гением того, кто оказал существенное влияние на нашу жизнь, изменил её. Если идея была верная, но не оказала влияния на жизнь (оказала позднее) и при этом сохранилась, то гений выходит непризнаный. А если не сохранилась, то какой он нафиг вооще гений? Вот и выходит, что лично Вы можете производить какие-то идеи, воплощённые в чём-то реальном, но гением быть без общества не можете.
---------
Я повторю то, что уже есть в начале этой темы. Мне кажется йога может убрать желание (источник мотивации) чем-то заниматься, или добавить...
Но убрать талант в каком-то виде деятельности, если такие задатки есть, -- наверное нет, во всяком случае я не представляю это.
И.З. В любом случае рекомендую тему почитать сначала, Константин не зря перенёс сообщения сюда.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Ну вообще-то да. То, что считается добром и честностью в одном обществе может не быть таковым в другом. Так, что добрый человек добр в рамках своей культуры. Тоесть расчитывает на признание этого со стороны соплеменников.narasius писал(а):А то если так рассуждать, то и добрым/честным без признания других не быть.
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
-
- Сообщения: 2409
- Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
- Поблагодарили: 8 раз
Наш гениальный комментатор Владимир Ильич Гендлин иногда констатирует, оценивая действия спортсменов: «Этому нельзя научить». Опираясь на данные слова, НМВ, можно сделать вывод: талант это относительно стабильная способность созидать то, что непредугадываемо логикой, но выдерживает испытание логикой постфактум.
С наилучшими пожеланиями, Константин.
«Этому нельзя научить»
Внесу свои скромные пять копеек.
Как сказал один человек
Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration.
Thomas A. Edison
В буквальном переводе: Гениальность это один процент вдохновения и 99 процентов потения.
Мне кажется - научить можно, другое дело - будет ли человек потом сам трудиться из себя над тем чему его научили , насколько это его.
Я занималась в не совсем обычной художественной студии. Так вот там учительница могла научить рисовать любого человека зашедшего с улицы. И рисовать очень красиво, необычно, нестандартно, вытягивая из человека его собственный стиль, его мысли, его видение этого мира...Главное там было - это терпение и трудолюбие.
Оттуда действительно могли выйти гении. Пусть не все, но несколько человек - у них тааакие работы были, причем некоторые из них - очень неожиданно начинали невероятно работать, как прорывало что-то...
Многие из этих ребят занимались разными практиками - кто хатхой, кто медитациями в разных духовных структурах.
В результате - кто-то действительно бросил рисовать уйдя в практики, пару человек побывали в больнице для душевнобольных, одна девочка ушла в монастырь, остальные - оборвалось когда завели семьи или просто отошло так как изначально было не дело жизни.
Сейчас насколько я знаю пару человек продолжает рисовать, но подчищеные под стандарт социумом - академиями, институтами - да, красиво, но "правильно"....
Вот такая история .
Внесу свои скромные пять копеек.
Как сказал один человек
Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration.
Thomas A. Edison
В буквальном переводе: Гениальность это один процент вдохновения и 99 процентов потения.
Мне кажется - научить можно, другое дело - будет ли человек потом сам трудиться из себя над тем чему его научили , насколько это его.
Я занималась в не совсем обычной художественной студии. Так вот там учительница могла научить рисовать любого человека зашедшего с улицы. И рисовать очень красиво, необычно, нестандартно, вытягивая из человека его собственный стиль, его мысли, его видение этого мира...Главное там было - это терпение и трудолюбие.
Оттуда действительно могли выйти гении. Пусть не все, но несколько человек - у них тааакие работы были, причем некоторые из них - очень неожиданно начинали невероятно работать, как прорывало что-то...
Многие из этих ребят занимались разными практиками - кто хатхой, кто медитациями в разных духовных структурах.
В результате - кто-то действительно бросил рисовать уйдя в практики, пару человек побывали в больнице для душевнобольных, одна девочка ушла в монастырь, остальные - оборвалось когда завели семьи или просто отошло так как изначально было не дело жизни.
Сейчас насколько я знаю пару человек продолжает рисовать, но подчищеные под стандарт социумом - академиями, институтами - да, красиво, но "правильно"....
Вот такая история .
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Была когда-то довольно любопытная книжка на этот счёт.
"О мальчике который умел летать или путь к свободе", кому интересно. Немного в стороне от общепринятых концепций.
"О мальчике который умел летать или путь к свободе", кому интересно. Немного в стороне от общепринятых концепций.
-
- Сообщения: 2409
- Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
- Поблагодарили: 8 раз
Учёба – само собой. Но Вы же не можете с уверенностью утверждать, что Ваши коллеги по художественной студии не имели способностей и подавали надежды только из-за учительницы? С другой стороны, почему не предположить, что она прирождённый педагог?Ксана писал(а):...
Одна из ярких черт современности - копирование и подражательство (так было всегда, но сейчас это поставили на поток). Копирование – тоже труд. Любой труд почётен. Но ценность копий в искусствоведении известна. :roll:
С наилучшими пожеланиями, Константин.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Тогда книгу читали и широко обсуждали. Только вот незадача, публикация, на сколько я помню, не была завершена (её печатали в каком-то журнале, кажется в "студенческом меридиане", по частям). Тут начался развал СССР и всем стало не до того. А после развала её конечно напечатали, но сама идея государственной заботы о воспитании гениев как-то усохла и сменилось концепцией воспитания счастливых дебилов. Так, что идеи этой книжки проверены на практике небыли.
И мне тоже не до того стало. Я и вспомнил-то про неё только в контексте этого разговора.
И мне тоже не до того стало. Я и вспомнил-то про неё только в контексте этого разговора.
- Hg
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 17 сен 2010, 17:05
- Благодарил (а): 94 раза
- Поблагодарили: 214 раз
"Как получилось, что самые смелые люди – поэты – единственные, которые не боятся открывать, что у них на душе, и люди благодарны им за то, что, говоря о себе, они говорят за всех, – начали поучать? Может быть, единственное, чему поэт может научить людей, – это тому, что каждый человек – мир, и когда встречаются два человека в очереди за папиросами или на катке, это две галактики сближаются, и надо быть осторожным, чтобы не повредить структуру."
М. Анчаров, "Синий апрель"
М. Анчаров, "Синий апрель"
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Сияешь?
- Сияю!
- Здравствуй!
- Сияешь?
- Сияю!