А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Мифолог »

Наверное вы правы. Но все таки если человек демонстративно интересуется в йоге чем-то большим, чем просто поправка здоровья, и явно не глуп, то это предполагает некоторую открытость ума, готовность хотя бы на время и хоть немного отцепиться от устоявшегося взгляда на мир. И просто попробовать что-то сделать, как вы говорите...

Видимо именно для такого рода интересующихся йогой или другими индийскими доктринами интеллектуалов, Парибок часто упоминает про высокий IQ у индийских брахманов (у южноиндийских брахманов он самый высокий в мире), что мол не дураки они и не чудики, и их учения вполне можно воспринимать как что-то умное и серьезное...)
За это сообщение автора Мифолог поблагодарили (всего 2):
tapas, felixS
Рейтинг: 12.5%
 
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение felixS »

Согласен, готовность отцепиться важна, но далеко не у всех есть сама возможность отцепиться.
Человек хотел бы, но не может. Я это встречаю в разы чаще, чем "может, но не хочет" 8)
Хорошо то, что если желание с годами не проходит, человек добивается желаемого. Терпенье и труд 8)

Противопоставление интеллекта и внимания, интеллекта и воли, мыслей и дел, слов и дел, психического и физического полезно как метод анализа, абстракции, но вредно как идеология.
Потому что не соответствует положению дел - всё одна система, "человек". Просто у кого-то хорошо в одном, у кого-то в другом, все однобокие 8)
А в человеке всё должно быть прекрасно. По возможности конечно 8)
За это сообщение автора felixS поблагодарил:
Мифолог
Рейтинг: 6.25%
 
Парибок Андрей Вс.
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 25 ноя 2013, 15:37
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза

А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Парибок Андрей Вс. »

Здравствуйте, аз есмь Парибок. Я зарегистрировался и постараюсь заходить на форум регулярно но, по занятости, это будет редко. По вторым и четвертым средам месяца. Тогда буду читать вопросы, отвечать и немного участвовать в дискуссиях.
За это сообщение автора Парибок Андрей Вс. поблагодарили (всего 6):
alexyoga, Мифолог, М.Свечников, Marta, Baurjan, buchkar
Рейтинг: 37.5%
 
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение М.Свечников »

Вот конспект Первой лекции курса, если чего наврал, поправьте меня, коллеги.

КОНСПЕКТ 1-Й ЛЕКЦИИ КУРСА ПСИХОТЕХНИК - АНДРЕЙ ПАРИБОК (АВП)
(ВВЕДЕНИЕ)

Конспект составил М. Свечников

Представление о том, что такое психотехника (ПТ).
ПТ – не психология. Согласно классическим европейским представлениям, в любой ситуации есть объект и субъект, быть может, трансцендентальный субъект. Однако ограниченность такого подхода в том, что не все субъекты и объекты бывают доступны, и это зависит от СОСТОЯНИЯ человека.

Всегда есть некоторое состояние: оживленность, интравертность и т.д.

Магистральной европейской культурой состояния не замечались.

Так вот, осознанная работа с состояниями по их изменению – это и есть психотехника. То есть, 1) я посредством некоторых методов усиливаю, ослабляю, изменяю, контролирую свои состояния и 2) я знаю, что занимаюсь психотехникой.

Пример ПТ: маркиз де ла Моль в «Красном и черном» Стендаля обращался с Жюльеном Соррелем по-разному в зависимости от того, как тот был одет: то как с равным, то почти не замечал.

ПТ – это целая сфера, подобная сфере физической культуры, которой 100 лет назад практически не существовало. Но постепенно в сознании людей укоренилось, что можно заниматься физическими упражнения просто для хорошего здоровья и самочувствия. И последние лет 30 на Западе и у нас стала развиваться сфера ПТ.

Что входит в сферу психотехники (управление своими состояниями)?

-- шпионские навыки (двойная жизнь)
-- актерское мастерство (система Станиславского)
-- профессиональные навыки художников и писателей (см.дневники Гонкуров)
-- ПТ парного типа (психоанализ: лежать на кушетке и нести чушь, которую анализирует врач)
-- Наконец, ПТ религиозных и духовных традиций разных культур

ПТ стали необходимыми из-за роста информационных и психических нагрузок, они нужны просто чтобы справляться с жизнью.

Освоить ПТ, а еще лучше войти в традицию, необходимо, чтобы не быть обреченными становиться материалом чужих проектов. Недостаточно быть просто разумным, надо уметь входить в нужные состояния помимо логики и видеть чужие манипуляции («Ай, какая хорошая манипуляция!»). Иначе будешь олух. )

Главными для нас в этом курсе являются ПТ религиозных и духовных традиций разных культур, конкретно, ПТ индийского происхождения. Индия – царь психотехник.

А вообще ПТ много, например випассана – традиция Тхеравады (южный буддизм), дзен (Япония).

Чем отличается духовная ПТ (адвайта, чань, суфизм, иезуиты) от всех прочих?

Духовная ПТ – интегральная, остальные – прикладные. Прикладные ПТ имеют целью улучшить, приспособить себя к обществу. Не ставится вопроса: а хорошо ли быть приспособленным к обществу вообще?

Духовные ПТ имеют целью свободу от состояний человеческой психики: можешь их принимать, а можешь не принимать.

Пример: сидят в дзадзен, ноги болят, для чего? Чтобы стать Буддой, а не сделать карьеру в монастыре. И если мысли о карьере возникают, с ними надо сделать что? Спустить в сортир. И так с любыми содержаниями ума.

Духовные ПТ безотносительны к религиозной принадлежности. Сперва избавляются от плохого, а потом и от хорошего.

Между разными традициями ПТ есть пересечения в виде отдельных упражнений.

Когда ламе рассказали о достижениях глубинной психологии, он сказал: «Все это очень хорошо, но смею вам заметить, что психология кончается вместе с жизнью». ПТ же ставит цель выйти за рамки человеческих ограничений, в том числе жизни и смерти.

В ПТ входит, например, развитие эмпатии, то есть способности переживать чужие состояния как свои.

На Западе ПТ слабые, зато мощная опора на мышление, язык и логику. Элиту (со времен Аристотеля) всегда учили здраво рассуждать. В университетах учили логике и здравому мышлению.

В этом смысле Фрейд дал предельное нарушение традиции (будем лепить ерунду и что-то поймем про себя).

Возник перекос, убеждение, что все ценное только в логике (хотя с женой логика не в радость).

Логика – всего лишь одно из состояний субъекта, а в университетах оно слишком склеивалось с субъектом.

Так возникло лицо цивилизации Запада.

ПТ же 1) требует выхода (пусть временного) за рамки логики и 2) режим использования речи часто становится не тем, что для логики.

Наблюдается системный кризис европейской цивилизации по удержанию субъекта строго в логических состояниях, надо учиться переходить в разные состояния.

В Индии же такого не было никогда. Эта страна – царь ПТ. Фокус в индийской культуре всегда был прежде всего на ясном удержании внимания. Удержания на чем угодно, независимо от содержания.

Конец лекции.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 7):
alexyoga, bull, Свами Субаренда, Ayahuasca, Мифолог, ...YULIA..., Виктор M.
Рейтинг: 43.75%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Мифолог »

В начале видимо опечатка - не трансцендентный, а трансцендентальный субъект, т.е. оформляющая, но не наблюдаемая основа субъективного опыта, Пуруша по сути...)
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение М.Свечников »

Конспект первой лекции в рамках пиара, чтобы покупали, на конспекты остальных лекций подожду добро от Андрея Всеволодовича, тем более он сейчас снова этот курс читает.

Конспект не заменяет живой лекции, это только костяк, рамка, чтобы составить представление или вспомнить живую лекцию.

Я просто люблю делать конспекты, хорошо укладывается в голове. )

-- 02.12.2013, 13:47 --
Мифолог писал(а):В начале видимо опечатка - не трансцендентный, а трансцендентальный субъект, т.е. оформляющая, но не наблюдаемая основа субъективного опыта, Пуруша по сути...)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1% ... 0%BE%D0%B5" onclick="window.open(this.href);return false;
Андрей, да вроде одно и то же, нет?

-- 02.12.2013, 15:33 --

Для разнообразия психотерапия от С.Ковалева
http://yandex.ru/video/search?text=%D1% ... ojjt__as3M" onclick="window.open(this.href);return false;
Бодрит )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
alexborgia
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Мифолог »

Трансцендентное - то, что вообще вне опыта, "вещь-в-себе" по Канту. А трансцендентальное - то, что определяет опыт, делает его именно таким, а не другим. Это время, пространство, душа как таковая и т.д.
У индийцев это принцип сознательности или сознание как таковое, "сознаниевость"(чайтанья) или чистое сознание... Ну и конечно, Пуруша или Атман.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение М.Свечников »

Мифолог писал(а):Трансцендентное - то, что вообще вне опыта, "вещь-в-себе" по Канту. А трансцендентальное - то, что определяет опыт, делает его именно таким, а не другим. Это время, пространство, душа как таковая и т.д.
У индийцев это принцип сознательности или сознание как таковое, "сознаниевость"(чайтанья) или чистое сознание... Ну и конечно, Пуруша или Атман.
Проверил: было сказано "трансцендентальный". Поправил, спасибо, Андрей.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Эрци »

АВП писал(а): Когда ламе рассказали о достижениях глубинной психологии, он сказал: «Все это очень хорошо, но смею вам заметить, что психология кончается вместе с жизнью». ПТ же ставит цель выйти за рамки человеческих ограничений, в том числе жизни и смерти.
возможно интересно кого имел в виду лектор; тот лама (в значении "учитель, гуру") - Чогьял Намкай Норбу. Свои воззрения насчет психологии он изложил в статье: Буддизм и психология.
За это сообщение автора Эрци поблагодарил:
...YULIA...
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Мифолог »

Верно, имелся в виду именно Чогьял Намкай Норбу Ринпоче. Парибок употребил слово "учитель", а не "лама". Ламы это обычно монахи, а ЧННР - мирянин.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Березина »

Продолжаю стенографировать лекции по психотехнике. Готовы 1,2 и 3 лекции. Не выкладываю пока, т.к. данный курс сейчас проходит повторно. Желающие ознакомиться с ним, пишите в личку и свой мэйл(если в профиле недействующий).
8 лекция выложена в теме Воспитание чувств

Добавлено: 14.12.13.
Готовы 4 и 5 лекции. Всем, изъявившим желание, отправила по почте.
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 6):
Мифолог, Браславский Александр, tapas, alexyoga, Mikolay, buchkar
Рейтинг: 37.5%
 
А.В.
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение alexyoga »

А вот тут Бахтияров, говорит о алинга
http://www.youtube.com/watch?v=d2Kn9FIh3n0" onclick="window.open(this.href);return false;
За это сообщение автора alexyoga поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Березина »

6 и 7 лекции разослала всем заявившимся) Вдруг кого-то забыла, пишите в ЛС.
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 2):
tapas, alexyoga
Рейтинг: 12.5%
 
А.В.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Березина »

Закончила стенографировать все 10 лекций. Всем желающим(кто просил) разослала. В 8-ю лекцию, в теме Воспитание чувств внесла исправления.
Если кто еще желает получить лекции, пишите мне ЛС со своим e-mail.
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 7):
tapas, М.Свечников, Ayahuasca, Baurjan, alexyoga, Яман, Primavera
Рейтинг: 43.75%
 
А.В.
Аватара пользователя
Baurjan
Сообщения: 433
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:41
Откуда: Казахстан. Алма-ата
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 109 раз
Контактная информация:

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Baurjan »

Wood писал(а): Не вызывают у меня доверия все эти лекции.К чему все это нужно, для какого практического применения они нужны?
phpBB [media]
За это сообщение автора Baurjan поблагодарил:
Primavera
Рейтинг: 6.25%
 
Дорогу осилит идущий
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Березина »

Wood писал(а):Закалка полезна не только для тела, в такой же степени она приносит огромную пользу для духа,он очищается холодной водой и укрепляется. Да очищается,подобно тому что делает практика йоги.
Мы немного о разных "дУхах" говорим)
Закалка и спорт, в том числе, в первую очередь развивают силу воли, выносливость и т.д. Это всего лишь одна составляющая духа. А йога в первую очередь, развивает вас духовно(не люблю это слово, затасканное очень). Поэтому поясню, что под этим имею ввиду.Занимаясь именно работой с сознанием, т.е. йогой(психотехникой), вы заглядываете глубоко в свое подсознание, и тем самым некоторые вопросы вашего собственного бытия становятся вам немного яснее) не знаю, понимаете ли вы меня) Но я старалась [:)]
И еще. Согласитесь, что волевой человек, сильный и выносливый может участвовать в войнах, убивать людей, и т.д. Такое развитие духа абсолютно не помешает ему это делать...А вот развивая свой внутренний мир путем каких-либо традиций, например, йоговских, религиозных, не важно каких, не станет прибегать к насилию, убийству, воровству и т.д. Станет почти просветленным, можно так сказать) Т.е. увидит смысл своей жизни не в завоевании, обогащении и т.д., а в более мирных и созидательных целях.
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 2):
ЁЛКА, Виктор M.
Рейтинг: 12.5%
 
А.В.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Мифолог »

Wood писал(а):Насчет 100 лет - это брехня.А как же первые Олимпийские Игры д.н.э.. Культуристов,фитнеса и аэробики не было, но физическая культура для здоровья и спорт - были, посмотрите на античные статуи.
Греки более 2 000 лет назад понимали, что нужно заниматься физическими упражненими просто для хорошего здоровья и самочувствия ANIMA SANO IN CORPORE SANO (в здоровом теле здоровый дух)
Изначально Олимпийские игры - это часть языческого религиозного культа, форма подражания богам и героям. Кроме состязаний там были и жертвоприношения с процессиями и общественными пирами. Поэтому их и запретил христианский император Феодосий.
Массовая и повседневная физкультура в чистом виде для здоровья - это уже 20-й век. Не для соревнований, а просто так для себя. У греков же к спортивным занятиям и участию в играх не были допущены рабы, варвары и женщины, а это большая часть населения. Женскому населению даже смотреть Олимпиаду было запрещено.
А вот при нашем теперешнем малоподвижном образе жизни физкультура в том или ином виде просто необходима для здоровья. Но одной физкультуры явно недостаточно, чтобы противостоять еще и быстро нарастающему психическому давлению в нашей жизни. Отсюда такое внимание к психотехникам, к йоге. Так что зря вы обвиняете Парибка. Он по делу говорит...
А вот поговорка про здоровое тело и дух не греческая, а много более поздняя - латинская, точнее это вырванная из контекста фраза из Ювенала. Вот вся строфа:
"Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno".
Перевод: "Надо молить (богов), чтобы ум был здравым в теле здоровом".
Смысл несколько другой, не правда ли...)
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение М.Свечников »

Кому не интересны лекции АВП, прошу не писать в эту тему.
МАЙДАН ВЫЧИСТИЛ, НЕ ОБЕССУДЬТЕ. )
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
svoboda62
Преподаватель Школы
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 6 май 2013, 12:38
Откуда: санкт петербург
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 75 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение svoboda62 »

березина, прошу выслать на aza62@list.ru
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: А.В.Парибок "Дистанционный курс индийских психотехник"

Сообщение Березина »

Т.к. довольно часто в личку приходят письма с просьбой выслать курс А.В. Парибка, и сам этот курс уже давно прошел(аж 2 раза). Думаю, ничего срашного и ни чьих прав не нарушу, если начну выкладывать стенограммы этих лекций, сделанных мной в 2013г по 1-му дистанционному курсу. Лекции буду добавлять постепенно. В одно и то же сообщение.

Лекция 1:
[spoiler="Скрытый текст"]Здравствуйте!
Начинаем наш с вами дистантный курс. Это первый опыт . Никогда такого мы не вели. Для начала кратко обсужу с вами организационные вопросы прохождения этого курса. Записываться лекции будут еженедельно, по пятницам. Во всех лекциях, кроме первой, сегодня записываются две, будут предложены некоторые упражнения. За время прохождения недели, нужно упражнение опробовать, и каким-то образом задать вопросы, а потом весьма желательно поделиться опытом освоения этого упражнения. Без этого курс будет ущербным. Ну конечно, если окажется, что вам не хватит недели на это, чтобы опробовать, придется погодить с выкладыванием очередной лекции прежде, чем вопросы исчерпаются, и пока всё не станет ясно. Обратная связь предусмотрена таким способом. Во-первых, собираются вопросы, присланные, и я на них отвечаю в записи. Ну и во-вторых, по-видимому это можно сделать, имеет смысл делать не так часто, не исключен и вебинар. Ну, например, на основе, сразу говорю, потому что сам опробовал и это получается, на основе Googl+. Когда можно найти, или узнать мой адрес почты на Googl, вступить в Googl+ создать группу друзей, ну и тогда дальше всё это можно налаживать. Хотя первый раз, в любом случае, будут сбои, ну, наверняка, в пределах получаса, пока это всё не наладится. К этому тоже надо быть готовым. Вебинар штука не очень надежная, несколько хрупкая. Ну, вот пока всё, что касается организации.
Теперь приступаем к содержанию.
Для начала, мне еще нужно ввести представление, что такое психотехника. Само слово появилось не очень давно в европейских языках, и в том числе в русском. И оно потребовалось в связи с кризисом европейской цивилизации и рациональности. В классической европейской рациональности предполагалось, что есть Я-субъект, все звенья его, так называемый трансцендентальный субъект, который может оперировать объектами, мысленными объектами, т.е. мыслить и реальными объектами, т.е. действовать. Конечно, имелась наряду с этим и психология. Но, тем не менее, психология-это конкретная дисциплина, а определяющее философское мировоззрение было именно таковым. Вот есть субъект, есть объект. И если это так, то, в принципе, не возникает вопрос, какие там объекты субъект будет принимать в расчет. Ну, какие ему надо, такие и будет. Так вот. Некоторое время назад, классическая точка зрения, уже давно, десятки лет, но, тем не менее, с точки зрения Европы, это не очень много. Классическая точка зрения обнаружила свою ограниченность. Не всякий объект субъекту во всех условиях может быть доступен. В смысле интересующем, положим, психологию, это всем известно. Если у человека есть невроз, то какие-то объекты затемнены для его сознания. Но далеко не у всех есть невроз. Но, тем не менее, мы знаем, что отнюдь не только в зависимости от физического состояния, например усталости или бодрости, когда-то нам что-то доступно для размышления или для действия, или когда-то что-то не идет. Сослаться при этом только на состояние организма было бы, думаю, опрометчиво. Значит, что мы должны ввести? Пусть есть трансцендентальный субъект, или мы не знаем, есть ли трансцендентальный субъект. Но вообще, мы как субъекты, это еще не всё. Это есть только некоторая абстракция. И вот введу важное представление. Мы всегда находимся в некотором состоянии. Да? И тогда, субъект- это обобщение за состоянием, и на личном, мы всегда бываем в некотором состоянии. Ну, допустим, оживленности, интереса к новому, или наоборот, отсутствия интереса к новому, направленность на взаимодействие с людьми, или направленность на обработку какого-то содержания наедине с самим собой и т.д. И без состояния мы просто не бываем. Так вот, если мы жили в мире, и когда, вернее, европейцы жили в мире, в котором не замечали состояний, т.е. состояния были, но их не замечали, как магистральной культуры. То вопрос был только в том, как правильно обращаться с объектами, согласно некоторой цели. А если мы находимся в ситуации, когда у нас появились состояния, то помимо собственной деятельности… (что такое деятельность? То идеальная деятельность, допустим. Размышление, либо воображение, какое-то оперируемое с объектами, либо реальная деятельность, например, там ремонт квартиры и проч.),возникает еще какая-то новая форма активности. Эта форма активности -работа со своими состояниями, т.е. направленность на мои же состояния, с целью их изменить, усилить, ослабить, перейти из одного состояния в другое. Выработать состояние, опыта которого у тебя вовсе не было и т.д. Именно это занятие я и буду называть психотехникой. В этом смысле, психотехника не является деятельностью, потому что состояние это не объект. Но без психотехники, с другой стороны, во многих случаях деятельность не может происходить, не может быть успешной, потому что у меня препятствие, и если упорно направляюсь на объект, и меня что-то упорно отворачивает, то в конце концов, я просто плюну на это. Но это первый аспект. Второй аспект понятия психотехники. Психотехника является таковой, когда эта работа с состоянием понята человеком, как его цель, он знает, что именно этим он занимается. Потому в других случаях , и вообще в человеческой жизни, изменение состояний, и какое-то вот руление от одного состояния к другому, случается достаточно часто. Учитывая вовсе то, как человек это осознает и как к этому относится, мы неправомерно расширим представление о психотехниках. Ну положим, если какой-то работяга снимает свою усталость ,выпив полбутылки портвейна вечером, то это можно было бы понимать как психотехнику, потому что он изменяет в нужную ему строну состояние сознания. Но он об этом не подозревает, и в частности, из-за того, что он не подозревает, он еще и вредит своему организму. Или какой-нибудь там заезженный жизнью бизнесмен, который не способен с женой ни на что без порно, смотрит порно, чтобы годиться хоть на что-нибудь. Если он это делает без осознания, потому что иначе чувствует , что нехорошо, то это не психотехника, тоже некоторое переключение сексуальной активности, которая может плохо кончиться. Это могло бы быть, в принципе, я предполагаю, психотехникой, если бы делалось это в осознании этого, как прием. Ну или там, может быть психотехническим приемом, в принципе, если надевать праздничную одежду для того, чтобы что-нибудь особое сделать, или менять одежду. Вот приведу пример явно психотехнический. Маркиз де Ля Моль в романе «Красное и черное» Стендаля , когда увидел, что Жульен Сорель умный человек, он предлагал ему надевать то одну одежду, то другую. Подарил ему более лучшее платье. Когда Жульен Сорель был в хорошем платье, он обращался с ним, как с равным и вел умные беседы. А когда тот был в одежде клерка, он его мало замечал и ничего особенного Жульен для него не представлял. Вот маркиз некоторую психотехнику организовал для Жульена. Вот он понимал, что делает, и Жульен понимал, что делается. Вот такая штука психотехника.
Теперь введу следующее представление. О сфере психотехники. Сфера некоторая неопределенная, недостаточно структурированная область, пространство, где имеются многообразные представители этого рода занятий. Вот у нас появилась в европейской культуре, 100 с небольшим лет назад, сфера физкультуры. До этого физкультуры не существовало, хотя тренировка физических качеств была известна и необходима в разных профессиях. Несуществование физкультуры означало, что никому не приходило на ум, или вот значимо не приходило на ум, что тренировка тех или иных физических качеств может быть самоцелью, может быть сама по себе интересна. Нужно тренировать ряд качеств, например, для того чтобы побеждать в холодном бою, в бою с холодным оружием и т.д. Или там закаляться и прочее. Это некоторые физические качества. А физкультура, или физическая культура, появилась тогда, когда стянулись в эту область самые разные по происхождению занятия. Например, заимствованные из каких-нибудь периферийных народов ,их умения. Допустим гребля на каноэ, гребля на байдарке или искусства дальневосточных народов. Или возрождение олимпийского движения Кубертена. После этого стало понятно, что можно бегать не для какой-то цели, а это называется- я занимаюсь бегом. И можно поднимать тяжести, не потому что нужно перекидать мешки из вагона, а потому что я хочу быть силачом. И это само по себе ценно. Вот это и есть сфера. Что такое заниматься физкультурой стало ясно. Теперь все это знают. И большинство молодежи считали, или считают как-то причастной, считается хорошим тоном заниматься чем-то или позаниматься. То же самое и в настоящее время, уже лет наверное 30 на Западе, может чуть-чуть больше, постепенно у нас происходит теперь, в сфере психической культуры, а не физической культуры. В сферу психотехники хотя стягиваются многообразные занятия, которые раньше были разобщены. Я сейчас их зарисую. (рисуется круг, примеч.) Вот это сфера. (рисуется, в него входит стрелка, примеч.) Первая- шпионские навыки. Заметить номера машин и их не забыть, или вести себя не нервно, когда тебе грозит реальная опасность, требует, безусловно, психологической подготовки, серьезной. И систематически быть не собой, и одновременно собой. Это вот часть шпионских навыков. Конечно, это некоторая психотехника. Далее(рисуется еще одна стрелка, входящая в круг, примеч.) Профессиональные психотехники, профессиональные психотехники в среде актерской, художественной. Ну, например, живописной, писательской и т.д. Пример: То, что предложил Станиславский, представляет весьма развитую психотехнику, приноровленную к актерской профессии. Работа актеров над собой в процессе переживания, воплощения или тому подобное. Если мы почитаем импрессионистов. Причем импрессионистов, как художников, писали не только картины, некоторые из них. Так и писатели. То видно, как люди вырабатывали в себе умение необыденным способом на что-то смотреть, что-то воспринимать. Это есть психотехника. Но она была для них утилитарной, потому что главной задачей было писать картины или писать романы. Но, тем не менее, ее в принципе, можно использовать. Дальше. Еще один раздел.(рисуется еще одна стрелка, примеч.) Психотехники парного типа, предназначенные для людей, нуждающихся в помощи. Ну, назову их психотерапевтическими. Например, Фрейдовская психотехника. Ну и как поясню, Фрейд, конечно это некоторая идеализация, модель. Фрейд мог начинать примерно с того же, что и до него пытались, с чего начинали до него многие люди, но мало успешно. А именно, если у человека специфическое нарушение, не соответствующее общему уровню развития, доставляющее ему неудобство. То есть то, что называется неврозом. То убеждать его, что это глупости. Но поскольку человек ,в общем , разумен, он понимает, что это глупость, но глупость, к сожалению не проходит. Тогда Фрейд разработал следующую методу. Сказал, лежите на кушетке, и я буду говорить какие-то слова, а вы несите всякую чушь, которая вам приходит на ум, в ответ на мои слова. И чем более это похоже на чушь, тем более это для меня ценно. Это парная психотехника, потому что потом он сам врач, занимается аналитической работой, применяет разум особым способом, но в общем-то это обычный разум. Но пациенту предлагается отрешиться от разума и войти в некоторое состояние активизации того, что потом названо бессознательным или подсознанием. Это тоже психотехника , но она парная. Потому что самому входить в это не предполагалось. Результаты эти могут втягиваться в сферу всей психотехники вот по каким основаниям. Во-первых, современная жизнь городская, там, индустриальная, постиндустриальная, перегрузка информационная, ослабление связей между людьми, предъявляют такие требования, вернее ставят, представляют собой такой вызов для психической выносливости среднего человека, то что не будет особо преувеличением сказать, то что 100 лет назад было некой причудой, некоторой странностью, и сбоем развития , например у зверских родителей, то подобного сейчас, в более стертом варианте является печальным достижением большинства. Все как-то не очень справляются с жизнью. Исходя из этого, то надо говорить вслед за Фрейдом, все мы больные. Это такое полемическое преувеличение. На самом деле, набивание себе цены. А надо иметь ввиду, чтобы справляться с современной жизнью ,нужны психотехники. Может быть парные, необязательно, может быть непарные. И вот тут мое ключевое убеждение, что если те, кто сейчас молоды, не освоят каких-нибудь психотехнических методов, а еще лучше не войдут в какую-нибудь традицию, то они обречены на то, чтобы стать материалом осуществления чужих проектов. Потому что способы воздействия на сознание и манипуляции с сознанием и на психику сейчас столь совершенны и профессиональны и быстро работают, что оказывается недостаточно быть просто разумным человеком, понимающим логику, потому что что-то работает помимо логики. Вот если ты умеешь входить в состояние, ты будешь ухмыляться и говорить, ай какая хорошая манипуляция. Но тебя она уже не колышет. Вот это существенно. Так что сфера в обозримом будущем сложится. И если, я не думаю, что с ней произойдет то же самое, что с физкультурой, в каждом вузе есть кафедры физкультуры, не будет в каждом вузе, просто потому, что у нас идет тотальный кризис высшего образования. Но какие-то эквиваленты этого будут. И этим обязательно нужно заниматься, иначе ты будешь олух. Это безусловно так. Вот я ввел такой источник. И этот источник нас ближе всего занимает. (рисуется еще одна стрелка, входящая в сферу, примеч.) Это психотехники, имеющие свои истоки в каких-то религиозных духовных традициях разных культур. Положим существует духовный метод психотехники, Випассана в тхеравадинском буддизме. В традиции у него вполне определенные цели, объясняемые исходя из картины мира и ценностей тхеравадинского буддизма. Но сейчас, большинство людей, которые занимаются , вообще-то довольно широко распространено, не ставят этих целей. Или эти цели стоят где-то далеко, в красном углу, из вежливости. А на самом деле это некоторый весьма успешный эквивалент каких-нибудь мирских психотехник или психотерапий, который лучше работает, архатами буддийскими в результате этого не становятся, но становятся весьма здравыми спокойными людьми, чуждыми глупых страстей и тому подобное. И качество психического бытия безусловно улучшается. Вот это один пример. В общем-то, в значительной степени значение занятий дзен-дзен (т.е. чань психотехниками) таково, сатори вряд ли происходит, но происходит много хорошего, тем не менее. Вот ситуация с психотехниками в целом. Конечно, мы с вами будем заниматься именно индийскими психотехниками. Перед тем как к этому перейти, я затрону еще 2 вопроса. Вот 1-ый. Почему в Европе духовных психотехник меньше, чем в Индии? И, даже, чем в Китае? Ну и 2-ой. Чем отличается слово духовные психотехники от всех прочих. Ну начну, пожалуй, со второго вопроса. Духовные психотехники могут происходить из духовных, ну в обычном смысле, культурологических нерелигиозных традиций. Ну, например, Адвайта Веданта. Это нерелигиозная метафизическая духовная практика. Или какой-нибудь там чань буддизм. Это тоже нерелигиозная духовная традиция. Или из религиозных духовных традиций. Например, из каких-нибудь суфийских школ. Или, например, из практики Ордена Иисуса. Такой тоже есть. Это не важно. Хоть духовные, хоть не духовные. Но какова разграничительная черта между духовными и всем прочим. Вот духовная-это интегральная, а всё остальное, это в пределе, даже в пределе, прикладное. Все психотехники, которые именно называют духовными, ставят цель что-то конкретное, какую-то значительную область состояний улучшить или какие-то нежелательные состояния убрать. И в общем, т.е. приспособить человека либо к социальности, либо хорошо подготовить его к какой-нибудь трудной профессии. Всё это вполне достойные цели. Духовные психотехники ставят цель вообще сделать человека свободным от человеческих состояний. Он может их принимать, а может их не принимать. Т.е. превзойти человеческую психику, человеческого типа. Это и есть духовное. Это отражается технологически следующим образом, всякие прикладные психотехники что-то оставляют неизменным, а с чем-то работают. Допустим, если парная психотехника типа глубинной психотерапии, допустим классическая и многочисленные школы после этого. То устраняется то, что по обоюдному соглашению пациента и аналитика является болезнью. При этом аналитик несколько лучше видит что болезнь, чем пациент. А то, что не является болезнью, предполагается, что будет оставлено. И в результате человек станет адекватно приспособлен к обществу. Это такого рода практики не задаются вопросом, а хорошо ли быть вообще адекватно приспособленным к обществу. Может нужно из общества выйти вон? В свое время, ранние суфии, увидев что, там во 2-3 веке, хидж мусульманская община впала в безнравственность, решили, что надо уйти из общества вон, вовсе не связываться с хозяйственным оборотом, и они, поэтому зарабатывали продажей верблюжьих колючек или водоносами. Т.е. они никак не ввязывались в безнравственность, могла быть вот такая позиция. Вот это уже позиция духовная. Потому что она принципиальная. А вот пример. Ряд примеров духовности психотехники. Ну вот есть, чань или дзен буддизм. Там занимаются главной практикой дзен-дзен, при этом сидят на пятках, сидят, ноги болят. Всем известно для чего они этим занимаются. Для того, чтобы стать буддой. Для того, чтобы достичь просветления. Но не для того, чтобы достичь хорошего положения в монастыре. Тем не менее, можно прочитать такого рода наставления. «Если ты сидишь в дза-дзен и думаешь, вот буду хорошо сидеть, и поэтому я достигну видного положения в монастыре. Что нужно сделать с этой мыслью? Спустить ее подальше куда-то, в сортир. Если ты сидишь, занимаешься дза-дзен, и думаешь: «О каким я хорошим делом занимаюсь, благодаря этому стану Буддой.» Что надо сделать с этой мыслью? Спустить ее в сортир. Нечего думать сейчас, станешь ты Буддой или нет. Дело делать надо.»
С содержаниями, хорошими или плохими, неважно какими, с ними обращаются одним и тем же способом. Это верный признак духовной психотехники. Или когда некоторые из современных учителей индийской йоги говорят, если им верить, что я говорю, это всё модельный пример. Вы можете заниматься йогой и достичь успехов в йоге, будьте вы атеистом, буддистом, иудеем, мусульманином, христианином. Это тоже знак, пока имеет притязание на то, что это духовная практика. Духовная психотехника, потому что конкретное содержание для этого метода совершенно не важно. Если это воспринимать, то это так. Ну, а если ставится цель, допустим, с помощью каких-то методов стать очень хорошим человеком, то это не духовная психотехника. Хотя конечно очень хорошая вещь. Духовная превосходит. Сперва, конечно нужно избавляться от плохого, а потом нужно избавляться и от хорошего. Т.е. стать выше него. Это именно так. Пересечения духовных и мирских могут быть. В каждой традиции, если она хорошо устоялась, даже в духовной, можно считать, есть упражнения, назначение которых ограничено. Но они включаются в общий оборот духовной цепи. Ну а так, одного современного учителя, видного учителя некой духовной традиции спросили. «Вот такие замечательные достижения глубинной психологии, метод развития там и прочее. Что вы о них скажете?»
«Я ничего плохого против этого не имею. Но я хочу только заметить, что психология заканчивается вместе с жизнью. А духовные психотехники имеют цели, выходящие за пределы, в том числе, выходящие за пределы наших обычных ограниченностей. Т.е. ограниченность наша во времени от зачатия или от рождения до смерти, ограниченность наша человеческая, поскольку мы люди. Мы, например, не можем воспринимать мир как собаки или как небожители, если они есть. В этом смысле и ограниченности, что если Я- это Я. То Я- никто из вас. Это можно в духовных практиках подвергать сомнению. Чтобы было последнее понятно, что значит. До некоторой степени снять различия между мной и вами. Попросту, так развить управляемую эмпатию, чтобы я при надобности мог пережить ваше душевное состояние, как если бы оно было моим. Ну вот например так. Вот это всё духовные психотехники. Это первое. И значит последнее, из принципиальных вещей, причем в Европе так мало, так скудно, несмотря на колоссальную мощь европейской культуры, психотехника развивалась. Дело в том, что это оборотная сторона, это слабость психотехники. Традиционная Европа, пока она существовала, является оборотной стороной, ее главной силой. А именно мощной опорой на интеллект, на разумное и рассудочное мышление, с использованием речи и языка на логику. Это то, чему преимущественно учили в университетах, теологов учили этому тоже, или медиков учили. Учили здраво рассуждать. Ну а дальше, какая-то там конкретика- математики и т.д. Поэтому европейская цивилизация шла так. Откуда берется элита-это выпускники университетов. Она привыкла к тому, что лучшее и вполне зарекомендовавшее себя достижение получается на пути строгого мышления, согласно сложным, требующим большой тренировки и выдержки упражнениям в логике и во внимании ,к строгости к смыслу, в удержании темы и т.д. Напомню, Фрейд что сказал. Не будем говорить по теме, будем лепить ерунду. Это предельное нарушение правил здравого разговора, говорить то, что тебе из под корки приперлось. Правильно? Так вот. Получается в результате этого, хотя еще раз подчеркиваю, какие замечательные достижения на этом пути есть. Вот Европа. Европейская цивилизация. Что происходит неосознаваемое, я думаю даже неплохо, неосознаваемое убеждение, что ценное, всё главное и ценное связано с удержанием такого режима работы сознания. Но есть еще другое ценное. Скажем, с женским полом, с женой нельзя логически рассуждать. К ним нужно относиться по-людски. Их любить. Иначе вся жизнь расстроится, и логика тебе будет не в радость. Но это не главное, а что-то домашнее. А вот главное, служебное, магистральное. Теперь следующее заявление. Режим работы ума, когда ты строго держишься темы, ясно выбираешь объекты, о них судишь, приходишь к выводам, потом осуществляешь какую-нибудь работу. Это одно только состояние сознания. Это одно состояние субъекта. И значит состояние склеилось с субъектом. Существуют другие состояния, и они тоже культивировались в Европе. Допустим, художественное состояние, какое-нибудь , там ,у музыканта или поэта, наверняка есть, но этому не учат в университетах, или вовсе не учат, или учат где-нибудь там в консерватории. Это не определяет лицо цивилизации. Шпионов тоже не учат. Учат в каких-то других академиях, а не в университетах. Так что это всё на периферии. Из-за этого не получилось заниматься психотехникой, потому что во-первых нужно поставить заведомо ясную задачу, будучи в состоянии ясного мышления. Я должен, мне предстоит научиться расставаться, конечно контролируемо, но не обещаю себе сразу полного контроля, расставаться на время с этим излюбленным состоянием рассуждения, в пользу какого-нибудь другого состояния, то что я считаю, что без этого никак. Т.е. отказаться добровольно, хотя бы на время, от своей развитости. Это очень тяжело. И второй аспект. Более технический. Очень многие психотехники связаны, особенно эффективны, и так работающие, связаны с тем, что режим использования речи, не тот, который привычен для разумно логического состояния. У нас режим пользования речью, неразумный, нелогический у нас существует. Но он каким-то иным способом передается. Например, чтобы обаять женский пол, нужно иначе речами улещивать. Или как следует поругаться, тоже надо иначе. Но этому не учат. А вот здесь нужно, например уметь, то ли вообще отказаться от речи, войти в какое-то состояние безмолвия, т.е. пользоваться речью не для выражения чего-то, а для создания чего-то. Примерно так, как в библии сказал бог «Да будет свет!», и стал свет. Вот примерно так. И всё это крайне непривычно. И это было огромным тормозом. Поэтому появились методы где-то на периферии. В каких-нибудь монашеских орденах- пожалуйста, в художественных кругах- пожалуйста, у шпионов, у спецагентов- пожалуйста. Но не у главной части элиты. И стало это передаваться, я думаю, не столько по доброй воле, сколько из-за системных эффектов. Когда люди начали чувствовать системный кризис европейской цивилизации. Удерживать далее самовластного субъекта оказывается слишком обременительно. Надо уметь переходить из одного состояния в другое. А в Индии, не было такого курса на логическое мышление. Индия-это страна психотехник. В Индии был фокус на ясном удержании внимания ,к чему хочешь. И это, как раз, тот самый фокус, исходя из которого ,можно конструировать психотехники или изобретать, или набредать на них, как угодно. Вот поэтому, будем заниматься преимущественно индийскими психотехниками. Это первая лекция.[/spoiler]
Лекция 2:
[spoiler="Скрытый текст"]Это вторая лекция. Приступаем к рассмотрению индийских психотехник, которые я постепенно буду называть не этим словом, а просто словом йога. Йога-это термин всем известный. Для целей нашего курса надо иметь ввиду два его значения. Первое-более общее значение. Просто методический аспект занятий духовностью. Если ты занимаешься духовными, если ты ставишь духовные цели и что-то там делаешь. То это называется, что ты выполняешь йогу, и ты йог. Второе, более узкое значение. Это методика и философская интеллектуальная традиция, связанная с именем Патанджали и с йога-сутрами. Это разные значения. И я напишу слова, потому что прилагательные, или тот, кто йог в одном смысле, и тот, который йог в другом смысле, на санскрите называются разными словами. Тот кто занимается йогой в 1-ом смысле- ЙОГИН , yoga(1)-yogin. Тот, кто занимается йогой, или сторонник йоги во 2-ом смысле yoga(2)-yauga-ЯУГА. Это слово никому неизвестно, кроме санскритологов. Яуга может быть йогом, если он еще и практик. Йогом в первом смысле могут быть буддисты, джайны, адвайтисты, кто угодно. Значит йога. Существует 1-ое важнейшее разделение традиций йоги, связанное с изначальной, для нас, с изначальной интуицией, с выбором изначальной интуиции, одной из двух. Причем обе имеют хорошее обоснование. И если мы выбираем одну, то мы идем одной чередой в стадии развития, если другой, то другой. У нас другая философия, у нас другая идеология, методология занятий. А если речь идет об истории Индии, то у нас разное место в социальности. Ну, что слушателей данного курса конечно уже не интересует. Итак, откуда, некоторая преамбула. Откуда взялась такая богатая традиция индийской йоги или индийской психотехник. Пожалуй, источники не очень многочисленные по типу, но всё-таки не однородные. 1-это жреческая брахманская традиция, связанная с ритуалом. 2-это воинская кшатрийская традиция, связанная больше с волей и самообузданием, с владеньем собой. Ну, и наверняка, есть еще какие-то другие разнородные традиции, проникшие впоследствии в магистральную линию индийской культуры. Может быть, чаще это мы встречаем ,в так называемых тантрах. О тантрах мы будем говорить еще не скоро. Вот сейчас я начну обсуждение жреческой традиции, и здесь нужно будет хорошо, во-первых понять, во-вторых определиться, и это задание такое, на грани теоретического и практического, какая интуиция вам отвечает. Нужно попробовать ту или другую. Но потом, мы еще предпримем некоторый опыт, говоря о греческой традиции. Итак, в индийской практике ритуала известны с древнейших времен его колоссальнейшая сложность, множество специальностей жрецов, которые координируют свои усилия. Колоссальная сложность такая. Ничего сложнее индийских сложных ритуалов в ритуальной области человечество не создало. Это факт. И близко не создало. Это раз. И второе, какое-то странное для современного человека убеждение (брахманов, жрецов), что ритуал представляет собой технологию. Что такое технология-это совокупность процедур или операций, каждая из которых имеет свои правила, и общий результат будет всех этих процедур, будет годиться, если суммированы годные процедуры в должной последовательности. Ну ,например, сборка автомобиля, узлов сперва, потом автомобиля. Это и есть технология. Значительно менее сложные ритуалы, которые чаще называются у нас обрядами православного христианства, никак не являются технологическими. Представим себе, ну вот сейчас начнется пост, а потом буде Пасха. И вот, допустим ,с четверга по воскресенье будет вся страстная неделя, разные службы, чтение Евангелия и прочее. Ну, допустим, есть в каком-нибудь злосчастном приходе всё не так. Поп, вместо того, чтобы блюсти пост пьянствовал, вышел из запоя, дьякон схватил фарингит, причт тоже что-то не может. Всё это вываливается из кадила что-то, ну в общем всё плохо. Но, тем не менее, служба будет создана, проведена. Будут открыты царские ворота, будет возглашено: «Христос воскрес» и т.д. Если бы это было бы ритуал, как технологически понятый, как в Индии, то сказали бы, у нас полный облом, Христос не воскрес, начинаем поновой. Вот что такое технологическое отношение к ритуалу. Он не символически-театральный, как в Христианстве. Ну, и второе, что нужно понимать, что такое ритуал. Это символическое, всё-таки символическое действие. В котором, во-первых, что-то делается фактически, и это может быть наблюдено. А во-вторых, у этого наблюденного есть смысл, который понятен тому, кто посвящен в этот смысл. Это касается, как жестов. Ну допустим, если я сделаю вот так(крутит пальцем у виска). Для тех народов, которые не посвящены в этот жест, то это я странным образом прочешу висок. Да? Но у этого (жеста) есть смысл у нас. И если в среде людей, которые не знают этого, я это сделаю, то я не достигну своей цели. Потому, что он символический жест. Это же касается и речений слов. Ну, допустим. Пользование словами не сводится к их смыслу, потому что здесь есть тоже некоторая символичность, надстроенная над смыслом. Допустим, если вы пишите деловую бумагу какому-нибудь начальнику, вы не можете обратиться к нему по имени-отчеству и фамилии, потому что это не будет деловая бумага, и ей не будет дан ход. А смысл, Иван Петрович Сидоров, всё тот же самый, как если бы вы писали «господин генеральный директор». Но писать нужно только так. Ну, и именно это имеется ввиду и в ритуале. Там произносятся слова, поются, например гимны. Но вот гимны поются Индре. И если Индра назван таким-то словом, то никак не другим словом. Иначе ничего не сработает. Так вот, чтобы ритуал свершился, нужно удерживать этот символизм. Удерживать символизм в процессе совершения ритуала, это значит, ну, во-первых, все делать технически правильно, а во-вторых, по мере того, как ты делаешь технически правильно, иметь ввиду что к чему. Если ты забыл и делаешь всё формально- всё, это не ритуал. Допустим, если кто-то понарошку свершит свадебный обряд, то участники ритуала (актеры) не вступят в брак. Потому что они не считают это действительным обрядом. Я говорю не о современном обряде, а в какой-нибудь ранней культуре. Вот именно так это надо понимать. А поскольку он еще очень сложный, жутко сложный, то вероятность того, что люди отвлекутся и перейдут на формалистику ,вполне реальна. И пришлось ввести такое изящное решение. При сложных ритуалах присутствует особый специалист, который всё умеет, который ничего не делает, не поет, не говорит, не обращается с жертвенной утварью. Но удерживает вниманием, и если кто-то не так пропел, он в уме беззвучно пропел, если кто-то не так сделал, то он, в воображении, правильно сделал. И он спасает ритуал, даже если все остальные сплоховали разные времена. И он центр. Вот это точка, это место, откуда происходит йога с жреческой позиции. Сделаем такой мысленный эксперимент. Он, конечно, маловероятен для индийской древности. Ну, положим, все остальные жрецы оказались халтурщики. Отчаявшись иметь с ними дело, вот этот последний говорит: «Идите вы, отстаньте. Я это совершу сидя, закрыв глаза, молча. Не делая ничего.» И всё получится, если он это может сделать. То, что он будет делать, будет называться внутренним действием. И позиция тренировки и понимания того, что существует внутреннее действие, очень хорошо известна в индийской культуре, в отличие от европейской культуры. Где существует только урезанная ее часть, а именно логическое мышление без прямого обращения к предметам. Это часть внутреннего действия. Важный аспект, но далеко не весь аспект. И я вам предлагаю разной сложности. Во-первых, вот в этом месте можно предложить упражнение, чтобы вы, так сказать, нюхнули, что такое эта действительность йоги. Самое сложное упражнение. Это так вот сшибает с ног конечно, такого типа. Как-нибудь вечером, в спокойной обстановке, сидя на диване или там в кресле, закрыв глаза, чтобы вам никто не мешал, вы делаете в воображении всё обязательное то, что вы повседневно делаете утром, с того момента, как вы проснулись, до того момента, как вы пошли на работу. Естественно варианты, если есть варианты, то любой из вариантов. Вы можете одеться так, или одеться сяк. Но скажем, без штанов вы не выйдете. Но если вам невозможно выйти без штанов реально, потому что, скажем, ногам холодно. То если вы во внутреннем действии забудете надеть штаны, то вы выйдете без штанов. Или вы забудете выключить газ, или взять мобильник, или взять ключи. В общем, будет беда. Т.е., чтобы вы осознали, насколько трудно это действие. Ну а теперь, значит это предел, а теперь, я произведу очень простое внешнее действие, а потом его проиллюстрирую. Оно будет иллюстрацией для внутреннего действия. Вот видите что у меня (надевает шнурок от очков и очки, потом всё последовательно снимает). Теперь я это описываю. Я надел на шею шнурок, к которому привязаны очки. После чего, надел, нацепил на нос очки. Затем снял, сложил дужки и снял шнурок. Это и есть. Теперь это во внешнем действии, и мы все- я, и все присутствующие или зрители согласны, что происходило, ни что иное, как названное. Теперь допустим, это в общем я, конечно, в состоянии сделать, я думаю и вы в состоянии. Может быть с небольшой тренировкой сделать, можно предпринять такую тренировку, сделать что-то подобное, достаточно несложное во внутренней позиции. Т.е. никаких очков тут нет, вы закрыли глаза и это сделали. После этого, вы сообщаете, или я вам сейчас сообщаю, что я вот когда-то это сделал. Вы говорите, ничего подобного. Не было там никаких очков, это были просто вы. А я вам сообщаю, что я надел очки, там были дужки, там был шнурок и т.д. Значит у нас есть такое вот разноречие. Я говорю, что есть дужки, есть я и не я и разные вещи, с которыми я управлялся. Вы говорите, что это всё я. Это всё вы один. Если я вру, то вопрос не интересен. В том случае, когда я не вру, мне явно виднее, что происходило. Но при этом возникает вопрос, а кто собственно что-то делает. Если во внешней сфере совершенно понятно, кто делает и с чем делает. Когда я надевал очки, вам ясно, что я это не очки. И это я надеваю очки, а не они надевают меня. Да? А во внутреннем действии, поди знай что. И вот ситуация внутреннего действия очень сложная, она философски проблематичная. И исходя из нее, конечно, это такая вот реконструкция не историческая, а чисто принципиальная. Возникло два варианта решения. 1-ый вариант такой. Естественно, что я хозяин очков во внешнем мире. Я надеваю очки. Они не могут сами налететь на меня. Так вот, если я сейчас справляюсь с этой задачей, вообразить себе надевание очков когда их нет, то хозяин-это и есть я. А всё хозяйство, очки и прочее, это не я. Это идеология внутреннего деятеля называется идеологией Атмана. Есть индуистское слово Атман- Я сам. И она стоит в основании, иногда вместо слова Атман, др. слова бывают(синонимы), во всех индуистского типа методов йоги. Значит, есть слово (пишется на доске)Атман (atman)-Я сам (а- долгое). Но или, Я сама, если в женском роде. Слово функционирует на санскрите так. Если я смотрюсь в зеркало, и я говорю : «Я себя вижу в зеркале», я говорю: «Атмана вижу в зеркал». Просто вот так. И женщина тоже самое скажет. Поэтому я написал- Я сама. Это идеология хозяина. Она понятна. Может быть кому-то она естественна. Но сразу надо понимать, что она является не просто констатацией, а программой. Вот я Вам предложил собраться, не собираясь на работу. У вас это, конечно, не получится. Но что-то получится. Если не получится, то хозяина там нет. Задача не в том, что говорить «есть хозяин», а задача в том, чтобы хозяина вытащить, и чтобы он никуда не девался. Чтобы он был всегда. Чтобы прекратилась жизнь «без царя в голове», говоря по-русски. Ну и есть 2-я идеология, альтернативная. Вот я вам задаю такой вопрос. Допустим, я надевал очки для того, чтобы на что-то посмотреть, что без очков я не разберу. А потом немедленно их сложил и положил. Ну, это у меня получилось. Но, в принципе, могло бы и не получится. Допустим, я бы принес очки с мороза, и мне бы пришлось их еще протереть, потому что ничего не видно, они запотели, а это у меня в планах не было. Т.е. не всегда внешние действия могут прийти к желаемому успеху. Даже в таких простых примерах. Теперь задаю вам такой вопрос. Может ли быть так, что вы собрались делать что-то во внутренней позиции, например, надеть очки внутри, снять очки, и вместо этого у вас получилось что-то другое. Для чистоты эксперимента я бы вам предложил даже отключить на некоторое время этот ролик и об этом подумать. Считаю, что вы это сделали. А теперь говорю. Это, в принципе, невозможно. А что происходит? Вместо того, чтобы сделать в воображении то, что вы собрались, вы вообще выпадаете из этой ситуации, и всё разваливается. Ни очков нет, ни меня нет. И вообще, просто я сижу на диване и дурью маюсь. А если что-то сложное придумать, то тем более. Из этого какой вывод? То, что, тот кто надевает очки, как внутренний деятель и очки, которые надеваются, и инструмент для надевания(руки- это инструмент надевания). Они все коррелируют. И одно появляется вместе с другими, и все они вместе пропадают. Учитывая это, мы скажем так. У нас есть степень ясности, или отсутствие ясности, т.е. мутности. В рамках этой ясности, если она налицо, мы можем говорить, что есть хозяин или есть то, чем он хозяйствует. Но самое главное-это ясность. Раз хозяин условный, а вот ясность-это что-то фундаментальное, то мы будем держаться вот этого. Это буддийская точка зрения. Она называется в индийской философии- Анатман, т.е. отсутствие хозяина, или его условность. Хозяином можно что-то называть, но это просто, вот так сказать назначено, а не по сущности. (пишет на доске) Я припишу здесь отрицательную частицу, и это будет буддийская-anatman. Зеленым цветом у нас атман- это будет индуистская.
Вот 2-е вам задание. После опробования ситуации внутреннего деятеля, понимания ,на что вы тут годны. Можно еще такое, допустим, во внутреннем действии проиграть какой-нибудь, не слишком сложный разговор с собеседником. Да еще в ситуации, когда он реагирует, и вы ему что-то говорите, он, например, хмурится или улыбается. Попробуйте. Конечно без какой-нибудь детской эйдетики или воображения. Но, принципиально, такого типа действие. Мы же действуем вместе с другими людьми, правда?
Теперь, 2-е. Ну вот, каким-то образом попробовать, я не знаю каким, попробовать порыскать в себе и выяснить сравнительную значимость для вас той же или другой интуиции, которые обе достаточно солидны. Обе, подчеркиваю. Если я сам занимаюсь буддийской практикой, то это здесь ни при чем. Я знаю, что тем самым я не могу серьезно заниматься индуистской практикой, некоторые индуистские направления мысли мне претят. Но я понимаю, что они солидны. Весьма солидны. Как вы это поймете, не знаю. Ну, может быть как-то это у вас может получиться, какая-то та или иная интуиция будет. Так что, видите ли, самые главные духовные методы йоги, связанные с той или иной традицией , почти всегда специфичны для индуистской либо для буддийской традиций. И тут уже надо понимать. Если вопрос ставится серьезно, то даже, если мы предполагаем, мы вполне можем это предположить, что предельный успех буддийский, так и предельный успех индуистский имеют место, и заслуживают нашего внимания. То, по крайней мере, методика и последовательность шагов- разные. Одно дело, если мы сперва тренируем силу, а потом выносливость сильных мышц, а другое дело, если мы сперва тренируем выносливость, а потом развиваем силу. Если мы будем менять эти занятия, заниматься сперва одним, а потом другим, меняем стадии тренировки, то мы получим неизвестно что, или ничего. Это серьезно на самом деле. Об атмане и об отсутствии атмана. Ну, буддийская традиция тоже представляет собою не констатацию, как и индуистская, а некоторую программу. Не то, что вот есть ясность. Задача развить ясность и никогда не утрачивать ясность. Быть в состоянии не утрачивать ясность при любом содержании, справляясь с любым содержанием, не взбаламучиваясь. И если нет никакого содержания, то тоже чтобы всё было ясно. Например, ты спишь, не видишь снов, никакого содержания нет, но всё ясно. Это сон, и я не вижу снов. Вот такой пример. И то и другое нужно просто осуществить. В этом смысле мы можем сказать, что хозяин-Атман и отсутствие хозяина, это я так шутливо скажу (бесхозность). Есть средства организации опыта. Их не надо принимать так вот буквально. Но вот средства принципиально разные. Надо определиться с этим. Теперь я вам, это фундаментальная дилемма, была связана с названной 1-ой традицией, 1-ым источником, жреческой традиции. Ситуацией ритуала. И она более всего способствует развитию внимания, тотальности внимания, мощности, гибкости внимания и тому подобного. Не только внимание к мыслям. В Европе это умеют тренировать. Но внимание к чему хочешь. 2-я традиция больше связана с жреческой кшатрийской средой. И она развивалась в кругах, в том числе философствующих. Во-первых, в тех, которые называются санкхья- древнее индийское философское направление. Во-вторых, в йоге Патанджали. Йогов в смысле 2. Она предполагает, сперва волевое, а потом или с усилием, а потом становящееся привычным, бесстрастие и отстранение себя, того, что я считаю собой, от всяких пертурбаций, изменчивости и тому подобного. Это отлично выражено , в том числе, во многим известной, Бхагават Гите. Где сказано, вот гуны- это какие-то там слои, и вот они друг друга переворачивают, друг с другом как-то взаимодействуют. А я здесь ни при чем. Это традиция очень, стилистически, напоминает античную традицию тренировки стоицизма, в стоицизме. Допустим, великий философ Эпиктет, который был рабом, а хозяином у них был психопат. Когда хозяин лупил его по ноге, сказал: «Слушай, ведь сломается». Нога сломалась. Он сказал: «Я тебе говорил, что сломается». Вот это результат такого рода тренировки. Ну и здесь тоже ставилось задачей, считается, что достигалась задача, вот превосхождения человеческого способа бытия. Ну, по крайней мере, на примере с Эпиктетом, нужно сказать, что нельзя такое разумное существо назвать просто человеком. Это безусловно так.
Здесь я вам предлагаю тоже проделать некоторый опыт, но сперва назову фундаментальное различение. В этой традиции , в этих группах традиций, существует двойственность между, так называемым Пурушей (purusa). Пуруша- это дух, чистый дух. Хотя по происхождению, это слово мужчина. Но здесь имеется ввиду до классическое значение. Это некое прасущество, разделением которого вся вселенная возникла. Вот это чистый дух сам по себе. Каждый из тех, кто слушает меня, есть некоторый чистый дух и еще что-то, ну например, органы чувств, тело и т.д. И я сам тоже таков, согласно этому мировоззрению. А всё остальное-это что-то такое, сделанное из какого-то сырья, материала и т.д. И самое главное, и первое, что из этого сырья происходит (пишет на доске). Здесь так напишу. Это содержание ума. Всякие содержания ума. Содержания ума, которые, я с ними управляюсь, когда думаю, когда говорю, когда действую и вы тоже. Так вот. Здесь утверждается, в этой традиции, что у нас, собственно это нельзя считать специфическим утверждением. Это простой факт, просто в него нужно тыкнуть. Мы никак не избавлены, принципиально, от разнообразных неприятностей. Никакие спец. Средства, при том, что они бывают не бесполезны. А специальные средства, это например медицина или религия. Не избавляют нас от неприятностей совсем. А нам очень хочется избавиться от неприятностей совсем, и для этого мы предпринимаем такую вот йогическую программу. Устраиваем йогический проект. Цель- избавление от неприятностей так, чтобы они все где-то были в объекте. А неприятности в объекте- это не неприятности. Простой пример. Если у соседа, с которым никаких особых отношений нет. Жена изменила с негром. Для меня это не неприятность. А если моя жена изменила с негром, вопрос другой. Значит обычный человек, причем не важно, не психотехнический, не йог, умный или глупый, совершенно не важно. Обязательно отождествляет чистый дух с умом и содержаниями ума. Ставится задача, это разорвать. Ну, во-первых, какой-то прецедент получить, чтобы это было разорвано, и заметить, что это не одно и то же. После этого разные методы существовали. Они неважно сохранились. К тому, чтобы это научиться удерживать. Ну, некоторые методы, которые предлагались, в основном содержатся, по-видимому, в йоге, в йоге Патанджали. И я вот вам предлагаю совершить тоже опыт. Т.е. получить метафизическое йоговское переживание в этом стиле традиции. Потому что без изначального переживания или опыта ничего совсем не будет. Ничего, т.е. будет ничего с нашей точки зрения. Может быть очень хорошее пользование умом по назначению. Но это не психотехника. Это не йога. Значит, взять ситуацию, вернее вовлечь себя в ситуацию, в которой вы умеренно, не очень сложно, но и не очень просто применяете свои умственные способности для какой-нибудь деятельности. Ну допустим, вы расставляете книги, которые в большом беспорядке. Или описываете домашним ситуацию, довольно типичную, но которая потребовала описания. А они вас слушают. Или рассказываете что-нибудь такое там, понятно, да? Или, допустим, готовите еду. Не новое блюдо, а то, что умеете, или там моете посуду. Средней степени мобилизация внимания, ума. Хорошо, если будет тут как речь, так и вещи. Ну а теперь, каким-то способом попробовать посмотреть на то, увидеть ту штуку, которая всё это делает. В вас есть штучка, которая всё это делает, это и есть ум, как управитель. Растождествиться, т.е. выйти в позицию духа, т.е. это выйти в позицию чистого наблюдателя. Это ум-деятель, а это чистый наблюдатель, для которого всё это есть. Если это получится, может возникнуть, я этого не предрешаю, но это вполне вероятно, какое-нибудь странное физическое ощущение где-то в верхней области нашего организма. Вот этого стоит добиться. И в следующий раз мы можем всё это обсудить. Вот это значит еще одно задание. Ну, и я думаю, на эту неделю вам хватит заданий. Тогда, пожалуй всё.[/spoiler]
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 7):
svoboda62, Maxon'ka, Marta, igor.moroz, «божий человек», buchkar, Мифолог
Рейтинг: 43.75%
 
А.В.
Ответить