Думаю, что это интуиция. То внутреннее Я, которое есть в каждом человеке, но до поры до времени спит. У некоторых просыпается в критические моменты. Йоги вытаскивают ЭТО в процессе практики. Человек начинает жить не по наработанным и усвоенным программам, которые ему заложили в детстве родители, окружающая среда(школа, друзья...), а по каким-то своим интуитивным направлениям. Т.е. чел более тонко чувствует, что ему надо в данный момент, как поступить в той или иной ситуации. Многие в корне меняют свою жизнь, карьеру, семейные отношения(в ту или иную сторону).Йог Йорг писал(а):Но это знакомство c чем-то, что есть во мне и чему до меня (и до всего) никакого дела нет, я запомнил. Не знаю, как назвать этот пласт сознания, психическую программу или что это было. Это не была деперсонализация и дереализация. Состояние сознания оставалось относительно нормальным.
Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
- Рейтинг: 6.25%
А.В.
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Спасибо, Алла. Я тоже размышлял в этом направлении. Возможно, это была интуиция, которая указала мне на то, что организму нужен покой, отдых, что он заболевает, а я ее не услышал и упирался, пока действительно не заболел.Березина писал(а):Думаю, что это интуиция.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Скажите пожалуйста, в приведенной цитате слово "наблюдатель" употреблено в том же смысле, что и в http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php ... 70#p182098" onclick="window.open(this.href);return false; ?Йог Йорг писал(а):Состояние сознания было практически нормальным. То есть присутствовало обычное разделение на наблюдателя (самоконтроль) и наблюдаемое (ощущения, эмоции, внешние сигналы). Самоконтроль привычно работает, я судорожно пытаюсь понять, что со мной не так.
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Нет. Здесь наблюдатель и наблюдаемое - разделение обычного, поверхностного сознания на составляющие. Это так, как случается, когда вы осознаете свои вритти, думаете: ага, вот я пью чай, а кот орет, нужно встать и впустить его; в то же время я осознаю, что слежу за тем, как я пью чай, орущим котом... и т.д. Дословно так, как я и сказал: наблюдатель (самоконтроль) и наблюдаемое (ощущения, эмоции, внешние сигналы, отраженные в сознании). В опыте ЧВН описывается наблюдатель в йогическом смысле, безличностный. Это другое.Разумный писал(а):Скажите пожалуйста, в приведенной цитате слово "наблюдатель" употреблено в том же смысле, что и в http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php ... 70#p182098" onclick="window.open(this.href);return false; ?Йог Йорг писал(а):Состояние сознания было практически нормальным. То есть присутствовало обычное разделение на наблюдателя (самоконтроль) и наблюдаемое (ощущения, эмоции, внешние сигналы). Самоконтроль привычно работает, я судорожно пытаюсь понять, что со мной не так.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 1 янв 2009, 12:56
- Благодарил (а): 3 раза
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
По моему субъективному мнению одно из немногих описаний кавальи простым и доступным языком.
"Hа пpотяжении двyхлетнего пеpиода я pегyляpно посещал одного свами, жившего вблизи Шpинагаpа. Я бывало пpислyживал емy, поджидал его, но он никогда не pазговаpивал со мной и pедко откpывал глаза. Его звали Хаpи Ом. За целых два года он ни pазy не взглянyл на меня! Однажды я сказал своемy yчителю:
«Я сыт по гоpло этим свами. Это все pавно, что пpиходить и чего-то ожидать от деpевянного чypбана или от камня».
«Hе говоpи так, — возpазил мой yчитель. — Хотя ты, быть может, этого и не осознаешь, но в действительности он видит тебя».
«Как он может меня видеть, если его глаза закpыты?» — yдивился я тогда.
Когда после этого pазговоpа я вновь отпpавился повидать его, Хаpи Ом неожиданно залился смехом, а затем сказал следyющее:
«Так по-твоемy я деpевянный чypбан или камень? Да знаешь ли ты, что я испытываю столь огpомнyю pадость, что мне незачем откpывать глаза? Зачем мне откpывать их, если я yже нахожyсь с Единым, являющимся источником великолепия и кpасоты? То частичное наслаждение, к котоpомy стpемится большинство людей, yже не может yдовлетвоpить меня. Вот почемy я деpжy глаза закpытыми. Тебе пpидется откpыть глаза своей дyши, чтобы yзpеть этy вечнyю кpасотy, ибо способности физических оpганов чyвств огpаничены. Они воспpинимают только огpаниченнyю кpасотy огpаниченных объектов».
Меня вдохновили эти пpекpасные слова. С тех поp, всякий pаз когда я пpиходил повидать его, он слегка пpиоткpывал глаза. Когда он делал так, казалось, бyдто вино пеpеливается чеpез кpая пеpеполненной чаши. Можно было ощyщать тy pадость, что исходила y него изнyтpи" Свами Рама.
"Hа пpотяжении двyхлетнего пеpиода я pегyляpно посещал одного свами, жившего вблизи Шpинагаpа. Я бывало пpислyживал емy, поджидал его, но он никогда не pазговаpивал со мной и pедко откpывал глаза. Его звали Хаpи Ом. За целых два года он ни pазy не взглянyл на меня! Однажды я сказал своемy yчителю:
«Я сыт по гоpло этим свами. Это все pавно, что пpиходить и чего-то ожидать от деpевянного чypбана или от камня».
«Hе говоpи так, — возpазил мой yчитель. — Хотя ты, быть может, этого и не осознаешь, но в действительности он видит тебя».
«Как он может меня видеть, если его глаза закpыты?» — yдивился я тогда.
Когда после этого pазговоpа я вновь отпpавился повидать его, Хаpи Ом неожиданно залился смехом, а затем сказал следyющее:
«Так по-твоемy я деpевянный чypбан или камень? Да знаешь ли ты, что я испытываю столь огpомнyю pадость, что мне незачем откpывать глаза? Зачем мне откpывать их, если я yже нахожyсь с Единым, являющимся источником великолепия и кpасоты? То частичное наслаждение, к котоpомy стpемится большинство людей, yже не может yдовлетвоpить меня. Вот почемy я деpжy глаза закpытыми. Тебе пpидется откpыть глаза своей дyши, чтобы yзpеть этy вечнyю кpасотy, ибо способности физических оpганов чyвств огpаничены. Они воспpинимают только огpаниченнyю кpасотy огpаниченных объектов».
Меня вдохновили эти пpекpасные слова. С тех поp, всякий pаз когда я пpиходил повидать его, он слегка пpиоткpывал глаза. Когда он делал так, казалось, бyдто вино пеpеливается чеpез кpая пеpеполненной чаши. Можно было ощyщать тy pадость, что исходила y него изнyтpи" Свами Рама.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Сказки, а также вера в них украшают жизнь.
Реальность в полный рост и без прикрас мало кто выдерживает.
Разве что аутентичные йоги![ехидство [ff]](./images/smilies/bj.gif)
Реальность в полный рост и без прикрас мало кто выдерживает.
Разве что аутентичные йоги
![ехидство [ff]](./images/smilies/bj.gif)
- За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
- Doriyveter
- Рейтинг: 6.25%
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Не стоит слишком все усложнять. Кайвалья - это и есть результат практики ЧВН (абхьясы и вайрагьи), когда Пуруша-наблюдатель пребывает в своей собственной форме. В 3-й и 4-й паде, понятие кайвальи лишь более подробно расписывается в терминах учения санкхьи. Но все это есть попытка интерсубъективно, т.е. с перспективы 3-го лица, описать опыт, полученный в 1-м лице, ибо только в нем опыт и приобретается. Поэтому нужно всегда учитывать ограниченность слов, ведь на самом деле наш опыт практики йоги далеко не всегда в них нуждается...)
Если коротко, кайвалья - это переживание собственной целостности, к которой уже не имеют никакого отношения какие-либо изменчивые качества и свойства (гуны) физического (телесного) и психического характера.
Если использовать понятие Атмана, то кайвалья - это переживание собственной индивидуальности самой по себе (=Атман), опять же безо всяких свойств и качеств (ниргуна), которые в обычной жизни составляют так называемую мою личность (тело, психика и т.д.). При этом они никуда не деваются, а становятся частью случайного пейзажа, как и все остальное...
Аспект свободы здесь в том, что возникающая в кайвалье энергия чистого сознания (чити-шакти) освобождает нас от невесть откуда наложенных на нас ограничений и условий существования, которые мы сами себе не выбирали (карма), т.е. избавляет нас от приговоренности к данному телу, к данной психике и к прочим обстоятельствам нашей жизни...
Ура, товарищи! ))
ЗЫ: Приятно видеть, что на форуме есть люди, имеющие интересный йогический опыт и при этом осмысляющие его.
Если коротко, кайвалья - это переживание собственной целостности, к которой уже не имеют никакого отношения какие-либо изменчивые качества и свойства (гуны) физического (телесного) и психического характера.
Если использовать понятие Атмана, то кайвалья - это переживание собственной индивидуальности самой по себе (=Атман), опять же безо всяких свойств и качеств (ниргуна), которые в обычной жизни составляют так называемую мою личность (тело, психика и т.д.). При этом они никуда не деваются, а становятся частью случайного пейзажа, как и все остальное...
Аспект свободы здесь в том, что возникающая в кайвалье энергия чистого сознания (чити-шакти) освобождает нас от невесть откуда наложенных на нас ограничений и условий существования, которые мы сами себе не выбирали (карма), т.е. избавляет нас от приговоренности к данному телу, к данной психике и к прочим обстоятельствам нашей жизни...
Ура, товарищи! ))
ЗЫ: Приятно видеть, что на форуме есть люди, имеющие интересный йогический опыт и при этом осмысляющие его.
- За это сообщение автора Мифолог поблагодарили (всего 4):
- Свами Субаренда, Nik-On/Off, «божий человек», Александр О.
- Рейтинг: 25%
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Показательно!Мифолог писал(а):т.е. избавляет нас от приговоренности к данному телу, к данной психике и к прочим обстоятельствам нашей жизни...
К счастью, не для всех практиков, результаты заключаются в избавлении.
Для многих именно данное тело выздоравливает от болезней, именно данная психика становится гармоничной и устойчивой без перекосов, именно данные обстоятельства жизни становятся опорной точкой для дальнейшего движения!
Избавление, оно как раз такое - вы тут кувыркайтесь, а я в сторонке постою! Противно!
via negativa
-
- Сообщения: 287
- Зарегистрирован: 6 авг 2013, 15:32
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 58 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
А когда Вы в чвн находитесь, мир вокруг кувыркается, а вы вот в чвне шавасаните не противно?Oleg L писал(а):
... вы тут кувыркайтесь, а я в сторонке постою! Противно!
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Господа, прошу по возможности воздерживаться от СЛИШКОМ эмоциональных негативных оценок личной направленности!
А также не принимать сказанное вообще на свой счет!
Если же накипело высказать друг другу все, что и как хочется, то делайте это в привате, ладно?
Почта, личка, телефон, полный контакт - без разницы.
А также не принимать сказанное вообще на свой счет!
Если же накипело высказать друг другу все, что и как хочется, то делайте это в привате, ладно?
Почта, личка, телефон, полный контакт - без разницы.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Nark
На время практики оно так, однако, для многих такой подход (избавление), становится центральным моментом (кайвалья) в жизни. А это уже совсем другая песня...
На время практики оно так, однако, для многих такой подход (избавление), становится центральным моментом (кайвалья) в жизни. А это уже совсем другая песня...
via negativa
-
- Сообщения: 287
- Зарегистрирован: 6 авг 2013, 15:32
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 58 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Неприязни нет, а над манерой буду работать.
Oleg L
это скорее не цель а неизбежно сопутствующее, при переносе чвн из отведенного времени практики в жизнь.
Т.к. если поставить себе целью освобождение, то получить его станет невозможно ибо корысть и волнения читты.
Oleg L
это скорее не цель а неизбежно сопутствующее, при переносе чвн из отведенного времени практики в жизнь.
Т.к. если поставить себе целью освобождение, то получить его станет невозможно ибо корысть и волнения читты.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Выскажусь корректнее: при подходе к практике и жизни, который описал Мифолог, я буду сам себе противен!
Никого больше я ввиду не имею!
Обстоятельства в жизни бывают разные, для кого то это может быть единственная свобода... Каждому свое...
Никого больше я ввиду не имею!
Обстоятельства в жизни бывают разные, для кого то это может быть единственная свобода... Каждому свое...
via negativa
-
- Сообщения: 287
- Зарегистрирован: 6 авг 2013, 15:32
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 58 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Там не будет того кому может быть противно.Мифолог писал(а):... когда Пуруша-наблюдатель пребывает в своей собственной форме...
- Рейтинг: 6.25%
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Я не совсем о подходе к практике и тем более к жизни, упаси боже! ) Речь шла о понимании предельного результата практики йоги по Патанджали, который весьма мало кому доступен, тем более без присмотра аутентичных учителей, увы, давно уже, видимо, достигших кайвальи...) Неконтролируемые же и кратковременные попадания в подобное состояние - это отнюдь не кайвалья, хотя они и могут способствовать улучшению психического здоровья.Oleg L писал(а):Выскажусь корректнее: при подходе к практике и жизни, который описал Мифолог, я буду сам себе противен!
Никого больше я ввиду не имею!
Обстоятельства в жизни бывают разные, для кого то это может быть единственная свобода... Каждому свое...
Верно, надо довольствоваться тем, что есть (сантоша), а не воображать, как я буду противен себе там, где, как верно заметил ув. Nark, никого, кто был бы себе противен (или приятен) уже не будет...)
- Рейтинг: 6.25%
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
С возвращением Вас, Мифолог. Очень рад Вас видеть вновь. Если я правильно Вас понял, в кайвалье Атаман (наблюдатель), отсоединенный от наблюдаемого (мысли, ощущения), переживает свою автономию. Но при этом наблюдаемое никуда не девается, просто становится чуждым наблюдателю, отдельным от него контекстом. Мне кажется, что нечто подобное переживается в дхьяне. Вопрос: так ли это?Мифолог писал(а):Если использовать понятие Атмана, то кайвалья - это переживание собственной индивидуальности самой по себе (=Атман), опять же безо всяких свойств и качеств (ниргуна), которые в обычной жизни составляют так называемую мою личность (тело, психика и т.д.). При этом они никуда не деваются, а становятся частью случайного пейзажа, как и все остальное...
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Тему "отречения от мира" хорошо пояснил Садхгуру:
https://www.youtube.com/watch?v=P7w01SFudeA" onclick="window.open(this.href);return false;
Не существует никакого "отречения".
Существуют люди, считающие своё копошение суперценной "жизнью", от которой ни в коем случае нельзя "убегать". Наш сапог свят!
https://www.youtube.com/watch?v=P7w01SFudeA" onclick="window.open(this.href);return false;
Не существует никакого "отречения".
Существуют люди, считающие своё копошение суперценной "жизнью", от которой ни в коем случае нельзя "убегать". Наш сапог свят!
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
А Ваш сапог претендует на то, чтобы быть умнее всех?
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Наблюдателю нет нужды осмысливать и давать оценку наблюдаемому (чуждое - не чуждое). Тем более, делать это он может только умом, но ум в данном случае сам среди наблюдаемого...) Поэтому все наблюдаемое, его существование или несуществование, уже никак не заботит Наблюдателя - это ведь и есть абсолютная свобода - кайвалья.Йог Йорг писал(а):Если я правильно Вас понял, в кайвалье Атаман (наблюдатель), отсоединенный от наблюдаемого (мысли, ощущения), переживает свою автономию. Но при этом наблюдаемое никуда не девается, просто становится чуждым наблюдателю, отдельным от него контекстом. Мне кажется, что нечто подобное переживается в дхьяне. Вопрос: так ли это?
В дхьяне, насколько я знаю, требуется конкретный объект созерцания (витарка), раскрывающий свое содержание (вичара). Чистый же наблюдатель Пуруша соотносится с асампраджнята-самадхи - безотчетной собранностью в самом себе, т.е. в Атмане...
Re: Кайвалья - свобода от чего? Или - от себя не убежишь...
Естественно, это только вопрос описания, точного или неточного перевода опыта в слова (чужое - свое). Разумеется, в дхьяне всякий дуализм снимается (если описывать это изнутри опыта). Равно, как любое осмысление и оценки. Вопрос другой: может ли в дхьяне в качестве витарки выступать пространство сознания, пустотное, лишенное образов и, уж конечно, мыслей? Просто пустой контейнер, в который "вложен" наблюдатель. В глубокой дхьяне, по моему ИМХО, присутствует разделение на безличного, бесстрастного наблюдателя и наблюдаемое, воспринимаемое, как сияющая темнота. Внимание за процессами отключено. Наблюдатель, в сущности, ничто не наблюдает. Есть он, есть пустота, в которую он заключен. Это состояние описывается (постфактум, по выходе из него) как идеально равновесное. Пребывать в нем можно, казалось бы, бесконечно. И вновь вопрос. Что выбрасывает, выводит йога из этого состояния? И попутно: обратима ли кайвалья? Может ли быть что-то такое, что также выбрасывает назад, в самсару йога, достигшего кайвальи? Интерес не праздный. Не хотелось бы туда случайно заскочить и залипнуть :)Мифолог писал(а): Наблюдателю нет нужды осмысливать и давать оценку наблюдаемому (чуждое - не чуждое). Тем более, делать это он может только умом, но ум в данном случае сам среди наблюдаемого...) Поэтому все наблюдаемое, его существование или несуществование, уже никак не заботит Наблюдателя - это ведь и есть абсолютная свобода - кайвалья.
В дхьяне, насколько я знаю, требуется конкретный объект созерцания (витарка), раскрывающий свое содержание (вичара). Чистый же наблюдатель Пуруша соотносится с асампраджнята-самадхи - безотчетной собранностью в самом себе, т.е. в Атмане...
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.