Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные методы.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Abika
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 2 янв 2008, 15:18
Откуда: Красноярск
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Abika »

А.Смит писал(а): Но первое понуждает к разбору собственных концепций относительно ожиданий от жизни.
А также, ИМХО, поддержания состояния осознанности в повседневности. Следуя же вторым путем (удваивание практики), можно всю жизнь только и заниматься разгрузкой психики, что по-моему сизифов труд - слишком велик стресс современной жизни.
Спасибо Вам, Михаил, за напоминание этой, действительно "могучей", шлоки. Хотя и раньше это читала неоднократно подлинный смысл дошел только сейчас!
:D
Dr. Zabivalkin
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 103 раза

Сообщение Dr. Zabivalkin »

Как-то тоже читал сайт Бодхи.
Сейчас понимаю, что устранение негативных эмоций - бред. Но другой конструктивный у него момент - устранение ложных концепций. Много мусора неверного впитывает человек, пока подрастет и не научится сам мыслить и сопоставлять.
А для того, чтобы испытать озарение, нужно предварительно очень долго поработать над какой-то трудной задачей. Озарения каждый день, или непрерывные - в сущности бред, т.к. сам механизм их состоит в подкреплении и культивировании одних действий и отказ от других. Если все время находиться под кайфом - это ни к чему хорошему не приводит (можно приобрести кучу вредных привычек). Механизм эмоций приблизительно аналогичен - внутреннее подкрепление.
Лин
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 22 авг 2003, 23:55

Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные методы.

Сообщение Лин »

А.Смит писал(а): Патанджали в качестве вспомогательного метода дает могучую шлоку 1-33:

майтри каруна модито
упекшанам сукха духкха пунья апунья вишайянам
бхаванаташ
читта прасаданам


дружелюбие сострадание радостность
безразлично к счастью-несчастью добродетели-пороку по отношению
культивирование этого
[дает] сознания успокоение


Человек уподобляет себя солнцу, которому все равно на что светить.

Отметьте: безразлично, неважно что имеет место быть: счастье, несчастье (твое или другого), добродетель, порок (твои-чужие заслуги-промашки) – на все ответ один: дружелюбие, сострадание, радостность.
Насколько я понимаю, все прочие (по крайней мере, Островская-Рудой, Кришнамачарья, Сатьянанда и Вивекананда) переводят эту шлоку как соответствующее отношение к проявлению определенного качества:
"...дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку." (О-Р)
"...мы сможем порадоваться за более счастливых и посочувствовать менее счастливым, возликовать вместе с создающими вещи, достойные восхищения, и остаться равнодушными к ошибкам других..." (К)
"...счастью, несчастью, добродетели и пороку позиций соответственно дружественности, сострадания, радости и нейтральности. " (С)
"Дружелюбие, сострадание, радость и безразличие по отношению к счастливым, несчастным, добрым и злым соответственно успокаивает читту." (В)

Это все же гораздо легче, чем быть солнцем, которому все равно на что светить. :)
Я уж не говорю о знаменитой христианской доктрине о подставлении щеки.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Да, Вы правы, тут я сместил акцент от общепринятого. Пока не решил, хорошо это или плохо. )) Грамматически в точности не разбирал.
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Может быть не все читают комментарии ССС к Сутрам.
По поводу 1-33 находим у ССС следующий комментарий (стр.110):
"Невозможно практиковать концентрацию ума, пока он не очищен, т. е. не стал по своей природе спокойным. Лучший способ для этого показан в этой сутре. Это путь развития позиций дружественности, сострадания, радости и нейтральности по отношению к людям, [испытывающим] счастье, несчастье, а также [проявляющим] добродетель или порок. То же относится и к ситуациям, которые служат причиной счастья и т. д. Если придерживаться этих позиций, а именно [проявлять] дружественность по отношению к счастью, сострадание — к несчастью, радость — к добродетели и нейтральность — к тем, кто полон порока, ум последователя становится свободным от беспокоящего влияния и, как результат, становится спокойным и непоколебимым. Процесс погружения внутрь идет легко. Ум по своей природе наполнен [своеобразными] волнами, подобно пруду, воду которого возмущают падающие в нее предметы: такие как валуны, камни и т. п. Неустойчивому уму трудно стать сконцентрированным.
Об этом говорится в Катхопанишаде, а также о том, что ум имеет естественную предрасположенность притягиваться в направлении внешнего мира. Для ума неестественно смотреть внутрь. Поэтому, когда вы пытаетесь развернуть ум внутрь, в первую очередь должны быть удалены помехи и загрязнения. Зависть, ненависть, элемент соревнования вызывают в уме множество загрязнений.
Когда мы видим счастливого и преуспевающего человека, мы испытываем к нему зависть. Это вызывает беспокойство в подсознательном уме и препятствует его концентрации. Как результат могут быть страшные видения. Когда мы встречаем страдающего человека, мы получаем удовольствие, как если бы он был врагом. Это так же одно из загрязнений ума. Подобным образом мы часто критикуем добродетельных и приветствуем поступки порочных людей. Все это является причиной волнений ума и препятствует спокойствию и медитации.
Патанджали показывает путь преодоления этих беспокойств.
Четыре вида отношений, которые он рекомендует нам развивать, дают начало внутреннему спокойствию путем удаления беспокоящих факторов не только с сознательного уровня, но также с глубочайших слоев подсознания."
via negativa
Abika
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 2 янв 2008, 15:18
Откуда: Красноярск
Поблагодарили: 1 раз

Re: Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные мет

Сообщение Abika »

Лин писал(а):Это все же гораздо легче, чем быть солнцем, которому все равно на что светить. :)
ИМХО, этот способ применим только, когда уже накоплен определенный ресурс силы, вследствии практики. Иначе - это насилие над собой.
Лин
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 22 авг 2003, 23:55

Re: Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные мет

Сообщение Лин »

Abika писал(а):...
Согласен с Вами, а поскольку накопленный мной ресурс еще недостаточен, я просто радуюсь :D тому, что Патанджали допускает и более легкий путь.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

[url=http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=90969#90969]В перенесённом сообщении[/url] tot писал(а):А почему именно Патанджали? Ведь есть и более полные описания практик йоги. Например "Тиру-Мантирам" современника Патанджали Шри Тирумулар(есть предположение что он был учителем или другом Патанджали).
А Вы сами-то читали эти "3047 стихов" Тирумантирама Тирумулара?
Идет Василий Иваныч из бани с накрученным на голове полотенцем. Навстречу Петька:
-- Ну ты, Василь Иваныч, прям как Джавахарлал Неру!
-- Во-первых, Петька, не Неру, а Нюру. А во-вторых, не твое собачье дело, кого я там джавахарлал!

А.Смит писал(а):Да, Вы правы, тут я сместил акцент от общепринятого. Пока не решил, хорошо это или плохо. )) Грамматически в точности не разбирал.
Безусловно, Лин, Ваш (и прочих великих 8) ) перевод логичнее. А мой зато общее и реалистичнее. Поясню на примере.

В башке каждого землянина стоит нормальный мультипроцессор, гоняющий тучу параллельных процессов и держащий одновременно тучу образов. Например:

1) Вова, паразит, счастлив. -- доброжелательность
2) Маня, дщерь моя, страдает от неразделенной любви. -- сострадание
3) Петр Демьяныч, царствие ему небесное, написал чудную книжку Четвертый путь -- радость
4) Мой начальник последняя скотина, задрал однако! -- безразличие(?)

Ну и как этот эмоциональный компот одновременно будет уживаться в башке землянина? переключая внимание, ежу понятно. И дергая его соответственно. Вдобавок, значит, еще нужно в соответствии с шлокой переключать неправильные реакции (например, гнев на начальника, или злость на манино увлечение) на правильные (безразличие, сострадание).

А в реале, когда ресурс подтянут, у вас на самом деле ровное единое состояние (кристалл), легко играющий своими гранями,отзываясь на ситуацию. Одно и то же "солнечное" состояние внутри этих граней по любому. Независимо от ситуации. Это и есть ресурс и его проявление.

Без ресурса же будет начетничество: а давайте порадуемся, а давайте отвернемся, а надо посострадать.

А что уж там Патанджали в виду имел, сочиняя свое письмо детям капитана Гранта, кто ж знает... вот, домысливаем, комментим.
Последний раз редактировалось А.Смит 22 ноя 2009, 22:33, всего редактировалось 3 раза.
La gente esta muy loca
Лин
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 22 авг 2003, 23:55

Сообщение Лин »

А.Смит писал(а): Безусловно, Лин, Ваш (и прочих великих 8) ) перевод логичнее. А мой зато общее и реалистичнее..

Ну, это Вы мне льстите. Не то что перевод, я и читать-то не умею :( .
А.Смит писал(а):
Ну и как этот эмоциональный компот одновременно будет уживаться в башке землянина? переключая внимание, ежу понятно. И дергая его соответственно. Вдобавок, значит, еще нужно в соответствии с шлокой переключать неправильные реакции (например, гнев на начальника, или злость на манино увлечение) на правильные (безразличие, сострадание).

А в реале, когда ресурс подтянут, у вас на самом деле ровное единое состояние (кристалл), легко играющий своими гранями,отзываясь на ситуацию. Одно и то же "солнечное" состояние внутри этих граней по любому. Независимо от ситуации. Это и есть ресурс и его проявление.
Убедил!
"You're right. When you're right, you're right, and you're right." (Jake Gittes in "Chinatown" by Polansky)

Будем ресурс потихонечку копить. Вообще-то, мне это накапливание ресурса напоминает вычерпывание воды из протекающей лодки - все время новые щели появляются, которые нужно законопачивать. А то и уже, казалось бы, законопаченные опять начинают воду пропускать. На лаврах почить никак не удается :(
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Лин писал(а):Будем ресурс потихонечку копить. Вообще-то, мне это накапливание ресурса напоминает вычерпывание воды из протекающей лодки - все время новые щели появляются, которые нужно законопачивать. А то и уже, казалось бы, законопаченные опять начинают воду пропускать. На лаврах почить никак не удается :(
Я только на четвертый год почувствовал некоторый избыток... знаете, словно цемент начинает наконец схватываться. Организм долго и без устали конопатит, что делать, безумие прошлой жизни изрядно - но исчерпаемо.
La gente esta muy loca
Серёга
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

Михаил, разрешите приблизиться к Вам с "топливом в руках".
ОМ!
Хотелось бы прояснить для себя(и не только) шлоку 1:38
Как одно из средств для преодоления препятствий Патанджали рекомендует:
(Е.П.Островская В.И.Рудой):
1:38 "Или же сознание опирающееся на восприятие, полученное в сновидении, либо во сне без сновидений."
Комм.: "Либо сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, полученное в сновидении или во сне без сновидений, или его образ."
Здесь всё худо бедно понятно и с успехом применяется -если утренняя практика не клеится по причине ментальной болтовни, то достаточно вспомнить общую картину(целиком) так называемого "большого" сна(образ сна), как болтовня прекращается -картинка сна постепенно гасится - получаем требуемое состояние. Под "большим сном" я подразумеваю масштабные, необычайно красивые сны, которые не забываются достаточно долго и легко воспроизводятся в уме.
(М.Свечников):
1:38 "Изучи содержание своих снов."(Лит. пер.)
1:38 "Для преодоления некоторых помех возможна опора на сон."
Комм.: "Шлока 1-38 рекомендует, на мой взгляд, попросту отоспаться (или в современной торопливой жизни - хотя бы прослушать йога-нидру)."
Изучить содержание в смысле познать смысл сновидения? Зачем, каким образом это способствует устойчивости ума в практике?
Отоспаться это понятно, но по моему смысл-то шлоки не в этом.
Свами Сатьянанда Сарасвати:
1:38 "Или ещё (ум может быть сделан устойчивым), если дать ему для опоры знание, возникающее от сновидения или глубокого сна."
Ясно, да не совсем, если опираться на комментарий, который Свамиджи развернул вокруг практики осознанных сновидений -антар мауна. Что это, очередная тантрическая заморочка?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Дословно: сновидений и снов знание - опора на них либо
Размыто, не так ли? поэтому я и перевел тоже размыто...

В контексте преодоления препятствий (1-30), не дающих заниматься, метод на мой взгляд вспомогательный: занимайся своими снами, записывай их, отмечай тональность (мрачность или светлость) - и это соберет тебя в кучу для того чтобы начать-возобновить практику йоги.
Не более.

Фактически Патанджали говорит в этой и окрестных шлоках: занимайся улучшением характера, или занимайся дыханием, или занимайся концентрацией на ощущениях, или вот снами займись...

Что касается изучения снов, то наверное коммуникация с подсознанием налаживается, какой-то контакт сознания с этим бездонным царством. А то что-то мутит внутри, заниматься не дает, сны это отражают, сигналы подают, а чел в ус не дует... тупо занимается, скажем дыханием, хотя это ему не надо. Возможно, достаточно уделить внимание этим сигналам, не особо умствуя, просто фиксируя их, и - жизнь налаживается! смутная конечно тема, нечеткая, но в мире наверно многое так.

У некоторых способных людей это перерастает в практику осознанных сновидений, очень интересная и бодрящая штука, по-моему (хотя можно и утонуть в этом). На фундаменте йоги можно любыми техниками заниматься, в том числе и этой. Сиддха осознанного сновидения, так сказать. Это уже епархия Третьей главы.
Серёга
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

Действительно...тема смутная. :roll:
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

Мутить так мутить.
Поставив вешку в середине болота в виде молчания ума Патанджали не указал тропинки (технологии) ее достижения. Но дал несколько мудрых советов в добрый путь - ахимсу соблюдать, яму-нияму, следить за ощущениями и пр. Народ к вешке ломанулся у кого как получилось - кинестетики чакры почувствовали, аудиалы мантры запели, визуалы образы, в общем каждый колесо тормозил как мог, изобретая свои способы... Недавно узнал, что для введения в транс у цыган наиболее эффективно тройное воздествие - одна ромала непрестанно тарахтит (перегрузка слуха), вторая мащет руками (перегрузга зрения) а третья дергает и щупает (перегрузка ощущений). Это я к тому, что в йоге тоже есть нечто подобное: цепляние внимания за звук Со-Ахам при дыхании в дополнение к основной репрезентации (описан в ЙИК). Интересно, а еще известны какие то способы задействования при остановке колеса более одной репрезентации?
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

А что за колесо? и зачем его останавливать?
La gente esta muy loca
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

А разве остановка колеса мышления не соответствует непорождению мыслей? Мне казалось - это эквивалентные пнятия...
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
Вайенруд
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26 фев 2010, 16:03
Контактная информация:

Сообщение Вайенруд »

1-37
vitaraga visa yam va cittam
Когда мы сталкиваемся с проблемами, большую пользу может принести совет того, кто уже справился с подобными проблемами.

1-38
svapnanidrajnanalambanam va
Исследование грез и сна, а также опыт, полученный во время этих состояний, могут помочь прояснить некоторые из наших проблем.

Это перевод Шри Кришнамачарьи, достаточно ясно.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Но достаточно ли аутентично - КАК проверить?
Вайенруд
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26 фев 2010, 16:03
Контактная информация:

Сообщение Вайенруд »

Виктор писал(а):Но достаточно ли аутентично - КАК проверить?
На собственном опыте, путем интуитивного анализа деталей или картины сновидений, либо прямым вопрошанием себя, при появлении образов в сознании или воспоминаний сна - "где корень этого образа (мысли) ?", далее всплывают другие образы, более глубокого уровня, вы их наблюдаете и снова задаете вопрос.

Таким образом путем ассоциативного проникновения вы осознаете природу препятствия или проблемы, тем самым открывая путь к решению.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ясно, сны как объект игры с ними.

Вайенруд, я слегка полазил по вашему форуму, посмотрел выложенные у вас перевод и комменты Кришнамачарьи. Ага - постулируется цель: полное понимание объекта (1-2).

Согласен, но у меня вопрос: ЗАЧЕМ нужно полное понимание объекта? какова ЦЕЛЬ, стоящая за этим пониманием? что вообще означает ПОНИМАНИЕ?
Вот стал я суперкрут в сновидениях, вот овладел сиддхами, катаюсь как сыр в масле в этом лучшем из миров... зачем?
La gente esta muy loca
Ответить