Эффективна ли йога без идеологии / философии?

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Aneli
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:25
Контактная информация:

Эффективна ли йога без идеологии / философии?

Сообщение Aneli »

Возможна ли йога без духовного просветления и прочего .


Я хотела бы заняться йогой, но только как спортом, без всякого там духовного просветления и прочего. Возможно ли это, или мне лучше выбрать не йогу, а что-нибудь другое? Спасибо.
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Как спортом - невозможно, поскольку йога - это не спорт. От спорта она отличается прежде всего методикой работы с телом. "Безо всякого там духовного просветления" - вполне. :| "Грузить" Вас мировоззренческими аспектами йоги никто не станет. :? Лучше всего - приходите на открытое занятие в Школу: http://www.realyoga.ru/index.php?r1=4#news_252 , посмотрите сами.
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Ишварапранидхана или йога для атеистов

Сообщение Kom »

Я очень скептически отношусь к "знакам", но если в четвертый раз в самых разных местах на них натыкаешься, а утро только началось, то видно "девушка созрела".
В моей "картине мира", вообще-то, нет места богу как религиозному символу. А в йоге, как мне кажется, есть. Тут уж надо либо подмену понятий проводить, либо разбираться.
Если можно дайте ссылочку.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Сарвепалли Радхакришнан
"Индийская философия", том 2
XVII. БОГ
Патанджали считает преданность богу одним из средств йоги 145. Бог - это не только объект размышления, но говорят также, что он помогает осуществлению цели, устраняя препятствия. Теизм не является, однако, сокровенной частью кредо Патанджали. Личный бог служит практическим целям Патанджали, который не слишком заботится о спекулятивных интересах теизма. Вьяса приводит аргумент, который напоминает нам классическое онтологическое доказательство бытия бога 146. Бог имеет совершенную природу (пракришта-саттва). «Его совершенству нет ничего равного или превосходящего его, ибо, во-первых, он не может быть превзойден каким-либо другим совершенством, так как все, что могло бы казаться превосходящим его, оказалось бы тем же самым превосходством. Таким образом, именно в Ишваре мы достигаем высшего предела совершенства». Также не имеется какого-либо совершенства, равного ему. «Потому что, когда одна вещь одновременно является предметом желания двух равных, из которых один говорит «пусть это будет новым», а другой - «пусть это будет старым», и если один добивается успеха, действия на основе своей точки зрения, то тем самым другой терпит неудачу в своем желании и становится низшим. И два равных не могут получить ту же самую желаемую вещь одновременно, так как это было бы противоречием в терминах. Поэтому мы утверждаем, что тот, кто не имеет совершенства, равного ему или превосходящего его, является Ишварой» 147. Патанджали доказывает всеведение бога посредством закона непрерывности, которая должна иметь крайний предел. Где имеется большое и большее, там должно быть и самое большое. При всяких допущениях степеней совершенства возможно достижение крайнего предела. Всеведение допускает степени совершенства. Оно постепенно возрастает в соответствии с возрастанием степени, в которой устраняется материальное вещество (тамас), покрывающее чистую сущность (саттву). Когда зародыш всеведения достигает своей вершины совершенства, мы получаем всеведущего бога. «В нем становятся совершенными зародыши всеведения» 148. Слепая тенденция неразумной пракрити не может порождать порядок и гармонию вселенной, где человек страдает в соответствии со своими кармами. Бог - проводник эволюции пракрити. Он всегда озабочен, тем, чтобы развитие пракрити могло служить интересам пуруш. Бог не является, однако, создателем мира, так как мир, наполненный страданиями, не мог быть сотворен существом, обладающим безграничным милосердием. Писание ищет доказательство существования бога. Но это доказательство представляет случай рассуждения, замкнутого в круге, так как говорят, что веды обладают авторитетом на том основании, что их составил Ишвара. Говорят, что они справедливы, поскольку их рассуждения соответствуют фактам 149. Хотя санкхья признает справедливость вед, она их не объясняет. Йога приводит некоторые объяснения, как Ишвара становится источником вед.
Бога Патанджали не легко описать. Говорят, что он представляет собой особый вид я, не затронутого пороком несовершенств и возвышающегося над законом кармы 150. Будучи свободным от всяких затруднений земного существования, бог живет в вечном блаженстве, без заслуг и недостатков, не затронутый влиянием страданий, которые свойственны живущим существам. Он является всеведущим, учителем древних ришей. Если бог должен помогать душам, продвигающимся по восходящему пути, направленному к освобождению и свету, он должен подчинить себя в какой-то степени переживаниям сансары. Поэтому Патанджали склонен рассматривать его как учителя истины. Бог как учитель находит отклик в сердце каждого великого мыслителя, начиная от Платона, Он не ограничен во времени 151, всемилосерден и, хотя не испытывает желания удовлетворять чьи-либо просьбы или потребности, все же для живущих в сансаре он диктует священные писания в каждую мировую эпоху. Природа его саттвы имеет совершенное качество, свободна от какого бы то ни было несовершенства, обусловленного раджасом или тамасом, является средством его самовыражения и целиком находится под его контролем 152. Бог всегда свободен, и его свобода не должна отождествляться ни с освобождением душ, некогда связанных, ни с теми, которые были растворены в пракрити (пракритилая) и которые могут попасть в зависимость в будущем. В отличие от освобожденных душ, которые в дальнейшем не имеют связи с миром, бог находится в вечной с ним связи. Допускается, что бог находится в вечной и прочной связи с чистейшей стороной материи, саттвой, и поэтому постоянно одарен высшей силой, мудростью и добротой. Допуская качества саттвы, он по своему милосердию вступает на путь изменений. Так как он делает это добровольно для спасения борющихся пуруш, он не связан законом кармы. При великом растворении, когда пракрити возвращается в свое непроявленное состояние, эта принятая форма отвергается, хотя она и принимается снова при следующем развитии. Как человек, решающий накануне вечером пробудиться в определенный час следующего утра, может совершить это благодаря силе впечатления, оставленного принятым решением, так и Ишвара по собственному желанию вструпает вновь в роль великого учителя, когда пракрити начинает новую эволюцию и возникают пуруши. Мистический звук «Аум» 153 обозначает бога, и ум, размышляя о нем, находится в состоянии истинного видения бога 154.
Личный бог философии йоги очень слабо связан с остальной системой. Целью человеческого стремления является не единство с богом, а абсолютное отграничение пуруши от пракрити. Преданность богу является только вспомогательным средством для достижения конечного освобождения. Бог представляет собой только особое я (пуруша-вишеша), а не творца и охранителя вселенной. Он не награждает и не наказывает людей за их действия. Но какую-то работу нужно было изобрести для него, раз уж он появился на сцене. Стали говорить, что он помогает преданным ему устранять препятствия в их стремлении к прогрессу. Посредством пранидханы, или бескорыстной преданности богу, или бхакти мы можем заслужить благосклонность бога. Ишвара облегчает достижение освобождения, но не дарит его непосредственно. Такое понимание Ишвары является, конечно, неудовлетворительным 155, и мы не можем не сказать, что философия йоги ввела понятие бога только для того, чтобы быть модной и привлекать умы людей 156. Для людей, пытавшихся пропагандировать теорию вселенной санкхьи и метод дисциплины йоги, вероятно, встретились трудности в распространении этих идей, вызванных неудовлетворенностью теистических инстинктов человека.
В последующей йоге больше учитываются всеобщие потребности человеческого сердца и бог начинает занимать более важное место. Реальность бога усматривается в возвышенной жизни человека. Доказательством существования бога служат религиозные переживания человека. Высшая душа обращается к индивидуальной душе, и те, кто ищут истину, находят отклик в своих сердцах. Суровая дисциплина ума и тела йоги с ее большим физическим напряжением и серьезным риском для морали требует признания существования какого-то руководителя, освободителя от темноты и страданий, учителя истины и вдохновителя силы. Вскоре соединение с богом станет целью человеческих усилий. В «Бхагавадгите», например, деистическая йога заменяется теистическим бхакти. В самадхи душа видит бога и обладает им. Путем отделения я от всякого объекта чувства и мысли, путем подавления всякого желания и страсти и исключения всякого личного чувства мы достигаем воссоединения с богом. Эта цель может быть достигнута в результате усиленного созерцания бога. Виджнянабхикшу говорит: «Из всех видов сознательного созерцания созерцание высшего божества является важнейшим».
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

maximus101 писал:
Wolf,если вы что то цитируете,то это точно не ваша точка зрения,думаю вы согласитесь с этим...
:)
Патанджали считает преданность богу одним из средств йоги 145. Бог - это не только объект размышления, но говорят также, что он помогает осуществлению цели, устраняя препятствия. Теизм не является, однако, сокровенной частью кредо Патанджали. Личный бог служит практическим целям Патанджали, который не слишком заботится о спекулятивных интересах теизма.
Я понимаю, Втктор, что вы сказали то, что хотели сказать. Учитывая, что атеизм у нас в практическом плане выливается в следующие три формы:
- в бога верю, но в церковь не хожу;
- в бога не верю, но свечи за родных в церкви ставлю;
- верю в бога как в природу (вселенский разум);
как же все-таки быть с преданностью богу как одним из средств йоги?
Милтон
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 23:12
Откуда: г.Королев

Сообщение Милтон »

Удалено
Последний раз редактировалось Милтон 11 апр 2005, 21:38, всего редактировалось 1 раз.
Hertz
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 4 фев 2004, 15:25
Откуда: Планета Земля

Сообщение Hertz »

Kom, а для чего Вам йога? Как Вы к ней пришли?
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

Milton: черно-белый вариант обычно не проходит. Чаще оттенки серого в тумане с сильным ветром.
Hertz: хотелось бы ответить как в старом анекдоте: повезло, но никуда пока не пришел, хожу кругами, присматриваюсь. Вопрос "зачем" в таких делах не признаю в принципе. Зигзагам сам удивляюсь. Нынешняя популярность йоги очевидна, а тут еще и детская память.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Какому Богу, Kom?
Которого имел в виду Патанджали? Так мы не знаем доподлинно, и, скорее всего, так никогда и не узнаем ЧТО ТАКОЕ был этот Бог.
Может достаточно прочих РЕАЛЬНЫХ средств йоги, чтобы не париться по этому туманному поводу? По мне так более, чем достаточно. Вспомним слова Вивекананды: "Пока хоть одна собака в моей стране умирает от голоду, накормить ее - вот вся моя религия"
Сколько не молись, как и во что не верь, не будешь есть - сдохнешь. Животные, к которым отчасти принадлежит и человек, ни во что не верят, однако живут. Действуют, и живут. Для того, чтобы овладеть ПРАКТИКОЙ йоги, достаточно действовать в необходимом ключе (технологии). ВСЕ источники и авторы любой эпохи подчеркивают что йога прежде всего - практика. И вот Ишварапранидхана, тем более в своем доисторическом понимании - ИМХО - для постижения данной технологии не только избыточна, но и вредна, поскольку ЗАТЕМНЯЕТ разум. А человечество и так страдает дефицитом оного.
Надеюсь, что я внятно изложил свою точку зрения по данному поводу и уточнений более не потребуется.
Удачи!
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

Спасибо, Виктор. Вы достаточно внятно изложили свою позицию еще в первом ответе. Я вообще не парюсь по этому вопросу, так как мировоззрение давно сформировалось. Просто, на всякий случай, решил уточнить религиозную составляющую классической йоги.
А у Айенгара она такая же?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Да. Хотя для западных последователей этот момент вообще не афишируется и не затрагивается. Как они говорят: йога - йогой, а вера это личное дело каждого.
Раф
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 16 авг 2004, 15:17
Откуда: пермь

Сообщение Раф »

вавав
Последний раз редактировалось Раф 3 окт 2006, 16:23, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Нет, не согласен, поскольку Вы пытаетесь человеческое СЕГОДНЯ регулировать давным давно устаревшими императивами. Радхакришнани (см. топик выше) сказал исчерпывающе, и Вы, прежде чем размахивать своим красным флагом, подумали бы хорошенько над словами всемирно известного философа.
Йогу осваивают постепенно, и утверждение что если ты не стремишься к самадхи, то это не йога - великолепный образец невежества. Или - оголтелого фанатизма. Либо просто провокация, пусть хоть черным по-белому, хоть красным.
Вы меня понимаете, Раф?
Раф
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 16 авг 2004, 15:17
Откуда: пермь

Сообщение Раф »

ывава
Последний раз редактировалось Раф 3 окт 2006, 16:22, всего редактировалось 1 раз.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Раф не существует "индийской метафизики". Так же как и на западе не существует науки и философии в общем. Есть конкретные отрасли науки, конкретные учёные и их гипотезы, не менее конкретные философы и философские школы. А так же есть индийские философские школы , взгляды которых иногда расходятся между собою. :) И размахивая флагом самадхи не очень понятно, чью позицию вы защищаете? Своё понимание прочитанных книг по "индийской метафизике"??? 8O

p.s. наука доказала, что земля круглая и вращается вокруг солнца, а метафизика долгое время утверждала, что земля плоская и покоится на трёх слонах. К вопросу о 100% ошибочности. :wink:
Hertz
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 4 фев 2004, 15:25
Откуда: Планета Земля

Сообщение Hertz »

1. Вы считаете Бога принадлежащим нашей реальности? Если принять мир за некоторый модельный эксперимент, то Бог - это сторонний наблюдатель, тот кто моделирует, причем использующий более "широкую" реальность, и "впихнуть" его понимание в свою - попытка обреченная на неудачу.
2. Попытки понять реальность не ошибочны на 100%, они не могут быть верными на 100%. Это принципиальная разница. Если Вам достаточно достигнутой точности в полученных моделях реальности, зачем понимать реальность на эфемерные 100%?
3. Я очень сомневаюсь, что некто достигший самадхи сможет просто посмотрев на образец вещества достоверно сообщить о его физико-химических свойствах.
Раф
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 16 авг 2004, 15:17
Откуда: пермь

Сообщение Раф »

вапва
Последний раз редактировалось Раф 3 окт 2006, 16:22, всего редактировалось 1 раз.
Hertz
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 4 фев 2004, 15:25
Откуда: Планета Земля

Сообщение Hertz »

В том то вся и разница - не понимать НИЧЕГО, потому как все равно на 100% не понять, или же понимать каждому по-своему, и все так же стоять на пороге познания. ИЛИ сделать первый, пусть неустойчивай шаг, получить пусть не 100%-е но знание и использовать его в жизни. Под каким бы частичным углоям я не видел реальность, даже воспринимая наощуп, если это дает знание, которое может быть полезно на практике: быть сытым, обогретым, защититься от болезней, почему игнорировать его?
Ключ вопроса - обладать ли деятельным сомнением в субъективном знании или абсолютным сомнением не пытаясь знать ничего?
И какие такие противоречия помогла разрешить упомянутая Доктрина Просветления?
индийский риши ЗНАЕТ что понимание это иллюзия, майа
На сколько эта концепция опередила своё время пускай разбираются историки, но её методологическая ценность похоже интерпретирована совершенно в иррациональном ключе.
Один упрется, зачем понимать, все равно иллюзия. А другой разберется с одной иллюзией, поймет в чем её иллюзорность, найдет другую более точную. Заодно и что-то для себя изменит к лучшему. Да, холода в Индии маловато, и можно бананы с ветки всю жизнь кушать. :D
maximus101
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 21:27

Сообщение maximus101 »

Да,иногда мне кажется,что повальная граммотность населения очень вредное явление...Особенно в хат-ха йоге...Как не вспомнить тут дзенских монахов,которые ходили с специальными деревянными колотушками меж рядов медитирующих....(жалко смайликов нет)
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Существует так сказать западная "мысль" и восточная
Если бы вы знали немного лучше ту и другую, то не спешили бы делать скоропалительных утверждений. основанных на нелепых воззрениях теософии и ей подобной макулатуры.
Ответить