Йога по Патанджали. Последствия регулярной практики

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Йога по Патанджали. Последствия регулярной практики

Сообщение А.Смит »

Ничего нового я тут не скажу, но как обзор и зацепка важных шлок представляется полезным.

Общая схема последствий регулярной практики, навеянная Сутрами:

1. Налаживается коммуникация сознание-тело (а попросту их дружба и понимание). За счет не вредящей телу практики асан убираются мучительные двойственности «верховодит либо тело, либо сознание, третьего не дано». (Шлока 2-48: «тогда / двойственности/перестают причинять страдания»). В этой же практике асан утончается восприятие и непроизвольное внимание, возникает управление своими возможностями, которое носит не эгоцентрический, а системный характер (Шлока 1-40: от самого малого / до самого большого/простирается/его / контроль).

2. Возникает уровень расслабления (как физического, так и ментального), чтобы более глубокие слои психики начали разгружаться от накопленных впечатлений-напряжений (самскар). Шлока 4-27 «в/[возникающих] прорехах / содержание ума/новое / самскар/посредством [порождается]». Идет так называемый процесс сброса. Причем совершенно непредсказуемо и индивидуально: шлока 3-15: последовательности/различных / перемен/отличаются / причинами, а также шлока 3-14: прошлого/подъем/непредсказуем/[возникающее] содержание/следует / форме [накопленных впечатлений]

3. Попутно за счет регулярности в практике (подобной возделыванию сада) организуется приток пракрити (силы). Шлока 4-3: инструментами / не приводится в действие / пракрити / помехи/устранять / тем не менее [надо] / это [делается] / земледельцу подобно Организм и эмоционально-психическая сфера (насколько возможно) восстанавливают свой тонус и происходит переход к другому качеству жизни (по мере завершения процессов сброса). Шлока 4-2: [к] жизни/другой/переход / [через] пракрити/наполнение. Это нередко быстро становится заметным (шлока 3-13) этим / элементов/органов / [их] свойств/циклов/состояний/перемены / объясняются.

4. Обретается сила, которая может разнообразно себя проявлять в зависимости от склонностей и характера человека: «Плоды действий йогина не окрашены страстями и соответствуют лишь его природному характеру (васанам)» (шлока 4-8). Перечень необычных проявлений силы занимает большую часть третьей главы Сутр. Среди которых например такая: (шлока 3-49) отсюда / ума/быстрота / без/помощи чувств/восприятие / на уровне первопричин (прадханы)/управление/также (Сравните с вышеприведенной шлокой 1-40). Любопытные синхронизмы (необычные совпадения обстоятельств) нередко можно увидеть и в отчетах практикующих.

5. Дальнейшая шлифовка граней практики требует по-видимому полного удаления из социума с его заботами. Шлока 3-56: саттва/с пурушей / по чистоте/равная / кайвалья/это. Но вряд ли такое возможно в условиях социума. Приходит время, и стадия домохозяина завершается. Но – как правило – горе тому, кто покинет ее раньше времени, оставив заботы о своих близких. Все должно созреть на системном, а не эгоцентрическом уровне. Шлока 4-36: пуруши/цель/пустеет / гуны / возвращаются в свою изначальность / свобода [пуруши] / в своей форме/утверждается / также / сознания/силой/венчаясь Собственно это описание смерти для социума, отшельничество.

Пункты 1-3 проходятся всеми серьезными практиками без исключения, Пункт 4 - в той или иной мере.

Пункт 5 – на большого любителя… Известные нам уважаемые йоги потому и на слуху, что все же живут в социуме (хоть и в ашраме) и несут его нагрузки. Их так называемая реализация по-видимому предполагает разгруженные структуры психики (долговременной памяти) (все они расслаблены и как дети непосредственны в проявлениях), регулярную чистку сознания (как оперативной части психики) от притекающих влияний социума путем временного погружения в состояния, близкие к описываемым в шлоках 3-56 и 4-36 (см. выше), наполненность силой (пракрити) и как следствие проявляющиеся сиддхи (необычные способности).

Пункты 1-3 и даже 4 могут идти непоследовательно, а в параллель.

Бросившие практику на полпути (не в начале, а на полпути) обманывают свою психосоматику и создают в ней "плохую карму" (зарубку неудачи). А потом, ясно дело, начинают снова и снова...
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Re: Йога по Патанджали. Последствия регулярной практики

Сообщение Караван / Andreyk »

А.Смит писал(а): Ничего нового я тут не скажу,
близкие к описываемым в шлоках 3-56 и 4-36 (см. выше),

А.Смит
Я чё та не понял... :roll: :oops:
III-56 и IV-36? Так?
Т.е. третья глава, шлока 56 и четвёртая, шлока 36? :oops:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Да, именно так. Третья глава, 56 шлока, четвертая глава, 36 шлока. Старый бункер, 4-й подъезд... 8)
Правда, иногда в третьей главе одну шлоку выкидывают, и получается 55-я.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Клёва! :mrgreen:

Вот ещё есть трактовки: :oops:
1-я Сутра.

Теперь начинается Дисциплина Йоги.

Слово "дисциплина" - "discipline" происходит от слова "disciple", что значит "ученик".

Ученик учится, а чтобы чему-то научиться в области духа, нужно от многого отучиться и де-кондиционироваться. Таким образом, эта сутра - приглашение к процессу де-кондиционирования.

2-я Сутра.

Окончание привычек и склонностей ума - это Йога (Интеграция).

Интеграция ума (разделяющего сознания) с иным измерением возможна, только когда махинации, мифы, неправильные представления, болезни и мании ума полностью прекращаются. Другого выхода нет.

3-я Сутра.

Удержание иного измерения устанавливает человека в его естественном состоянии.

Вслед за интеграцией наступает переориентация жизни, в результате которой проявляется естественное состояние, в котором тело получает инструкции только от собственных желез и чакр. Ум более не вмешивается ( в то время, как ранее он был "переводчиком" и порождал психосоматические проблемы, привязки и парадоксы).

Последняя Сутра.

Когда личность сводится к нулю, начинается процесс, при котором человек обнаруживает себя в благодатном круге. Завершением этого процесса является установление бесконечного естественного состояния. В этом состоянии человек существует в гармонии с Энергией Разума. Точка.

Личность (Эго) - существительное. Оно должно прекратиться, чтобы начался святой процесс, глагол. И, в конце концов, все кончается взрывом - появлением вечного естественного состояния, связанного с энергией, которая понимает. После этого больше не происходит. Никаких дальнейших движений ума.
КВИНТЭССЕНЦИЯ ПАТАНДЖАЛИ

(Сутры 1, 2, 3 и последняя)

Нимис, Италия,
17.04.1999Перевод с английского. Борис Гребенщиков, 2003
первая редакция :mrgreen:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Сутры комментируют все кому не лень. Мне вот тоже не лень. 8) И БГ видать не лень.
Правда я обращаюсь исключительно к тем, кто уже регулярно сидит на коврике, и весьма специфические инструкции Патанджали не хочу скрещивать с обычной жизнью. Туда будут спонтанно просачиваться последствия практики. Делает ли это БГ или просто мудрствует, трудно понять.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Если:
исключительно к тем, кто уже регулярно сидит на коврике
То не трудно. ИМХО.
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Re: Йога по Патанджали. Последствия регулярной практики

Сообщение narasius »

А.Смит писал(а):Бросившие практику на полпути (не в начале, а на полпути) обманывают свою психосоматику и создают в ней "плохую карму" (зарубку неудачи). А потом, ясно дело, начинают снова и снова...
Об этом моменте думал, когда в сентябре второй раз вернулся к практике. Почему, если "всё" "ненужное и/или вредное" (я о конкретных ситуациях из своего же прошлого) действительно сгорает и вытесняется; Почему потом, если бросил и вернулся, эти вещи из прошлого сгорают и вытесняются по второму разу? Сложилось такое впячатление, что ничего никуда не уходит, быстрей перестает давить, "выравневается" нужным образом, но с тобой навсегда, и если бросишь йогу -- очень даже вернётся обратно.

Конечно это я о себе, может так не у всех, или мне только показалось что первый раз некоторые проблемы ушли ( может и сейчас кажется :D ).
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

Согласен, narasius.
"выравневается" нужным образом, но с тобой навсегда, и если бросишь йогу -- очень даже вернётся обратно
Я бы сказал, только начало выравниваться, и нужно достаточное время практики, чтоб выравнялось стабильно, ведь набиралось годами или в экстремальной (травмирующей) форме или в раннем детстве...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Почистил разок демонов, успокоился, а они погуляли и привели с собой еще дюжину собратьев. :D
Можно привлечь такую гидродинамическую аналогию. Вот человек социума - давление (напряжения) снаружи и изнутри примерно равны. Вот он расслабился, "почистился", выпустил пар. Давление изнутри упало, а снаружи-то - осталось таким же!
Но! одновременно с регулярной практикой включается накопление "ресурса" = стабильности = прочного основания (дридха бхуми, шлока 1-14) = различающего осознания (вивека кхьятех, шлока 2-26), которые со временем компенсируют внешнее давление и даже превосходят его (возникают сиддхи, влияние на внешний мир).
Система, поверивши твоим благим намерениям (наладив коммуникацию сознание-тело и пр.), сама мудро организует процесс очистки от напряженного негатива и компенсацию его силы "силой пракрити".
Ну а если ты (увлекающееся ветреное сознание) систему кинул... то ее "черный ящик" может отреагировать по-разному и вряд ли положительно и терпеливо.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Воля.
Как изменяется с практикой?
Есть ли в Сутрах что-либо относящееся к воле?
Как вообще воля понимается с точки зрения йоги?
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Хорошая тема.
Шопенгауэр вон целых два тома написал про волю, да как красочно.

Могу дать только штрихи.

ВСБ кажется определял волю как "способность долго действовать в одном направлении без видимого результата", нет?

В Сутрах ИМХО воля представлена точно так же: абхьяса (регулярная практика) + вайрагья (отрешенность от результата).

Один мой эксцентричный знакомый полгода гладил брюки каждый день в одно и то же время. Говорил, что хотел понять суть воли. Наконец понял и больше не гладил. :)

Прочное основание, нарабатываемый ресурс облегчает абхьясу-вайрагью.
Потом это отрешенное упорство просачивается, по идее, в обычную жизнь.

Приложения воли самые разные и зависят от склонностей.
У меня, допустим, есть немалая склонность к изучению Сутр (уже лет 20), но без ресурса от практики охватить их было невозможно.

Ну и т.д. У всех есть примеры в этом направлении. Чтобы последовательно теоретизировать на этот счет (как Шопенгауэр) тоже нужна немалая воля. Тем более что результат от такого теоретизирования совершенно не виден. 8)

Воля очевидно коррелирует с силой, необязательно физической (пример: известная грузинская корометражка "Давид и Голиаф").
В третьей главе Сутр:
шлока 3-24:
над дружелюбием и прочими добродетелями самьяма дает силу
шлока 3-25:
на силу слона самьяма дает его силу и другие силы

Слон наверное лучший символ спокойной силы и способности идти в одном направлении.
В Дхаммападе (примерно):
Если не встретил друга достойного дружбы, иди один, как царь отказавшийся от царства или как слон в слоновом лесу.

И напоследок шлока 2-38:
в брахмачарье утвердившийся силу обретает
О брахмачарье была на форуме целая длинная ветка, может и не одна. Но суть проста: не расходуешь сил понапрасну, они и накапливаются. А вот это "понапрасну" уже упирается в ритамбхару (мудрость) и вивека кхьятер (различающее осознание), то есть в тот же ресурс.
За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
Hudojnik
Рейтинг: 6.25%
 
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Весьма интересно.
Когда увеличивается - ресурс, сила, то усилия даются гораздо легче.
Собственно, меньше приходится себя заставлять.
Делаешь не из под палки, а спокойно и легко то, что раньше делал со скрипом через надо.
Интересно, что волю можно понимать с акцентом на терпение, преодоление трудностей. Такое понимание противоречит йоге, ИМХО.
Так, например, можно терпеть боль и т.п. нарушая ахисму по отношению к телу... пытаясь достичь каких-то умозрительных целей (гибкости, выносливости).
Практика дает в плане воли акцент на свободу - ресур, сила делают усилия естественными.

"Нет, еще не кончены войны, голос чести еще невнятен, и на свете, наверно, вольно дышат йоги, и то навряд ли!"
Александр Галич
via negativa
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

"Абхьяса означает непрерывную практику, ту, оставить которую совершенно невозможно. Она становится частью вашей личности, частью вашей индивидуальной природы."
ССС "Сутра Патанджали. Комментарии". стр.71.

Кстати, когда практика становится естественной, появляются некоторые эффекты. Один из них - прозрачность, ясность сознания.
via negativa
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

То, что РАНЬШЕ, без йоги, воспринималось как усилия - просто перестает ощущаться... И становится привычным, типовым действием, не замеченным сознанием как волевой акт.
Двандва
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 15 мар 2007, 18:06
Откуда: Пустота

Сообщение Двандва »

Виктор писал(а):...как волевой акт...
"По щучьему веленью, по моему хотенью."
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

И становится привычным, типовым действием, не замеченным сознанием как волевой акт.
Это результат любого обучения и тренировки выполнения фиксированной последовательности действий, например, переключения передачи при управлении автомобилем.
Поясните, пожалуйста, связь с йогой.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну да, любого обучения различным действиям... Каждый вид деятельности требует особого обучения.
Йога обеспечивает своему адепту такое психоэмоциональное состояние, что жизнь в целом перестает быть усилием!
Разница ясна?
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

Разница ясна?
Понятно. В этом смысле - да.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну вот... :D
Kom
Автомеханик
Сообщения: 2219
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:28
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Kom »

Ну в это в зрелом возрасте понятно как это работает. А вот как в молодые годы отказаться от карьеры, зарплаты, стервозной жены и тещи...? Ведь для принятия решений требуется накопление жизненного опыта. Иначе предлагается тупо следовать советам "учителя", а это не каждому дано.
Вспоминаю общагу, так суток не хватало, спали по 5-6 часов. А тут еще на йогу два часа отдай... Да не в жисть.
Кому стимул по голове долбанул, понятно. А нормальных, наверно, не убедить.
Ответить