Про сон
- tapas
- Сообщения: 1386
- Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
- Откуда: рукав Ориона
- Благодарил (а): 876 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Т.е. речь о том что нечто из под сознания не до конца вылезет, не до конца осознается, не до конца как говорится проработается? Т.е. катарсис и освобождение зависнут где то на полдороге и в результате человек получит фоном именно это непроработанное состояние? Я правильно понял? Но тогда причём тут картинки? Т.е. вы считаете что негатив запечатлится именно через картинки и звуки? Сам по себе эффект какой нибудь беспричинной хандры(страха,злости) при протекании процесса без картинок менее вероятен?Матсья писал(а):Меньше вероятность "зависнуть" в этом состоянии.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Матсья, Галина, спасибо. Но для более полного понимания картины, хотел бы немного расширить постановку вопроса и на бодрствующее сознание. Известно, что когда человек не переживает (напр.эмоционально) некую существующую проблему, отодвигая ее на край своего сознания (напр. "непринятие"), данная проблема не исчезает, но уходит на подсознательный уровень и начинает так или иначе вылезать каким-то иным образом - сны (либо бессонница), психосоматика (болячки) и т.п. Практика йоги позволяет экологично разгрузить перезагруженное такими внутренними напряжениями подсознание, в т.ч. и за счет сбросов. Но такая практика (по "Бойко") подразумевает "оставление системы в покое", предоставление системе "возможности отстояться". Тогда ЧВН есть "лишь" следствие такой практики.
Теперь другой вариант. У человека с практикой йоги или с практикой деконцентрации внимания нарабатывается устойчивый "навык к ЧВН" - привычка пребывать в состоянии расслабления и молчания ума. Итак, предположим, что в обычном состоянии сознания возникает повышенный уровень "белого шума", обусловленный имеющейся, неразрешенной и непереваренной внешней проблемой (например навязчивые мысли). Здесь может быть велик соблазн "включить расслабуху" - отсечь проблему от ума, не позволять ей производить в нем флуктуации. Причем делать это вполне возможно вне той же практики асан. Но вне практики асан, когда тело является чем то наподобии уловки, "пятой ноги" - чем-то на первый взгляд лишним (здесь параллель с введением в уравнения новой переменной или неизвестного, на первый взгляд усложняющего задачу,а на деле позволяющего ее решить), но через что и получается в конечном итоге осуществить сброс, данная процедура напоминает не столько "оставление системы в покое", сколько некое целенаправленное волевое усилие. Что тогда будет происходить с проблемой и с подсознанием? Не будет ли такая процедура являться ересью "по-отношению" к технологии "по-Бойко"? Но если будет - тогда следует вне практики асан вообще никак не регулировать ментальность?
Теперь другой вариант. У человека с практикой йоги или с практикой деконцентрации внимания нарабатывается устойчивый "навык к ЧВН" - привычка пребывать в состоянии расслабления и молчания ума. Итак, предположим, что в обычном состоянии сознания возникает повышенный уровень "белого шума", обусловленный имеющейся, неразрешенной и непереваренной внешней проблемой (например навязчивые мысли). Здесь может быть велик соблазн "включить расслабуху" - отсечь проблему от ума, не позволять ей производить в нем флуктуации. Причем делать это вполне возможно вне той же практики асан. Но вне практики асан, когда тело является чем то наподобии уловки, "пятой ноги" - чем-то на первый взгляд лишним (здесь параллель с введением в уравнения новой переменной или неизвестного, на первый взгляд усложняющего задачу,а на деле позволяющего ее решить), но через что и получается в конечном итоге осуществить сброс, данная процедура напоминает не столько "оставление системы в покое", сколько некое целенаправленное волевое усилие. Что тогда будет происходить с проблемой и с подсознанием? Не будет ли такая процедура являться ересью "по-отношению" к технологии "по-Бойко"? Но если будет - тогда следует вне практики асан вообще никак не регулировать ментальность?
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
2tapas
Не совсем. Картинки, звуки, ощущения это интерпретация мозгом внутрипсихических процессов. Психика "переукладывается", Ваша личность меняется. При этом Вы можете что-то осознавать (видеть, слышать, чувствовать...). Но с точки зрения эффективности процесса это не важно. Ваше осознание ничего к этому не добывляет. Вы всё равно не знаете как "должно быть". Ваша задача посмотреть и не вмешиваться. Естественно, что невмешиваться получится лучше, если ничего не увидишь
Идеально это когда изменения есть, а заморочек с этим никаких. Ну там приснилось что-то полезное один раз и всё.
2Ершъ
Любое насилие - это нарушение технологии. Насильно уходить от этого - плохо. Увлекаться просмотром картинок - тоже плохо. Нужно пройти по среднему пути. Без насилия. Цель всё-таки покой. Если в результате покой углубляется - дорога верная.
Не совсем. Картинки, звуки, ощущения это интерпретация мозгом внутрипсихических процессов. Психика "переукладывается", Ваша личность меняется. При этом Вы можете что-то осознавать (видеть, слышать, чувствовать...). Но с точки зрения эффективности процесса это не важно. Ваше осознание ничего к этому не добывляет. Вы всё равно не знаете как "должно быть". Ваша задача посмотреть и не вмешиваться. Естественно, что невмешиваться получится лучше, если ничего не увидишь
2Ершъ
Любое насилие - это нарушение технологии. Насильно уходить от этого - плохо. Увлекаться просмотром картинок - тоже плохо. Нужно пройти по среднему пути. Без насилия. Цель всё-таки покой. Если в результате покой углубляется - дорога верная.
- Рейтинг: 6.25%
- tapas
- Сообщения: 1386
- Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
- Откуда: рукав Ориона
- Благодарил (а): 876 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Да это не моя точка зрения, я может её отчасти и искажаю потому что пропускаю через свой опыт, свои знания и своё восприятие, но говорю о модели которое опериуют некоторые психоаналитики,психологи, психиатры и пр. И в этой модели речь шла о том что осознание вытесненного помогает перестать ему быть вытесненным. Хотя в некоторых случаях всё идёт в символическом и не совсем осознаваемом виде. И я в первые слышу о том что не надо смотреть на то что там лезет. Честно. Про то что процесс может быть прерван и это не хорошо я слышал. Про то что не стоит играться с тем что подкидывает подсознание во время медитаций тоже. Но никогда не слышал что нужно отводить глаза от того что лезет из подсознания во время таких сбросов и катарсисов, скорее наоборот. Поэтому я и спрашивал. И ещё я не считал что наблюдение во время сброса это можно назвать манипуляцией и попыткой осознанно влиять на то что вылазит. А так вобщем то вопросов нет.Матсья писал(а):2tapas
Не совсем. Картинки, звуки, ощущения это интерпретация мозгом внутрипсихических процессов. Психика "переукладывается", Ваша личность меняется. При этом Вы можете что-то осознавать (видеть, слышать, чувствовать...). Но с точки зрения эффективности процесса это не важно. Ваше осознание ничего к этому не добывляет. Вы всё равно не знаете как "должно быть". Ваша задача посмотреть и не вмешиваться. Естественно, что невмешиваться получится лучше, если ничего не увидишьИдеально это когда изменения есть, а заморочек с этим никаких. Ну там приснилось что-то полезное один раз и всё.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Матсья, все-таки не насилие, а усилие. Причем "усилие к расслаблению", как ни парадоксально это звучит. Усилие без напряжения, или иначе - позволение себе пребывать в состоянии ЧВН, но - осознанное, т.е. специальное. Мне представляется, что ясный и четкий ответ на этот вопрос (например от создателя технологии) весьма важен, ведь бодрствующее состояние сознания, да и сон, занимают гораздо больше времени, нежели отводимому практике, а соблазн быть расслабленным - велик.Матсья писал(а): Любое насилие - это нарушение технологии. Насильно уходить от этого - плохо. Увлекаться просмотром картинок - тоже плохо. Нужно пройти по среднему пути. Без насилия. Цель всё-таки покой. Если в результате покой углубляется - дорога верная.
Насчет же покоя и картинок во сне. Боюсь данный критерий не может быть принят за ключевой. Нам может казаться что мы стали спокойней, а мы лишь загнали нечто в подсознанку. Вообщем слишком субъективно. А насчет картинок в просоночном состоянии - речь ведь не о том, чтобы ими увлекаться, а в том, позволять ли им быть, как и всей шумелке в целом, или нет.
- tapas
- Сообщения: 1386
- Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
- Откуда: рукав Ориона
- Благодарил (а): 876 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Да я вобщем то не по теме топика говорил с Матсья :) Я ушёл в сторону для того чтоб лучше понять то как он видит некоторые теоретические вопросы. По основной теме у меня вердикта нет, извините.Ершъ писал(а):Так каков Ваш вердикт? 8)tapas писал(а): А так вобщем то вопросов нет.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Нет. Для отвлечения ума нужен новый объект внимания. Я же скорее говорю про декоцентрацию внимания. Впрочем и это определение мне не совсем по душе. Если еще теплее, речь идет про прямое, безобъектное вхождение в состояние, близкое к ЧВН, что возможно, благодаря полученному навыку.Omm писал(а): Речь идёт о простом отвлечении внимания???
Последний раз редактировалось Ёршъ 15 фев 2012, 21:46, всего редактировалось 1 раз.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Отделим мух от котлет :)
По теме топика моё мнение, что имеет смысл "дорасслабиться", если есть такая возможность. Обоснование состоит в том, что постоянное прокручивание ситуаций во сне, по моему мнению, не является продуктивной деятельностью. Это всего лишь проходной этап к более глубокой стадии. Ну тоесть Вы это видите просто потому, что по пути в глубокую отключку есть такой слой. Совсем без него обойтись видимо нельзя, но и затягивать в общем-то незачем. Косвенно за это ещё и сама формулировка вопроса
По поводу вглядывания в подсознание... Попробую изложить очень грубо и коротко. Ноги тут растут из неверно понятого учения дедушки Фрейда. Он сформулировал идею о том, что есть некоторые базовые стремления (поначалу либидо, но потом добавил ещё и мортидо). Невозможность их реализовать в полной мере собственно и приводит к неврозу. Технически это происходит когда базовое стремление приходит в противоречие с представлениями личности о себе. Пытаясь сохранить личность, психика корректирует восприятие таким образом, что стремления не осознаются. При этом восприятие искажается откуда и происходят все проблемы. Неосознаваемая часть попадает в подсознание.
Широко распространённое мнение гласит, что если мы осознаем в себе эти самые вытесненные мотивы и осознаем вытесненное, то станем эдакими абсолютно здоровыми психически людьми. А значит нужно стремиться осознать как можно больше вытесненного. Больше осознаем - здоровее будем. На мой взгляд с таким подходом есть две проблемы
1. Механизм вытеснения далеко не единственный источник наполнения подсознания. Там ещё куча всяческого "мусора". Восприятий которые не включены в ваше понимание мира потому, например, что не считаются чем-то важным в Вашей культуре. Или потому, что для включения их в структуру личности небыло подходящей концепции. Объём подсознания сильно превышает объём сознания. Чисто технически осознать всё невозможно, да и не нужно.
2. Любое Ваше поведение что-то учитывает, а что-то нет. Проблемным оно становится вовсе не от того, что где-то что-то не учтено, а от того, что поведение не соответсвует ситуации. Но ведь даже если Вы осознаете причину Вашего проблемного поведения, это ещё не значит, что оно автоматически изменится и станет адекватным. Нужны навыки. Ну так, совсем грубо... Вот, положим я не могу кататься на велосипеде. Меня это сильно беспокоит. Я долго медитировал и в результате обнаружил, что у меня нет ноги. И в этом собственно причина моих неудач. Это же не решает мою задачу. Да, мне теперь понятнее, что делать, но проблема осталась. у неё есть техническая часть. Нужен протез и навык его использования. Получается странная ситуация. Берём человека с проблемами в общении. У него "не получается" и он "сам не знает почему". Долго ковыряемся в его подсознании и получаем человека с проблемами в общении, который "знает почему" (вспомнил, родной:)). Гораздо проще обучить его правильному общению и не ковырять весь этот массив сырых неструктурированых восприятий, который называется подсознанием.
Так, что я призываю не то, чтобы совсем не смотреть в эту кашу, а просто относиться к ней менее серьёзно. Что вылезло - то вылезло, тут уж ничего не попишешь. Отсмотреть - принять к сведению и только. В отлаженой системе лишнего не вылазит, а то, что вылазит может быть сразу использовано. А прочие "красоты" ведут в никуда. Впечатления ради впечатлений.
По теме топика моё мнение, что имеет смысл "дорасслабиться", если есть такая возможность. Обоснование состоит в том, что постоянное прокручивание ситуаций во сне, по моему мнению, не является продуктивной деятельностью. Это всего лишь проходной этап к более глубокой стадии. Ну тоесть Вы это видите просто потому, что по пути в глубокую отключку есть такой слой. Совсем без него обойтись видимо нельзя, но и затягивать в общем-то незачем. Косвенно за это ещё и сама формулировка вопроса
Ну если напрягает вся эта круговерть, то зачем терпеть-то?...осознаю, что ум работает как загнанная лошадь. Болталки, картинки - непрекращающийся калейдоскоп...
По поводу вглядывания в подсознание... Попробую изложить очень грубо и коротко. Ноги тут растут из неверно понятого учения дедушки Фрейда. Он сформулировал идею о том, что есть некоторые базовые стремления (поначалу либидо, но потом добавил ещё и мортидо). Невозможность их реализовать в полной мере собственно и приводит к неврозу. Технически это происходит когда базовое стремление приходит в противоречие с представлениями личности о себе. Пытаясь сохранить личность, психика корректирует восприятие таким образом, что стремления не осознаются. При этом восприятие искажается откуда и происходят все проблемы. Неосознаваемая часть попадает в подсознание.
Широко распространённое мнение гласит, что если мы осознаем в себе эти самые вытесненные мотивы и осознаем вытесненное, то станем эдакими абсолютно здоровыми психически людьми. А значит нужно стремиться осознать как можно больше вытесненного. Больше осознаем - здоровее будем. На мой взгляд с таким подходом есть две проблемы
1. Механизм вытеснения далеко не единственный источник наполнения подсознания. Там ещё куча всяческого "мусора". Восприятий которые не включены в ваше понимание мира потому, например, что не считаются чем-то важным в Вашей культуре. Или потому, что для включения их в структуру личности небыло подходящей концепции. Объём подсознания сильно превышает объём сознания. Чисто технически осознать всё невозможно, да и не нужно.
2. Любое Ваше поведение что-то учитывает, а что-то нет. Проблемным оно становится вовсе не от того, что где-то что-то не учтено, а от того, что поведение не соответсвует ситуации. Но ведь даже если Вы осознаете причину Вашего проблемного поведения, это ещё не значит, что оно автоматически изменится и станет адекватным. Нужны навыки. Ну так, совсем грубо... Вот, положим я не могу кататься на велосипеде. Меня это сильно беспокоит. Я долго медитировал и в результате обнаружил, что у меня нет ноги. И в этом собственно причина моих неудач. Это же не решает мою задачу. Да, мне теперь понятнее, что делать, но проблема осталась. у неё есть техническая часть. Нужен протез и навык его использования. Получается странная ситуация. Берём человека с проблемами в общении. У него "не получается" и он "сам не знает почему". Долго ковыряемся в его подсознании и получаем человека с проблемами в общении, который "знает почему" (вспомнил, родной:)). Гораздо проще обучить его правильному общению и не ковырять весь этот массив сырых неструктурированых восприятий, который называется подсознанием.
Так, что я призываю не то, чтобы совсем не смотреть в эту кашу, а просто относиться к ней менее серьёзно. Что вылезло - то вылезло, тут уж ничего не попишешь. Отсмотреть - принять к сведению и только. В отлаженой системе лишнего не вылазит, а то, что вылазит может быть сразу использовано. А прочие "красоты" ведут в никуда. Впечатления ради впечатлений.
- Рейтинг: 6.25%
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Сложно сказать точно, но я согласен с тем, что у сновидения есть важная функция. Сновидение это возможность для бессознательного пробиться к сознанию, если это и не сброс, то в чем то схожий механизм - определенная разрядка и отыгрывание происходят.Но насколько такая методика оправдана? Ведь, вроде как по теории, болталка не просто так включается, может быть через нее происходит естественный сброс из подсознательного, а своими "выключениями" я искусственно мешаю этому процессу, переводя фазу быстрого сна в сон медленный, и перенося груз подсознательного на "последующие дни и ночи"?
Я вот тоже задумывался по этому вопросу. Отсечь проблему от ума это называется диссоциация, и как умеренная защита от тяжелых переживаний используется автоматически. Но, тем не менее, она все же приводит к вытеснению, эмоции не куда не деваются, а вытесняются в бессознательное.Здесь может быть велик соблазн "включить расслабуху" - отсечь проблему от ума, не позволять ей производить в нем флуктуации.
Фрейд говорил, что вытесненное находится в бессознательном, но бессознательное им не ограничивается. А "восприятия, которые не включены в картину мира" тоже вытеснены, бессознательны.Механизм вытеснения далеко не единственный источник наполнения подсознания. Там ещё куча всяческого "мусора". Восприятий которые не включены в ваше понимание мира потому, например, что не считаются чем-то важным в Вашей культуре. Или потому, что для включения их в структуру личности небыло подходящей концепции.
Вы не совсем правильно понимаете концепцию психоанализа в данном вопросе. Приведу пример, по поводу осознания причины и влияние этого осознания на поведение.Но ведь даже если Вы осознаете причину Вашего проблемного поведения, это ещё не значит, что оно автоматически изменится и станет адекватным.
Женщина, обращается с той проблемой, что она не может найти подходящего мужчину. Она очень хочет, но нормальные мужчины просто не встречаются.
Выяснение бессознательных причин ситуации может привести, например, к весьма неожиданному пониманию. Например, что она бессознательно совсем не хочет замуж, потому, что в детстве ее отец бросил маму и она очень боится, что и ее бросит мужчина. Бессознательно для нее гораздо спокойнее быть одной, чем с другим.
Осознание причин и переживаний приводит к изменению мироощущения и поведения. Ведь наше поведение во многом определяется бессознательным. Без осознания этих причин какие либо попытки изменить поведение будут безрезультатными.
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Я тоже не говорю об особых противоречиях. В йоге идет аффективный сброс и я согласен с Матсьей, что вникать в него не надо, но и избегать тоже.
tapas, с практической точки зрения мне близок классический фрейдистский подход, хотя я не придерживаюсь только классических взглядов. Психоаналитические представления были во многом дополнены, особенно в вопросах работы с пограничными и психотическими состояниями. Интересен также подход к детской психологии таких аналитиков как М. Кляйн и Д. Винникотт. И конечно интересна теория Юнга.
tapas, с практической точки зрения мне близок классический фрейдистский подход, хотя я не придерживаюсь только классических взглядов. Психоаналитические представления были во многом дополнены, особенно в вопросах работы с пограничными и психотическими состояниями. Интересен также подход к детской психологии таких аналитиков как М. Кляйн и Д. Винникотт. И конечно интересна теория Юнга.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Ага, Ингвар, спасибо. Потихоньку продвигаемся. Но пока нашими общими усилиями мы, судя по всему, так и не пришли к критериям допустимости/недопустимости подобных методик. А учитывая насущность проблемы и тот факт, что на моей памяти здесь она за последние лет десять толком так и не обсуждалась, считаю, что такие критерии должны быть выработаны и переданы вниманию йогической общественности :)
Итак, предлагаю пока забыть про ночь и про сон, поскольку это более сложная тема и максимально упростить задачу, сведя ее к обычному бодрствующему состоянию сознания.
Несколько различных примеров:
1. Еду на машине, краем глаза замечаю рекламный предвыборный щит Прохорова с неким слоганом. Чувствую, что этот щит, и, наверняка слоган, который я не успел прочесть, вызовет во мне определенную реакцию, как минимум - движуху ума. А нужна ли мне эта реакция? Да 100 лет она мне не нужна. Не читаю слоган, отвожу взгляд от щита, как будто его там и нет вовсе (хотя изначальная реакция - интерес) и еду дальше по своим делам, не влипая ни в какую реакцию.
2. Еду на машине, некто подрезает, не включая поворотник. Вижу зарождение выбора - эмоциональной реакции и неизменности состояния сознания. Выбираю - не реагировать. Ум не "влипает" в ситуацию, не оценивает и т.п. Продолжаю вождение вне ненужной эмоцухи.
3. Обнаруживаю, что ум пытается вернуться к обдумыванию некоей проблемы, которая уже имеет статус навязчивой и заведомо болезненной идеи. Знаю, что по этой проблеме уже все что можно было продумать - продумано, все что можно было сделать - сделано. Расслабляю сознание, мыслей нет - проблема покидает сознание. До следующего раза.
4. Сижу после работы вечером на диване. Рука автоматически, по привычке тянется к пульту, чтобы включить ТВ. Обнаруживаю эту реакцию в момент возникновения, понимая ее реактивную суть. ДКВ - и данный автоматизм покидает актуальность. До следующего раза.
Просьба всем участникам на этой конкретике, в отдельности по каждому примеру дать свои заключения о полезности/допустимости либо вредности/недопустимости подобных практик.
Подозреваю, что есть нечто в каждой из них, что может изменить данную оценку с "+" на "_" и наоборот. Некий критерий.
Вопрос знатокам - сформулировать данный критерий.
Итак, предлагаю пока забыть про ночь и про сон, поскольку это более сложная тема и максимально упростить задачу, сведя ее к обычному бодрствующему состоянию сознания.
Несколько различных примеров:
1. Еду на машине, краем глаза замечаю рекламный предвыборный щит Прохорова с неким слоганом. Чувствую, что этот щит, и, наверняка слоган, который я не успел прочесть, вызовет во мне определенную реакцию, как минимум - движуху ума. А нужна ли мне эта реакция? Да 100 лет она мне не нужна. Не читаю слоган, отвожу взгляд от щита, как будто его там и нет вовсе (хотя изначальная реакция - интерес) и еду дальше по своим делам, не влипая ни в какую реакцию.
2. Еду на машине, некто подрезает, не включая поворотник. Вижу зарождение выбора - эмоциональной реакции и неизменности состояния сознания. Выбираю - не реагировать. Ум не "влипает" в ситуацию, не оценивает и т.п. Продолжаю вождение вне ненужной эмоцухи.
3. Обнаруживаю, что ум пытается вернуться к обдумыванию некоей проблемы, которая уже имеет статус навязчивой и заведомо болезненной идеи. Знаю, что по этой проблеме уже все что можно было продумать - продумано, все что можно было сделать - сделано. Расслабляю сознание, мыслей нет - проблема покидает сознание. До следующего раза.
4. Сижу после работы вечером на диване. Рука автоматически, по привычке тянется к пульту, чтобы включить ТВ. Обнаруживаю эту реакцию в момент возникновения, понимая ее реактивную суть. ДКВ - и данный автоматизм покидает актуальность. До следующего раза.
Просьба всем участникам на этой конкретике, в отдельности по каждому примеру дать свои заключения о полезности/допустимости либо вредности/недопустимости подобных практик.
Подозреваю, что есть нечто в каждой из них, что может изменить данную оценку с "+" на "_" и наоборот. Некий критерий.
Вопрос знатокам - сформулировать данный критерий.
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Сложно однозначно сказать, является ли включение состояния ЧВН при возникновение эмоции ее вытеснением или же она каким то образом растворяется без остатка.
Исходя из представлений о бессознательном, которые мне известны, то возникшая эмоция либо выражается либо же вытесняется. Она вообще изначально появляется в бессознательной сфере, потом, проходя через предсознание появляется в сознании. Некоторые эмоции вытесняются уже в предсознании так и не доходя до сознания, другие, после осознания отсылаются обратно, в виду своей неприемлемости. С этой точки зрения, попытка отстраниться от переживания приводит к его вытеснению.
Второй и третий пункт это примеры такого вытеснения. Первый и четвертый - просто не допущения новых внешних впечатлений. Если Вы не ушли в ашрам и не стремитесь к махасамадхи, то усердствовать в этом нет надобности.
Исходя из представлений о бессознательном, которые мне известны, то возникшая эмоция либо выражается либо же вытесняется. Она вообще изначально появляется в бессознательной сфере, потом, проходя через предсознание появляется в сознании. Некоторые эмоции вытесняются уже в предсознании так и не доходя до сознания, другие, после осознания отсылаются обратно, в виду своей неприемлемости. С этой точки зрения, попытка отстраниться от переживания приводит к его вытеснению.
Второй и третий пункт это примеры такого вытеснения. Первый и четвертый - просто не допущения новых внешних впечатлений. Если Вы не ушли в ашрам и не стремитесь к махасамадхи, то усердствовать в этом нет надобности.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Вот и я пока не готов дать однозначный ответ.Сложно однозначно сказать, является ли включение состояния ЧВН при возникновение эмоции ее вытеснением или же она каким то образом растворяется без остатка.
Например практика во втором примере наоборот только добавляет спокойствия - бывает даже смешно наблюдать за стереотипными автореакциями, навязываемыми психикой. И подозреваю, что не из-за вытеснения, а из-за недопущения проникновения раздражающего фактора в сознание, или из-за того, что реакция не началась - нечего подавлять. Здесь как бы действует некий незаинтересованный наблюдатель, который трезво смотря на ситуацию, принимает то или иное решение о развитии дальнейших событий по реагированию.
А вот третий пример действительно больше похож на вытеснение или подавление - не дать развиться прилогу, обнаруженному на весьма ранней стадии. Но какой здесь вариант - залипать на навязчивой идее, пока она каким-то образом полностью не исчерпает себя? Но не может ли сам факт залипания еще больше усугублять проблему, по типу положительной обратной связи?
-
- Сообщения: 1419
- Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 40 раз
Это уже стадия психосоматического расстройства разной степени тяжести. Поддерживается постоянный контур напряжений, энергетических и информационных потоков организма.Ершъ писал(а): 3. Обнаруживаю, что ум пытается вернуться к обдумыванию некоей проблемы, которая уже имеет статус навязчивой и заведомо болезненной идеи. Знаю, что по этой проблеме уже все что можно было продумать - продумано, все что можно было сделать - сделано. Расслабляю сознание, мыслей нет - проблема покидает сознание. До следующего раза.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Концепцию я как раз прекрасно понимаю. Я просто с ней не согласен. Конкретно с выделеной частью. На мой взгляд человек может обучиться новому поведению без осознавания причин старого. Это именно то место, где моё понимание отличается от фрейдистского. Имею право ;)Ingvar писал(а):Вы не совсем правильно понимаете концепцию психоанализа в данном вопросе...
Осознание причин и переживаний приводит к изменению мироощущения и поведения. Ведь наше поведение во многом определяется бессознательным. Без осознания этих причин какие либо попытки изменить поведение будут безрезультатными.
По пунктам.
1. Допустима и может быть использована полезным образом. Все в школе это делали. Идёте домой делать уроки, а тут кинотеатр по дороге. На афише "Снова неуловимые" :) :) :) Зайдём? А если завтра экзамен? С точки зрения йоги это основа тапаса.
2. На этот счёт даже в ЙС есть приём. 2-33 От мыслей негативных и беспокоящих культивируй противоположное. У меня такая ситуация работала в таком ключе... Сначала эти козлы на дороге меня сильно доставали. Потом я подумал, а нафига волноваться? Ситуация уже завершилась нет повода для волнений. Потом при возникновении аналогичных ситуаций я стал вспоминать эту мысль и расслабляться. А теперь я такие ситуации просто не замечаю. Избежал столкновения - поехал дальше. Беспокоится неочем.
3. Вполне допустимо. Есть ситуации в которых дальнейшее обдумывание и даже действия направленые на достижение результата не улучшают, а даже ухудшают ситуацию. Надо уметь спкойно ждать результата. "Выстрелил - и забыл!".
4. Это вариант п.1
Все эти ситуации - это ситуации обычной жизни, а не йогической практики. Потому я предложил бы использовать критерий полезности. Но есть нюанс. Полезность можно определить только с точки зрения целей. Ну тоесть при таком подходе Вы упрётесь в цель Вашей жизни. Хотябы в локальную. На ближайшие 5 минут ;) Иначе полезность не определить.
вот п 1. Если ваша цель - учавствовать в политической жизни по минимуму - вполне можно игнорировать все политические плакаты. А если Вы наоборот, кандидат в местное собрание, то Вам бы лучше интересоваться этим вплотную.
п 2. Если цель - доехать до дому живым и здоровым - нафиг эмоции. А вот если "наказать всех дебилов на дрогах Родины"... немного праведного гнева не помешает.
П 3. Если цель - добиться результата - делаем только до границы. А если цель - делать всё возможное, плевать на результат...
В общем на мой взгяд нужно проверять на разумность и соответствие Вашим целям. Отвечать себе на вопрос: "Зачем я это делаю?". Сделать это придётся лично.