Сутры Патанджали. Краткое изложение.
-
- Сообщения: 40
- Зарегистрирован: 7 фев 2019, 08:35
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Как я поняла, в Сутрах 90-99% это что-то вроде сказок, фантастики, приукрашивания, мистики, религизно-философских размышлений... не имеющих отношения к реальности. А по делу там, скорее всего, только шлоки 2, 46, 47, 49.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Для тех, кто практикует достаточно долго, процент сказочного в тексте Сутр сильно уменьшается...
Чем больше практики - тем полнее смысл упомянутого текста.
Без личного опыта люди воспринимают Сутры точно так, как Вы, Оксана.
И с этим ничего не поделать.
Чем больше практики - тем полнее смысл упомянутого текста.
Без личного опыта люди воспринимают Сутры точно так, как Вы, Оксана.
И с этим ничего не поделать.
-
- Сообщения: 40
- Зарегистрирован: 7 фев 2019, 08:35
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Виктор Сергеевич, а есть ли какие-то комментарии к Сутрам, понятные для средних умов? :)
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Все нужные для вас,на начальном этапе практики, шлоки прокомментированы Виктором Сергеевичем в ЙИК.
P.S.Перевела вас на предмодерацию.
P.S.Перевела вас на предмодерацию.
А.В.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Для средних умов?
Приведу анекдот времен социализма.
После весенней сессии приезжает студент в деревню к дедушке с бабушкой,
отдохнуть, расслабиться, понырять в речке.
Идет-как то с пляжа вечером мимо деревенского клуба, глядь - афиша:
- Лектор московского общества "Знание" проводит в 19.00 сегодня беседу на тему
"Жизнь и смерть профессора Доуэля"
Студент слегка ошалел от заявленной тематики, и одолело его любопытство.
Вечер, зал, набитый контингентом от семидесяти и выше.
Лектор выставляет последовательно на стол три стеклянных сосуда,
приговаривая: - Вот, товарищи, голова профессора Доуэля тринадцати лет,
вот когда ему было двадцать, вот - когда тридцать один...
Студент взвился: - Товарищ лектор, есть вопрос, можно?
- Да!
С сколько голов было у профессора Доуэля?
- А вы кто?
Да студент я, из Москвы...
- Ну и идите тогда отсюда, это лекция для колхозников!
Как-то так...![ехидство [ff]](./images/smilies/bj.gif)
Приведу анекдот времен социализма.
После весенней сессии приезжает студент в деревню к дедушке с бабушкой,
отдохнуть, расслабиться, понырять в речке.
Идет-как то с пляжа вечером мимо деревенского клуба, глядь - афиша:
- Лектор московского общества "Знание" проводит в 19.00 сегодня беседу на тему
"Жизнь и смерть профессора Доуэля"
Студент слегка ошалел от заявленной тематики, и одолело его любопытство.
Вечер, зал, набитый контингентом от семидесяти и выше.
Лектор выставляет последовательно на стол три стеклянных сосуда,
приговаривая: - Вот, товарищи, голова профессора Доуэля тринадцати лет,
вот когда ему было двадцать, вот - когда тридцать один...
Студент взвился: - Товарищ лектор, есть вопрос, можно?
- Да!
С сколько голов было у профессора Доуэля?
- А вы кто?
Да студент я, из Москвы...
- Ну и идите тогда отсюда, это лекция для колхозников!
Как-то так...
![ехидство [ff]](./images/smilies/bj.gif)
- Рейтинг: 6.25%
- shov68
- Сообщения: 498
- Зарегистрирован: 24 окт 2011, 12:06
- Откуда: Тула
- Благодарил (а): 254 раза
- Поблагодарили: 95 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
В точку!Виктор писал(а):- Ну и идите тогда отсюда, это лекция для колхозников!
![смеется [cb]](./images/smilies/new40.gif)
Всё в порядке! Спасибо Зарядке!
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Уважаемые опытные практики, подскажите, пожалуйста, как лучше перевести в 1.12 абхйааса вайрагйабхйам тан ниродхо слово "тан"? Или "тат"?
Non scholae, sed vitae discimus
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Абхйаса вайрагйабхйан ТАН ниродхах Их подавление(достигается) настойчивым упражнением и отсутствием привязанности.Curma писал(а): как лучше перевести в 1.12 абхйааса вайрагйабхйам тан ниродхо слово "тан"? Или "тат"?
("Йога-сутры Патанджали" И.К. Таймни)
А.В.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Указательное местоимение тат в этом контексте приобретает форму тан. Словарное значение - тот. Дословный перевод всей фразы:
Практикой и бесстрастием (достигается - все глаголы в сутрах опущены) сдерживание этого (пяти вритти, описанных до этого).
Практикой и бесстрастием (достигается - все глаголы в сутрах опущены) сдерживание этого (пяти вритти, описанных до этого).
- Рейтинг: 12.5%
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 110 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Достаточно долго провозившись с переводом сутры 1.12, принял решение местоимение заменить на развернутую формулировку (формы ментальной активности) - для более точного восприятия текста, поскольку ключевые сутры (1.2 - "йога есть обуздание ментальной активности" и 1.5 - "существуют пять форм ментальной активности...") и 1.12 разделены еще шестью с описанием каждой формы. Признаю, что это вольность, но, на мой взгляд, она обоснована. К тому же после сутры 1.12 идет расшифровка терминов "абхьяса" и "вайрагья". Так что логически (в плане точности восприятия) все встает на свои места.
1.12 Обуздание вышеназванных форм ментальной активности достигается непрерывной практикой (абхьяса) и беспристрастностью (вайрагья).
1.13 Из двух вышеназванных абхьяса - это целеустремленное старание,
1.14 когда успех в практике достигается посвящением ей длительного периода времени, непрерывностью занятий и благоговейным к ним отношением.
1.15 Вайрагья - это состояние осознанной непривязанности к объектам визуального и вер-бального восприятия.
1.12 Обуздание вышеназванных форм ментальной активности достигается непрерывной практикой (абхьяса) и беспристрастностью (вайрагья).
1.13 Из двух вышеназванных абхьяса - это целеустремленное старание,
1.14 когда успех в практике достигается посвящением ей длительного периода времени, непрерывностью занятий и благоговейным к ним отношением.
1.15 Вайрагья - это состояние осознанной непривязанности к объектам визуального и вер-бального восприятия.
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Спасибо, понятно.
Я для себя переводила "тан" как "многократное повторение одного и того же", как один из синонимов.
Получалось: Прекращение многократного повторения (одного и того же) (достигается) регулярной практикой отрешенностей.
Но заметила - такой перевод не воспринимается...
Теперь кое-что прояснилось (для меня)
Я для себя переводила "тан" как "многократное повторение одного и того же", как один из синонимов.
Получалось: Прекращение многократного повторения (одного и того же) (достигается) регулярной практикой отрешенностей.
Но заметила - такой перевод не воспринимается...
Теперь кое-что прояснилось (для меня)
Non scholae, sed vitae discimus
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 110 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Уважаемая Curma!
Если Вам интересно, можете взглянуть на мою версию перевода, а также комментарий к нему, выложенные в нашей библиотеке (под вывеской "Владимир Гончар"). Сотворил это, скорее, как домашку, чтобы обстоятельно разобраться в теме, а ВСБ предложил выложить. Как говориться, не стреляйте в пианиста...![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Если Вам интересно, можете взглянуть на мою версию перевода, а также комментарий к нему, выложенные в нашей библиотеке (под вывеской "Владимир Гончар"). Сотворил это, скорее, как домашку, чтобы обстоятельно разобраться в теме, а ВСБ предложил выложить. Как говориться, не стреляйте в пианиста...
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Спасибо за ссылку.
Кстати, попался тут отрывок из воспоминаний У.Черчилля. Вскоре после Тегеранской конференции, проходившей в 1943 году, где он впервые встречался со Сталиным и Рузвельтом в тройственном формате, он заметил в узком кругу: "Я сидел с большим русским медведем по одну сторону от меня и с огромным американским бизоном по другую, между двумя этими гигантами притулился маленький английский ослик..."))))
А библиотека сайта очень достойная, тут материала и на кандидатскую и на докторскую хватит...
Кстати, попался тут отрывок из воспоминаний У.Черчилля. Вскоре после Тегеранской конференции, проходившей в 1943 году, где он впервые встречался со Сталиным и Рузвельтом в тройственном формате, он заметил в узком кругу: "Я сидел с большим русским медведем по одну сторону от меня и с огромным американским бизоном по другую, между двумя этими гигантами притулился маленький английский ослик..."))))
А библиотека сайта очень достойная, тут материала и на кандидатскую и на докторскую хватит...
Non scholae, sed vitae discimus
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Слова подавление и сдерживание на мой взгляд могут ввести в заблуждение, даже если это и верный перевод. У меня длительное время в практике было именно подавление и я далеко не сразу заметил, что ЧВН достигается путем усилия, сдерживания мыслей от проявления. Необходимо было наоборот отпустить мысли, дать им проявиться но не учавствовать в их развертывании. Это неучастие можно конечно назвать сдерживанием, главно понимать о чем идет речь.
- Рейтинг: 6.25%
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Сутры очень трудно перевести, не вводя никого в заблуждение. Я выбрал "сдерживание", так как увидел в нём почти дословный эквивалент, при этом не имеющий значительного оттенка насилия.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Сутры трудно перевести так, чтобы не нашелся человек, считающий себя ещё более умным,
чем тот, кто сделал уже имеющийся перевод.
ВСЕ переводы для тех, кто сам не практикует йогу, будут более или менее убедительными - с разной степенью непонимания, но равно удаленные от сути. Как говорили отцы церкви - не имеет права говорить о Боге тот, кто сам не встречался с ним!
А вот для тех, кто практикует, постепенно открывается истинный смысл, который находится ЗА словами.
ИМХО![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
чем тот, кто сделал уже имеющийся перевод.
ВСЕ переводы для тех, кто сам не практикует йогу, будут более или менее убедительными - с разной степенью непонимания, но равно удаленные от сути. Как говорили отцы церкви - не имеет права говорить о Боге тот, кто сам не встречался с ним!
А вот для тех, кто практикует, постепенно открывается истинный смысл, который находится ЗА словами.
ИМХО
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
- Рейтинг: 6.25%
- Гузель Х.
- Сообщения: 628
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 141 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Пришла мысль. По сути, что в данный период переживает, ощущает человек, то оно и приобретает смысл. В практике ведь поэтапно проходишь все эти оттенки, начиная от подавления, сдерживания, перетекания до происходящего без твоего участия. Что примечательно, в зависимости от состояния в данный период, эти оттенки опять начинают повторяться. Верно, только практикуя, можно уловить эти различия, которые то появляются, то затухают, то чередуются, то имеют для тебя значение, то не имеют....
Жить и действовать по слову.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Дело не в мысли, а в способе ее выражения.
И лучше когда он прост и общедоступен.
Чтобы не приходилось ломать голову пытаясь понять: - Что же на самом деле сказал этот человек?
И зачем?
И лучше когда он прост и общедоступен.
Чтобы не приходилось ломать голову пытаясь понять: - Что же на самом деле сказал этот человек?
И зачем?
- Рейтинг: 6.25%
- Гузель Х.
- Сообщения: 628
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 141 раз
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Верно. А для прояснения, уточнения, конкретизации задаются вопросы.
Жить и действовать по слову.
Re: Сутры Патанджали. Краткое изложение.
![смеется [cb]](./images/smilies/new40.gif)
![смеется [cb]](./images/smilies/new40.gif)
Non scholae, sed vitae discimus