Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.

Сообщение А.Смит »

Затейливый термин «сампраджнята» я уже вольно трактовал как состояние «сам себе мудрец». Это состояние, в котором в гармоничном движении сочетаются
- витарка (восприятие «грубого», то есть внешнего мира),
- вичара (восприятие «тонкого», то есть внутреннего мира),
- ананда (радость бытия) и
- асмита-рупа (Я-форма)
Все это Шлока 1-17.

Я утверждал, что это состояние тождественно состоянию естественного довольства – сантоши, являющемуся одной из нийям (внутренних «обетов»). Обеты взяты в скобки, поскольку впрямую они исполняться не могут, это как раз состояния,
а) естественно вырастающие из практики, и
б) с необходимостью способствующие ей.

Все это хорошо и правильно. Но есть еще один слой интерпретаций.

Есть глянуть на Шлоку 1-17 в контексте других шлок, то выясняется вот еще какая связь.
Шлока 1-16: в результате практики с отстраненностью достигается высочайшее знание Пуруши (парящего Духа). Так вот, с этой высоты парения становится возможным посмотреть на устройство человека в следующем ключе:
1) Витарка – массив внешних восприятий, бомбящий нас снаружи. То их слишком много – и нам хужеет, то их слишком мало – и забирает тоска.
2) Вичара – конгломерат внутренних отражений внешних восприятий, их осмысление, эмоциональная оценка (хорошо-плохо), многократные реверберации с прошлыми жизненными опытами. Бесконечный внутренний диалог-монолог по любому поводу.
3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить. Это чисто материальный аспект бытия, аспект пракрити, доступный любому практикующему.
4) Асмита-рупа – духовный аспект, тяготеющий к Пуруше, управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я. Доступно зрелому практикующему, внимание которого уже достаточно насыщено бхогой и тяготеет к Атману и Пуруше.

Простая аналогия с компьютером:
- витарка – устройства ввода-вывода, железо,
- вичара – системный софт, операционная система, платформа (на которой крутятся многочисленные вритти-программы),
- ананда – блок питания и само питание,
- асмита-рупа – юзер.

Интересно, что Асмита-рупа прочитывается на санскрите двояко (из-за так называемого правила сандхи): как асмита-рупа (Я-форма) и как асмита-арупа (Я бесформенное). И то и другое в кассу, если понимать «Я» в первом случае как одухотворяющий принцип в некой форме (душе, см. Шлоку 4-9), или как эгоизм. В последнем случае асмита-арупа означает отсутствие (злобного, дурацкого) Эго и, стало быть, опять-таки Духовность.

Вся эта четверка объединяется как сампраджнята, и этот термин переводится как «распознавание» - тот процесс, посредством которого мы ежесекундно выделяем себя из общего массива жизненных потоков. Практика йоги очищает все четыре аспекта сампраджняты, позволяя проявиться им в полный рост.

Особенно интересно и драматично обстоит дело с анандой – радостью бытия. Она всегда здесь, с нами в виде источника жизненной энергии, и практика расширяет доступ к ней через «портал» покоя, через прочное основание (Шлока 1-14).

Но ананда постоянно отравляется дурной вичарой, ее негативом, ее постоянным самоусугублением. Поэтому Патанджали аж в трех шлоках (1-33, 2-33, 2-34) настойчиво предлагает устранять «дурные мысли», культивируя помышление о «противоположном дурному». И тогда ананда может выступить в своей могучей и целительной ипостаси, питая сознание (Асмита-рупу) силой…
Аватара пользователя
Браславский Александр
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 46 раз

Сообщение Браславский Александр »

Михаил! Книгу с Вашими коментариями Сутр я бы купил не задумываясь! Очень интересно и доходчиво всё... Спасибо. :)
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Спасибо, Александр.

Тогда продолжаем еще на пару слов 8) :

Витарка и вичара - это "миры форм". В самом деле, восприятие внешнего и внутреннего обычно облечено в форму слов, краски, картинки, музыку наконец.

Ананда и асмита-рупа(арупа) - это "миры бесформенного". Непонятно как оформить жизненную силу и электрический ток. Или внятное, но невыразимое чувство "Я есть".

Оба типа миров - это тем не менее две медали нашего мира.

Так вот, Патанджали в шлоках с 1-41 по 1-45 подводит к отрицанию миров формы - и такое состояние называется нирвитарка самапатти и нирвичара самапатти. Это по сути отцепление от всякого ассоциативного развития возникшего внешнего (витарка) и внутреннего (вичара) восприятия, непорождение любых ассоциаций.

Тогда все завершается сабиджа самадхи (1-46), то есть самадхи с зерном, заякоренное в нашем мире и собравшее в себе только бесформенную сторону мира - чистую радость, энергию бытия (ананду) и ментальное отражение Пуруши (асмита-рупу).

Но есть еще нирбиджа самадхи (1-51), когда оставляются и ананда и асмита-рупа, когда Пуруша оставляет все связи с нашим миром... Далее невыразимо. 8)
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

когда в гармонию приводятся все 4 компонента - тогда сампраджнята - сам себе мудрец

но кто приводит в гармонию витарку и вичару? только ананда и асмита!

ананда-сила укрощает витарку, позволяет выдерживать внешнюю бомбардировку

асмита-душа позволяет укротить реверберации вичары, ее дурную бесконечность сводить к конструктиву
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Re: Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.

Сообщение narasius »

А.Смит писал(а): 3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить.
"From the ashes a fire shall be woken,
A light from the shadows shall spring;
Renewed shall be blade that was broken,
The crownless again shall be king."
— J.R.R. Tolkien (The Fellowship of the Ring)
Loose yourself...or die trying.
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

А.Смит писал(а): Витарка и вичара - это "миры форм". В самом деле, восприятие внешнего и внутреннего обычно облечено в форму слов, краски, картинки, музыку наконец.

Ананда и асмита-рупа(арупа) - это "миры бесформенного". Непонятно как оформить жизненную силу и электрический ток. Или внятное, но невыразимое чувство "Я есть".

Оба типа миров - это тем не менее две медали нашего мира.

Так вот, Патанджали в шлоках с 1-41 по 1-45 подводит к отрицанию миров формы - и такое состояние называется нирвитарка самапатти и нирвичара самапатти. Это по сути отцепление от всякого ассоциативного развития возникшего внешнего (витарка) и внутреннего (вичара) восприятия, непорождение любых ассоциаций.
Очень похоже на терминологию психонетической методики О.Бахтиярова (уж извините, что и здесь об этой теме). Также описание технологии.
Единственно, что не описано в откомментированных шлоках - Зачем Всё Это? (Т.е. - Зачем ВАМ самадхи/просветление?)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

да не знаю я... ну вроде как вещь в себе... вроде так положено - к ним стремиться... традиция от нехрена делать :cry:

ну или так: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... sc&start=0 (Сутры Патанджали. Колесо Сансары)
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Patandjali, Ваше полугодичное отсутствие благотворно сказалось на бытии форума - меньше белого шума. За что мы Вам и признательны.
Иногда ноль имеет важное значение в контексте, так что не стесняйтесь, отсутствуйте дальше :D
Аватара пользователя
Браславский Александр
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 46 раз

Сообщение Браславский Александр »

Дожились.... уже даже присутствие Патанджали на форуме Классической йоги не приветствуется.... :lol:
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

Виктор, Вы, как всегда, мегасаттвичны! :wink:
(Заметьте, на данной ветке, имеющей реальную информационную ценность, я ни единым словом ни на кого не "наехал". И что в ответ?... Впрочем, это как всегда.)


Ладно, по существу.
асмита-душа позволяет укротить реверберации вичары, ее дурную бесконечность сводить к конструктиву
В общем я согласен, очень толковый коммент, - но вот вопрос: а правомерно ли ставить знак эквивалентности между асмита-(а)рупа (пусть и в тех комментаторных интерпретациях, что Вы, мистер Смит, здесь привели), -и понятием "душа", слишком неоднозначно трактуемым и в йоге/санхкье, да и в русском языке тоже... -?
"Юзер" - как-то более доходчиво, хоть неакадемично. Тем более, что речь не идёт у Вас о природе этого Юзера... Ну за исключением вот этого:
управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я
Чувство собственного Я - это ещё понятно и переживаемо, даже в обычном состоянии сознания. А вот некое "управление" - хм... Что за "духовный аспект", что за управление? Чьё? От кого исходящее? (только не пишите, что от Пуруши!)
Может, "собирание в кучу" - всего лишь наша способность к саморефлексии, даваемая банально структурной организацией головного мозга?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ну а что понятие "душа"... как хочу, так и ворочу - лишь бы она, душа, была!

в Сутрах обнаруживается немало "парных параллелей" для базовой двойственности Пракрити-Пуруша:

на вскидку:
пракрити (материя) - пуруша (дух)
витарка (внешнее восприятие) - вичара (внутреннее восприятие)
ананда (радость) - асмита-(а)рупа (...)
абхьяса (практика йоги) - вайрагья (отстраненность)
прочное основание (дридха бхуми) - различающее осознание (вивека кхьяти), а также ритамбхара (нездешняя мудрость)
пракритилайяны (слившиеся с пракрити, "колдуны") - видехи (видящие)

Так что, если полагать вторую колонку тяготеющей к Духу-Пуруше, то вполне можно рассматривать ее члены как аспекты духовности...

Разумеется, все эти термины должны иметь основания в личном опыте, чтобы не стать мячиками для жонглирования.
Последний раз редактировалось А.Смит 16 апр 2010, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Браславский Александр, Патанджали бывают большие, маленькие и средние.
Большой только один, он же единственный, а вот кто остальные - большой вопрос. Получается - самозванцы... :wink:
Аватара пользователя
Браславский Александр
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 46 раз

Сообщение Браславский Александр »

Это шутка, Виктор Сергеевич... :lol:

А вообще, ник "Патанджали" на этом форуме - это верх цинизма и заведомая провокация :wink:
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

А.Смит писал(а): в Сутрах обнаруживается немало "парных параллелей" для базовой двойственности Пракрити-Пуруша:

.
Ну так это понятно: двайта!
(Почему-то вошло в традицию тщательнее всего изучать именно двайтистские памятники...) Бинарность - удобная вещь, хорошо и (довольно) просто описвает Мир с той или иной степенью приближения.
Правда, тут вот такой намёк в ЙС, что всё "не так" («В действительности всё не так, как на самом деле», как заметил Станислав Ежи Лец). -Когда доходим до "далее невыразимо".
Есть подозрение, что речь идёт о "поле смыслов".
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

Офтоп.
Браславский Александр писал(а): А вообще, ник "Патанджали" на этом форуме - это верх цинизма и заведомая провокация :wink:
Александр, провокация здесь - не это. Совсем другое. (Только Вы не понимаете пока, что именно). Полистайте форум на лет семь назад...
Кстати, а почему, Вы думаете, именно на "этом форуме"? Перефразируя О.Бендера: "Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? " Поменяйте фамилию на Патанджали и ответьте на вопрос :)
Александр, я уже объяснял здесь на форуме, почему у меня такой ник, можете поискать. Правда, это на одной их тех неинформативных веток, на которых выясняют, чьё кунгфу круче... Не хотел бы, чтобы и на этой ветке происходило бы то же. И если Вас такая незначащая вещь, как ник, напрягает - это Ваши проблемы.
Надеюсь, я со своим ником и ужасными провокациями :twisted: смогу хоть как-то развеять здешний единоросско-кпссный одобрямс. Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Прошу прощения у читателей этой ветки за вынужденный (ответный) флуд.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Patandjali писал(а): Надеюсь, я со своим ником и ужасными провокациями :twisted: смогу хоть как-то развеять здешний единоросско-кпссный одобрямс. Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Так вы по существу технологии вопросы и поднимайте.
Какой одобрямс вы увидели? Одобрямс чего?
Смит высказывает свою точку зрения на сутры.
Высказывайте свою, обсуждайте.

То же мне, нашелся спаситель от одобрямса.

И прежде чем кого-то учить думать, сами этому научитесь.
via negativa
Аватара пользователя
Браславский Александр
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 46 раз

Сообщение Браславский Александр »

Patandjali писал(а):Офтоп.
Браславский Александр писал(а): А вообще, ник "Патанджали" на этом форуме - это верх цинизма и заведомая провокация :wink:
И если Вас такая незначащая вещь, как ник, напрягает - это Ваши проблемы.
Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Я написал одну фразу, а Вы раз в пять больше... Так кто напрягается? :wink:
Патанджали, идите... на коврик :lol: и не позорьте славное имя!!! :twisted:
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

А, "одобрямсом" вас, дорогие, зацепил? Прошу пардону. Вы аж строчки, слова и буквы пересчитали... Пустое! Смысл ими всё равно не выразИм.

И, что самое смешное, соображений по теме ветки от вас, Александр и Олег, сюда так и не поступило... :cry:
Зато вот наездов...
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Patandjali писал(а):А, "одобрямсом" вас, дорогие, зацепил?
Что ж, теперь понятен один из ваших мотивов.
Зацепить.

Вы говорите, говорите...
via negativa
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

Слушьте, ну если охота пободаться - давайте на "Этику", там для этого сидерическая ветка есть! Ну не заполняйте флудом хоть эту ветку!!

Просьба модератору: оставить здесь только посты по теме!
Ответить