Полоса средних значений и ее расширение
Вообще, термин "полоса средних значений", зародившийся на хорватских просторах )), может быть, не вполне точен. Возможно, правильнее говорить: полоса комфортных значений (амплитуд, нагрузок, времен выдержки, длительностей циклов в пранаяме).
В самом деле, идея имеет исток в шлоке 1-40:
парама-ану парама-махат твам тостья вашикарах
от мельчайшего до величайшего простирается контроль
Контроль чего? полагаю, что ответ как всегда гениально прост (сравните с шлокой 2-46 про асану): удобства, комфорта.
Итак, контроль единственно комфорта, покоя - не в смысле гедонизма, а в духе ЧВН. Так вот этот комфорт со временем удается сохранять (удерживать) во все более широких пределах амплитуд - "от мельчайшего до величайшего".
Вначале же, "в поисках своего Я" )), практик ищет точку входа в качественный релакс, и она бывает а) весьма узкой и специфичной (типа левая бровь) б) удерживается с трудом при перемене асан или варьировании амплитуд и нагрузок. Начинающий сначала никак не может попасть в эту гениальную простоту, потом буквально торчит на одной ножке в узком диапазоне комфортных амплитуд и пр., но в конце концов его база, "седалище" расширяется - всего лишь соблюдением единственного параметра - удобства (на санскрите "сукха").
(В проекции на жизнь пропорционально возрастает устойчивость ко всем... хм, ко многим нагрузкам.)
Невозмутимое течение спокойного сознания становится привычным (самскарат) (шлока 3-10).
И весьма устойчивым, не сбиваемым даже приличной силовой нагрузкой (в Парипурна Навасане, например).
Тут мы незаметно подходим к любопытному вопросу о контроле в практике и утончения этого контроля.
В самом деле, идея имеет исток в шлоке 1-40:
парама-ану парама-махат твам тостья вашикарах
от мельчайшего до величайшего простирается контроль
Контроль чего? полагаю, что ответ как всегда гениально прост (сравните с шлокой 2-46 про асану): удобства, комфорта.
Итак, контроль единственно комфорта, покоя - не в смысле гедонизма, а в духе ЧВН. Так вот этот комфорт со временем удается сохранять (удерживать) во все более широких пределах амплитуд - "от мельчайшего до величайшего".
Вначале же, "в поисках своего Я" )), практик ищет точку входа в качественный релакс, и она бывает а) весьма узкой и специфичной (типа левая бровь) б) удерживается с трудом при перемене асан или варьировании амплитуд и нагрузок. Начинающий сначала никак не может попасть в эту гениальную простоту, потом буквально торчит на одной ножке в узком диапазоне комфортных амплитуд и пр., но в конце концов его база, "седалище" расширяется - всего лишь соблюдением единственного параметра - удобства (на санскрите "сукха").
(В проекции на жизнь пропорционально возрастает устойчивость ко всем... хм, ко многим нагрузкам.)
Невозмутимое течение спокойного сознания становится привычным (самскарат) (шлока 3-10).
И весьма устойчивым, не сбиваемым даже приличной силовой нагрузкой (в Парипурна Навасане, например).
Тут мы незаметно подходим к любопытному вопросу о контроле в практике и утончения этого контроля.
La gente esta muy loca
Соответственно, для людей поживших, вроде меня с Никейном, устойчивость и полоса комфортных значений естественным образом сдвигается в сторону области духовной (сказал я, глянув на свою вновь расклеившуюся коленку). Для таких перцев главная мантра выглядит так:
шлока 1-47:
нирвичара вайшарадье адхья-атма прасадаха
нирвичара непоколебимая [дает] созерцание атмана сияющего
и наоборот:
созерцание атмана сияющего дает нирвичару неполебимую,
то есть неотвлечение от [духовной?] сути явлений -- таково в данном случае расширение полосы комфортных значений (нас бьют, а мы крепчаем) в отношении всех... хм, многих воздействий.
Таков естественный сдвиг по мере неизбежного стесывания физического ресурса... В сторону темы Атмана ( http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7724 ) и консенсуса с религией.
А вообще прикосновение к духовному впервые дается в практике выходом на Зрящего (Наблюдателя) - абсолютно недвижимого по отношению ко всем трепыханиям мыслематериального...
Так что, Никейн, старина, не грусти об ушедшем! :D Кто знает, началом чего является неизбежный конец?
(А мантра вышеприведенная чтоб от зубов отскакивала вместо стишков об ушедшей любви, трам-тарарам! 8) )
All together:
нирвичАра вайшарАдье... Адхья... Атма... прасАда-ХА!
шлока 1-47:
нирвичара вайшарадье адхья-атма прасадаха
нирвичара непоколебимая [дает] созерцание атмана сияющего
и наоборот:
созерцание атмана сияющего дает нирвичару неполебимую,
то есть неотвлечение от [духовной?] сути явлений -- таково в данном случае расширение полосы комфортных значений (нас бьют, а мы крепчаем) в отношении всех... хм, многих воздействий.
Таков естественный сдвиг по мере неизбежного стесывания физического ресурса... В сторону темы Атмана ( http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7724 ) и консенсуса с религией.
А вообще прикосновение к духовному впервые дается в практике выходом на Зрящего (Наблюдателя) - абсолютно недвижимого по отношению ко всем трепыханиям мыслематериального...
Так что, Никейн, старина, не грусти об ушедшем! :D Кто знает, началом чего является неизбежный конец?
(А мантра вышеприведенная чтоб от зубов отскакивала вместо стишков об ушедшей любви, трам-тарарам! 8) )
All together:
нирвичАра вайшарАдье... Адхья... Атма... прасАда-ХА!
La gente esta muy loca
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Миша, Вы-то уж зачем перевели себя в аксакалы?!
Я тогда вообще полный саксаул, тяготеющий к эпохе фараона Хуфу! :D
А Ваш пассаж о возрастном сдвиге в сторону преобладания духовного начала давно тому назад в присущей издевательской манере высказал Франсуа де Ларошфуко: "Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры".
Я тогда вообще полный саксаул, тяготеющий к эпохе фараона Хуфу! :D
А Ваш пассаж о возрастном сдвиге в сторону преобладания духовного начала давно тому назад в присущей издевательской манере высказал Франсуа де Ларошфуко: "Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры".
Если еще раз окинуть зорким глазом лекцию старика Патанджали, то выявляется следующее: махариши четко ставит во главу угла регулярную практику (абхъясу) ЧВН, покоя (шлока 1-2).
В этой практике в ощущениях поляризуются (разделяются) Пуруша и Пракрити (дух и материя) (1-3). Следствием практики является накопление ресурса, который выражается у Патанджали разными терминами: прочное основание (дридха бхуми) (1-14), атма(н) (1-47, 2-21), ритамбхара (мудрость нездешняя) (1-48 ), различающее осознание (вивека кхъятех) (2-26, 2-28 ), аклишта (движение без трения) (1-5), интуиция (тарака, пратибха) (3-34, 3-55).
Ресурс - нечто "съедобное" и употребимое в жизни - накапливается по мере практики ЧВН между полюсами Пракрити и Пуруши. Сам ресурс тоже естественно поляризуется на духовную и материальную составляющую - в зависимости от близости к завершению (пардон) земного пути. Из них атман как концентрированное (простое) внимание наиболее "духовен", близок к Пуруше.
Патанджали, пожалуй, интересовала в первую очередь именно духовная составляющая ресурса, ту, что можно было унести с собой в (чанышевское) "небытие". Хотя и материальную часть ресурса он подробно описал многочисленными сиддхами 3-й главы.
Ресурс дифференцируется в многочисленные аклишта-техники, развивающие человека в желаемых им направлениях. Множество текстов трактует эти техники, делая второй шаг вместо первого (фундамента ЧВН).
Но по-настоящему вкусными они (тайцзы, БИ, визуализации, занятия наукой) становятся (ИМХО) лишь с освоением абхъясы ЧВН, наработки (абстрактного) фундамента покоя и установления ряда коммуникаций, первой из которых является дружба сознания и тела.
Поэтому приходят к нам в школу спортсмены, бойцы, альпинисты, чтобы (задним числом) восстановить в себе основу основ.
В этой практике в ощущениях поляризуются (разделяются) Пуруша и Пракрити (дух и материя) (1-3). Следствием практики является накопление ресурса, который выражается у Патанджали разными терминами: прочное основание (дридха бхуми) (1-14), атма(н) (1-47, 2-21), ритамбхара (мудрость нездешняя) (1-48 ), различающее осознание (вивека кхъятех) (2-26, 2-28 ), аклишта (движение без трения) (1-5), интуиция (тарака, пратибха) (3-34, 3-55).
Ресурс - нечто "съедобное" и употребимое в жизни - накапливается по мере практики ЧВН между полюсами Пракрити и Пуруши. Сам ресурс тоже естественно поляризуется на духовную и материальную составляющую - в зависимости от близости к завершению (пардон) земного пути. Из них атман как концентрированное (простое) внимание наиболее "духовен", близок к Пуруше.
Патанджали, пожалуй, интересовала в первую очередь именно духовная составляющая ресурса, ту, что можно было унести с собой в (чанышевское) "небытие". Хотя и материальную часть ресурса он подробно описал многочисленными сиддхами 3-й главы.
Ресурс дифференцируется в многочисленные аклишта-техники, развивающие человека в желаемых им направлениях. Множество текстов трактует эти техники, делая второй шаг вместо первого (фундамента ЧВН).
Но по-настоящему вкусными они (тайцзы, БИ, визуализации, занятия наукой) становятся (ИМХО) лишь с освоением абхъясы ЧВН, наработки (абстрактного) фундамента покоя и установления ряда коммуникаций, первой из которых является дружба сознания и тела.
Поэтому приходят к нам в школу спортсмены, бойцы, альпинисты, чтобы (задним числом) восстановить в себе основу основ.
Последний раз редактировалось А.Смит 8 дек 2009, 12:32, всего редактировалось 3 раза.
La gente esta muy loca
Вернемся к Атману. Он вновь встречается во Второй главе Сутр. Чтобы к нему придти, придется прокрутить целый "шлоко-блок" (еще раз восхитившись педагогическим мастерством скупого на слова Патанджали):
2-17 драштри/дришьяйохо / самьйого / хейя/хетуху
зрящего / зримого / соединения / [следует] избегать/[как] причины [страдания]
Это фактически повторение основной шлоки 1-2 про ЧВН, уместно лишь отметить, что впрямую тут ничего не сделаешь, просто в процессе абхьясы (технологичной, то есть ненасильственной, регулярной практики) фракции Наблюдателя и зримого разделяются на время практики. Без этого практика превращается в страдание.
Можно сказать, что когда ЧВН (шлока 1-2) переходит в состояние с Наблюдателем (шлока 1-3), страдание (клишта) исчезает и может не вернуться, если закрепляется состояние аклишта. То есть система имеет возможность реинтегрироваться на ином уровне (интуитивного) механизма познания мира и себя, уйдя от метода тыка и клещей (клишта).
2-18 пракаша/крия/стхити/шилам / бхут/ендрий/атмакам / бхог/апаварг/артхам / дришьям
[из] света/активности/инерции/качеств / стихии (элементы)/индрии (органы)/состоят / опыта/освобождения/ради / зримое [существует]
А вот тут любопытно! иными словами снова описывается созерцание (самапатти), как отцепление, отвязывание (освобождение) от гун (света, активности, инерции) и всего прочего мыслематериального материала. И собственно, чем больше нахлынуло в данный период жизни этого материала, тем шире должна быть «полоса средних значений» для сохранения рабочего состояния самапатти во время практики.
Чем шире материальная база, тем больше вовлеченность внимания в процессы этой базы. Хорошо это или плохо? Опасность в том, что можно застрять навеки в этих процессах. Да и опасность ли это? Застрявший об этом уже не знает, не ведает он ИНОГО. Но тот, кто вкусил состояния с Наблюдателем, имеет возможность регулярно освобождать внимание из хаоса материальных процессов. Натренированное, «мускулистое» внимание, за которое «двух небитых дают». Собранное до определенной концентрации чистое (простое) внимание порождает эффект Атмана (шлока 1-47).
2-19 вишеш/авишеша/линга/матр/алингани / гуна/парвани
специфическое/неспецифическое/признак/только/без признака / [таковы] гун/состояния
Это устройство мыслематериального – пракрити. Так, для справки, в одну шлоку (и другими словами) сведены шлоки 1-42 и 1-43 (савитарка-нирвитарка, что равно вишеша-авишеша, и савичара-нирвичара, что равно лингаматра-алингани).
2-20 драшта / дриши/матраха / шуддх/опи / пратьяй/анупашьяха
зрящий / зрения/способностью / чистой/хотя [обладает] / [сквозь] содержание ума / вынужден смотреть
Таково основное и драгоценное качество ума – порождение ассоциаций (своего содержания), как отражения всеобщей связи вещей. Находясь в мире, свет внимания постоянно проходит сквозь «кольца силы», кольца ассоциаций и раздербанивается имина кванты. От Атмана (источника, или основного массива внимания) внешний мир постоянно отщипывает кусочки. Поэтому когда налаживается обратный процесс возвращения внимания к Атману (самапатти), Атман вздрагивает от неожиданности и благодарности, и так его можно ощутить – через измененное состояние сознания, подарок Атмана. )))
2-21 тад/артха / эва / дришьясья/атма
этого/цель / лишь / видимого/сущность
И наконец! заключительный аккорд. Цель всего этого упражнения-самапатти – выявление сущности, атмы, Атмана. Чистого, простого внимания, воспринимаемого как свет, лучезарность (шлока 1-47: неотвлечение на ассоциации дает созерцание Атмана лучезарного). Натренированное практикой в сфере пракрити, внимание регулярно извлекается в Атмана, чтобы затем вновь интегрироваться с пракрити на новом уровне. А может быть, чтобы однажды вовсе покинуть этот мир неведомо куда. Таков смысл махасамадхи – собрать внимание внутрь настолько, что тело покидается навсегда.
Если в двух словах, то здесь Патанаджали сообщает следующее: выявление Наблюдателя неизбежно ведет к выявлению сущности всего видимого – феномена простого внимания (Атмана). Когда Атман выявлен, мир перестает быть для практика, хотя для остальных он продолжает существовать:
1-22 крит/артхам / прати / наштам / апь/янаштам / тад/анья/садхарана/тватэ
достигшие/цели / для [них] / прекращение / хотя/не прекращение / этого [воспринимаемого мира] / для других (средних) общего [им]
Такое упражнение «выключения» внешнего мира делается регулярно (самадхи) вплоть до окончательного исчезновения полностью собранного «взад» (или внутрь) внимания (Атмана) из этого мира (махасамадхи).
Пишут, что Свами Сатьянанда Сарасвати ушел в махасамадхи, то есть полностью закончил дела, сознательно собрав все внимание - в единого Атмана. И изношенное тело перестало быть, свет выключился.
2-17 драштри/дришьяйохо / самьйого / хейя/хетуху
зрящего / зримого / соединения / [следует] избегать/[как] причины [страдания]
Это фактически повторение основной шлоки 1-2 про ЧВН, уместно лишь отметить, что впрямую тут ничего не сделаешь, просто в процессе абхьясы (технологичной, то есть ненасильственной, регулярной практики) фракции Наблюдателя и зримого разделяются на время практики. Без этого практика превращается в страдание.
Можно сказать, что когда ЧВН (шлока 1-2) переходит в состояние с Наблюдателем (шлока 1-3), страдание (клишта) исчезает и может не вернуться, если закрепляется состояние аклишта. То есть система имеет возможность реинтегрироваться на ином уровне (интуитивного) механизма познания мира и себя, уйдя от метода тыка и клещей (клишта).
2-18 пракаша/крия/стхити/шилам / бхут/ендрий/атмакам / бхог/апаварг/артхам / дришьям
[из] света/активности/инерции/качеств / стихии (элементы)/индрии (органы)/состоят / опыта/освобождения/ради / зримое [существует]
А вот тут любопытно! иными словами снова описывается созерцание (самапатти), как отцепление, отвязывание (освобождение) от гун (света, активности, инерции) и всего прочего мыслематериального материала. И собственно, чем больше нахлынуло в данный период жизни этого материала, тем шире должна быть «полоса средних значений» для сохранения рабочего состояния самапатти во время практики.
Чем шире материальная база, тем больше вовлеченность внимания в процессы этой базы. Хорошо это или плохо? Опасность в том, что можно застрять навеки в этих процессах. Да и опасность ли это? Застрявший об этом уже не знает, не ведает он ИНОГО. Но тот, кто вкусил состояния с Наблюдателем, имеет возможность регулярно освобождать внимание из хаоса материальных процессов. Натренированное, «мускулистое» внимание, за которое «двух небитых дают». Собранное до определенной концентрации чистое (простое) внимание порождает эффект Атмана (шлока 1-47).
2-19 вишеш/авишеша/линга/матр/алингани / гуна/парвани
специфическое/неспецифическое/признак/только/без признака / [таковы] гун/состояния
Это устройство мыслематериального – пракрити. Так, для справки, в одну шлоку (и другими словами) сведены шлоки 1-42 и 1-43 (савитарка-нирвитарка, что равно вишеша-авишеша, и савичара-нирвичара, что равно лингаматра-алингани).
2-20 драшта / дриши/матраха / шуддх/опи / пратьяй/анупашьяха
зрящий / зрения/способностью / чистой/хотя [обладает] / [сквозь] содержание ума / вынужден смотреть
Таково основное и драгоценное качество ума – порождение ассоциаций (своего содержания), как отражения всеобщей связи вещей. Находясь в мире, свет внимания постоянно проходит сквозь «кольца силы», кольца ассоциаций и раздербанивается имина кванты. От Атмана (источника, или основного массива внимания) внешний мир постоянно отщипывает кусочки. Поэтому когда налаживается обратный процесс возвращения внимания к Атману (самапатти), Атман вздрагивает от неожиданности и благодарности, и так его можно ощутить – через измененное состояние сознания, подарок Атмана. )))
2-21 тад/артха / эва / дришьясья/атма
этого/цель / лишь / видимого/сущность
И наконец! заключительный аккорд. Цель всего этого упражнения-самапатти – выявление сущности, атмы, Атмана. Чистого, простого внимания, воспринимаемого как свет, лучезарность (шлока 1-47: неотвлечение на ассоциации дает созерцание Атмана лучезарного). Натренированное практикой в сфере пракрити, внимание регулярно извлекается в Атмана, чтобы затем вновь интегрироваться с пракрити на новом уровне. А может быть, чтобы однажды вовсе покинуть этот мир неведомо куда. Таков смысл махасамадхи – собрать внимание внутрь настолько, что тело покидается навсегда.
Если в двух словах, то здесь Патанаджали сообщает следующее: выявление Наблюдателя неизбежно ведет к выявлению сущности всего видимого – феномена простого внимания (Атмана). Когда Атман выявлен, мир перестает быть для практика, хотя для остальных он продолжает существовать:
1-22 крит/артхам / прати / наштам / апь/янаштам / тад/анья/садхарана/тватэ
достигшие/цели / для [них] / прекращение / хотя/не прекращение / этого [воспринимаемого мира] / для других (средних) общего [им]
Такое упражнение «выключения» внешнего мира делается регулярно (самадхи) вплоть до окончательного исчезновения полностью собранного «взад» (или внутрь) внимания (Атмана) из этого мира (махасамадхи).
Пишут, что Свами Сатьянанда Сарасвати ушел в махасамадхи, то есть полностью закончил дела, сознательно собрав все внимание - в единого Атмана. И изношенное тело перестало быть, свет выключился.
Последний раз редактировалось А.Смит 14 дек 2009, 13:36, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
загадочное различающее осознание
Одна из граней ресурса - различающее осознание (вивека кхьятех).
Оно упоминается в шлоке 1-26:
вивека кхьятир авиплава ханопайя
различающее осознание непрерывное - прекращения метод
Прекращения чего? ясное дело, страдания, режима "клишта". А вот почему непрерывное? разве само по себе различающее осознание, возведенное в культ эзотериками, не является непрерывным?
Не является. Потому что различающее осознание суть простое внимание, которое прерывается, квантуется, отщипывается от Атмана (источника внимания, массива простого внимания) воздействиями внешнего мира, а также (с накоплением "житейской мудрости") привычными ассоциациями ума - кольцами силы.
Итак, ничего необычного в различающем осознании нет.
Необычным является "авиплава" (плавность) неотрывность этого осознания от Атмана.
В практике эта непрерывность обеспечивается автоматически (в режиме преобладания саттвы, ясности, когда выспался-отлежался), в обычной жизни без специальных техник - рвется напрочь. (Встань, оденься - никуда не деться! - на мосту постой. Вода в Тоболе так мутна, что если заглядеться, очи затуманятся от боли.)
Специальная техника представляет собой довольно увлекательную игру, но к нашему форуму практики йоги (для здоровья) она впрямую не относится. Ее скорее можно отнести к теме його-жизни в духе Бхагавад Гиты.
Кстати, тема Атмана в Бхагавад Гите прямо-таки звучит набатом, иногда почти дословно повторяя Патанджали.
Оно упоминается в шлоке 1-26:
вивека кхьятир авиплава ханопайя
различающее осознание непрерывное - прекращения метод
Прекращения чего? ясное дело, страдания, режима "клишта". А вот почему непрерывное? разве само по себе различающее осознание, возведенное в культ эзотериками, не является непрерывным?
Не является. Потому что различающее осознание суть простое внимание, которое прерывается, квантуется, отщипывается от Атмана (источника внимания, массива простого внимания) воздействиями внешнего мира, а также (с накоплением "житейской мудрости") привычными ассоциациями ума - кольцами силы.
Итак, ничего необычного в различающем осознании нет.
Необычным является "авиплава" (плавность) неотрывность этого осознания от Атмана.
В практике эта непрерывность обеспечивается автоматически (в режиме преобладания саттвы, ясности, когда выспался-отлежался), в обычной жизни без специальных техник - рвется напрочь. (Встань, оденься - никуда не деться! - на мосту постой. Вода в Тоболе так мутна, что если заглядеться, очи затуманятся от боли.)
Специальная техника представляет собой довольно увлекательную игру, но к нашему форуму практики йоги (для здоровья) она впрямую не относится. Ее скорее можно отнести к теме його-жизни в духе Бхагавад Гиты.
Кстати, тема Атмана в Бхагавад Гите прямо-таки звучит набатом, иногда почти дословно повторяя Патанджали.
La gente esta muy loca
8) Не знал. Правда, я не знал и что такое шастра, двоешник. :D
Так вот эта Бхагавад-шастра стала прочитываться влет после проработки темы Атмана, полный восторг, все по делу.
Только надо чуть сместить (градусов на 180) привычный абсурдный и бесполезный акцент типа "Я, Крышна, создаю вселенную" в сторону практического солипсизма типа: "Я-Атман, как чистое внимание, создаю объект его ассоциативным описанием (призмой ума), а твое дело, прахтик, вовремя извлекать это внимание и возвращать его Мне. И тогда будет тебе счастье."
Пишут, что Свами Сатьянанда Сарасвати ушел в махасамадхи, то есть полностью закончил дела, сознательно (и больше критического времени) собрав все внимание - в единого Атмана. И изношенное тело перестало быть, свет выключился.
Так вот эта Бхагавад-шастра стала прочитываться влет после проработки темы Атмана, полный восторг, все по делу.
Только надо чуть сместить (градусов на 180) привычный абсурдный и бесполезный акцент типа "Я, Крышна, создаю вселенную" в сторону практического солипсизма типа: "Я-Атман, как чистое внимание, создаю объект его ассоциативным описанием (призмой ума), а твое дело, прахтик, вовремя извлекать это внимание и возвращать его Мне. И тогда будет тебе счастье."
Пишут, что Свами Сатьянанда Сарасвати ушел в махасамадхи, то есть полностью закончил дела, сознательно (и больше критического времени) собрав все внимание - в единого Атмана. И изношенное тело перестало быть, свет выключился.
Культура...исчезло всё... лишь солнца голова,
склонясь к рулю, нажала на педали
Последний раз редактировалось А.Смит 16 дек 2009, 10:01, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Наши об этом говорят попроще, но тоже убедительно:
Вот и подходит пора расставанья с телом,
а заодно со средой обитанья плоти.
Как незаметно порой привыкаешь к стенам -
словно лягушка, стареешь в своем болоте.
Все ничего. Только сердце о чем-то ноет -
страшно, наверно, привычки свои оставить.
В общем, любить никого на земле не стоит.
А разлюбить - невозможно себе представить.
Юрий Батяйкин
Вот и подходит пора расставанья с телом,
а заодно со средой обитанья плоти.
Как незаметно порой привыкаешь к стенам -
словно лягушка, стареешь в своем болоте.
Все ничего. Только сердце о чем-то ноет -
страшно, наверно, привычки свои оставить.
В общем, любить никого на земле не стоит.
А разлюбить - невозможно себе представить.
Юрий Батяйкин
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Re: загадочное различающее осознание
Хорошо излагаешь. Красиво. Зачот.А.Смит писал(а):Потому что различающее осознание суть простое внимание, которое прерывается, квантуется, отщипывается от Атмана (источника внимания, массива простого внимания) воздействиями внешнего мира, а также (с накоплением "житейской мудрости") привычными ассоциациями ума - кольцами силы.
Итак, ничего необычного в различающем осознании нет.
Необычным является "авиплава" (плавность) неотрывность этого осознания от Атмана.
Вот тут у меня немного офтопа... Является ли оттенок грусти, присутствующий в такой игре неизбежным? С одной стороны сожаление о том, что ты не можешь увлечься этим потоком "по-настоящему" есть свидетельство твоего несовершенства. А с другой стороны совершенство и вовсе не даёт тебе в потоке участвовать. Игра теряет увлекательность... Вот такой "Видал-Сассун в одном флаконе"... Для меня пока непонятный.Специальная техника представляет собой довольно увлекательную игру, но к нашему форуму практики йоги (для здоровья) она впрямую не относится. Ее скорее можно отнести к теме його-жизни в духе Бхагавад Гиты.
Спасибо за отклики, коллеги. :oops:
В режиме "аклишта" нет ничего грустного, потому что "интуиция к тому же [объемлет] всё" (3-34 пратИбха ва сарвАм).
А для игры по возвращению к Атману нужно рассмотреть и прочувствовать разницу между Я-Атман и Я-Эго.
Я-Эго прописано в 2-3, 2-5, в общем, в системе клеш. Его навигация в потоке восприятий происходит строго в процессе выбора: это нравится (клеша "рага") или не нравится (клеша "двеша") плюс ограничители в виде страха (клеша "абхинивеша"). Это дико тормозит и создает биения в призме ума, порождает бесконечные конфиктующие ассоциации, отражения от стенок призмы.
Я-Атман подобно солнцу или источнику света, просто светящему на все. Вспомним небольшую полемику по поводу того, что йогин на всё смотрит добродушно (шлока 1-33) - с дружелюбием (майтри), состраданием (каруна) и радостью (мудита). Чисто технически это можно прочувствовать в повседневности так: когда внимание падает на что угодно: книгу, клавиатуру, тиканье часов, приятное воспоминание, окурок на тротуаре - продолжайте сами - вы добавляете к этому мимолетному восприятию слово Я: я- книга, я - клава, я - тиканье часов и т.д. 3-34: ПратИбха ва сарваАм. Я -страх, я - гнев, я - раздражение, я - ананта самапатти (уход в бесконечность), я - мысль об атмане, я - претензии к начальству, я - атман, я - эго, что угодно.
Поскольку это действительно вы создаете, освещаете эти явления, даете им жизнь в пространстве вашего ума без всякого выбора. Выбор Эго вторичен, схвачен клешами, это уже биения, отражения от граней призмы ума, ассоциации и навороты.
Игра внутри себя словом Я плюс любое восприятие и ассоциация довольно быстро делает произнесения слов ненужными, начинает ощущаться в чистом (вне клеш) виде вивека кхьятех - различающее осознание, к тому же более-менее "авиплава" (плавное, непрерывное).
Предупреждая опасения по поводу впадения в солипсизм, скажу, что то же благословенное начальство (или родня) так приведет в себя заигравшегося, что возникшие восприятия, реакции и ощущения дадут богатую почву для последующего освещения их Атманом.
Всё это - для меня - логические цепочки и выводы, прослеживающиеся в Сутрах "беспредельщика" (ананта) Патанджали, объемлющего всё.
Прочтем под этим углом Бхагавад Гиту (в великолепном подстрочнике акад. Б.Л.Смирнова), глава 7:
Вот как упражняется в вышеописанном ключе Шри Кришна:
Атман - не избирателен вообще.
В режиме "аклишта" нет ничего грустного, потому что "интуиция к тому же [объемлет] всё" (3-34 пратИбха ва сарвАм).
А для игры по возвращению к Атману нужно рассмотреть и прочувствовать разницу между Я-Атман и Я-Эго.
Я-Эго прописано в 2-3, 2-5, в общем, в системе клеш. Его навигация в потоке восприятий происходит строго в процессе выбора: это нравится (клеша "рага") или не нравится (клеша "двеша") плюс ограничители в виде страха (клеша "абхинивеша"). Это дико тормозит и создает биения в призме ума, порождает бесконечные конфиктующие ассоциации, отражения от стенок призмы.
Я-Атман подобно солнцу или источнику света, просто светящему на все. Вспомним небольшую полемику по поводу того, что йогин на всё смотрит добродушно (шлока 1-33) - с дружелюбием (майтри), состраданием (каруна) и радостью (мудита). Чисто технически это можно прочувствовать в повседневности так: когда внимание падает на что угодно: книгу, клавиатуру, тиканье часов, приятное воспоминание, окурок на тротуаре - продолжайте сами - вы добавляете к этому мимолетному восприятию слово Я: я- книга, я - клава, я - тиканье часов и т.д. 3-34: ПратИбха ва сарваАм. Я -страх, я - гнев, я - раздражение, я - ананта самапатти (уход в бесконечность), я - мысль об атмане, я - претензии к начальству, я - атман, я - эго, что угодно.
Поскольку это действительно вы создаете, освещаете эти явления, даете им жизнь в пространстве вашего ума без всякого выбора. Выбор Эго вторичен, схвачен клешами, это уже биения, отражения от граней призмы ума, ассоциации и навороты.
Игра внутри себя словом Я плюс любое восприятие и ассоциация довольно быстро делает произнесения слов ненужными, начинает ощущаться в чистом (вне клеш) виде вивека кхьятех - различающее осознание, к тому же более-менее "авиплава" (плавное, непрерывное).
Предупреждая опасения по поводу впадения в солипсизм, скажу, что то же благословенное начальство (или родня) так приведет в себя заигравшегося, что возникшие восприятия, реакции и ощущения дадут богатую почву для последующего освещения их Атманом.
Всё это - для меня - логические цепочки и выводы, прослеживающиеся в Сутрах "беспредельщика" (ананта) Патанджали, объемлющего всё.
Прочтем под этим углом Бхагавад Гиту (в великолепном подстрочнике акад. Б.Л.Смирнова), глава 7:
Вот как упражняется в вышеописанном ключе Шри Кришна:
Отмечу, что Кришна в данном отрывке избирателен, самое вкусненькое и красивенькое перечисляет. Ну может состояние у него всегда такое, почему бы нет.7. Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня всё это нанизано, как жемчужины на нить.
8. Я вкус в воде, о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях (314);
9. Чистый запах в земле; я блеск в огне, жизнь во всех существах; я подвиг подвижников.
10. Знай меня, Партха, как вечное семя всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных;
11. Я сила сильных, свободных от вожделений и страсти; я в существах желание, не противоречащее закону, о бык среди Бхарат.
12. Состояния саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне.
13. Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введённый в заблуждение, не познаёт меня, пребывающего над ними, непреходящего.
Атман - не избирателен вообще.
Последний раз редактировалось А.Смит 15 дек 2009, 08:20, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Не доверяю я таким подходам. Одно дело когда это спонтанное восприятие. Я в общем-то и удерживать его как-то стремаюсь. И совсем другое, когда это такое "упражнение"... Вспоминается пошлый анекдот про лягушку и аутотренинг. Велика вероятность пролететь.А.Смит писал(а):Я-Атман подобно солнцу или источнику света, просто светящему на все...
Ладно, покурю бхагаватгиту ещё разок
Очень, очень великаМатсья писал(а):Велика вероятность пролететь.
В общем-то лучше подождать Атмана, вдруг сам подъедет. Впрочем, как это нас учили в эзотерике? "антахкарана (связь атмана и "низшего") строится с двух концов"... но тут дури и дорисовок обычно возникает немерянно.
Для полноты картины изложил, на обязательности техники никак не настаиваю. 8)
Если уж предельно внятная технология ВСБ дается без группы с трудом, то такая техника разотождествления (при слабой крыше) вполне серьезно чревата дурдомом.
Последний раз редактировалось А.Смит 15 дек 2009, 12:27, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
Общепринято, что в момент смерти (или мега-опасности) "вся жизнь проходит перед его взором". Зачем?
С точки зрения вышеизложенного, можно сказать, что внимание задействованное и торчащее во множестве ситуаций прошлого, принудительно изымается "взад", собирается в Атмана.
Поэтому прошедшие клиническую смерть (cleaning - очищение) выглядят как говорят совсем иначе, чем "до того". И не в силу каких-то загробных впечатлений, а в силу этого самого клининга - возврата всего раздробленного внимания в Атмана. После чего жизнь фактически начинается сначала, вот только тело как правило уже не то.
Надо полагать, что к моменту махасамадхи качественный практик уже имеет собранным в Атмана почти все свое внимание, без принуждения и вот такого "обратного взрыва впечатлений". Отсюда его крайняя чуткость, что вот - уже пора уходить.
В Сутрах это отражено в шлоке 3-23
сопакраман / нирупакраман / ча / карма / тат/саньямад / апаранта/ньянам / ариштебхйо / ва
быстро созревающая / медленно созревающая / ли / карма / над ними/самьяма / смерти/знание / предзнаменований / ли [знание дает]
Ведь что такое самьяма над кармой (потоком действий, впечатлений, воспоминаний)? -- не иначе как извлечение своего Я, своего внимание из них, потому что суть всей этой круговерти - твое, оживляющее этот калейдоскоп, внимание. "Пинцет самьямы", хех.
С точки зрения вышеизложенного, можно сказать, что внимание задействованное и торчащее во множестве ситуаций прошлого, принудительно изымается "взад", собирается в Атмана.
Поэтому прошедшие клиническую смерть (cleaning - очищение) выглядят как говорят совсем иначе, чем "до того". И не в силу каких-то загробных впечатлений, а в силу этого самого клининга - возврата всего раздробленного внимания в Атмана. После чего жизнь фактически начинается сначала, вот только тело как правило уже не то.
Надо полагать, что к моменту махасамадхи качественный практик уже имеет собранным в Атмана почти все свое внимание, без принуждения и вот такого "обратного взрыва впечатлений". Отсюда его крайняя чуткость, что вот - уже пора уходить.
В Сутрах это отражено в шлоке 3-23
сопакраман / нирупакраман / ча / карма / тат/саньямад / апаранта/ньянам / ариштебхйо / ва
быстро созревающая / медленно созревающая / ли / карма / над ними/самьяма / смерти/знание / предзнаменований / ли [знание дает]
Ведь что такое самьяма над кармой (потоком действий, впечатлений, воспоминаний)? -- не иначе как извлечение своего Я, своего внимание из них, потому что суть всей этой круговерти - твое, оживляющее этот калейдоскоп, внимание. "Пинцет самьямы", хех.
La gente esta muy loca