Действительно непонятно. Но может быть П. (ведь в самой санкхъе Ишвары вроде бы нет?) таким образом пытался придать "холодному и неизменному" Пуруше некоторое личностное свойство (личностное в смысле ипостасности - см. работы великих каппадокийцев)? Зачем это ему было нужно? Может быть у П. было некоторое связанное с этим переживание или как минимум интуитивное озарение? Ну а поскольку простое приравнивание Пуруши к Ишваре привело бы к полному разрушению стройной системы, он выделил Ишвару как некоего особого Пурушу.А.Смит писал(а): Зачем чисто логически нужен Ишвара - особый Пуруша? И почему - нота бене! - он самых первых (йогинов) Учитель (гуру)? те что, сами не могли дотумкать до своей персональной форточки (своего Пуруши) в Иное?
Озеро и небо [философские этюды]
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
не совсем так, это больше похоже на процесс интерполяции и он не бесконечен поскольку уже примерно на 5-6-м шаге прорвется тот настоящий, дальше которого уже не уйти по причине подавления всех остальных функция сознания.Да, именно об этом процессе, который повторяет сам себя, каждый раз порождая нового наблюдателя.
Последний раз редактировалось Атри 12 дек 2010, 13:28, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Для меня это несколько странно, может быть я, конечно, по причине лени и не доходил до 5-6 шагов, ограничиваясь первыми четырьмя :), но мне думается, что "проблема" связана с тем, что новый наблюдатель неизбежно "рождается" в момент нахождения "актуального" (по самому определению) и в этой горизонтальной плоскости выход искать тщетно. В ней действительно выхода нет, но похоже у Вас прорывается вертикаль, когда сознание просто сдается и "настоящий" начинает видеть этот процесс порождений (кем, что и как), который теперь ему представляется иллюзорным и на сцену выходит он сам?
Застревание происходит от недостаточно качественного исчерпания собственной дхармы, судьбы; нет должного набора бхоги (мирского "бхагаватгитского" опыта). Садхана по Патанджали устроена чрезвычайно хитро, на балансе мирского опыта (исчерпания кармы-дхармы) и созерцательной практики-самапатти. По БхагаватГите, впрочем, точно такой же баланс необходим, чтобы сделать очередной шажок в направлении Пуруши. Короче, уперся в тупик в своей монастырской составляющей - иди в мир, ищи новых, желательно своих приключений (а то ведь можно и чужой судьбы хлебнуть)...Ершъ писал(а):Вот наверное поэтому некоторые школы предлагают осознавать, наблюдать и т.п. С одной стороны, такие практики действительно могут вывести в позицию наблюдателя, т .е. "разделить сознание и тело/читту/...", в некотором смысле выделить буддхи. Но здесь существует несколько моментов:
1. Поначалу такие практики идут на "ура", но постепенно они становятся очень энергозатратными и в итоге ведут в никуда, поскольку тот самый наблюдатель начинает объективироваться (по меткому выражению Бердяева), т.е. превращаться в плотный объект - подмену наблюдателя, некоторое искусственное образование.
2. У многих практиков существует тенденция при выходе на такого наблюдателя считать, что они достигли того самого обособления, что этот процесс наблюдения с соответствующим выходом в наблюдателя и есть искомая цель (Пуруша ошибочно принимается ими за наблюдателя). Почему так получается? Наверное от недостатка образованности в традиции? В рез-те средство принимается за цель.
Вот тут и можно узреть логическую необходимость в Ишваре. Привлеку опять метафору с пурушами-форточками. В них тяга прямая: отсюда-туда. Поэтому обычный Пуруша-форточка выглядит как бы связанным с данным, своим потоком "воздуха", а значит и со всей атрибутикой пракрити (карма, прич-след связи). А особый Пуруша - это форточка с обратной тягой. И дует оттуда-сюда. И выглядит в нашей Вселенной как "его величество случай". И функция его - особенно поначалу - была в том, чтобы вообще наладить хоть какую-то тягу отсюда-туда, настроить ее. Поэтому "Он" был учителем самых первых... Свободный агент, движущийся Дух среди неподвижных обычных Пуруш. И поэтому предания так пестрят чудесами, неслучайными случайностями.Ершъ писал(а):3. Как я уже писал, разделение на буддхи и пракрити необходимо для последующего обособления буддхи от Пуруши, но с другой стороны имеено это разделение пракрити в том или ином виде (пусть даже автоматическое, природное) ведет к следующему: в системе появляется процесс "видения", разделение на объект и объект-"субъект" (то что ошибочно принимается за сам Субъект), т.е. на видящего и видимое. И вот здесь то и возникает "окрашивание" Пуруши. Если бы пракрити была монолитной и неразделенной, Пуруша автоматом пребывал бы в обособленности (впрочем, может быть именно Пуруша и осуществляет такое разделение, т.е. дает этой замкнутой системе "жизнь"?).
Сутра 4-2: новый импульс для роста дается только притоком пракрити -- То и дело при внутренних поисках упираешься в тупички, формальные методы себя исчерпывают, и чтобы продолжить неформальное движение вперед, надо все на время отбросить и дать случиться "притоку жизни", черпануть чистой пракрити (пра-крити = "то, что до всякого делания", то есть чистый недифференцированный ресурс). А если повезет, черпануть и ишварианского притока...Ершъ писал(а):В таком случае напрашиватся вывод абсолютно противоположный первоначальному методу наблюдения - может быть вместо того чтобы разделять пракрити и выделять буддхи, необходимо все слить, прекратить процесс "видения" (т.е. остановить работу гун)? А попробовать сделать это можно за счет прекращения работы внимания как функции.
Функцию Ишвары легко понять опять же на примерах мировых религий с их многочисленными аватарами. Вот два брата: рыбаки Симон и Андрей, хорошие люди, со своей отдаленной духовной перспективой, своими пурушами. Но шел мимо по берегу Галилейского моря Некто, сказал им пару слов - и все побросали братья и пошли за ним. И вышло из этого много чего аж в мировом масштабе. А могли бы и послать Его, вроде Он насильно не тянул.
La gente esta muy loca
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
что-то не то. Там нет горизонтали, как таковой. Каждый новой "наблюдатель" представляет собой нечто более "тонкое" в сравнении с предыдущим. Если нет этого перехода качества, то это какие-то движухи в поле первого "наблюдателя" и все.и в этой горизонтальной плоскости выход искать тщетно. В ней действительно выхода нет
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Интересно. Мне кажется, что последовательность наблюдателей возникает тогда, когда практикующий по каким-то причинам не готов отказаться от "я". Может действительно мирского опыта ещё хочется. Теоретически если мы в таком случае будем отказываться от "я" по-кусочкам, как раз и будет возникать такая цепочка. Каждый следующий наблюдатель чуть менне "я", чем предидущий. Количество ступеней индивидуально.
Что касается особого Пуруши... Выскажу странное предположение, что идея о нём возникает раньше, чем практикующий познал своего пурушу. Ведь в практиче довольно часто бывает, что сначала достигается "проблеск" состояния, а само состояние приходит значительно позже. Такой "проблеск пуруши" Вполне можно интерпретировать как вмешательство особого пуруши - учителя. Примерно так.
Что касается особого Пуруши... Выскажу странное предположение, что идея о нём возникает раньше, чем практикующий познал своего пурушу. Ведь в практиче довольно часто бывает, что сначала достигается "проблеск" состояния, а само состояние приходит значительно позже. Такой "проблеск пуруши" Вполне можно интерпретировать как вмешательство особого пуруши - учителя. Примерно так.
Отлично. Полагаю, мы сообща раздолбали сомнения сомневающихся в целесообразности Ишвары. Отмечу, что Ишвара - как и положено по канону - в ипостаси особого Пуруши и Учителя вовсе не творец Вселенной (некто Брахман), а совершенно функциональная сущность, часть всеобщего "механизма".
И натурально, Он же представляет собой непознаваемое (о чем я распространялся в своих комментах к Сутрам), поскольку находится вне причинно-следственных механизмов пракрити.
И натурально, Он же представляет собой непознаваемое (о чем я распространялся в своих комментах к Сутрам), поскольку находится вне причинно-следственных механизмов пракрити.
Последний раз редактировалось А.Смит 12 дек 2010, 22:09, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Не понимаю о каких кусочках идет речь. Но попробую предположить.Матсья писал(а):Интересно. Мне кажется, что последовательность наблюдателей возникает тогда, когда практикующий по каким-то причинам не готов отказаться от "я". Может действительно мирского опыта ещё хочется. Теоретически если мы в таком случае будем отказываться от "я" по-кусочкам, как раз и будет возникать такая цепочка. Каждый следующий наблюдатель чуть менне "я", чем предидущий. Количество ступеней индивидуально.
Итак, от "я" отказаться весьма сложно, но не потому что мы "хотим мирского опыта", а потому что всю жизнь так жили - одежда стала второй кожей. Это очень труднооборимая привычка. Любое содержание сознания есть область пракрити, т.о. образом любое "я" также есть область пракрити, а стало быть качественно (несмотря ни на какие "тонкости") - суть одно и то-же, а именно - горизонталь. Обнаружение видящего есть перенос внимания на некую тонкую тактильность, с которой принято себя отождествлять и "заморозка" образа себя в этой тактильности. Но в сам момент обнаружения наблюдателя появляется новый наблюдатель - ибо кто-то же его должен был обнаружить? Этот процесс мне не представляется исчерпываемым лишь за счет кол-ва ступеней.
Но может быть речь идет о несколько ином (где роль играет именно качество), а именно: человек считает себя "я" по-определению и не может даже толком рефлексировать свое существование - первая ступень. Вторая - он осознает себя, свое существование. Третья - отделяется от любых проявлений такого осознания (не-я, не-я). Четвертая - собственно выход за пределы наблюдателя, субъекта (вертикаль).
Не очень понятно, в каких координатах ведётся диалог...
"Среди шести систем индийской философии, санкхья и миманса не принимают концепцию ишвары. Тогда как последователи четырёх монотеистических школ: йоги, вайшешики, веданты и ньяи верят в существование ишвары."
Википедия однозначно согласна:ведь в самой санкхъе Ишвары вроде бы нет?
"Среди шести систем индийской философии, санкхья и миманса не принимают концепцию ишвары. Тогда как последователи четырёх монотеистических школ: йоги, вайшешики, веданты и ньяи верят в существование ишвары."
Отлично. Полагаю, мы сообща раздолбали сомнения сомневающихся в целесообразности Ишвары.
Так всё-таки йога или санкхья?Здесь все разделяют мнение той санкхьи, которая утверждает множественность пуруш?
Быть может всё гораздо проще, ишвара был введён позже для придания религиозной окраски, чтобы привлечь массы, о чём говорит Радхакришнан. А так по сути он и на фиг не нужен (имхо)А особый Пуруша - это форточка с обратной тягой.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Да! Да! Нет! Да! :twisted: :twisted: :evil: :twisted:А.Смит писал(а): Разделяете ли Вы теорию множественности пуруш?
Я, пожалуй разделяю. Я вполне могу себе представить, что кто-то получив непоредственно некоторое представление о пуруше придёт к выводу, что он один на всех. Ведь свойств у пуруши никаких, кроме наблюдения. Мы не можем даже установить что он там видел до этого момента. Значит отличить одного пурушу от другого мы не в состоянии. (Вон Фоменко вообще не в стостоянии отличить одно историческое событие от другого и ничего, теория получается гладкая. :)) Почему бы не придти к выводу, что пуруша один и каждый из нас есть просто его "щупальце" (не путать с "рыльцем" :) :) :)). Однако то, что их нельзя различить ещё не говорит об их единости. Электроны на вид тоже все одинаковые, а их много ;)
Правда вот я сколько не думал, а так и не смог придумать эксперимент с помощью которого это можно было бы проверить. Электронов можно в лейденскую банку отсыпать много, а вот пуруш... Помогите увидеть двух пуруш, пожалуйста 8O
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Матсья, несколько замечаний/вопросов.
Насчет аналогии с щупальцем не согласен, ибо это вносит элемент сложности в Пурушу. Насколько я понимаю, Пуруша есть начало простое, неделимое, монолитное и даже по некоторым сведениям - неподвижное.
Отличить Пурушу одного от другого мы действительно не в состоянии, сам вопрос - "кому он принадлежит" или "чей он" абсурден - там нет этих категорий. Это не означает док-ва множественности, но и не доказывает обратное, собственно об этом Вы и написали...
Поэтому есть на мой взгляд один критерий - одна "странность":
По единственному св-ву - "наблюдению" это открытый и большой вопрос (см.выше). Кроме того остался без ответа мой вопрос - может ли Пуруша являться активным/творческим началом (что есть не просто пассивное наблюдение) по-отношению к пракрити?Матсья писал(а): Я, пожалуй разделяю. Я вполне могу себе представить, что кто-то получив непоредственно некоторое представление о пуруше придёт к выводу, что он один на всех. Ведь свойств у пуруши никаких, кроме наблюдения. Мы не можем даже установить что он там видел до этого момента. Значит отличить одного пурушу от другого мы не в состоянии. (Вон Фоменко вообще не в стостоянии отличить одно историческое событие от другого и ничего, теория получается гладкая. :)) Почему бы не придти к выводу, что пуруша один и каждый из нас есть просто его "щупальце" (не путать с "рыльцем" :) :) :)). Однако то, что их нельзя различить ещё не говорит об их единости. Электроны на вид тоже все одинаковые, а их много ;)
Насчет аналогии с щупальцем не согласен, ибо это вносит элемент сложности в Пурушу. Насколько я понимаю, Пуруша есть начало простое, неделимое, монолитное и даже по некоторым сведениям - неподвижное.
Отличить Пурушу одного от другого мы действительно не в состоянии, сам вопрос - "кому он принадлежит" или "чей он" абсурден - там нет этих категорий. Это не означает док-ва множественности, но и не доказывает обратное, собственно об этом Вы и написали...
Поэтому есть на мой взгляд один критерий - одна "странность":
Странность эта заключена в том, что пуруша почему-то "привязан" ко вполне конкретному телу и осознанию себя как "я". Как бы далеко ты не ушел в садхане, пока ты еще возвращаешься, всегда возвращаешься во вполне определенную личность (тело и т.п.). Я слышал что бывают весьма странные практики :twisted: , но если их не брать в расчет, не было такого чтобы йог затерялся в другом теле, поностью изменил идентификацию себя, попутал себя с кем-то и т.п. Все это, а также тот факт, что самадхи одного не влияет на окрашенность Пуруши в целом или на пуруши других, показывает ее множественность. Впрочем есть и другие мнения с другими обоснованиями.Матсья писал(а):Правда вот я сколько не думал, а так и не смог придумать эксперимент с помощью которого это можно было бы проверить. Электронов можно в лейденскую банку отсыпать много, а вот пуруш... Помогите увидеть двух пуруш, пожалуйста 8O
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Не знаю. Я по мировозрению ближе всего к материализму. С моей точки зрения жизнь - это самопроизвольно возникающий процесс суть которого в ускорении диссипации энергии. Потому я просто не задавался вопросом о творческом начале.
А вот про привязку к одному я - это как раз насущный для меня вопрос. Полагаю страх не вернуться "оттуда" знаком каждому. И мне было бы значительно проще если бы я лучше представлял себе природу связи пуруши именно с конкретным "я" и механизм "прихода в себя" по окончании практики.
У буддистов есть упоминания перерождения практиков в нескольких телах. Знаменитый "Маленький Будда" Бертолуччи как раз снят на эту тему. Но я не очень доверяю буддистам в этом вопросе. Особенно на фоне заявлений нынешнего Далай Ламы о том, что он сам выберет свою следующую реинкарнацию из уже родившихся ( http://lenta.ru/news/2007/11/21/lama/ ).
Выходит, что с Вашими замечаниями я согласен и сказать мне на это по сути нечего.
А вот про привязку к одному я - это как раз насущный для меня вопрос. Полагаю страх не вернуться "оттуда" знаком каждому. И мне было бы значительно проще если бы я лучше представлял себе природу связи пуруши именно с конкретным "я" и механизм "прихода в себя" по окончании практики.
У буддистов есть упоминания перерождения практиков в нескольких телах. Знаменитый "Маленький Будда" Бертолуччи как раз снят на эту тему. Но я не очень доверяю буддистам в этом вопросе. Особенно на фоне заявлений нынешнего Далай Ламы о том, что он сам выберет свою следующую реинкарнацию из уже родившихся ( http://lenta.ru/news/2007/11/21/lama/ ).
Выходит, что с Вашими замечаниями я согласен и сказать мне на это по сути нечего.
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
А может правы буддисты насчет того, что нет ничего разного и Пуруши нет и "я" никакого нет, и некому сливаться и не с чем, а есть только что-то одно, что наш ум делит на части, в том числе и отделяя "я" от этого целого. Вот и смотрит это целое нашими глазами и думает нашим умом. Как лампочка, которая думает, что может постичь природу света и повлиять на природу света.
-
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 10:44
- Поблагодарили: 1 раз
Ну, нагородили :D хе-хе-хе...
Ясно как белый день: мы отличаемся друг от друга телом и личностью. Если тело более менее функционирует в норме - то и тут сходство, покрайней мере тело не отзывается, невстревает в тему восприятия. И вот остаётся что различны мы в личности. Сотрите эти различия, эти реакции-личностные-автоматизмы(на время или если передержать себя в состоянии разлеплённости, то возможно и необратимое разотождествление, "разочеловечивание" сначала частичное, потом возможно и до просто невозврата, т.к. Я без личности жить не могёт)... так вот... сотрите на время личностные различия и получим мы одно и то же - древнюю функцию мозга - свидетеля, беспристрастного воспринимателя, Пурушу.
И в этом мы одно и то же, различий больше нет. Один много-многоклеточный организм выживающий на планете. И с этой поры мы можем прочуствовать, что мы одно, что личности - это всегда ограничения и всего лишь инструмент сознания(такой же как и тело). Разлиячия в личности. Открепёжка от личностных наворотов - выход в чистое сияние вечного разума (или вечное чистого... :roll: неважно), чистое всмысле безличностное - и в этом мы Одно, Единое, а наши - личности - лишь программы по тасовке генов и адаптации к среде с передачей ценного опыта всей системе далее.
Ишвара - это всё человечество сразу, во всём его личностном и телесном многообразии, вернее сам Ишвара(как особый пуруша) - это то что стоит за всем этим многообразием - коллективное сознание -свидетельствование человечества, мега наблюдатель, наблюдатель через всех нас. 8O :lol: Когда мы все воспримем себя одним целым, когда научимся работать со своими личностями тогда наступит новая Эра 8O
Эра всеобщей осознанности :D Где люди понимают, что ты - это я, а я - это ты, и мы можем жить по своим личностям творчески исследуя жизнь, её грани...(потому что личность это хоть и ограничение, но в то же время и заточенность на что-то конкретное, её настроенность на определённую волну восприятия - за что цепляет её, к чему тянет, что резонирует) но если нашему общему делу что-то надо мы можем и подсонастроить наши личности, а то и полностью поменять их и т.п. и т.д.
Мир где личность стала таким же инструментом сознания как рука. 8O
Так :roll: (судорожно оглядываясь по сторонам) РПЦ и санитары уже едут за мной :lol:
Ишвара пранидхана братья и сестры!!! Попомните мои слова!
Ясно как белый день: мы отличаемся друг от друга телом и личностью. Если тело более менее функционирует в норме - то и тут сходство, покрайней мере тело не отзывается, невстревает в тему восприятия. И вот остаётся что различны мы в личности. Сотрите эти различия, эти реакции-личностные-автоматизмы(на время или если передержать себя в состоянии разлеплённости, то возможно и необратимое разотождествление, "разочеловечивание" сначала частичное, потом возможно и до просто невозврата, т.к. Я без личности жить не могёт)... так вот... сотрите на время личностные различия и получим мы одно и то же - древнюю функцию мозга - свидетеля, беспристрастного воспринимателя, Пурушу.
И в этом мы одно и то же, различий больше нет. Один много-многоклеточный организм выживающий на планете. И с этой поры мы можем прочуствовать, что мы одно, что личности - это всегда ограничения и всего лишь инструмент сознания(такой же как и тело). Разлиячия в личности. Открепёжка от личностных наворотов - выход в чистое сияние вечного разума (или вечное чистого... :roll: неважно), чистое всмысле безличностное - и в этом мы Одно, Единое, а наши - личности - лишь программы по тасовке генов и адаптации к среде с передачей ценного опыта всей системе далее.
Ишвара - это всё человечество сразу, во всём его личностном и телесном многообразии, вернее сам Ишвара(как особый пуруша) - это то что стоит за всем этим многообразием - коллективное сознание -свидетельствование человечества, мега наблюдатель, наблюдатель через всех нас. 8O :lol: Когда мы все воспримем себя одним целым, когда научимся работать со своими личностями тогда наступит новая Эра 8O
Эра всеобщей осознанности :D Где люди понимают, что ты - это я, а я - это ты, и мы можем жить по своим личностям творчески исследуя жизнь, её грани...(потому что личность это хоть и ограничение, но в то же время и заточенность на что-то конкретное, её настроенность на определённую волну восприятия - за что цепляет её, к чему тянет, что резонирует) но если нашему общему делу что-то надо мы можем и подсонастроить наши личности, а то и полностью поменять их и т.п. и т.д.
Мир где личность стала таким же инструментом сознания как рука. 8O
Так :roll: (судорожно оглядываясь по сторонам) РПЦ и санитары уже едут за мной :lol:
Ишвара пранидхана братья и сестры!!! Попомните мои слова!
Последний раз редактировалось Саняананда 14 дек 2010, 17:43, всего редактировалось 2 раза.