1.2 yogash chitta-vritti-nirodhah
Патанджали написал непростой текст, в принципе (после некоторого усилия) понятный практикам (судя по резонансу на форуме), но совершенно закрытый для чистых филологов и философов. Отсюда их вздохи, что этот текст весьма и весьма противоречив, а 4-я глава (ИМХО самая утонченная и блестящая) вообще лишняя и присобачена позднее.
Видимо, эти господа всерьез полагают, что Патанджали морочил людям голову, хитрил и прятал йогическую истину. Делать ему наверное было больше нечего. :D
Фило-анализ уместен и полезен после того, как понята суть и произведено сопоставление формул Сутр с практикой.
Однако чисто грамматический анализ Сутр - занятие бесперспективное и привело к дурной бесконечности комментариев и переводов. Ясное дело - раз первоисточник непонятен по сути, давайте изучать отдельные слова шлок, комментарии и комментарии на комментарии. И плодить переводы.
Аналогия: насколько полезен для понимания филологический (словесный) анализ научной статьи по астрофизике с формулами и интегралами?
Патанджали написал в высшей степени толковую лекцию по практике, и эта лекция отнюдь не популярная. Но и совсем не противоречивая, логика ее уже разбиралась: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 6201#86201.
Реплика навеяна отзывом господина Пламена Градинарова на мои труды: http://www.mudrost.org/samkhqya-yoga-i- ... 46095552e9 :twisted:
Видимо, эти господа всерьез полагают, что Патанджали морочил людям голову, хитрил и прятал йогическую истину. Делать ему наверное было больше нечего. :D
Фило-анализ уместен и полезен после того, как понята суть и произведено сопоставление формул Сутр с практикой.
Однако чисто грамматический анализ Сутр - занятие бесперспективное и привело к дурной бесконечности комментариев и переводов. Ясное дело - раз первоисточник непонятен по сути, давайте изучать отдельные слова шлок, комментарии и комментарии на комментарии. И плодить переводы.
Аналогия: насколько полезен для понимания филологический (словесный) анализ научной статьи по астрофизике с формулами и интегралами?
Патанджали написал в высшей степени толковую лекцию по практике, и эта лекция отнюдь не популярная. Но и совсем не противоречивая, логика ее уже разбиралась: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 6201#86201.
Реплика навеяна отзывом господина Пламена Градинарова на мои труды: http://www.mudrost.org/samkhqya-yoga-i- ... 46095552e9 :twisted:
Последний раз редактировалось А.Смит 11 авг 2009, 17:45, всего редактировалось 8 раз.
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Этот спор возникает с завидной регулярностью. Вот тут, например, было. http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 973f026901
Из анализа только текста восстановить реальность невозможно. Поскольку мысль изречённая есть ложь. Слишком много недосказанного в любом тексте. Заполнение недосказанного фрнтазиями приводит к ошибкам. Эта проблема хорошо знакома историкам и археологам. Начинают искать какое-то место по текстам... А когда находят выясняется, что тексты были переведены неверно. Если ошибок в переводе слишком много, ничего так и не могут найти.
Из анализа только текста восстановить реальность невозможно. Поскольку мысль изречённая есть ложь. Слишком много недосказанного в любом тексте. Заполнение недосказанного фрнтазиями приводит к ошибкам. Эта проблема хорошо знакома историкам и археологам. Начинают искать какое-то место по текстам... А когда находят выясняется, что тексты были переведены неверно. Если ошибок в переводе слишком много, ничего так и не могут найти.
А вот это базовое отношение современного человека к любому тексту. На уровне подсознания. Сталкиваемся в основном с рекламой. И любое сообщение расцениваем как рекламное.Видимо, эти господа всерьез полагают, что Патанджали морочил людям голову, хитрил и прятал йогическую истину. Делать ему наверное было больше нечего.
О да, ничто не ново под Луной. Тем не менее, сегодня продолжу свои метафизические презентации. 8)Матсья писал(а):Этот спор возникает с завидной регулярностью. Вот тут, например, было. http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 973f026901
Из анализа только текста восстановить реальность невозможно.
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
"Восприятие порождает чувственную реакцию, затем вмешивается мысль - "я хочу...", "я не хочу...", "я желаю..." - и так возникает желание. Оно не порождается желаемым объектом, и будет сохраняться при различных объектах до тех пор, пока вмешивается мысль. Поэтому освобождение от желания не может быть достигнуто посредством подавления или избегания чувственного опыта (то есть аскетизм). Единственный способ освободиться от желания - освободиться от мысли".
Кришнамурти.
Кришнамурти.
via negativa
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Теоретически вроде как понятно.Матсья писал(а):Как-то раньше в голову не приходило. А ведь сутры 1.3 и 1.4 следует читать вместе... Я к тому, что если 1.2, то жизнь чётко разделяется на два режима: 1.3 и 1.4. И обе части в таком случае есть йога... так как-то.
*задумчиво ковыряет в носу...
Но меня у меня остался вопрос - как 1.4. может быть йогой?
"Наука йоги, как она представлена Патанджали, рекомендует различные техники, предназначенные для людей, имеющих различный темперамент, чтобы они могли привести материю ума или читту в состояние ниродхи. В этом состоянии пуруша становится сознательным к своей собственной природе."
комментарии ССС к Сутрам Патанджали стр.56. - 1.4.
via negativa
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Сугубое ИМХО.
Если режим 1.4 исключить, практикующий будет продвигаться в сторону мира не-форм. Уж не знаю, как он будет это ощущаеть, но для окружающих будет выглядеть как снос крыши. 1.4 - своеобразный якорь. Он даёт возможность глубже уходить в 1.3 оставаясь при этом человеком.
Меня, например, тихое сумашествие как цель практики не привлекает. Даже если его назвать "освобождением". Я намерен по возможности дольше сохранять своё теперешнее воплощение. Поэтому не отказываюсь от деятельности в режиме 1.4, считаю его необходимым именно для практики.
Конечно могут быть и другие точки зрения на эту проблему.
Если режим 1.4 исключить, практикующий будет продвигаться в сторону мира не-форм. Уж не знаю, как он будет это ощущаеть, но для окружающих будет выглядеть как снос крыши. 1.4 - своеобразный якорь. Он даёт возможность глубже уходить в 1.3 оставаясь при этом человеком.
Меня, например, тихое сумашествие как цель практики не привлекает. Даже если его назвать "освобождением". Я намерен по возможности дольше сохранять своё теперешнее воплощение. Поэтому не отказываюсь от деятельности в режиме 1.4, считаю его необходимым именно для практики.
Конечно могут быть и другие точки зрения на эту проблему.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Многое в ответе удивило.
Например: "мира не-форм", "снос крыши", "тихое сумашествие", "эту проблему".
Впечатление, как будто сами себя убеждаете.
Человек, нормально занятый в социуме, с нагрузкой отвечающей его потребностям самореализации, наверное так не озадачится. Сугубое ИМХО.
Противоречия и противопоставления йога-жизнь не вижу, не могу понять. Оно может появится, как раз при попытке одно заменить другим. И будет веселуха с "мира не-форм", "снос крыши", "тихое сумашествие", "эту проблему"...
Например: "мира не-форм", "снос крыши", "тихое сумашествие", "эту проблему".
Впечатление, как будто сами себя убеждаете.
Человек, нормально занятый в социуме, с нагрузкой отвечающей его потребностям самореализации, наверное так не озадачится. Сугубое ИМХО.
Противоречия и противопоставления йога-жизнь не вижу, не могу понять. Оно может появится, как раз при попытке одно заменить другим. И будет веселуха с "мира не-форм", "снос крыши", "тихое сумашествие", "эту проблему"...
via negativa
Для себя перевел бы это так: результат йоги - мощный ресурс покоя, ультрастабильность, достигаемая посредством практики ЧВН.Самадхи есть цель йоги. Это ее позитивный аспект. Негативный аспект реализуется как читта вритти ниродха.
Или: практикуя ЧВН день за днем (абхьяса), достигаешь все более устойчивого покоя (самадхи), что дает 1) приток Пракрити (Силы) 2) включение Пуруши (Наблюдателя) и соответственно вайрагьи (отстраненности), ну и там интуиции (аклишта).
Развивая дальше эту сутру (логическую цепочку), можно сказать, что ЧВН без асан возможен только в режиме уже вычищенных клеш (антаранга), а до того нужны несколько лет бахиранги (практики асан и может быть пранаямы с возникающей на время практики устойчивой пратьяхарой (отцепления от внешнего) той или иной глубины).
Регулярная антаранга возникнет только в случае превышения притока Пракрити над притоком Вредности от социума (считаем, что внутренняя вредность в виде предрассудков побеждена, что впрочем являет собой отдельную, совсем не йоговскую, а концептуальную работу).
Практиковать ЧВН без асан - все равно что ждать, пока заноза выйдет сама. 8) Возможен вариант Випассаны, но это судя по показаниям участников гораздо опаснее технологичной практики асан в духе ВСБ.
Пракрити можно трактовать как изначальный (врожденный) ресурс, имеющий по определению избыточность (свободную энергию).
Эта избыточность вследствие глупостей жития замораживается в напрягах, искажениях и травмах психосоматики.
В результате практики, то есть спонтанного оптимального перераспределения ресурса (мутная вода оставляется в покое), избыточность начинает проявляться вновь и - первое время - интенсивно идет на "ремонт оборудования". А уж потом, если бог даст, нас сиддхи, необычные проявления.
Пурушу можно трактовать как духовный уровень (если определять духовность как абсолютную неподвижность). Эта "простая штука" до того странная по своим сопутствующим эффектам (вроде интуиции и инсайтов), что индусы ее обожествили, и наверно правильно сделали.
Последний раз редактировалось А.Смит 24 окт 2009, 13:22, всего редактировалось 3 раза.
La gente esta muy loca
1.2 yogash chitta-vritti-nirodhah
А можно подробнее о работе с внутренней вредностью в виде предрассудков?
Лин, скажем так: за отрицательными эмоциональными проявлениями (вредность) стоят определенные убеждения, что должно быть по-иному, а не так как есть. Вот и выявляешь, что ты там себе думал всю жизнь.
Пример: влюбился человек, чувствительность и фибры обострились, буквально на все телодвижения объекта реагирует эмоционально, выдумывая подчас бог знает что. Это очень благоприятная ситуация разобраться в своих концепциях насчет отношений двоих.
Вообще говоря, каждый эмоциональный провал дает такую благоприятную возможность.
А если провалов нет, то нет и внутренней вредности. Либо дуб ты полный, Василий Иванович, что тоже бывает. 8)
Пример: влюбился человек, чувствительность и фибры обострились, буквально на все телодвижения объекта реагирует эмоционально, выдумывая подчас бог знает что. Это очень благоприятная ситуация разобраться в своих концепциях насчет отношений двоих.
Вообще говоря, каждый эмоциональный провал дает такую благоприятную возможность.
А если провалов нет, то нет и внутренней вредности. Либо дуб ты полный, Василий Иванович, что тоже бывает. 8)
La gente esta muy loca
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Михаил. Для полноты картины нужно учитывать, что от социума идет приток не только одной Вредности! 8OА.Смит писал(а):Регулярная антаранга возникнет только в случае превышения притока Пракрити над притоком Вредности от социума (считаем, что внутренняя вредность в виде предрассудков побеждена, что впрочем являет собой отдельную, совсем не йоговскую, а концептуальную работу).
Есть такое понятое, как самореализация именно в деятельности в социуме. То же, знаете, дает приток силы.
via negativa