Достоверность современных интерпретаций йоги Патанджали
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 4 июл 2002, 16:47
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Достоверность современных интерпретаций йоги Патанджали
"ЙОГА ОТКРЫТИЯ"
Только что закончился ночной эфир А.Гордона на тему "Мышление о мышлении" (очень запутанная тема), и вот гость программы Александр Пятигорский, философ, профессор лондонского университета, выступая на означенную тему, упомянул высказывания из Бхавадгиты о времени и тут же с большим уважением заговорил о йоге как о великом "средстве" для разрешения наиважнейших вопросов, однако в каком ключе! Позволю себе привести его слова близко к тексту:
... та йога, НАСТОЯЩАЯ, не подмосковная, не лондонская, не калифорнийская (Боже упаси!), а ТА ЙОГА ОТКРЫТИЯ, КОТОРОЙ СЕЙЧАС НИКТО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ..."
Ринад, Виктор, Сергей, Дим и все-все-все серьезно относящиеся к ЙОГЕ - скажите, а как отличить йогу настоящую от ненастоящей?
(Возможно, как людям западным, нам придется сначала определиться с терминами, а уж потом говорить о них).
Вот, например, совсем недавно (дело было в Вашингтоне) мне предложили посещать группу йоги. Я поинтересовалась на всякий случай what kind of yoga they practise; оказалось - "power yoga": они там буквально перепрыгивали от одного упражнения к другому (рука не поднимается написать "от асаны к асане"). Подозреваю, что это была "йога" из разряда "ненастоящих"... (благо есть с чем сравнить!)
Возвращаясь к услышанному по ТВ: честно вам скажу, после высказываний профессора сон как рукой сняло (несмотря на выполненный предварительно комплекс асан, который вообще-то был призван в этот сон погрузить...).
Жажду услышать Ваши мысли и советы,
Заранее спасибо,
Ubiquitous
Только что закончился ночной эфир А.Гордона на тему "Мышление о мышлении" (очень запутанная тема), и вот гость программы Александр Пятигорский, философ, профессор лондонского университета, выступая на означенную тему, упомянул высказывания из Бхавадгиты о времени и тут же с большим уважением заговорил о йоге как о великом "средстве" для разрешения наиважнейших вопросов, однако в каком ключе! Позволю себе привести его слова близко к тексту:
... та йога, НАСТОЯЩАЯ, не подмосковная, не лондонская, не калифорнийская (Боже упаси!), а ТА ЙОГА ОТКРЫТИЯ, КОТОРОЙ СЕЙЧАС НИКТО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ..."
Ринад, Виктор, Сергей, Дим и все-все-все серьезно относящиеся к ЙОГЕ - скажите, а как отличить йогу настоящую от ненастоящей?
(Возможно, как людям западным, нам придется сначала определиться с терминами, а уж потом говорить о них).
Вот, например, совсем недавно (дело было в Вашингтоне) мне предложили посещать группу йоги. Я поинтересовалась на всякий случай what kind of yoga they practise; оказалось - "power yoga": они там буквально перепрыгивали от одного упражнения к другому (рука не поднимается написать "от асаны к асане"). Подозреваю, что это была "йога" из разряда "ненастоящих"... (благо есть с чем сравнить!)
Возвращаясь к услышанному по ТВ: честно вам скажу, после высказываний профессора сон как рукой сняло (несмотря на выполненный предварительно комплекс асан, который вообще-то был призван в этот сон погрузить...).
Жажду услышать Ваши мысли и советы,
Заранее спасибо,
Ubiquitous
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:24
- Откуда: Рязань
- Поблагодарили: 8 раз
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 21 окт 2002, 20:21
- Откуда: DC
Как это из разряда "ненастоящих"? Ты же так и не попробовала. Да, у этого инструктора темп для меня слишком быстрый, но есть power yoga в более приемлемом темпе. Инструкторов много. некоторые из них ездили учиться в Индию на несколько месяцев. Отличие просто не в темпе, а в том, что в power yoga все позы more challenging. Здесь вообще стараются разбивать занятия на уровни по мере возможности, чтобы не отпугнуть начинающих и не довести до скуки более продвинутых учеников.
Chat
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 4 июл 2002, 16:47
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Йога открытия
Dear Chat
Thanks for responding. I didn't mean to hurt your feelings. I do treat your practise with respect, believe me! Я всего лишь пытаюсь понять, что имел в виду профессор и как определиться с понятиями.
Кстати, буквально на днях беседовала с уважаемым Практиком(участником этого Форума) и от него узнала, что в Москве появился новый курс динамической йоги. Очень даже интересно. Желаю посетить.
А от "корифеев" хотелось бы узнать, как они относятся к подобному подходу и не теряется ли смысл классических практик при добавлении в него динамизма.
Thanks again,
Ubiquitous
Thanks for responding. I didn't mean to hurt your feelings. I do treat your practise with respect, believe me! Я всего лишь пытаюсь понять, что имел в виду профессор и как определиться с понятиями.
Кстати, буквально на днях беседовала с уважаемым Практиком(участником этого Форума) и от него узнала, что в Москве появился новый курс динамической йоги. Очень даже интересно. Желаю посетить.
А от "корифеев" хотелось бы узнать, как они относятся к подобному подходу и не теряется ли смысл классических практик при добавлении в него динамизма.
Thanks again,
Ubiquitous
-
- Сообщения: 335
- Зарегистрирован: 11 мар 2002, 11:42
- Откуда: Moscow
- Контактная информация:
Йога-это состояние ума
Все-таки йога (и хатха как ипостась ее :) ) - это состояние ума, в котором выполняются асаны. Если ум уравновешен, концентрирован и расслаблен, то, по-моему, можно заниматься практически любым стилем, который нравится. Это очень важно, чтобы занятия именно нравились.
Мне, например, иной раз нравится позаниматься в стиле ВСБ - медленно, с паузой переходя от асаны к асане, подолгу в них фиксируясь, не спеша разбираясь с ощущениями. Иногда я иду в какую-либо секцию йоги, чтобы получить интенсивную нагрузку в более динамическом ключе, просто тело просит движения, новых асан и коллективного порыва. Но в любом случае принципы работы с телом, которые сформулировал Виктор, для меня приоритетны. Иной раз, правда, инструктор "мешает" следовать своему телу, задает "не мой" темп, говорит вещи, которые я считаю неверными. В таком случае приходится от него немного обстрагироваться, только "брать за основу", так сказать. :lol: Походив для развития кругозора в разные секции йоги и к разным инструкторам, я составил внутренний рейтинг "резонанса" - от тех, к кому я больше не пойду, до тех, к кому хочется ходить почаще.
Мне, например, иной раз нравится позаниматься в стиле ВСБ - медленно, с паузой переходя от асаны к асане, подолгу в них фиксируясь, не спеша разбираясь с ощущениями. Иногда я иду в какую-либо секцию йоги, чтобы получить интенсивную нагрузку в более динамическом ключе, просто тело просит движения, новых асан и коллективного порыва. Но в любом случае принципы работы с телом, которые сформулировал Виктор, для меня приоритетны. Иной раз, правда, инструктор "мешает" следовать своему телу, задает "не мой" темп, говорит вещи, которые я считаю неверными. В таком случае приходится от него немного обстрагироваться, только "брать за основу", так сказать. :lol: Походив для развития кругозора в разные секции йоги и к разным инструкторам, я составил внутренний рейтинг "резонанса" - от тех, к кому я больше не пойду, до тех, к кому хочется ходить почаще.
Последний раз редактировалось D.Powidloff 24 окт 2002, 17:05, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 4 июл 2002, 16:47
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Йога "по-научному"
Спасибо, Дим. Вот-вот, и я хотела о разных подходах поговорить. А то придешь к инструктору в школу йоги и услышишь примерно следующее:
"В этой асане главное - держать голову, а то если она упадет раньше ног, то будет энергетический удар"... 8O
Мммда... :roll: О чем это мы? О "настоящести".
Так имеется в виду, что то, что НРАВИТСЯ практиковать, то и будет для данного индивида настоящей йогой (я хочу остаться в рамках заданной темы)? Что-то тут не так...
Конечно, нам не узнать, что творилось в душе индийских йогов во время практик... Как вы думаете, каждую из асан они выполняли ОСОЗНАННО? - знали, зачем и почему именно сейчас вот именно в такой-то последовательности?
На самом деле (и в действительности (хотя это и не одно и то же :lol: ), я считаю, что мне очень даже повезло. Я посещала практические курсы по йоге у Ринада, а у него как раз и практикуется "осознанный подход" к каждой асане:
Так, выполняя, например, сурья-намаскар на восходе, я точно знаю, что этим упражнением пробуждаю симпатический отдел нервной системы, отвечающий за работоспособность - ее-то я и хочу на весь рабочий день, а симптомом правильности выполнения упражнения послужит ощущение жара во всем теле после первого же подхода, а жар в теле непременно возникнет, если правильно выполнить 5 прогибов грудного отдела позвоночника. Все просто и понятно.
И так у каждой асаны - что-то свое. А иначе как понять, правильно ли она выполнена? Индийские йоги же как-то это определяли, только вот описывали не совсем понятно...
Хотелось бы услышать мнение Ринада - что есть настоящая йога - и есть ли настоящая йога сейчас - питерская? московская? Только вряд ли он ответит - он как-то последнее время не жалует свой форум... :?
А так хотелось написать Гордону с Пятигорским - эдакий крик души - да есть же, есть и сейчас настоящая йога!!!
What do you think?
Ubiquitous
P.S. К сожалению, насколько мне известно, постоянных групп по практике йоги в Москве Ринад не ведет... :( А было бы здорово.
"В этой асане главное - держать голову, а то если она упадет раньше ног, то будет энергетический удар"... 8O
Мммда... :roll: О чем это мы? О "настоящести".
Так имеется в виду, что то, что НРАВИТСЯ практиковать, то и будет для данного индивида настоящей йогой (я хочу остаться в рамках заданной темы)? Что-то тут не так...
Конечно, нам не узнать, что творилось в душе индийских йогов во время практик... Как вы думаете, каждую из асан они выполняли ОСОЗНАННО? - знали, зачем и почему именно сейчас вот именно в такой-то последовательности?
На самом деле (и в действительности (хотя это и не одно и то же :lol: ), я считаю, что мне очень даже повезло. Я посещала практические курсы по йоге у Ринада, а у него как раз и практикуется "осознанный подход" к каждой асане:
Так, выполняя, например, сурья-намаскар на восходе, я точно знаю, что этим упражнением пробуждаю симпатический отдел нервной системы, отвечающий за работоспособность - ее-то я и хочу на весь рабочий день, а симптомом правильности выполнения упражнения послужит ощущение жара во всем теле после первого же подхода, а жар в теле непременно возникнет, если правильно выполнить 5 прогибов грудного отдела позвоночника. Все просто и понятно.
И так у каждой асаны - что-то свое. А иначе как понять, правильно ли она выполнена? Индийские йоги же как-то это определяли, только вот описывали не совсем понятно...
Хотелось бы услышать мнение Ринада - что есть настоящая йога - и есть ли настоящая йога сейчас - питерская? московская? Только вряд ли он ответит - он как-то последнее время не жалует свой форум... :?
А так хотелось написать Гордону с Пятигорским - эдакий крик души - да есть же, есть и сейчас настоящая йога!!!
What do you think?
Ubiquitous
P.S. К сожалению, насколько мне известно, постоянных групп по практике йоги в Москве Ринад не ведет... :( А было бы здорово.
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:24
- Откуда: Рязань
- Поблагодарили: 8 раз
Вопрос в том, что считать целью йоги. Хотя есть разные йоги и не исключено, что цели у них тоже разные. Ну допустим, хатха-йога - что является её целью? Если контролируемое достижение определённых физиологических сдвигов - то тут и с критериями проще. Сделал сурья-намаскар - измерил КГР, уровень катехоламинов в моче, оценил вариабельность сердечного ритма. Если симпатика возбудилась - значит правильный йог, нет - иди тренируйся. Можно даже количественно определять продвинутость, по соотношению исходного и конечного показателей.
Ну если приборы недоступны, можно ориентироваться на субъективные ощущения - жар, мурашки, волосы дыбом и пр. В смысле конечной цели тоже всё ясно - "Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твёрдость алмаза" ЙС 3-46.
Если же целью является достижение некоего просветления - то чем его мерить? ЭЭГ и ЯМРТ заведомо не подходят, если по MMPI просветлённого прогнать, вообще наверное конфуз выйдет. Так что пока ясного ответа какая йога лучше мы не получим.
Ну если приборы недоступны, можно ориентироваться на субъективные ощущения - жар, мурашки, волосы дыбом и пр. В смысле конечной цели тоже всё ясно - "Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твёрдость алмаза" ЙС 3-46.
Если же целью является достижение некоего просветления - то чем его мерить? ЭЭГ и ЯМРТ заведомо не подходят, если по MMPI просветлённого прогнать, вообще наверное конфуз выйдет. Так что пока ясного ответа какая йога лучше мы не получим.
-
- Сообщения: 335
- Зарегистрирован: 11 мар 2002, 11:42
- Откуда: Moscow
- Контактная информация:
Могу сказать только, каков мой критерий "настоящей" йоги, ни в коем случае не навязывая эти критерии всем подряд.
1. Во время занятия я испытываю ощущения, что то, что и как я делаю, комфортно и желанно.
2. Сразу после занятия я испытываю чувство легкости и "полета" в теле, мозги проясняются.
3. С практикой йоги тело становится более сильным, гибким, выносливым. Настроение становится более ровным, мышление - позитивным. Короче говоря, здоровья становится больше.
1-й ключ к этому - состояние ума.
2-й ключ - грамотная работа с телом - ощущения, выстраивание геометрии.
Т.е. если практика под руководством какого-либо инструктора меня сильно выбивает из "йоговского" состояния ума и он настаивает на неверной, с моей точки зрения, работе с телом, я к такому инструктору больше не пойду.
Можно придумать много "внешних" и "внутренних" критериев правильности выполнения асаны. Я сейчас опираюсь на некоторые "интегральные", которые описал вначале...
1. Во время занятия я испытываю ощущения, что то, что и как я делаю, комфортно и желанно.
2. Сразу после занятия я испытываю чувство легкости и "полета" в теле, мозги проясняются.
3. С практикой йоги тело становится более сильным, гибким, выносливым. Настроение становится более ровным, мышление - позитивным. Короче говоря, здоровья становится больше.
1-й ключ к этому - состояние ума.
2-й ключ - грамотная работа с телом - ощущения, выстраивание геометрии.
Т.е. если практика под руководством какого-либо инструктора меня сильно выбивает из "йоговского" состояния ума и он настаивает на неверной, с моей точки зрения, работе с телом, я к такому инструктору больше не пойду.
Можно придумать много "внешних" и "внутренних" критериев правильности выполнения асаны. Я сейчас опираюсь на некоторые "интегральные", которые описал вначале...
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 5 апр 2002, 01:20
- Откуда: Moscow
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 4 июл 2002, 16:47
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Каждому свое...
Да, по всей видимости, обсуждение не совсем имеет смысл (для практики) - ведь потребности индивидуальны и "зависят".
Всегда можно определить, для каких целей выполняются практики, а вот философствование на эти темы, похоже, к истине не приближает.
Однако спасибо всем высказавшимся!
Sincerely,
Ubiquitous
Всегда можно определить, для каких целей выполняются практики, а вот философствование на эти темы, похоже, к истине не приближает.
Однако спасибо всем высказавшимся!
Sincerely,
Ubiquitous
Достоверность современных интерпретаций йоги Патанджали
В данной ветке это, конечно, оффтоп, но мне также кажется, что йога Патанджали и Хатха-йога, которой все сейчас занимаются (в различнейших вариациях) это совершенно две большие разницы. И при всем моем огромном уважении к ВСБ, мне не кажется что ему удалось убедительно их соединить в одно целое.Dr. Zabivalkin писал(а): А Классическая йога описана в Йога-Сутрах Патанджали.
-
- Сообщения: 963
- Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 103 раза
Объясните, в чем состоит "большая разница", кто эти "все" и сформулируйте что там не удалось "убедительно" соединить и почему?shumer писал(а): В данной ветке это, конечно, оффтоп, но мне также кажется, что йога Патанджали и Хатха-йога, которой все сейчас занимаются (в различнейших вариациях) это совершенно две большие разницы. И при всем моем огромном уважении к ВСБ, мне не кажется что ему удалось убедительно их соединить в одно целое.
Кстаит кто то тут вопрошал не зафиксировал.
так вот растяжка и бег в определённой пульсовой зоне общепринятая и даже почти обязательная практика в бодибилдинге. очень многие бодибилдеры ьез проблемм садятся на шпагат.
а вот ноги за уши закручивать извините... ногу обхватом 65-70 см немного сложнее завернуть за ухо чем конечность обхватом 35 -45 см.
да и зачем?
Атри вы тут нам выносили мозг вопросом о практическом применении способности поднять 150 кг. а какое практическое применнение в способности просидеть 4 часа и ни разу не почесаться?
так вот растяжка и бег в определённой пульсовой зоне общепринятая и даже почти обязательная практика в бодибилдинге. очень многие бодибилдеры ьез проблемм садятся на шпагат.
а вот ноги за уши закручивать извините... ногу обхватом 65-70 см немного сложнее завернуть за ухо чем конечность обхватом 35 -45 см.
да и зачем?
Атри вы тут нам выносили мозг вопросом о практическом применении способности поднять 150 кг. а какое практическое применнение в способности просидеть 4 часа и ни разу не почесаться?
Главное-это душевное равновесие.
"Включать дурака" это плохой способ ведения дискуссии.Dr. Zabivalkin писал(а): Объясните, в чем состоит "большая разница", кто эти "все" и сформулируйте что там не удалось "убедительно" соединить и почему?
А в чем состоит "большая разница" в двух словах даже как-то трудно объянсить. Если вы читали Йога-сутры и Прадипику (у меня они обе в издании Бихарской школы, но наверное это не существенно), то должны были заметить разницу. Если очень приземленно и в двух словах, то для йоги Патанджали не нужны асаны, а для асан Хатха-йоги не нужно ЧВН.
-
- Сообщения: 963
- Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 103 раза
Ну вот, видите, одно без другого - плохо.Флорист писал(а):Кстаит кто то тут вопрошал не зафиксировал.
так вот растяжка и бег в определённой пульсовой зоне общепринятая и даже почти обязательная практика в бодибилдинге. очень многие бодибилдеры ьез проблемм садятся на шпагат.
Не все йоги умеют садиться в лотос (падмасану), да и не обязательно ноги за голову закручивать, чтоб достичь молчания ума, у всех разная гибкость и фигура от природы.Флорист писал(а): а вот ноги за уши закручивать извините... ногу обхватом 65-70 см немного сложнее завернуть за ухо чем конечность обхватом 35 -45 см.
да и зачем?
Как какое - ГИГАБОТ! Вы бы поучились бы в каком-нить элитарном учебном заведении, поняли бы зачем.Флорист писал(а): Атри вы тут нам выносили мозг вопросом о практическом применении способности поднять 150 кг. а какое практическое применнение в способности просидеть 4 часа и ни разу не почесаться?
Я не читал ХЙП. То, что для асан ХЙ не нужно ЧВН, звучит для меня странно, как иначе получить сосредоточение, не свернув крышу, кроме как спонтанно в виде следствия ЧВН?shumer писал(а):"Включать дурака" это плохой способ ведения дискуссии.
А в чем состоит "большая разница" в двух словах даже как-то трудно объянсить. Если вы читали Йога-сутры и Прадипику (у меня они обе в издании Бихарской школы, но наверное это не существенно), то должны были заметить разницу. Если очень приземленно и в двух словах, то для йоги Патанджали не нужны асаны, а для асан Хатха-йоги не нужно ЧВН.
Вы не сформулировали, что не удалось "убедительно" соединить и почему?
А для меня странно звучит обратное. Обычной концентрации, той которой добивается любой спорсмен на тренировке, совершенно достаточно для выполнения хатха-йоговских асан. Притягивать сюда патанджалевское ЧВН совершенно ни к чему. Не понимаю, о каком сворачивании крыши может идти речь. Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что в состоянии ЧВН асаны будут выполняться лучше и "полезнее". Но это все равно, что настаивать на ЧВН при мытье посуды. Да, наверно, посуда в этом случае будет вымыта быстрее. Но это не значит, что все кто моют посуду без ЧВН поступают неправильно. И в том и в другом случае ЧВН допустима, но отнюдь не необходима.Dr. Zabivalkin писал(а):То, что для асан ХЙ не нужно ЧВН, звучит для меня странно, как иначе получить сосредоточение, не свернув крышу, кроме как спонтанно в виде следствия ЧВН?
Вы не сформулировали, что не удалось "убедительно" соединить и почему?
Далее, патанджалевское ЧВН понимается , на мой взгляд, слишком упрощенно. Лично у меня, после прочтения Йога-сутр с комментариями ССС, сложилось четкое ощущение, что ЧВН у Патанджали это точно не обычная концентрация (это я знал и до) и не то ощущение прояснения, как буд-то ты на несколько секунд проснулся, которого может ненадолго достичь любой, кто постарается усилием воли прервать мысленную круговерть в голове и сосредоточится на внешнем (я так понимал ЧВН). ЧВН у Патанджали, это что-то гораздо более глубокое. Я не до конца понял этот вопрос. Книга сложная, требует неоднократного прочтения и осмысления. Так что я открыт для дискуссии. :)
-
- Сообщения: 963
- Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 103 раза
Я рассматриваю асаны как средство достижения ЧВН. Асаны - первая ступень, дающая ЧВН, дальше пранаяма - средство полировки этого ЧВН.shumer писал(а):А для меня странно звучит обратное.Dr. Zabivalkin писал(а):То, что для асан ХЙ не нужно ЧВН, звучит для меня странно, как иначе получить сосредоточение, не свернув крышу, кроме как спонтанно в виде следствия ЧВН?
Вы не сформулировали, что не удалось "убедительно" соединить и почему?
Ну а зачем нужны асаны? Именно для ЧВН. А обычно выполнять асаны - это то же самое, что заниматься просто статической физкультурой, отпадают многие полезные эффекты ЧВН. Можно и так пытаться, но конечная то асана - шавасана и в ней нужно отпасть. :) Просто если вы сможете сбалансировать практику асан (что просто невероятно, если не практиковать в русле ЧВН), не переходя в физуху, то ЧВН из шавасаны перейдет во все остальные асаны, сначала в сидячие, лежачие, в потом и в стоячие и силовые.shumer писал(а):Обычной концентрации, той которой добивается любой спорсмен на тренировке, совершенно достаточно для выполнения хатха-йоговских асан. Притягивать сюда патанджалевское ЧВН совершенно ни к чему.
А концетрации никакой в асанах и не должно быть, скорее деконцетрация - концентрация на бесконечном в терминологии Патанджали.
Способность к длительному сосредоточению (как приложение в обычной жизни - решение каких-то сложных задач, требующих концетрации внимания) - один из эффектов ЧВН, возникающий спонтанно, если практика ЧВН налажена.shumer писал(а): Не понимаю, о каком сворачивании крыши может идти речь. Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что в состоянии ЧВН асаны будут выполняться лучше и "полезнее". Но это все равно, что настаивать на ЧВН при мытье посуды. Да, наверно, посуда в этом случае будет вымыта быстрее. Но это не значит, что все кто моют посуду без ЧВН поступают неправильно. И в том и в другом случае ЧВН допустима, но отнюдь не необходима.
Сворачивание крыши - это что может произойти, если человек в повседневности будет перебарщивать с волевой систематической концентрацией и не будет практиковать ЧВН.
Йога - это ЧВН (определение Патанджали).
ЧВН - Читта Вритти Ниродха - {Удержание, ограничение, заключение, запирание, ограждение, подавление, гашение, уничтожение} материи {мысли, сознания} от возмущения, т.е. - молчание ума.shumer писал(а): Далее, патанджалевское ЧВН понимается , на мой взгляд, слишком упрощенно. Лично у меня, после прочтения Йога-сутр с комментариями ССС, сложилось четкое ощущение, что ЧВН у Патанджали это точно не обычная концентрация (это я знал и до) и не то ощущение прояснения, как буд-то ты на несколько секунд проснулся, которого может ненадолго достичь любой, кто постарается усилием воли прервать мысленную круговерть в голове и сосредоточится на внешнем (я так понимал ЧВН). ЧВН у Патанджали, это что-то гораздо более глубокое. Я не до конца понял этот вопрос. Книга сложная, требует неоднократного прочтения и осмысления. Так что я открыт для дискуссии. :)
Усилием воли ЧВН не достигается, наоборот, нужно принять удобную позу (асану) и отпустить тело и ум, наблюдать не вовлекаясь в поток мыслей, отпасть, расслабиться, деконцентрироваться или "сосредоточиться на бесконечном" как говорит Патанджали.
Насчет качков: показывали по ящику какото-то украинского мегакачка, который жал чуть ли не 400 кг, который естественно употреблял анаболические стероиды и умер он от абсцесса на теле, было несколько операций и в результате от истощения склеил ласты от толи остановки сердца, как-то так... Иммунитет был просто НИКАКОЙ!!! ВСБ уже рассказывал, что у спортсменов в послесоревновательный период иммунитет падает практически до нуля и этот, похоже еще и + с анаболиками доигрался.
Еще один момент: сила, которая дается при динамической работе с тяжестями (прокачке) похоже ориентирована на кратковременную работу с большими (?) нагрузками. Был пример в передаче, что качек не мог держать ребенка больше 20-ти минут, уставал, тонкая жена дольше держала. Т.е. не нужно заниматься перекачем, это отклонение от нормы ни к чему хорошему не ведет. Сформировал нормальный мышечный корсет - и хватит. Статические нагрузки (в частности, силовые асаны йоги), похоже дают выносливость, т.е. способность длительно работать с нагрузками.
P.S. Абсолютно солидарен с мнением РСМ по вопросу психологии. Всегда поражало неадекватностью мышление психологов, философов и иже с ними.
У Патанджали асана - это всего лишь сидячая поза удобная для медитации. То что упражнения в ХЙ тоже называются "асаны", нужно рассматривать как лингвистический казус, не более того. Из-за этой омонимии и возникает непонимание. Как ни совершенствуйся в асанах, никогда Сиршасана не станет позой удобной для медитации. В ХЙ асана: "Об асане прежде всего говорят, как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела". ХЙ Прадипика, шлока 17.Dr. Zabivalkin писал(а): Я рассматриваю асаны как средство достижения ЧВН. Асаны - первая ступень, дающая ЧВН, дальше пранаяма - средство полировки этого ЧВН.
Это тоже всего лишь ваше изобретение. Прадипика ничем особенно Шавасану не выделяет. "Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и дает возможность уму (и всему телу) расслабиться". Шлока 32. Если уж говорить о какой-то единственной основной асане, то это Сиддхасана. "... сиддхасана, как знают все сидхи, является наиболее важной из асан". Шлока 38Dr. Zabivalkin писал(а):конечная то асана - шавасана и в ней нужно отпасть. :) Просто если вы сможете сбалансировать практику асан (что просто невероятно, если не практиковать в русле ЧВН), не переходя в физуху, то ЧВН из шавасаны перейдет во все остальные асаны, сначала в сидячие, лежачие, в потом и в стоячие и силовые.
А концетрации никакой в асанах и не должно быть, скорее деконцетрация - концентрация на бесконечном в терминологии Патанджали.
Знаете, Читта - это не только мыслящий ум. Как пишет ССС, комментируя 2 шлоку: "читта означает индивидуальное сознание, которое включает сознательное состояние ума, подсознательное, а также бессознательное состояние ума". Именно поэтому я думаю, что ЧВН это не просто "ни о чем не думать".Dr. Zabivalkin писал(а): ЧВН - Читта Вритти Ниродха - {Удержание, ограничение, заключение, запирание, ограждение, подавление, гашение, уничтожение} материи {мысли, сознания} от возмущения, т.е. - молчание ума.
Усилием воли ЧВН не достигается, наоборот, нужно принять удобную позу (асану) и отпустить тело и ум, наблюдать не вовлекаясь в поток мыслей, отпасть, расслабиться, деконцентрироваться или "сосредоточиться на бесконечном" как говорит Патанджали.
-
- Сообщения: 963
- Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 103 раза
Цитату в студию! :twisted: Нет такого у Патанджали.shumer писал(а): У Патанджали асана - это всего лишь сидячая поза удобная для медитации.
У него так: "II-46. Асана есть неподвижная и удобная [поза]."
Глупости.shumer писал(а): То что упражнения в ХЙ тоже называются "асаны", нужно рассматривать как лингвистический казус, не более того. Из-за этой омонимии и возникает непонимание.
СиршАСАНА вполне удобная поза: 10-20 минут в ней дают оптимальный эффект, а дольше и не надо.shumer писал(а): Как ни совершенствуйся в асанах, никогда Сиршасана не станет позой удобной для медитации.
До медитаций я не дошел еще.
Ну, так и есть, особенно если практиковать в русле ЧВН, устойчивость потрясающая.shumer писал(а): В ХЙ асана: "Об асане прежде всего говорят, как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела". ХЙ Прадипика, шлока 17.
Шавасана такая же важная, как и сиддхасана. Для новичков, шавасана удобней, да и с нее лучше осваивать пранаяму. Неправильное выполнение шавасаны, либо ее отсутствие может вызвать проблемы. Без нее в йоге - просто никуда.shumer писал(а): Это тоже всего лишь ваше изобретение. Прадипика ничем особенно Шавасану не выделяет. "Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и дает возможность уму (и всему телу) расслабиться". Шлока 32. Если уж говорить о какой-то единственной основной асане, то это Сиддхасана. "... сиддхасана, как знают все сидхи, является наиболее важной из асан". Шлока 38
В курсе, я же написал : {мысли, сознания}.shumer писал(а): Знаете, Читта - это не только мыслящий ум. Как пишет ССС, комментируя 2 шлоку: "читта означает индивидуальное сознание, которое включает сознательное состояние ума, подсознательное, а также бессознательное состояние ума". Именно поэтому я думаю, что ЧВН это не просто "ни о чем не думать".
Да, ЧВН это не совсем то, чтобы ничего нет на экране сознания, ума, как хотите. Точнее, ничего - это бывает далеко не у всех. У остальных - некий экран, а сознание от него автономно и не вовлекается в круговорот, вритти. Когда хоть раз это на собственной шкуре испытал, то ясно что понимается под ЧВН или молчанием ума.
P.S.Вы так и не сформулировали, что не удалось "убедительно" соединить и почему?
P.S.P.S. По поводу психологии и физиологии, вот тут статейка попалась, не знаю, насколько соответствует действительности, но, если правда - то это революция.
Ученые «вытаскивают» изображения из головного мозга
http://habrahabr.ru/blogs/popular_science/46868/