Вопрос о праве на ошибку + диспут о значении мотивации
Вопрос о праве на ошибку + диспут о значении мотивации
Есть ли у йогов такое право, как право на ошибку? Сама себя корю за свои ошибки и это не дает мне покоя. Стараюсь исправить то, что в моих силах. Думаю и хочется верить, что ахимсы это не нарушает. Хотелось бы узнать кто и что об этом думает?
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Lana, по-моему Вы неправы, не ошибается только тот, кто ничего не делает. И причем здесь ахимса!? Главное это извлекать из своих и чужих ошибок (негатива) личный позитивный опыт. И тогда количество погрешностей в жизни будет сведено к возможному минимуму. Вот и все.
Не умножайте сущностей сверх необходимого ! (Оккам).
Всех благ!
Не умножайте сущностей сверх необходимого ! (Оккам).
Всех благ!
Re: Вопрос ко всем о праве на ошибку
Lana - вопрос не совсем ясен, что вы имеете ввиду?
Если есть текущее стремление быть идеальной - это постулат и нужно работать с манасом.
Если имеются ввиду мучительные воспоминания о прежних событиях - нужно работать с самскарами.
А вообще я думаю, при успешной практике глубоко пофигу ЧТО Я ДЕЛАЮ, КАК Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ЧЕГО Я ДЕЛАЮ - т.е. исчезает мотивация действия - следовательно реализуется карма-йога, действие без желания. А если нет желания, то нет и плодов желания.
Если есть текущее стремление быть идеальной - это постулат и нужно работать с манасом.
Если имеются ввиду мучительные воспоминания о прежних событиях - нужно работать с самскарами.
А вообще я думаю, при успешной практике глубоко пофигу ЧТО Я ДЕЛАЮ, КАК Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ЧЕГО Я ДЕЛАЮ - т.е. исчезает мотивация действия - следовательно реализуется карма-йога, действие без желания. А если нет желания, то нет и плодов желания.
Re: Вопрос ко всем о праве на ошибку
Будучи хронической отличницей в третьем поколении, начинала заниматься йогой так: НАДО. Вот НАДО - именно в это время, в этой последовательности и именно так (собственно, КАК - придумывала сама же, но не видела этого факта в упор и очень долго). Шаг вправо - шаг влево генерировал мощное чувство вины. Протест проявлялся в "неожиданных" и катастрофических срывах режима, которые и заставили задуматься о том, что же я делаю не так. "Задумчивость" не приносила ценных плодов, пока не обнаружилось сильное и даже злобное раздражение по поводу моих НАДО. Связь этого раздражения со "срывами", а "срывов" с насильственным НАДО стала вдруг очевидной, и я сказала себе: "Моя практика. Я никому ничего не должна." Я исследую себя, йогу, себя в йоге - значит, мое святое право - действовать по-разному, чтобы иметь возможность выбирать наиболее приемлемые способы действия...
Вообще-то для традиционной индийской йоги такая установка, пожалуй, сомнительна. Гуру сказал - ученик расцвел и делает, что сказано, без лишних вопросов. Но современный европеец так, наверное, не сумеет. Нам полезно думать самостоятельно.
Так что, Lana, если Ваш вопрос касается ошибок в практике, то я их теперь роковыми не считаю. Просто я учусь - значит, сегодня знаю и умею меньше, чем буду знать и уметь завтра, как же иначе!
А если речь об ошибках жизненных... Ох, это непросто... Но в любом случае грызть себя за то, что уже произошло - непродуктивно. Прошлого нет, как известно, зато будущее до некоторой степени в нашей власти!
Вообще-то для традиционной индийской йоги такая установка, пожалуй, сомнительна. Гуру сказал - ученик расцвел и делает, что сказано, без лишних вопросов. Но современный европеец так, наверное, не сумеет. Нам полезно думать самостоятельно.
Так что, Lana, если Ваш вопрос касается ошибок в практике, то я их теперь роковыми не считаю. Просто я учусь - значит, сегодня знаю и умею меньше, чем буду знать и уметь завтра, как же иначе!
А если речь об ошибках жизненных... Ох, это непросто... Но в любом случае грызть себя за то, что уже произошло - непродуктивно. Прошлого нет, как известно, зато будущее до некоторой степени в нашей власти!
С уважением
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Еле, йога - это искусство возможного. Если Вам удастся вникнуть в принцип действия не действием, то все упомянутые Вами комплексы иои сформировавшиеся и не устраивающие Вас свойства характера просто постепенно исчезнут. "Надо" можно соответствующим образом переориентировать, и тогда станет ясно чтол йога - это не гестапо :)
Всех благ!
Всех благ!
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
"Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает всё таковым" (с) Гамлет, принц Датский.
Хороший способ думать не в терминах ошибки (правильно - не правильно), а в терминах результата (получилось - не получилось).
Если результат неудовлетворительный (не получилось). Проверяем нужно ли нам это ещё и возможно ли это ещё. Если оба ответа положительные - меняем поведение и пробуем ещё раз. И так до тех пор пока либо результат не станет удовлетворительным (получилось) либо цель не изменится (больше не нужно или больше не возможно). Подчёркиваю: меняется не прошлое, а текущее поведение.
"По-моему так!" (с) Винни Пух
Хороший способ думать не в терминах ошибки (правильно - не правильно), а в терминах результата (получилось - не получилось).
Если результат неудовлетворительный (не получилось). Проверяем нужно ли нам это ещё и возможно ли это ещё. Если оба ответа положительные - меняем поведение и пробуем ещё раз. И так до тех пор пока либо результат не станет удовлетворительным (получилось) либо цель не изменится (больше не нужно или больше не возможно). Подчёркиваю: меняется не прошлое, а текущее поведение.
"По-моему так!" (с) Винни Пух
-
- Сообщения: 751
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 30 раз
8O Батенька,для того,чтобы стало глубоко пофиг,что,как и для чего делать,чтобы исчезла мотивация к действию,достаточно обратиться к нейрохирургу с просьбой об удалении полушарий мозга,чтобы наверняка-гиппокампа с гипоталамусом.Леня писал(а):А вообще я думаю, при успешной практике глубоко пофигу ЧТО Я ДЕЛАЮ, КАК Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ЧЕГО Я ДЕЛАЮ - т.е. исчезает мотивация действия
П.С.ЛЮБОЕ действие организма,хотите Вы этого или нет,осознаете это или нет-ВСЕГДА мотивированно в соответствии с имеющимися на данный момент генотипическим(врожденным) и фенотипическим(приобретенным) опытом и состоянием функциональных систем организма.
Последний раз редактировалось Федор 3 сен 2003, 17:20, всего редактировалось 1 раз.
Перечитал последний пост Лени... Где он говорил о "хаотичном нажимании на кнопки"?Федор писал(а):практика",это возможность хаотического "нажимания" на "кнопки"-то это не значит,что я заблуждаюсь.
Надо стараться услышать мысль другого, не преломляя ее призмой собственных заблуждений...во всяком случае всякий диалог, есть движение навстречу, а не поперек..
Леня говорит о краеугольном камне все философии человечества во все времена: действий без желания!
Best regards. Andrunja.
-
- Сообщения: 751
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 69 раз
- Поблагодарили: 30 раз
"при успешной практике глубоко пофигу ЧТО Я ДЕЛАЮ, КАК Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ЧЕГО Я ДЕЛАЮ - т.е. исчезает мотивация действия "Андрюня писал(а):Перечитал последний пост Лени... Где он говорил о "хаотичном нажимании на кнопки"?
Хлопцы,ну не смешите вы пана Ринада!Как только "исчезла" 8O мотивация-все последующие действия организма(по крайней мере-"механизмов" высшей нервной деятельности) бессмысленны (немотивированны,хаотичны).Кстати,в чем отличие йогической тренировки от,скажем,бега трусцой?Имхо-всего навсего :roll: в нетривиальности и "плотности" втягивания в тренировку вышеупомянутых "механизмов".Далее-перекрестная адаптация(это для Ланы,в дополнение к сказанному Виктором).
Имхо."Действие без желания","действие недействием"-это НЕ "исчезновение" мотивации,а действия в соответствии с НЕТРИВИАЛЬНОЙ мотивацией.
Андрюня писал(а): краеугольном камне все философии человечества во все времена:...!
Дружище,извини,но расхожие штампы для меня не аргумент.
Пока.
Элементарный пример человек-трудоголик основная мотивация (неосознаваемая), например, страх остаться без средств к существованию, если мы практикой йоги или другой практикой убираем эту скрытую мотивацию, человек окажется в точке без мотивации и ему может быть очень тяжело, потому что старую мотивацию человек потерял, а новую пока не приобрел и будет большой соблазан бросить все.Федор писал(а):Как только "исчезла" 8O мотивация-все последующие действия организма(по крайней мере-"механизмов" высшей нервной деятельности) бессмысленны Имхо."Действие без желания","действие недействием"-это НЕ "исчезновение" мотивации,а действия в соответствии с НЕТРИВИАЛЬНОЙ мотивацией.
Пока.
Безусловно, произойдет переключение на другую мотивацию, например, кормить себя или свою семью, но это будет уже другая история, человек или сознательно поменяет непосильную работу, на более соответствующую своим возможностям, или снизит нагрузку на посильную, или сможет адаптироваться к работе.
НО БЕЗУМНОГО ЖЕЛАНИЯ ТРУДИТЬСЯ, У НЕГО УЖЕ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО ОН НЕ БУДЕТ ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ, В ФОРМЕ СТРЕССА, ИНФАРКТА И Т.П.
Блин, не люблю цитаты, но хорошо сказано:Федор писал(а):Имхо."Действие без желания","действие недействием"-это НЕ "исчезновение" мотивации,а действия в соответствии с НЕТРИВИАЛЬНОЙ мотивацией.Андрюня писал(а): краеугольном камне все философии человечества во все времена:...!
Дружище,извини,но расхожие штампы для меня не аргумент.
===cut===
Однажды большой спорщик старался поставить Будду в тупик, задавая ему двусмысленные вопросы. Будда перестал заниматься им и сказал, обращаясь к толпе, окружавшей его: "Этот человек не хочет того, что он видит. Того, что не видит, ищет он. Думаю, он долго будет тщетно искать. Он не удовлетворяется тем, что видит вокруг себя, и его желания безграничны. Благо отказавшимся от желаний".
===cut===
Best regards. Andrunja.
Федор, в этом я с Вами согласна. Для меня представляет определенные трудности объяснить то, о чем Вы написали с точки зрения например физиологии, но выводы о том, что принцип действия недействием и в жизни и в практике приемлем для человека, который решил стать отшельником, оставив любую социальную активность мне кажется очевидным.Федор писал(а): ЛЮБОЕ действие организма,хотите Вы этого или нет,осознаете это или нет-ВСЕГДА мотивированно в соответствии с имеющимися на данный момент генотипическим(врожденным) и фенотипическим(приобретенным) опытом и состоянием функциональных систем организма.
Moтивация, конечно, никуда не девается. Все имеет причину, а мотивация по определению практически и есть причина. Изменения при "не-деланьи" идут в самоидентификации. (где и есть проблема - ложная само-ия есть главное заблуждение по Патнджали и иже с ним) Или "я хочу есть" или "мое тело голодно". "Я" оно есть абсолютная ценность в нек. смысле - у других моего "я" точно нет, поэтому для сохранения можно, скажем, кого-нибудь ограбить и поесть. Если же мы беспокоимся о теле, то оно есть и у других. И если не выделять тело как "мое" (что просто сводится к первому случаю самоидентификации), а как просто одно из многих вокруг, то стараешься накормить его без ущерба для остальных тел. Тоже самое относительно эмоциональных и пр. потребностей. Поэтому можно сказать, что ("личностная") мотивация исчезает, т.к. она становится "не моей", а просто один из многих разных импульсов в окр. мире. А при отключении идентификации от мотивации, последняя весьма ослабевает, если не исчезает. Не мотивация пропадает, а самоидентификация меняецца.
И вот когда нет возможности поесть без ущерба для окружающих тут и есть главное испытание:-) Или мы недеятельно ждем у моря погоды как у Лао Цзы, или нафиг яму и нияму. Возможно это субьективно, но первое часто работает, как ни странно... (хотя так вроде и должно быть:)
Насчет того, что йогическое общество соседи заедят - это вряд ли, вот Ганди Индию освободил - на совесть колонизаторов умело надавив:-)
Йога она гипер-социальна. Имхо. Социум еще не дорос до подобающей самоидентификации. Напр. я хоть и сам мясо ем когда дают, мне стыдно:). Как известно, большая часть населения Земли вегетарианцы, кто по убеждениям, а кто по обстоятельствам. Но на производство 1 кг. мяса уходят десятки кг. зерна, тонны воды, электроэнергии итп. "Развитые" господа и товарищи едят в 2 и более раз чем необходимо. Можно легко накормить и Африку и пр. Я подозреваю, что, на худой конец, можно накормить ту же Африку просто отходами липосакции из развитых стран, хоть это и не совсем йогично будет...
И вот когда нет возможности поесть без ущерба для окружающих тут и есть главное испытание:-) Или мы недеятельно ждем у моря погоды как у Лао Цзы, или нафиг яму и нияму. Возможно это субьективно, но первое часто работает, как ни странно... (хотя так вроде и должно быть:)
Насчет того, что йогическое общество соседи заедят - это вряд ли, вот Ганди Индию освободил - на совесть колонизаторов умело надавив:-)
Йога она гипер-социальна. Имхо. Социум еще не дорос до подобающей самоидентификации. Напр. я хоть и сам мясо ем когда дают, мне стыдно:). Как известно, большая часть населения Земли вегетарианцы, кто по убеждениям, а кто по обстоятельствам. Но на производство 1 кг. мяса уходят десятки кг. зерна, тонны воды, электроэнергии итп. "Развитые" господа и товарищи едят в 2 и более раз чем необходимо. Можно легко накормить и Африку и пр. Я подозреваю, что, на худой конец, можно накормить ту же Африку просто отходами липосакции из развитых стран, хоть это и не совсем йогично будет...
Пофигу, если не быть материалистом. Жизнь не кончается со смертью тела. Все продолжиться в следующей жизни, с того же места. Человек сам отвечает за свою карму и бояться - раджас.Dima писал(а):проблема - ложная само-ия есть главное заблуждение по Патнджали и иже с ним) Или "я хочу есть" или "мое тело голодно". "Я" оно есть абсолютная ценность в нек. смысле - у других моего "я" точно нет, поэтому для сохранения можно, скажем, кого-нибудь ограбить и поесть. Если же мы беспокоимся о теле, то оно есть и у других.
А Кришна учил:
Лучше своя дхарма разбойника, чем чужаю дхарма йога.
(В вольном переводе).
Каждый Велик на своем месте.
Re: Вопрос ко всем о праве на ошибку
:arrow: понятые тобой ошибки - есть путь к твоему духовному развитию.Lana писал(а):Есть ли у йогов такое право, как право на ошибку? Сама себя корю за свои ошибки и это не дает мне покоя. Стараюсь исправить то, что в моих силах. Думаю и хочется верить, что ахимсы это не нарушает. Хотелось бы узнать кто и что об этом думает?
корать себя за что-либо никогда не стоит, это будет постоянно тебя угнетать,
лучше думай о своих ошибках, как о способе развития - просто пытайся их больше не повторять.