Сутры Патанджали. Логическая структура.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Логическая структура.

Сообщение А.Смит »

Разобрав достаточное количество частных вопросов, мы можем бросить взгляд на Сутры в целом. Почему они написаны в такой последовательности? В чем была задумка автора?
Сутры, на мой взгляд, построены так, как строит лекцию, вернее серию из 4-х лекций, опытный преподаватель.

ПЕРВАЯ ГЛАВА. САМАДХИ-ПАДА. НАСУЩНОСТЬ ПОКОЯ.

Сначала суть дела (1-2 и 1-3). Устанавливается ось практики – ЧВН, сообщается главный признак успешности практики, то есть глубокого расслабления как физического, так и ментального – появление Наблюдателя, Зрящего, созерцательного аспекта системы психосоматики.

Затем (1-4 до 1-11) указывается то, что в первую очередь всплывает перед начинающим практику: 5 базовых вритти, 5 типов вихрей сознания. А именно: перебор восприятий и познаний (прамана), упорство в заблуждениях и предрассудках (випарьяя), фантазирование (викальпа), сонливость (нидра) и ворохи воспоминаний (смрити).

Сообщается (1-12), что для преодоления этих помех надо практиковать ЧВН регулярно (абхьяса) и отрешенно (вайрагья) (как получается, то есть в ментальном расслаблении, или отстранении от всех стремлений, задач и мыслимых достижений в йоге). Упор при этом (1-13) делается на регулярность, поскольку без нее и говорить собственно не о чем.

Далее указывается искомый результат практики. Как вы думаете, это самадхи (глубокий покой)? Нет, в первую очередь, это «прочное основание», дридха бхуми. (1-14) Иными словами, ресурс, (ультра)стабильность, материальная и психическая опора для дальнейших достижений. Этот результат притока пракрити (4-2) возникает как следствие регулярной практики временного ухода в покой от обычных забот. И делается это отстраненно, как получится, в ментальном расслаблении. Тогда понимание отстраненности (вайрагья) углубляется как нежелание достигать во время практики чего бы то ни было. (1-15) Здесь стоит сделать паузу для осмысления…

Венец всему самадхи (1-16) – тад парам пуруша кхьятир гуна вайтришньям. Наблюдатель выявляется во всей красе своей неподвижности по отношению к чему бы то ни было (любому движению материально-психического «гона»). Проявление аспекта созерцательности означает временное исчезновение главной контрактуры сознания – Я, эго, контролера. (Либо то, либо другое, а вместе им не бывать, потому что это два разных состояния одного и того же.) Контроль мыслей полностью прекращен и их поток без поддержки Я стихает.

Итак, очерчено достижение двух полюсов практики: Пракрити и Пуруши. Пракрити проявляется в прочном основании, а Пуруша регулярно является во время практики, размыкая вынужденный (окружающей жизнью) спазм Я. Этот момент просачивается в обычную жизнь в виде возмутительно неприличного и беспричинного счастья (1-17). Человек становится сампраджнята (сам себе мудрец) или сантоша (2-42) (без видимых причин довольный).

Сампраджнята – это гармоничное сочетание восприятия, размышления, радости и… эгоизма. (Последнее указывает, что так называемое сампраджнята (или савикальпа = с размышлением) самадхи не относится непосредственно ко времени практики.) Собственно на этом можно тормозиться, установив баланс между стесывающим здоровье и нервы воздействием внешнего мира и объемом компенсирующей практики. Для большинства этого вполне достаточно, и это хорошо и правильно. Но можно идти дальше, и Патанджали сообщает (1-18 ), что люди, «пересиживающие» в ЧВН, могут придти к асампраджнята (или нирвикальпа = без размышления) самадхи, когда эгоизм из вышеперечисленного списка аннулируется, что приводит к внешне неадекватному (неэгоистичному) поведению. Процесс размышления при этом вытесняется интуициями, что порождает так называемые парадоксальные высказывания. Можно назвать это состояние «безумной мудростью».

Некоторым людям состояние асампраджнята присуще врожденно (1-19). Их почитают в Индии как аватаров, которым в общем-то не к чему рождаться (ибо нечего познавать), и называют «в пракрити погруженными». Впрочем это погружение, как показывают биографии аватаров, не дает особого здоровья ввиду отсутствия регулярной телесной практики (все и так достигнуто, куда стремиться?)
Остальным гражданам для достижения проявлений асампраджнята следует уповать на веру, решимость, опыт, наработанный в самадхи (1-20 до 1-22).

Далее следует потрясающий дидактический ход, когда Патанджали (1-23 до 1-29) фактически говорит: а можно все сообщенное ранее выкинуть и отдаться на милость чего-то непостижимого. Этим самым он а) ставит слегка воспарившего (и «все понявшего») технаря на место б) освобождает практика от возможной запутанности в технических деталях.
Патанджали указывает на (возможное) существование уровней, в принципе недоступных пониманию человека. Это тема Ишвары, уже обсужденная ранее. Ишвара пранидхана – совершенно неслучайное явление в Сутрах, равно как и яма с ниямой (этика), по той простой причине, что самадхи достигается именно Ишвара пранидханой (смирением перед Ишварой – черным ящиком нашего устройства), а регулярность (тапас) и самоизучение (свадхьяя) лишь ступеньки к тому, чтобы в должный момент отбросить все подготовительные методы... В самом деле, как можно расслабиться волевым образом? Это просто случается после создания условий. Или не случается.

Иными словами, мы в принципе не можем узнать, как работает йога, почему происходит сепарация на Пракрити и Пурушу и как идет восстановление психосоматики. Идет и все тут. Точно так же как не понимаем, отчего растет трава и почему она такая. Все это тема Ишвары и агностицизма (принципиальных границ понимания).

Возможно, в дальнейшем можно вообще выделить в связи с Ишварой тему «Йога и агностицизм». Именно потому, что йога касается границ всяческих человеческих диапазонов, как физических, так и психических. А на границах как известно, стоит Неведомое уму-сознанию.

Совершенно разумно со стороны Патанджали коснуться темы о том, как быть, когда практика ЧВН не идет, или когда начальный энтузиазм падает (1-30 до 1-39). Перечислив ряд возможных причин (физических, эмоциональных и ментальных), он указывает несколько методов, как бы предлагая дополнить их собственными способами уходить от болячек, депрессий и рассеянности. Тема им обозначена, а дальше уж сами.

Для (вновь) готового к практике (контролирующего диапазоны (1-40) большого (времени выдержки) и малого (движения тела и внимания)) указывается ряд тонких наблюдений, полностью выстраивающих всю технику углубления в самадхи (качественный покой) (1-41 до 1-51).
Казалось бы все гладко и замечательно. Но во Второй главе все начинается «сначала».

ВТОРАЯ ГЛАВА. САДХАНА-ПАДА.
УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ПРАКТИКИ ЧВН.

Дело в том, что рано или поздно человек обнаруживает у себя непонятные «сбросы», связанные с практикой. Мы-то уже знаем, что это расслабление верхнего слоя психики (неразрывно связанной с привычными напряжениями тела) позволяет всплывать спрессованным впечатлениям прошлого. Приятного обычно мало. Тело болит, настроение ни к черту… Как с этим управляется Патанджали? А вот как.

Он сообщает (2-1), что некая «йога действия» (крия-йога) должна практиковаться упорно (тапас), без шаблонов (свадхьяя = «своя голова») и смиренно (Ишвара пранидхана). Вся первая глава твердит нам о практике бездействия, и вот пожалуйста – йога действия… Но если подумать, в этом нет ничего странного. Лично для меня это прямое указание на необходимость работы с телом и недостаточность «чистой медитации». Обустроив всю методику работы с головой (сознанием), Патанджали во Второй главе скрупулезно исследует подвалы подсознания (клеши и карму) и объясняет методы работы с телом и вниманием (умом). То есть технику создания условий для стабильного вхождения в состояние самадхи.

Подсознание по Патанджали предстает в виде пяти базовых клеш-клещей (2-3), которые обозначают рамки человеческого существования. Это авидья (неведение) (2-4 и 2-5), асмита (эгоизм, чувство Я) (2-6), рага (влечение) (2-7), двеша (отталкивание) (2-8 ) и абхинивеша (страх смерти) (2-9).
Шутки ради можно добавить, что люди идут в йогу по 5 причинам: из любопытства, из амбиций (стать круче), желая наслаждаться здоровьем всякого рода, не желая болеть, и наконец, страшась смерти.

Базовую контрактуру сознания – чувство Я – мы уже обсуждали. Остальные клеши «зашиты» в тело и психику, создавая механизм выживания (абхинивеша) и движения-познания (интерес, порождаемый авидьей плюс регуляторы притяжения-отвращения) в обычном мире.

Роль Я двояка: с одной стороны оно совершенно необходимо как центр принятия решений, правильных или неправильных, с другой стороны, оно же создает навороты на этих клешах, наросты на корнях (столпах) психофизического устройства. Эти навороты называются кармой («кормой», хранилищем, в котором аккумулируется и полезный опыт, и дурацкие предрассудки и страхи). Тема клеш и кармы (наворотов на клешах) подробно развивается в шлоках от 2-10 до 2-28.

Патанджали формулирует (2-2) еще одну цель йоги помимо достижения самадхи (или ЧВН): истончение клеш. Заметьте, не уничтожение клеш, ибо тогда человек перестает быть человеком, а истончение, возврат их к более функциональному, рабочему состоянию. Чтобы были (восстанавливались) нормальные, не извращенные интересы, здоровое влечение и здоровое отвращение, плюс четкий охранитель от опасностей…

Еще раз отмечу, что последние три свойства неразрывно связаны с телом, и стало быть с телом придется заниматься столь же внимательно, как и с сознанием. Посему предписывается целый спектр дисциплин (граней единой практики йоги), обеспечивающих нормальное достижение ЧВН: яма-нияма-асана-пранаяма-пратьяхара-дхарана-дхьяна плюс самадхи (2-29). Получается ашта-анга (восьмичастная, восьмигранная) йога. Эти грани присутствуют в качественной практике все сразу, но можно их акцентировать и шлифовать по отдельности. Собственно самадхи посвящена вся первая глава, поэтому формальным (да и фактическим) образом достаточный исходный уровень покоя – всему голова, в том числе шлифовке асан и пранаямы. Покой постепенно проникает от сознания до самого основания (асаны тела) и обстоятельств (яма-нияма).

Отметим совершенную необходимость для практики покоя в обстоятельствах: яма – это умение договориться с миром (чтобы позволил практиковать), а нияма – умение успокаивать на время практики в своем сознании эхо жизненных бурь…

Так называемые внешние анги (первые пять) обсуждаются вплоть до конца Второй главы (с 1-30 до 1-55).

ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ВИБХУТИ-ПАДА. О СИЛЕ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ.

Третья глава слегка (и в самом деле, что тут особого скажешь?) касается состояний внимания, характерных для качественной практики, причем три внутренних состояния, по отдельности входящих в восьмичастную йогу Патанджали, тут же объединяются им в некую самьяму (естественную спокойную внимательность), которая все же «ниже» самадхи первой главы, поскольку используется для прикладных целей.

Думаю, Патанджали не зря ассоциируют со змеем, потому что он кроме всего прочего искуситель и проверяльщик. Как любой хороший преподаватель. И вот начинается скатерть-самобранка Третьей главы. Тут тебе и чакры, и каналы, и левитация, и алмазная крепость тела. И шапка-невидимка. Попутно он замечает, что все это отвлекает от главной цели, но чрезвычайно полезно в обычной жизни. Ну что, бежим за сиддхами? Или разглядим за их фасадом Силу, пракрити, ресурс, прочное основание, ультрастабильность? В начале Четвертой главы Патанджали столь же невинно сообщает (4-1) о том, что сиддхи даются кроме практики и самадхи еще и некими травками (аушадхи). Решим эту задачку теперь? Или примем за чистую монету, вынужденно поставив знак равенства между практикой и наркотиком и тихо недоумевая при этом?

Всегда существовало колоссальное уклонение в магию, в область следствий, и Патанджали бесстрастно выкладывает в Сутрах обе возможности «левого» и «правого» пути перед читателем, устраняясь от прямых оценок. Вот только весь остальной контекст Сутр эту оценку недвусмысленно дает. Выкинь из Сутр все эти задачки – Сутры останутся самими собой. Выкинь из Сутр все, кроме «задачек» - и это будет заурядный текст.

Другое дело, когда сиддхи проявляются спонтанно, как следствие накопленного ресурса. Но специальная охота за ними посредством самьямы фактически запрещена технологией ЧВН еще в Первой главе шлокой 1-15 о вайрагье (отстраненности). Для тех же, кто поддался искушению, перечисленные сиддхи (должно быть, Патанджали их насмотрелся) действительно становятся объектом самьямы, ну а далее «вы получите то, что захочете; но захочете ли вы то, что получите?»

Сиддхи подобны протуберанцам солнечного материка и в общем-то расходуют ресурс Силы, как и всякое ее проявление.

Немало хороших слов сказано в Третьей главе об интуиции и чистоте ума-читты (саттвы) и под занавес дается критерий кайвальи (свободы как асимптотического предела), как предельного самадхи, когда покой читты сравнивается с покоем Наблюдателя. Зеркало ума и его содержаний, в которое смотрит Наблюдатель, перестает колебаться и Он видит, логически рассуждая, самого себя. Занавес… Частично мы этого уже касались, частично еще разберем в дальнейшем.

На мой взгляд, помимо прочего, Третья глава является интереснейшим свидетельством того, какие только чудаки с необычайными способностями не бродили по Индии в стародавние времена, соблазняя «классиков» померяться «кто круче».

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. КАЙВАЛЬЯ ПАДА. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Итак, глава последняя, Четвертая, «Кайвалья-пада». Вроде бы беглый обзор пройденного материала, как и положено (с 4-24 до 4-33), но с уточнением важных механизмов интуитивного познания (с 4-12 до 4-23, это уже обсуждалось нами). Несколько другими словами повторяется тема кайвальи (4-34), разбирается самадхи «дхарма-мегха» (4-29). Но еще более интересный момент, что Патанджали совершенно логично ставит вопрос об ответственности товарища йога. Кайвалья там или не кайвалья, а ответственность, ответ окружающих сред существует всегда. Сознание обычных людей, повинуясь толчкам из подвалов подсознания, творит самые различные сюжеты реальности, планируя их в самом себе (4-4). Эти планы где-то сбываются, где-то нет, одно слово: хаОс, броуновское движение, карма. Ну и где-то человек несет столь же хаотичную ответственность, разделяемую с другими активистами.

Йог же, владеющий оснащением из предыдущих глав, волей-неволей становится необычайно эффективным в своих намерениях (4-6). Ведь что такое «вне кармы» (анашайям=без ноши)? Это как скорая помощь с милицией впереди на Третьем кольце в час пик. И потому его карма (действие и ответственность за действие) совсем другого рода (4-7), чем тройственная ответственность не-йогов (пирожок за хорошее, пинок за плохое, уныние за бездействие).

Шлоки 4-5 и 4-9 сводят ответственность за содеянное в некую одну точку, и эта точка, на мой взгляд, для нас конкретных не что иное как тело. Свой личный портрет Дориана Грея…

На этом пока всё. Спасибо за внимание.

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Не жду резонанса. Всё ИМХО. Пока тезисы.
Сутра не нужна новичку. Сутра не нужна опытному практику.
Сутра нужна опытному практику, который доподлинно знает о ЧВН, которого спросят о йоге.
Глава 1. Сопоставить личную лингвистику с лингвистикой неофита и общепринятой теорией.
Глава 2. Выбрать способы, практики, которые подходят данному человеку.
Глава 3. Определить доминанту у неофита. К чему неофит стремится.
Глава 4. Найти способ уравновесить индивидуальные особенности неофита с окружающим миром. Наладить гомеостаз.
Всё.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

В начале Четвертой главы Патанджали столь же невинно сообщает (4-1) о том, что сиддхи даются кроме практики и самадхи еще и некими травками (аушадхи). Решим эту задачку теперь? Или примем за чистую монету, вынужденно поставив знак равенства между практикой и наркотиком и тихо недоумевая при этом?
Ну зачем же :) Недоумевать не будем. И вынужденно знак ставить тоже не будем. Поставим его гордо! С широко открытыми глазами. Только не между практикой и наркотиком, а между "практикой нацеленой на обретение сиддх" и наркотиком.

Итак да. Травка сидхи даёт. И таки да. Это та самая травка о которой вы подумали. И сиддхи эти самые, что ни наесть настоящие. Обоснование?

1. Мышление индуса во времена Патаджали было несомненно мифологично (гораздо менее научно, чем сейчас принято). Напомним, что гораздо позднее в европе вообще-то ведьм ловили и сжигали за колдовство. Так, что вопрос "реальности" сиддх стоял гараздо менее остро.
8. Некогда один духовный искатель накурился ночью анаши на кладбище
города Пуны и осознал Смысл Всего. На утро, конечно, опять забыл.
2. Если всё-таки мы будем требовать "реальности" сиддх, то и тогда нам будет, что сказать. Как например относиться к сиддхе бесстрашия в бою? Она конечно химического происхождения, но ведь бойцы вполне реально не боятся. Или к кратковременному увеличению физической силы и выносливости под действием допингов и амфетаминов? Не впечатляет? Мало увеличивается? Не скажите. Вот Дориан Ятс, например, вблизи производит ошеломляющее впечатление. Многим практикам до него как до Киева... ну сами знаете.

3. Мы конечно можем закрывать на это глаза, но наркотики используют для стимуляции творческой активности. И это тоже своего рода сиддхи. Можно сказать, что человек и без допинга мог всё это создать, но ведь не создаёт. Чего-то не хватает...

Другой вопрос о цене таких сиддх. И конечно об "управляемости". Ведь обычно бывает, что скурил всю траву, здоровье угробил, а смысл всего так и не осознал :))))

Далее. Охота за сиддхами всегда заканчивается плохо. Доказательства?

Мне это кажется самоочевидным. Все знакомые мне охотники за сверхспособностями кончили плохо. Причём чем сильнее стимулятор, тем быстрее. В противоположность им люди, у которых необычные способности проявились "сами-по-себе" (от рождения например или, что реже бывает, в резульате тапаса) как правило могут жить с ними довольно долго. Причём сходство поведения наркомана и "охотника за сиддхами" весьма велико. Их обоих отличает весьма специффическая зацикленность на своей цели. Ну и общее правило. Чем круче "вставляет" - тем короче жизнь. Сиддха по своей структуре сходна с наркотическим эффектом. Даже если приобретается без "химии".

Это я всё к чему? А чем собственно так опасны сиддхи? Отвлекают? Ну и что собственно? Так вот (ИМХО как всегда) опасны они в общем-то зависимостью. По типу наркотической. Что приводит к преждевременному износу тела. И только. Тело износится, а искомый покой достигнут не будет. Начинай сначала :)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Дориан Ятс? Конечно впечатление производит!
Но все это уже было. Лет 35 назад был Серджио Олива и еще многие, кто давно ушел в безвестность. Из них, пожалуй, один Шварц остался на виду. Поглядеть бы статистику - какое у них здоровье после 50 лет и как долго они живут, эти ребята... Культуризм ведь тоже погоня за телесными сиддхами - объемом мышц, их формой. Только сиддха эта целиком создана самим человеком. Значит, и цена должна быть немалая. Конечно, бывают люди с врожденными физическими сиддхами, я за свою жизнь встретил троих таких. Ну и история знает Засса, Гаккеншмидта, Заикина, Поддубного и других весьма одаренных физически от природы людей.
Но вот еще, кстати, о сиддхах: 1995 год, Сысерть, зима, семинар. Холодрыга зверская. У входа в магазин "Продукты" стоит трактор "Беларусь" с прицепом. Задний борт открыт и четверо мужичков закидывают туда здоровенные мешки с картошкой (по 70 кг., я потом специально поинтересовался у грузчиков). Металлический кузов длиной метров пять, не меньше. Мужички кидают мешки с надрывом, беря каждый по двое, и они падают на днище прицепа, метра через два и громоздятся в кучу. А рядом еще один невысокий мужичок в расстегнутом ватнике, совершенно не похожий на Геракла, берет каждый мешок САМ и кидает его так, что он, перелетая над этой кучей со свистом летит к дальнему борту прицепа! Я спрашиваю своего спутника: - Это что за явление? Он отвечает: - А ты глянь ему в лицо...
Я глянул и меня дернуло: глаза совершенно пустые и белесые, с подбородка - тонкая струйка слюны...
- Это наш дурачок местный, Савва, - сказал мой спутник. - Он безобидный. Вот - подработать ему дают иногда...
Я наблюдал этого Савву через какое-то время на следующем семинаре - уже летом. Бредет не спеша человек по улице, среднего росточка, одет в какие-то обноски... Улица - частный сектор, дома деревяные, со здоровенными резными вортами и калиткой. У кого-то все задраено, у иных - калитки открыты, рядом, в траве, дремлет живность - кошки, псы...
Народу днем мало передвигается, все на работе. Напротив какого-то дома стоит двуколка с лошадьми, лениво щеплющими траву...
Летняя пастораль, короче.
И вот этот мужичок бредет себе тихо, иногда почесывая репу и что-то бормоча, а я наблюдаю его сзади, не нагоняя. И вижу следующее: метров за десять до него просыпается каждая спящая собака, и, горбясь и поджимая хвост, отходит влево, на средину улицы. Когда он проходил мимо лошадей - те шарахнулись влево и захрапели.
Интересно, да? Человек просто и спокойно идет - никаких движений лишних, ничего. Он смотрит только вперед. И ЧТО при этом от него исходит при такой реакции живности? Я спрашивал про этого типа, люди говорили разное. О том, что он, безусловно, ненормален, но безобиден. Что физическая сила - немеряная. Что его никто никогда не трогает, был когда-то прецедент - пьяные пристали, он раскидал их, как щенят, были поломаны руки и ноги, но в общем все обошлось.
Известно, что ФСБ использует не только амфетамин и т.д., но также и "винт", причем под "винтом" человек может работать неделями вообще без сна и какого-либо отдыха. Посему цена такой адской работоспособности весьма высока.
Короче, я полностью согласен с Сашей: если сиддхи (паранормальные способности) даны от природы (Мессинг, Дадашев и т.д) - они имеют "цену" для своего носителя одну. Если они получены в результате катастроф тела и сознания - цена другая (Ванга).
Если к ним так или иначе, в том числе через йогу Тантры, стремится человек с обычными психофизическими данными - может он чего и достигнет, только непременно потеряет при этом либо здоровье, либо разум, либо жизнь. Выбор роскошный!
Так что - безумству храбрых... :D
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Поглядеть бы статистику - какое у них здоровье после 50 лет и как долго они живут, эти ребята...
Не долго они живут. И умирают плохо. Тут есть немного...
http://www.radio.noginsk.ru/Lazarev/Sport/smerti.htm
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Ну опять же упираемся в переводы, интерпретации......
Да во многом сидха не к силе имеет отношение. Достаточно просто посмотреть на ресурсе, который предложил Миша:
siddhi:
выполнение, завершение, достижение, свершение, осуществление,
лечение, излечивание (болезни), исцеление (с помощью, посредством)
вступление в силу, законность
основание, доказательство, урегулирование, соглашение, демонстрация, свидетельское показание, бесспорное заключение, результат, исход, следствие, итог
высшее блаженство, счастье, блаженство, полное освящение (эпитимией &c.), окончательное освобождение, совершенство, безупречность, законченность; высшая ступень, верх (чего-л.); завершение
И только в конце уже интерпретация и то, в связи с религиозными воззрениями (в том числе и тантристко-мудристскими :? ).

oSadhi
трава, растение, особ. какая-л. лекарственная трава
годичное растение или трава (котор. умирает после вызревания)
средство от болезни, лекарство вообще

Шизотерикам, гимнастам и проч. нужно искать vRddhi:
рост, возрастание, развитие, увеличение, прибавление, размножение, прирост, поднятие, повышение, процветание, преуспевание, увеличение благосостояния, повышение положения или репутации
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

Странен такой "наркотический" перевод, точнее, понимание слова ТРАВА... Интересно - откуда оно? :wink:
Однако, я не спорю относительно того, что садху в Индии курят известное наркотическое растение, неоднократно наблюдал сам. Но многие адекватные мастера йоги понимают "аушаддхи" как ЛЕКАРСТВЕННЫЕ травы и не отрывают, как на Западе, практику йоги от аюрведы, которая гораздо быстрее, чем одна только хатха, позволяет сбалансировать доши.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Шире конечно, чем наркотики. Стероиды тоже не наркотик. Правильно понимать именно как лекарственные средства химической природы. (Может быть "лекарственные" это не совсем точно. Яды и прочая гадость сюда также относятся.) В наше время это продукты фармокологии.
Приходит человек к директору цирка и просит принять его на
работу. С собой у него два чемодана,
- А что вы умеете делать?
- Вот смотрите.- Открывает чемодан, достает кирпич и молоток.
Кладет кирпич на голову и говорит: - Возьмите молоток и ударьте по
кирпичу.
- Я же вас убью!
- Бейте, бейте!
Ударил директор - кирпич пополам.
- Хороший номер! А что у вас в другом чемодане?
- Анальгин!
обезбаливание тоже своего рода сиддха :wink: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

Ну а если серьёзнее подойти... Я не пришёл к однозначному выводу относительно противомикробных препаратов (антибиотиков, например). Они ведь на наш организм влияния не оказывают и источником сиддхи строго говоря быть не могут. :?:
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Мне кажется, с точки зрения ведической культуры и Сутры в частности речь идёт ТОЛЬКО о таких средствах, которые уменьшают СТРАДАНИЕ, не воздействуя, не затрагивая СОЗНАНИЕ, осветляя его, успокаивая волнение.
Сидха - уменьшение, завершение страданий. Из контекста Сутры.
На мой взгляд.
Наркотики, стероиды отпадают сразу.
Стероиды смещают гомеостаз под воздействием желаний, фантазий.
Наркотики губят мозг, сознание.
Антибиотики снимают воспаление. О возвращении гомеостаза можно говорить только после грамотного их использования и восстановления микрофлоры после курса лечения, ибо антибиотики уничтожают микрофлору.
Если грубо - йог - это человек, "укрепляющий" иммунитет.
Приводя в норму естественное от РОЖДЕНИЯ состояние.
Состояние СОЗНАНИЯ.
ИМХО.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Всё дело в том, что сиддхи есть отвлечение от пути йоги. Погоня за ними есть уход от равновесия. Потому и последствия такие.

Те же стероиды очень даже полезны в период восстановления после тяжёлых операций, например.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

3-46 Отсюда способности: уменьшение до мельчашего размера и другие, при этом совершенство тела и его функции не нарушаются (По Смиту)
Субъект воспринимает видимые объекты или какие-то их фрагменты существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далеким или чрезвычайно близким в то же самое время. Синонимами названия болезни являются «Карликовые галлюцинации» или «Лилипутское зрение». Но, независимо от терминологии, суть явления состоит в следующем: глаз не поврежден, изменения касаются только психики
(с)Микропсия ВиКи
Там внизу ещё ссылка на макропсию есть :wink:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ага, значит йогин Третьей главы ("третьего уровня") может по желанию баловаться, смещая состояние психики. То "я вас в упор не вижу", то "вы меня в упор не видите"... :D
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Только если с непривязанностью и с различением всё в порядке (нельзя пропускать вторую :wink:). Не дай бог отождествиться с этим. Назад крыша может уже и не вернуться. Скажем то, что показано в фильме "Человек Дождя" тоже ведь сиддха. Вообще всем стремящимся к сиддхам я бы порекомендовал до начала занятий посетить психиатрическую лечебницу. Лучше один раз увидеть 8O ...
В этом, наверное, суть того, чем мешают сиддхи. Личность распадается, а вместе с ней теряется способность практиковать. Без управления йога невозможна. Всё приехали. :cry:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Как Волга впадает в Каспийское море, так и йогин может впадать в сиддхи. Только так и не иначе, я так полагаю. Мне, собственно, больше импонирует не аспект сиддх, а аспект бесстрадательности (аклишта), наслаждения жизнью.
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Можно делать что угодно, если не забывать, кто ты...
yoo
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 1 сен 2008, 08:43

Сообщение yoo »

Такой момент. Один из эффектов йоги - сознание становится более чистым и ясным. Не знаю можно ли этот эффект назвать сидхой.

Много лет назад, когда я был довольно плохим мальчиком (в основном по причине алкаголизма) я периодически баловался легкими наркотиками.

Дак вот, "травка" на тот момент давала подобный эффект "чистого сознания". Но тогда чистое сознание причиняло мне довольно серьезное страдание - ведь жил то я не правильно и от реальности всячески пытался уйти. Но тем не менее ряд вещей (правильных) в жизни были сделаны под действием этого наркотического "просветления".

По ощущениям этой ясности:

Йога - более мягкая и ежедневная, как бы часть жизни.

Наркотик - сильная, в пределах времени под наркотическим эффектом, уже на следующий день притупляется а через несколько дней сходит на "нет".
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Больше, наверное, я склонен согласиться с Матсьей...
Мало людей, личность которых НЕ деформируется необратимо при явном и систематическом изменении сознания. Слишком - это вплоть до потери управления.
Единицы тех, о ком сказал класик"Если мистики в море бесознательного плавают, то шизофреники в нем тонут"
И еще есть в Бхагавадгите:"Но незаметны и легки кто сумрак вод преодолели..."
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

Микропсия ВиКи
Забавно. У меня как раз такая штука была где-то до десяти. Редко и не сильно выраженная, но вполне отчетливая - по несколько секунд.
В сиддхи, кстати, не верю совсем.
_________________
I know ... yoga?


См. ответвление:
"Приколы"
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

yoo писал(а): Но тогда чистое сознание причиняло мне довольно серьезное страдание...
Мне попадалось такое мнение:
Средневековые монахи, ханжи, очень любившие свою плоть, представляли Ад в виде физических мучений. Есть теория согласно которой дух не может мучится облизывая сковородки сидя на вертеле. Мучения духа в том, что вся его жизнь проходит перед ним и он видит все свои подлости. Главная подлость - вмешательство в естественный (природный) ход событий и влияние (пагубное) на жизнь окружающих людей, изменение человеческих судеб. То есть подмена собой воли Богов, если свобода выбора у человека существует.
Что-то в этом есть. Но источник этих воззрений мне не известен. По части концепций рая и ада я не очень.
yoo
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 1 сен 2008, 08:43

Сообщение yoo »

Нет Матсья, видимо я непонятно изложил свои мысли. Под чистотой сознания я вовсе не имел ввиду ничего религиозного, эзотерического или мистического. Совсем другое. Вообще трава в большинсте случаев просто расслабляла, пробирала на смех... Но иногда был немного другой эффект: Я видел источники всех своих проблем, которых на тот момент было не просто много, а очень много. Видел все свои самообманы, заблуждения и понимал, что нужно сделать, что бы все это устранить. Некое локальное "просветление" но не на тему устройства мира и сущности всего, а на тему собственной жизни. Но при этом я с той же самой ясностью понимал, что невозможно в один момент изменить образ жизни и все свои привычки наработанные годами - отсюда и причина страдания. И действительно, через несколько дней эта ясность сводилась на нет.

С йогой немного всё по другому. Ясность сознания приходит медленно, постепенно, но она приходит и никуда не исчезает.

В качестве иллюстрации приведу ситуацию с алкоголем (на личном примере). Сначала ты осознаешь, что пить не нужно. Разумеется после пяти-семи лет постоянного и очень частого употребления это сделать невозможно. Но осознание хоть и слабое, но есть и ты стараешься пить реже. Через какое-то время удается делать недельные перерывы. Потом ты решаешь, что "Всё!" и не пьешь несколько месяцев, но потом все равно срываешься и опять начинаешь пить, опять завязываешь, а потом опять срываешься. Но выпивка уже не приносит удовольствие, а только дискомфорт и стресс. И через некоторое время ты уже не решаешь, ты ОСОЗНАЕШЬ, что "Всё!" и не пьешь не потому-что нельзя, а потому что ты ясно и чисто видишь, что тебе это не нужно. Этот момент у меня совпал с появлением качественного ментально расслабления в практике. После этого пропадает "жажда", ты спокойно чувствуешь себя в компании пьющих и уже через полгода никому в голову не приходит предложить тебе выпить. Лично у меня этот процесс полного отказа от "веществ" растянулся примерно на полтора года практики. В самой практике я никаких кайфо-эффектов-заменителей никогда не пытался словить.
Ответить