[Вопросы по асанам]

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Игорь
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 июл 2002, 06:54

Вопросы по асанам .

Сообщение Игорь »

Асаны для начинающих и не только


Уважаемый Виктор!
У меня вопросы по Вашим комплексам для начинающих и не только.
Считаете ли Вы, что нет необходимости придерживаться какого-либо постоянного набора асан,(то есть только один комплекс, а не два или более, как у Вас с Айенгаром)с обязательным ежедневным включением перевернутых поз?
Считаете ли Вы, что нет необходимости для начинаюших использовать такие классические асаны,как к примеру: дханурасана,шалабхасана,матсиасана,а лучше включать в свой комплекс стоячие позы, изобретенные "Кришнамачария и Компания" (правда не понятно,какое отношение они имеют к классической йоге)?
Считаете ли Вы, (судя по Вашим комплексам), что нет необходимости для начинаюших начинать первоначально с более простых асан и лишь по истечении определенного времени заменять их на более сложные, к примеру: Меру Вакрасана - Ардха Матсиендрасана, Випарита Карани - Сарвангасана, Шашанкасана - Йога Мудра в падмасане,Супта Вирасана - Матсиасана в падмасане и т.д.?
Какая асана по своему действию у Вас заменяет различные вариации моста,к примеру:Сету Бандха Сарвангасана, заменяемая в дальнейшем при желании на Урдхва Дханурасана (Арха Чакрасана)?
Почему бы для более эффективной практики использовать не просто медитативные асаны, а комбинированные варианты,к примеру, Гомукхасана в Вирасане и т.д.
Является ли по Вашему мнению упущением тот факт,что Шивананда, Сатьянанда, Йогендра и т.д.не уделяют такое большое внимание стоячим позам как Вы и Айенгар?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Асаны для начинающих и не только

Сообщение Виктор »

Уважаемый Игорь, попытаюсь ответить на Ваши вопросы. Я рекомендую в своей книге эти два полностью усредненных комплекса асан в таком наборе, чтобы они закрыли или осуществили определенную степень проработки тела для людей со со средним здоровьем и достаточно посредственной гибкостью. Кроме того, я имел в виду, что начинающий практику йоги сам вполне может отобрать из двух этих комплексов то, что для него посильно, исходя исключительно из своего уровня гибкости и общего состояния, а самые общие сведения что после чего не надо располагать или можно - я там привел.
При освоении перевернутых поз можно включать их в ежедневную практику, но крайне внимательно следить за тем, чтобы не перегружать шею и не нарушать естественный темп прироста времени выдержки. Если в шее появляются хоть какие-то непривычные ощущения в быту, то лучше делать перевернутые через день.
Что до стоячих поз, изобретенных уже в новое время, то поскольку они были созданы и апробированы несомненно незаурядными людьми, то я считаю их полезным добавлением к тому немногому количеству асан, которое рекомендуют Патанджали и его комментаторы. Да Вы и сами понимаете, что на самом деле важно не ЧТО делать, а КАК, проработка тела лишь средство для переключения сознания и физиологиии в специфические режимы деятельности, которые выводят нас далеко за пределы изменений психосоматики, возможных на волевой основе, ежеднеевного вызова себе самому и т.д и т.п.
Поскольку сам я практикую стоячие асаны вот уже тридцать лет, у меня была возможность оценить их позитивное воздействие на организм на себе и на тех, кого пришлось восстанавливать посредством йогатерапии.
Более того, если у человека проблемы с гибкостью и общей выносливостью, то нужно начинать именно с комплекса стоячих асан, выполняя их сначала через день, а затем и каждый день- не все, конечно.
По мере освоения стоячих будет идти проще все остальное, и уже тогда можно расширять комплекс включением прочих поз, становящихся для Вас доступными.
Ну а потом, конечно, когда какая-то асана делается абсолютно непринужденно, можно подыскивать ей более усложненный эквивалент из арсенала Айенгара или Брахмачарьи.
По поводу прогибов назад: Вы не представляете, чтего можно достичь на основе самых простых асан. Например - Веселин Лучанский выполняет Ардха Бхуджангасану так, что у него края ребер лежат на полу, а верхняя часть спины - от средины - ПОЛНОСТЬЮ перпендикулярна полу!!! В Бхуджангасане если Вы посмотрите на №73 у Айенгара, то у Лучанского вся верхняя часть грудной клетки полностью параллельна потолку и полу, лицо смотрит строго назад, макушка над коленями, подбородок вверху, тело прогнуто полной параболой. При таком исполнении никакая Урдхва Дханурасана или Скету Бандха Сарвангасана просто не нужны, поскольку та же цель достигается болеее простыми средствами, что всегда предпочтительней.
Вы говорите, почему бы для более эффеективной практики не использовать комбинированные асаны, а не просто медитационные - Вы имеете в виду именно медитативную практику? Но для нее необходима удобная поза именно в том смысле, что должна быть прямая сппина и минимум работающих мышц. Поэтому комбинирование здесь бессмысленно и избыточно.
Что до минимизации стоячих поз у Сатьянанды, Шивананды и Шри Йогендры, то я не считаю это упущением, поскольку у них в общем другой акцент - они ведут человека по пути тантрическому, подключая затем позднюю пранаяму, мудры, бандхи и т.д. Мы же говорим о более древнем способе управляемой саморегулировки психосоматики, опирающейся не на прямую волевую, и потому весьма изощренную, но на косвенную коррекцию психофизических процессов, где, повотряю, глвное не ЧТО делать, а КАК, и где на основе элементарных асан можно выйти к абсолютным пределам возможного для тела, не перегружая его.
Дмитрий Т (2000)
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 янв 2011, 01:47

Re: Асаны для начинающих и не только

Сообщение Дмитрий Т (2000) »

Виктор!
>Более того, если у человека проблемы с гибкостью и общей
> выносливостью, то нужно начинать именно с комплекса стоячих
> асан, выполняя их сначала через день, а затем и каждый день-
> не все, конечно.
---------
А можно чуть подробнее - что означает "не все"?
Какие именно стоячие можно (или нужно) делать ежедневно? а какие не нужно?
Как практикующему самому определить их число и имена?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Асаны для начинающих и не только

Сообщение Виктор »

Под всеми стоячими асанами я подразумеваю - если смотреть по Айенгару - номера со второго по сороу второй включительно, дальше уже идут комбинированные и не нагружающие по пределу ноги.
Не все - это значит можно ограничиться №№2 - 15, а затем, после их освоения добавить остальные.
Когда Вы выполняете стоячие каждый день, то достаточно будет №№4, 6, 8, 10, 28, - не забывайте, что они выполняются в обе стороны, так что фактически это десяток асан.
Если же у Вас есть целиком "стоячий" день, то все они и выполняются, после сделанных сперва базовых.
Дмитрий Т (2000)
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 янв 2011, 01:47

Re: Спасибо! (-)

Сообщение Дмитрий Т (2000) »

Спасибо!
Дмитрий Т (2000)
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 янв 2011, 01:47

Re: Что-то не так с номерами, Виктор

Сообщение Дмитрий Т (2000) »

Виктор!
> Под всеми стоячими асанами я подразумеваю - если смотреть по
> Айенгару - номера со второго по сороу второй включительно,
> дальше уже идут комбинированные и не нагружающие по пределу
> ноги.
Заглянул в Айенгара (Медси, 1993) - и не понял. №42 - Парианкасана, №41 - Супта Вирасана, и т.п. Может, следует читать не "по №42", а "по №24"? Тогда все складывается...
> Когда Вы выполняете стоячие каждый день, то достаточно будет
> №№4, 6, 8, 10, 28, - не забывайте, что они выполняются в обе
> стороны, так что фактически это десяток асан.
А если поправка верна, то что должно стоять вместо №28 (Паршва Дханурасана)?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Да все в порядке с номерами, просто это номера иллюстрац

Сообщение Виктор »

Re: Да все в порядке с номерами, просто это номера иллюстраций: )) !!!


Виктор
Это номера картинок, а не самих асан, Дмитрий!
Дмитрий Т (2000)
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 янв 2011, 01:47

Re: Тогда "ой"! :)

Сообщение Дмитрий Т (2000) »

Дмитрий Т
Тогда "ой"! :)
Вадим
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 мар 2002, 14:29
Откуда: Челябинск

Вопросы (по гл. "Практика для начинающих")

Сообщение Вадим »

1."поза лодки": пресс очень слабый и пузо начинает страшно трястись буквально сразу. Какие асаны/упраженения (кроме тривиальных школьных) могут помочь для начального развития пресса?
2. "Шавасана": "Как только вы обратили внимание на ладони, сразу же в их центре, в коже возникает смутное, почти виртуальное движение... Покалывание... Тяжесть... Горячие мурашки появляются в коже ладоней, приятное, давящее тепло _...> Ощутить кожу подошв ступней... Как и в ладонях, в них появляется давление, покалывание, тепло...". Те же ощущения и в других местах. Меня терзают смутные сомнения, что покалывание и мурашки - это признак не расслабления, а того, что тело просто затекло. Или я не прав? И вообще, что есть затекание, встречается ли оно в практике асан?
3. "Сиддхасана". Можно ли на первых порах прислоняться спиной к стене? Так и спина и ноги лучше расслабляются.
Спасибо
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответы (по гл. "Практика для начинающих")

Сообщение Виктор »

1.Если в упомянутой позе тряска начинается сразу, значит пресса у Вас нет как такового. Поэтому не старайтесь держать руки за головой, а вытяните их вперед, вдоль туловища.И держите секунд 5 - 10, не более того. Со временем тряска начнет уменьшаться и сойдет на нет - появятся зачатки пресса.
2.По поводу Шавасаны смутным сомненениям не предавайтесь - пустое и неблагодарное дело,в данном случае проще сделать так, как сказано, и на это время убрать свою критичность куда подальше, скорее придет ожидаемый результат.
Если что-то в теле начало "мурашить" на третьей или пятой минуте лежания, то это не затекание, но то, что надо.
3.Конечно можно прислоняться, и даже нужно:)))
Павел
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 14 янв 2009, 13:39

Re: Вопросы (по гл. "Практика для начинающих")

Сообщение Павел »

Думаю, можно еще перед стеной некоторое время практиковать. То есть ступни на стену поставить, а копчик расположить на соответствующем расстоянии от нее, чтобы общая форма сохранялась. Ну или таз, если это ардха.
Igor Isaev
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 02:28

Вопросы Виктору БОЙКО

Сообщение Igor Isaev »

Здравствуйте. Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за достойный труд, за огромный вклад в дело популяризации Йоги в нашей стране. Позвольте задать Вам несколько важных для меня вопросов:
1. Какова программа занятий в Вашей школе классической Йоги? В течение какого срока предусмотрено обучение, какие асаны, пранаямы (и другие вопросы) изучаются?
2. В предлагаемом Вами двухдневном комплексе асан (на сайте) на мой взгляд, не хватает некоторых важных поз, таких как Падмасана, Дханурасана, Чакрасана. Куда (после каких упражнений) или вместо каких их можно вставить? Или эффект от их выполнения заменяется другими асанами, входящими в Ваш комплекс?
3. Насколько я понял (из материалов на сайте), Вы выступаете против суставной гимнастики и предварительного "разогрева" тела перед практикой асан, НО, на мой взгляд, это необходимо, и гораздо правильнее выглядит, например, в системе А.Н. Смирнова.
4. У Вас в книге описана всего одна пранаяма (полное дыхание), считаете ли Вы что другие пранаямы и вовсе не нужны, или просто их нужно осваивать через большой промежуток времени после начала практики? В частности как Вы относитесь к ритмичному дыханию, нади шодхана, анулома вилома и др. панаямам?
5. Каково Ваше мнение о школе йоги А.Н. Смирнова и его нынешних последователях, Очаповском (г.Уфа) и Кукалеве (Питербург)? Насколько это серьезная Школа и насколько она придерживается классических традиций в Йоге?
6. Как Вы относитесь к книге (и излагаемой в ней практике) Т.Э. Васильева "Начала Хатха Йоги"?
7. Как вы относитесь к практике упражнений "Око возрождения", действительно ли они способствуют омоложению организма?
8. В своих высказываниях, Вы решительно отвергаете понятия биополя, энергии и т.п. Однако я помню, как еще в советское время по телевизору показывали как индийский йог (Лакшман Кумар по моему), с помощью своего биополя (или чего-то там еще), передвигал шарик в герметичном кубе из оргстекла). Существует также масса примеров материальности мысли и т.п. Как Вы все это объясните в рамках Вашего классического подхода?
9. Как Вы относитесь к голоданию (к небольшим 24 или 36 часовым профилактическим голоданиям), с целью очищения организма?
10. Насколько я знаю, при посольстве индии в Москве существуют (существовали?) курсы йоги. Какая школа (традиция) йоги на них представлена, что там изучают (асаны, пранаямы и т.д.), каков уровень преподавателей?
P.S. Если кто-то в конференции может ответить (прокомментировать) на мои вопросы, жду с нетерпением.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Ответы Егору Исаеву

Сообщение Виктор »

Ну, Егор, Вы прямо-таки берете быка за рога : )
Спасибо большое за достойную оценку моего скромного труда касательно популяризации йоги в нашей стране, и позвольте мне ответить в меру моего разумения на предложенные вопросы.
Итак, по вопросу первому:
Программа занятий в Школе так, как она выкристаллизовалась на сегодняшний день (а то, что она будет корректироваться еще неоднократно – не подлежит сомнению) следующая:
1. В течение месяца, – ознакомительный класс, где Вам будут показывать и рассказывать что и как в смысле технологии, а Вы будете все это пробовать, одновременно внимательно читая мою вторую книгу;
2. Полгода – изучение техники асан, постановка геометрии, релаксация физическая – Шавасана, Йога-нидра, освоение начальных комплексов;
3. Следующие полгода – индивидуализация комплексов согласно физическим возможностям, возрасту, проблемам со здоровьем и самочувствием. Освоение ментальной релаксации – внутреннего молчания.
4. Второй год - освоение индивидуальных комплексов с акцентом на йогатерапию, разрешение психологических проблем, общее оздоровление, освоение полного дыхания;
5. Третий год – получение исчерпывающих
6. навыков глубокой релаксации, разрешение всех физических и ментальных проблем, завершение психологического обновления личности, полное овладение технологией Хатха-йоги и показанными при данном складе восприятия медитативными техниками;
По ходу обучения с определенной периодичностью будут проводиться встречи типа «Вопросы и ответы» лично со мной, индивидуальные консультации, лекции по отдельным аспектам йоги, возможно – мастер-классы, будут отбираться желающие и способные для прохождения курса преподавателей, выездные семинары в летнее время и т.д.
По второму вопросу:
Отсутствие в начальных комплексах названных Вами Падмасаны и Чакрасаны вызвано тем, что более 90% начинающих среднего уровня здоровья и суставной мобильности на первом году практики, как правило, не в состоянии их выполнить. Если Ваш имеющийся уровень гибкости позволяет их выполнять, то Падмасана с вариациями может быть произвольно вставлена в любое место комплекса второго дня, либо после перевернутых поз, непосредственно перед Шавасаной, а Бхуджангасана Чакрасана – после пункта 7.
По вопросу третьему:
По поводу предварительной суставной гимнастики: на мой взгляд расход времени на нее оправдан только в случае выраженной тугоподвижности суставов, тогда можно ДО начала практики асан выполнить либо несколько циклов Сурья намаскар, либо цикл Сукшма-вьяямы, рекомендуемый Дхирендрой Брахмачари в его книге «Тонкие и искусные йогические упражнения». Кто такой А.Н Смирнов – не имею представления, увы, темен я…
По четвертому вопросу:
Позитивно отношусь ко всем, перечисленным вами пранаямам, но считаю, что имет смысл приступать к ним только после того, как Вы будете свободно дышать полным дыханием в пропорции «одно дыхание в две минуты»;
По вопросу пятому:
Как я уже сказал – не имею чести знать господина А.Н.Смирнова, равно как и его школу. С Очаповским я знаком уже лет десять, хотя встречались мы не часто, последний раз - на моем семинаре в Нижнем Тагиле (на базе поселка «Старатель» – полигона систем залпового огня), году в 1993. Но он, Очаповский, представляет Бхакти-йогу, хотя подготовка по Хатха-йоге у него хорошая. А! Вот я нашел книжку, которую он надписал мне тогда: «крия-йога и Хатха-йога для начинающих, 2-е издание переработанное и дополненное, Уфа, 1993. Не блеск, но в пределах разумного, хотя про работу с сознанием, психикой в целом и ощущениями – ни слова;
По вопросу шестому:
На мой взгляд упомянутая Вами книга «Начала Хатха-йоги» от начала до конца – полный бред, и не простой, а осложненный философской направленностью – извините за резкость выражения, но, как любят говорить художники, я ТАК вижу;
Седьмой ответ:
Нет, на мой взгляд данная практика слишком примитивна, чтобы чему-нибудь способствовать;
Ответ восьмой:
Вы немного перепутали, с 1990 по 1993 (или 1992, уже точно не припомню) господин Лакшман Кумар вел уроки йоги в Центре Джавахарлала Неру при посольстве Индии, а вот экстрасенса такого я не упомню. Кроме того я не собираюсь объяснять упомянутые Вами феномены и вообще – это не моя задача, и, тем более, втискивать это гипотетическое объяснение в приводимую мной технологию йогической практики. Существуют сиддхи, но они или есть, или их нет, а объяснения здесь не при чем, они ничего не прибавят и не убавят.
Девятый ответ:
Цитирую Бхагавадгиту. Глава шестая. Шлока 16: «Ибо йога не для слишком много ядущего, и не для совсем не ядущего, не для слишком много спящего или бодрствующего». Шлока 17: «Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в деятельности…во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе». В этом вопросе я полностью согласен с подходом Гиты, и если после многих лет практики мне нужно еще что-то кроме самой этой практики, которая должна закрывать все вопросы, то скорее ввсего не той йогой я занимаюсь :)
И ответ последний (наконец-то, а так можно и попугаем стать, поскольку и на старой, и на новой конфе все эти вопросы так или иначе поднимались, посмотрели бы, поинтересовались, глядишь – и мне меньше бы пришлось времени тратить на повторные ответы):
Не знаю, есть ли эти курсы при посольстве теперь – думаю что есть, но уровень преподавания РАНЬШЕ был там довольно дубовый.
Всех благ!
Igor Isaev
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 02:28

Re: Ответы Егору Исаеву

Сообщение Igor Isaev »

Большое спасибо за ответы.
Вы пишите: "Кто такой А.Н Смирнов - не имею представления, увы, темен я…".
Не может быть, ведь на Вашем сайте про него статья есть, это тот самый Смирнов, который "привез" йогу еще в советское время в нашу страну. Это комплекс института йоготерапии г.Лакхнау. Елки-палки, ЗУБКОВ, я фамилию перепутал, только сейчас заметил :) Так вот я и хотел узнать Ваше отношение к его системе, и к его нынешним апологетам Какалеву (из Питерского ZТ Центра) и Очаповскому?
Вы пишите: "На мой взгляд упомянутая Вами книга "Начала Хатха-йоги" от начала до конца - полный бред, и не простой, а осложненный философской направленностью - извините за резкость выражения, но, как любят говорить художники, я ТАК вижу;".
Да вроде не такой уж и бред (хотя и бред там есть). Есть там и здравые мысли, к примеру система асан почти полностью базируется на Айенгаре, неплохие рекомендации по питанию и гигиене.
Вы пишите: Вы немного перепутали, с 1990 по 1993 (или 1992, уже точно не припомню) господин Лакшман Кумар вел уроки йоги в Центре Джавахарлала Неру при посольстве Индии, а вот экстрасенса такого я не упомню."
Кроме этого, он еще некоторое время вел уроки йоги по телевидению, и как-то демонстрировал указанный феномен.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответы Егору Исаеву

Сообщение Виктор »

Отношение к Зубкову-старшему у меня никакое - в том смысле, что, как популяризатор йоги в СССР он был первым, сделал большое дело и надо в этом плане отдать ему должное. Но сейчас это уже история, а то и как он преподавал - это самые что ни на есть робкие основы, без шизы, но и без особого смысла. Отношение свое к Очаповскому я сформулировал,а второго упомянутого Вами господина просто не знаю.
по поводу Кумара: если это так, то данная сторона его пребывания в СССР была мне неизвестна.
Сергей Озеров
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 03:25

[вразнобой]

Сообщение Сергей Озеров »

Здравствуйте уважаемый Виктор Сергеевич. В процессе освоения предложенных
Вами комплексов (в книге) возникло ряд вопросов:
1. Эффективнее ли ПУРНА САРПАСАНА (поза кобры), предлагаемых Вами
в комплексе Бхуджангасаны и Ардхабхуджангасаны?
Вот описание Сарпасаны (которое есть у меня):
Лечь на коврик, на живот, ноги вместе, упираются на носки, пятки
ног соединены. Руки согните в локтях, ладони рук положите на коврик
на уровне плеч, пальцы рук вместе. Подбородок упирается в коврик.
Медленно, позвонок за позвонком откидывайте голову как можно дальше
назад. Вслед за ней поднимайте верхнюю часть туловища, прогибаясь
назад, но, не отрывая нижнюю часть живота (область ниже пупка) от
коврика. Руки служат опорой. В основном движение происходит за счет
напряжения мышц шеи, спины и рук. Смотрите вверх. Расслабив мышцы
лица и тела, оставайтесь в этом положении до 30 секунды.
Продолжая опираться на руки, медленно поверните голову, а за ней
туловище влево и постарайтесь через левое плечо увидеть пятку правой
ноги. Зафиксируйте это положение в течение 30 секунды, стараясь быть
максимально расслабленными.
Так же медленно поверните голову, а за ней туловище вправо и
постарайтесь через правое плечо увидеть пятку левой ноги. Расслабьтесь
и сохраняйте это положение в течение 30 секунды.
Медленно верните голову и туловище в положение, описанное в 1 стадии,
прогнувшись назад, не отрывая от коврика нижнюю часть живота.
Расслабьтесь и удерживайте позу в течение 1 секунды. Затем начните
медленно, позвонок за позвонком, опускать вниз сначала живот, потом
грудную клетку, плечи, голову, пока не вернетесь в исходное положение,
упираясь подбородком в коврик. Оставайтесь в этом положении в
течение 30 секунды.
Дыхание на протяжении всего упражнения произвольное, неглубокое,
спокойное, через нос. Внимание в исходном положении сосредоточьте на
области щитовидной железы. В момент подъема головы и туловища вверх
внимание должно скользить по позвоночнику сверху вниз.
Во время выполнения упражнения не изменяйте положение ног и
кистей рук, не расставляйте пальцы рук и не отрывайте нижнюю часть
живота от коврика.
После окончания выполнения "Комплексной позы змеи" надо обязательно
отдохнуть. Для этого Йоги рекомендуют, оставаясь лежать на животе,
положить голову на коврик на левую либо правую сторону, вытянуть
руки вдоль туловища и полностью расслабиться.
2. Можно ли (в Вашем комплексе), после Вирасаны, делать Гомукхасану в
Вирасане и далее Супта Вирасану (когда мы ложимся из позы спиной на пол
и вытягиваем руки за голову)? Или эти позны излишни
и заменяются другими (аналогичными по воздействию) в вашем комплексе?
3. Можно ли вместо Сидхасаны использовать Падмасану (Ардха Падмасану)?
4. Куда (в Вашем комплексе) можно вставить Уштрасану или Дханурасану или Чакрасану,
и какая из них более эффективна (полезна)? Или эти позны излишни
и заменяются другими (аналогичными по воздействию) в вашем комплексе?
5. Куда (в Вашем комплексе) можно вставить Йога Мудру и Симхасану.
Или эти позны также излишни и заменяются другими в вашем комплексе?
6. Многие литературные источники по йоге рекомендуют во время выполнения
Шавасаны (после основного расслабления), представлять себе голубое безоблачное небо,
вызывая у себя ощущение полета. Как Вы к этому относитесь?
7. Каков минимальный набор Пранаям для ежедневной практики. В частности
интересуют пранаямы:
Бхастрика, Анулома Вилома, Полное дыхание. Правильно ли такое описание
этих пранаям?
БХАСТРИКА.
Исходное положение. Падмасана, Ардха-Падмасана.
Делайте в быстром темпе резкие неглубокие выдохи и вдохи через нос. Выдох и вдох считайте
за один раз. При выполнении "Бхастрики" туловище, плечи и голова должны оставаться
неподвижными, находиться на одной прямой линии, руки спокойно лежат на коленях ладонями
вниз, пальцы вместе. Внимание сосредоточьте на позвоночнике, передвигая его по спинному
мозгу вверх и вниз при каждом выдохе и вдохе.
упражнение выполняется 15 раз.
Вариант 2.
Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки, остальные пальцы соединены вместе и
подняты вверх. Смотрите прямо перед собой и делайте в быстром темпе резкие выдохи и
короткие вдохи через левую ноздрю. При выполнении упражнения туловище, плечи и голову
держите прямо, неподвижно. Внимание сосредоточьте на позвоночнике.
Вариант 3.
дыхание производится через правую ноздрю, для чего левую ноздрю зажмите средним пальцем
правой руки, согнув указательный палец, а внимание сосредоточьте на позвоночнике.
Вариант 4.
Дыхательные движения осуществляются попеременно: 1 раз выдох и вдох через левую ноздрю,
правая ноздря зажата большим пальцем правой руки, затем выдох и вдох через правую ноздрю,
убрав большой палец от нее и зажав левую ноздрю средним пальцем правой руки, и так далее.
Можно это делать и левой рукой. Тогда попеременно зажимайте то правую ноздрю средним пальцем
левой руки, то левую большим пальцем левой руки.
АНУЛОМА ВИЛОМА.
Один цикл "Ануломы-Виломы" состоит из 7 элементов, поэтому мы рассмотрим каждый из них
в отдельности.
1. После очередного спокойного и медленного выдоха через нос средним пальцем правой руки
зажмите левую ноздрю и сделайте спокойный, медленный и полный вдох через правую ноздрю.
2. Задержите дыхание после вдоха (но при этом вторую ноздрю не зажимайте, так как это
в дальнейшем может привести вас к путанице, в каком же направлении дышать).
3. Большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю, сняв средний палец с левой ноздри, и
сделайте медленный, спокойный и полный вдох через левую ноздрю.
4. Не делая паузы после выдоха, не меняя положения пальцев правой руки, сделайте медленный,
спокойный и полный вдох через эту же левую ноздрю.
5. Вновь сделайте задержку дыхания после вдоха (вторую ноздрю не зажимайте, чтобы не
сбиться в направлении дыхания).
6. Средним пальцем правой руки закройте левую ноздрю, сняв большой палец с правой ноздри,
и сделайте медленный, спокойный и полный выдох через правую ноздрю.
7. По окончании выдоха, сделайте задержку дыхания.
Выполнение упражнений этого цикла считается за 1 раз, а выполняется "Анулома-Вилома" в
первую декаду 5 раз и затем каждые 10 дней добавляется по 1 разу, пока общее число не
достигнет 10.
Выполнение "Ануломы-Виломы" требует соблюдения следующих правил:
1. Перед началом упражнений необходимо сделать спокойный и медленный выдох через нос.
2. В первое время при разучивании следует вести про себя счет.
3. Перед каждым выдохом надо менять ноздрю.
4. Один цикл (или 1 раз исполнения) этого упражнения включает две задержки дыхания после
вдоха и одну задержку дыхания после выдоха.
5. В некоторых литературных источниках по Йоге говорится о том, что вдох и выдох должны
быть равны по своей продолжительности, а задержки дыхания должны быть вдвое больше,
то есть отношение продолжительности фаз дыхания в одном цикле можно представить
как 1:2:1:2:1:2. Но мы считаем, что на начальных этапах разучивания "Ануломы-Виломы" не
так важно обращать внимание на продолжительность выполнения того или иного элемента, гораздо
важнее следить за качеством выполнения каждого из семи элементов упражнения.
6. Нельзя перенапрягаться, особенно в первое время. Делайте упражнение так, чтобы вам было
легко и приятно во время упражнения и после его проведения.
8. Почему Вы предлагаете именно два комплекса, а скжем не один, пять, десять...? И почему
только одну пранаяму (полное дыхание)?
Заранее благодарен за ответы.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Вопрос по практике

Сообщение Виктор »

Здравствуйте, уважаемый Сергей!
Отвечаю по ходу заданных мне Вами вопросов.
Первое: описанная вами Пурна Сарпасана не может быть эффективней либо не эффективней описанного мной цикла Бхуджангасаны по простой причине: это совершенно разные асаны! Если в Сарпасане мышцы спины задействованы максимально и позвоночник работает на прогиб минимально, то в различных вариантах Бхуджангасаны основную нагрузку несут руки, а мышцы спины предельно расслаблены и отключены, что дает возможность впрямую задействовать позвоночник на прогиб по максимуму.
Откуда Вы взяли, что комплексы, предлагаемые мною, не полны и нуждаются в добавлениях? Безусловно, я сам работая с людьми, так сказать, наяву со временем эти усредненные комплексы полностью изменяю, подгоняя их под конкретного человека, но, не видя Вас, я не могу сказать, нужно ли вставлять после Вирасаны Гомукхасану и Супта Вирасану, либо для Вас это будет излишним. Ваше желание делать эти позы может не совпадать с вашими возмлжностями, быть фактически не обоснованным, а рекомендовать человеку что-то заочно – это не моя епархия, это нечто вроде того, как «лечат» по фотрогафии или телефону.
Если Вы свободно выполняете Падмасану, то, конечно, ее можно применять вместо Сиддхасаны, а вот делать вместо последней Ардха Падмасану оснований не вижу. Если только вы не решили автономно готовить суставы к Падмасане.
Мне не ясно, на каком основании Вы решили, что в предлагаемые мной комплексы нужно еще что-то вставлять? Если бы я осознал такую необходимость, я бы, наверное, это сделал и сам. Но Вы пытаетесь кроить их на свой лад непонятно из каких соображений. Если Вам кажется, что это все надо вставить, то зачем спрашивать меня? Вставляйте что хотите, только тогда это уже будут Ваши комплексы, так ведь? И я не буду иметь к ним никакого отношения.
По поводу Шавасаны: я привел ее содержание в таком виде, как считал нужным, что говорят другие источники – в том числе и о голубом небе – я считаю излишним на основании многолетнего опыта работы с людьми.
По поводу пранаям: я рекомендую начинающим приступать к ПОЛНОМУ дыханию через год систематической практики асан, и только если только человек практически здоров и сбалансирован, что встречается крайне редко, то полное дыхание можно начинать спустя месяца три после начала работы с телом.
Описание пранаям, приведенных вами, нет смысла обсуждать здесь, поскольку я рекомендую их занимающимся ТОЛЬКО после минимум двух лет практики йоги и овладения полным дыханием с пропорцией одно дыхание в две минуты.
Два комплекса асан я предлагаю исходя из своего опыта, а также экспериментов на себе с системой Айенгара, наблюдений над многими энтузиастами йоги и оценки результатов, к которым они пришли.
Почему только одно дыхание? А Вы попробуйте начать строить с одним и тем же ресурсом одновременно двадцать домов. А потом только один. И посмотрите, что у Вас лучше пойдет, а в чем вообще смысла не будет.
Всех благ!
Андрей (2001)
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 25 янв 2011, 04:20

Несколько вопросов

Сообщение Андрей (2001) »

В процессе практики возникло несколько вопросов:
1. Когда занимаюсь и правильно расслабляюсь, то начинаются сильные ощущения в сломанном когда-то носу. Не больно, просто очень конкретное его ощущение. Нормально это и что это значит? Подобное ощущение было, когда он срастался.
2. Во время утренней практики очень плохо сгибается позвоночник. Пашимоттанасана поэтому дается очень плохо (при расслаблении стекания не происходит). Тогда как вечером наклон значительно глубже. Но вечером у меня заниматься не получается. Вопрос: что делать и обязательна ли вечерняя практика?
3. Через какое время после утренних занятий можно принимать пищу?
4. Каким должно быть окно между занятиями сексом и асанами?
Tanja
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 15 мар 2002, 17:04
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Кстати, насчет носа

Сообщение Tanja »

> В процессе практики возникло несколько вопросов:
> 1. Когда занимаюсь и правильно расслабляюсь, то начинаются
> сильные ощущения в сломанном когда-то носу. Не больно,
> просто очень конкретное его ощущение. Нормально это и что
> это значит? Подобное ощущение было, когда он срастался.
Тоже хочу спросить, раз к теме пришлось: у меня в аналогичных обстоятельствах при выдохе (само собой, через нос) появляется такой характерный щелкающий звук (в носу же). Не больно и не противно, но бывает, отвлекает, особенно если только начинаешь расслабляться. Что бы это могло быть?
Do a Good thing to Do without thinking about it.
Наблюдатель
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 03:26

Re: Несколько вопросов

Сообщение Наблюдатель »

> Андрей, привет!
> Ваш вопрос 2 - мой ответ. У меня тоже была проблема с гибкостью утром. Но через год она на 80-90% испарилась.
Правда занятия мои проходят вечером, но утром голова легка и чиста. Все спят, полный кайф, тишина.
> 3. Через 30 минут, где 15 из них на Шавасану или 20 на Нидру.
Хотя с утра Нидра не нужна, пожалуй.
> 4. Как когда-то сказал Виктор секс раз в 3 дня, чтобы он не стал изматывающим событием для организма.
Удачи!
Ответить