К Третьей главе сутр заметки. Навеяно, в частности, Санкхья-карикой Ишваракришны.
Вместо слова Читта в этой главе используется слово Саттва, что весьма любопытно.
Если взглянуть на структуру сознания, то в ней невооруженным глазом выделяются тамасические (тяжелые, инерционные,
структурные) элементы (типа привычных реакций, установок, предрассудков), а также раджасические элементы - возбудители, катализаторы, колышащие тамасическую компоненту. Это, можно сказать,
волна - раджас он всегда гонит какую-то волну...
Можно сказать, что ум подобен
лабиринту, по которому пробегают волны стереотипных возбуждений.
Однако есть и
полевая - озаряющая, легкая-невесомая и всепроникающая компонента. Это Саттва. Именно она становится в итоге Силой (3-56, 4-34).
Так вот (в рамках Третьей главы Сутр Патанджали), только при доминировании Саттвы возможны все эти сиддхи - коммуникации высшего порядка. Замечу кстати, что только Саттва, пожалуй, отвечает за успех любой коммуникации, будучи по сути своей
ненасильственным проникновением.
Тамасо-раджасический лабиринт обыденного ума вынашивает Саттву, вскармливает ее - и в какой-то момент она может выделиться в самостоятельное, абсолютно неформализованное состояние - стать доступной в ощущении и в действии.
Как следствие, возникает горизонт сиддх - необычных достижений, необходимым условием которых является самое главное достижение: доминанта Саттвы, фазовый переход в уме-сознании, в соотношении в нем гун.
Самый простой намек на Саттву, конечно, - пузыри на лужах.

Но гораздо интереснее - внезапное отцепление тяжелых эмоциональных состояний, мрачно слоняющихся по лабиринтам (неизбежных на своем уровне) стереотипов... Они становятся необязательными и затухают в отсутствии внимания, привлеченного новыми горизонтами - горизонтами
самьямы (3-4).
Без состоявшихся "родов" саттвической доминанты умственное движение человека, разборы и смены концепций - это переходы из одного лабиринта в другой. В то время как Саттва может и населять эти лабиринты, и легко парить над ними, уподобляясь "парящему" - Пуруше... (3-56).