Происхождение асан

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
gina
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 10:54
Откуда: Ekaterinburg

Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан

Сообщение gina »

Уважаемый Виктор Сергеевич!
В большом количестве ваших публикаций обсуждаются вопросы о динамическом (аштанга -виньяса) и классическом стиле в хатха-йоге. Аштанга- виньяса стиль(Кришнамачарья, П.Джойс) на мой взгляд является несомненно новым стилем, что неоднократно Вы доказали и собственно о чем пишут и другие авторы, например, широко цитируемый Вами Сьеман. Конечно необходимо сразу же определить о чем идет речь. Строго научным (в научном сообществе) является доказательство основанное на достоверном письменном источнике. Какой письменный источник является достоверным здесь обсуждать нет места. Однако даже если источник является достоверным, то содержание его необязательно адекватно реально существующим фактам. Это может быть древняя фантастика (миф, сказание, пураны и т.д.) или заказной текст (религиозный, политический и т.д.). Слово «заказной» не обязательно понимать буквально. Отсюда следует, что достоверного письменного источника традиция Кришнамачарьи не имеет. Никто не видел упоминаемого ими текста «Йога Корунта». Все вышеизложенное разумеется не отрицает саму традицию. Поскольку итог может подвести только время и практика. Причем очень трудно говорить о самом итоге, поскольку не совсем понятно о чем собственно идет речь. «Духовную реализацию», «просветление», самадхи невозможно выразить или определить словами. Поэтому желательно поискать хотя бы косвенные критерии успешности регулярной, квалифицированной практики. Слабость литературы по хатха -йоге заключается в отсутствии фактических данных по результатам практики. Есть несколько трудов по физиологии в которых отражены изменения в физиологических процессах, но к чему это приводит в длительной перспективе совершенно не понятно. Можно было бы предложить в качестве косвенных критериев занятий хатха-йогой продолжительность жизни йогов и их здоровье (частоту и характер заболеваний), а также качество их жизни. Однако мне трудно судить существуют ли вообще такие данные(возможно я просто их не знаю) поскольку сами «классические» йоги навряд ли будут согласны с такими критериями и все сведут к трансцендентным явлениям. Если анализировать продолжительность жизни самих Гуру, то это во первых небольшой материал, а во вторых не очень оптимистичный. (Кстати традиция Кришнамачарьи демонстрирует хорошую статистику, правда тоже весьма ограниченную.) Интервал их пребывания в этом мире обычно не выходит за пределы сроков жизни обычных людей не практикующих ни каких физических (психофизических) систем тренинга. Красота и качество исполнения асан, к сожалению ничего не говорят об эффекте достигаемом в результате их исполнения. Тем более что история их возникновения и использования весьма туманна и неопределенна. У меня нет сомнения в полезности практики хатха –йоги так как непрерывно практикую более 10 лет и следовательно уже имею некоторое представление о хатха –йоге. Однако хотелось бы кое-что прояснить на чисто теоретическом уровне и не повторять не нужных ошибок или ожидать тех результатов практики, которых она дать не может. Строгость исполнения асан это тоже, по всей вероятности, порождение 20 века и не имеет глубоких корней. Кстати о корнях возникновения традиции Кришнамачарьи. Его ученики упоминают, что у него был буддийский учитель. И он мог учить его янтра йоге (трул-кхор например). Отсюда и стремление к «динамике». Это предположение покоится на каком-то сайте. Однако его стиль сильно отличается от того которому учит Чогьял Намкай Норбу Ринпоче как по технике исполнения асан так и по системе дыхания в них. Однако до недавнего времени в области янтра – йоги также практически не было доступных письменных источников фиксирующих традицию. Существуют ли они вообще? Коренные тексты буддистов весьма лапидарны по стилю и обычно содержат очень ограниченный материал. Сам Намкай Норбу Ринпоче постулирует появление Трул-Кхор в Тибете из Индии в 8 веке нашей эры. Если это достоверно, то динамические практики йоги могли существовать в период времени близкий к созданию «Гхеранда – Самхиты». «Хатха – йога прадипика» и «Шива самхита», как известно, более поздние тексты. Не исключено, что в Тибете могут существовать и другие динамические традиции. Может ли кто- то дать их обзор? Одним словом здесь больше предположений чем фактов.
Теперь коротко о «классической» хатха-йоге. Основополагающим письменным трудом принято считать «Йога сутру» Махариши Патанджали. Там среди 8 ступеней есть «Асана», которая должна быть «устойчивой и удобной», но больше там нет ничего, что можно было бы отнести к современному разделу об асанах хатха -йоги. Причем, некоторые позднейшие публикации («Шива самхита») упоминают только сидячие асаны для медитации. Собственно асаны, отличные от сидячих, присутствуют только в «Гхеранда – Самхите» и «Хатха – йога прадипике». Есть еще разумеется ряд материалов, например, зарисовки традиций Майсорского дворца, но они довольно поздние. Недавно была статья по истории асан, которая живет в интернете, а также уже упомянутая статья Сьемана. Есть конечно Хараппские печати на которых изображен возможно Шива, но также в сидячих(?) асанах. В «Хатха – йога прадипике» говорится, что с помощью хатха –йоги можно достичь результатов Раджа –йоги. Вот собственно и все наиболее «древние» знания о хатха -йоге на мой неофитский взгляд. Причем, если учесть, что наиболее ранняя «Гхеранда – Самхита» датируется весьма неопределенно от 7 до 15 века ( «Путь Шивы»), то возраст письменной фиксации «классической» традиции не так уж велик.
Хотелось бы немного проанализировать саму «классическую» традицию. Обычно считается, что это статический стиль предусматривающий более или менее длительную фиксацию в асане. Об этом пишут Свами Шивананда и его ученики (Свами Сатьянанда, Вишнудевананда и др.), а также представители и других школ принадлежащих к этому направлению. К слову сказать в динамических традициях (аштанга –виньяса, трул-кхор) также присутствует фиксация в асанах. Однако сама продолжительность выполнения асан упоминается в шиваитских источниках только для некоторых (Ширшасана она же Випарита Карани). И тем более ни в каких ранних (древних) источниках вообще не говорится о том, что сейчас называется технологией хатха -йоги. Последовательности асан, время фиксации, интервал между асанами дыхание в асанах вообще нигде не упоминаются (или это пробелы в моем образовании?).
Повторюсь, что интуитивно я почему- то не сомневаюсь в необходимости практики асан (не только сидячих). Однако насколько можно судить о том, что асаны (кроме сидячих) вообще имеют отношение к Аштанга –йоге Патанджали? То, что вы называете «Классической йогой»?. К примеру, многие школы индуистов, буддистов и тантриков обходятся без практики асан, а некоторые даже не рекомендуют их применение. Здесь уместно упомянуть историю, которую цитирует кажется Съеман, о поисках в течении 9 лет в Тбете реализованных йогов, которые закончились ни чем, а вернее тем, что Гхеранда-самхита была выброшена искателем.
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Re: об истории асан

Сообщение Майкл »

Большое спасибо за ваш обзор. Мне он очень понравился.
Я не буду пытаться заменить Виктора Сергеевича или пытаться ответить на ваши вопросы, а только выскажу несколько замечаний в тему.

1. Динамический или статический характер практики определяется климатом местности в которой она возникла. Та же Индия является набором от тропического климатата до холодного климата Гималаев, поэтому там представлен полный спектр школ.

2. Из традиции Патанджали не следует традиция асан, как мы это понимаем, т.к. для Патанджали асана лишь положение тела удобное для медитации.

3. Если мы вообще говорим о какой то традиции физических движений, то надо хорошо понимать их место и роль в системе йоги. Так известный автор Шримат Кувалаянанда говорил, что не существует никакого физического движения, которое может дать хотя бы одну сотую эффекта дыхательных практик. Т.е. между третьей ступенью аштанга йоги и четвертой ступенью находится пропасть.

4. Если мы говорим о целях йоги, то всегда надо разделять йогу для здоровья и йогу для духовных целей, т.к. многие мистики и духовные учителя явно не отличались крепким здоровьем, им не занимались и умерли в очень раннем возрасте. Хотя, как я себе это понимаю, большинству хочется извлечь выгоду из обоих направлений. :)) Но тогда йога для здоровья должна идти первой.

5. Хатха йога это тантрическая система, которая возникла в 5-10 веках нашей эры. Ее основоположниками считают Матсиендру и Горакша натхов. Основная идея этой системы заключается в том, что единственным средством воздействия на ум практикующего является его тело, т.е. оправдывается сама идея физических упражнений. Но в целом это такая же традиция с таким же целями как и у Патанджали.
Самым древним текстом является Горакша сатака, хотя там представления о физических упражнениях сильно разнятся от принятых сейчас.

6. Я думаю, что эволюционный скачок от традиции Патанджали к хатха йоге Матсиендры и Горакши ни чуть не меньший, чем от традиции хатха йогов к традиции йоги 20 века.

7. Традиция Кришнамачарьи является порождением 20 века и несет в себе помимо традиционных знаний йоги также знания почерпнутые из современных западных физкультурных систем и медицины.
Но традиции Сатьянанды или Брахмачари не более аутентичны, чем у Кришнамачарьи. Они тоже порождение 20 века.
Сочетание динамических упражнений и упражнений с большой выдержкой, кстати, присутствуют во всех системах, а не только у Кришнамачарьи.
Помимо скандально известной Йога Корунтны написанной Ваманой в традиции Кришнамачарьи есть еще Йога Яджнавалкья, Йога Рахасья написанная Натхамуни (от него ведет свой род Кришнамачарья).

8. Работу Сьомана нельзя считать авторитетом в чем либо, т.к. даже мои скромные попытки повторить ход его рассуждений и пройтись по источникам им указанным натолкнули на простую идею, что Сьоман даже не удосужился прочитать то, на что ссылается и делает выводы противоположные авторам на которых ссылается.
Но библиография у него очень хорошая.

Вот так, примерно. :)) Еще раз спасибо за ваш обзор.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответ Джине об истории асан

Сообщение Виктор »

Уважаемая Джина, хочу поблагодарить Вас за хороший вопрос а Майкла – за отличный обзор. Но хочу ответить в несколько ином ракурсе, поскольку вопрос об истории происхождения асан неминуемо упирается в проблему сущности йоги как таковой.
Если Вы внимательно прочитали главы моей второй книги «Тело» и «Асана», то могли увидеть, что там достаточно подробно анализируются основные положения «Сутр» Патанджали, из которых и вытекает, собственно, вся традиционная технология выполнения асан, которую я и называю классическим исполнением.
Очень трудно установить подлинную историю происхождения и развития асан, тем более, что Патанджали назвал свою работу «анушасана», т.е – «следующей за», не эксклюзивной работой, но лишь обобщением уже известного ранее.
Если взять «Бхагавадгиту», возникновение которой датируется вторым или третьим веком до н.э. но чуть позже труда Патанджали, то в главе четвертой, шлоке второй находим: «Так, принимая один от другого, ее познавали царственные риши, но через длительное время эта йога утратилась, Парантапа».
Известно, что цель Раджа-йоги Патанджали - самадхи. «Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы – физическими и психическими. Физическое тело, активная воля и познающий разум должны быть подчинены контролю. Патанджали настаивал на определенной практике, целью которой является освобождение тела от того, что его беспокоит и от грязных примесей. Йогататтва-упанишада говорит о четырех видах йоги: мантрайоге, лайяйоге, хатхайоге и раджайоге. Йога Патанджали относится к этому последнему виду, так как она подробно рассматривает процесс успокоения разума и достижения самадхи. Хатхайога считает, что деятельность тела может быть ему (разуму0 подчинена. Контроль над телом является частью и йоги Патанджали. Йога в качестве технического термина встречается в упанишадах «Катхе», «Тайттирийе» и «Майтраяни»… Будда употреблял йогу… Комментарий Вьясы к «Йога-сутре» (IV столетие н.э) дает общепринятое изложение принципов йоги. Вачаспати написал глоссарий на «Бхашью» Вьясы, называемый «Таттвавайшаради» (IX столетие н.э). «Раджамартанда» Бходжи представляет работу значительной ценности. «Йогаварттика» Виджнянабхикшу, подстрочный комментарий на «Йога-бхашью» и «Йогасарасанграха» является полезным руководством…» (С.Радхакришнан : «Индийская философия», М., ИИЛ, 1957, т.2, с.297-301).
«Комментаторы тщательно разработали детали о различных видах положения тела. Последние стадии йоги требуют большой физической выносливости, и нет недостатка в случаях, когда напряженная духовная жизнь настолько переутомляет тело, что приводит к его разрушению, и поэтому тело – это ПЕРВОЕ, что должно быть подчинено контролю. Хатхайога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению» (там же, с. 313).
Видите, Джина, какие еще есть работы по йоге и сколько – причем в русле именно Патанджали, но кто их видел и читал? Вот про «Йога-корунта» знают, а «Бхашью», «Таттвавайшаради», «Йогаварттику» – фиг, - почему?
Б.Л.Смирнов пишет: «Памятник позднего средневековья Хатхайогапрадипика…» («Побоище палицами», Ашхабад, 1963 год, с. 198, гл. «Асана»).
«К асанам иногда относят и некоторые динамические физкультурные приемы (Сурья и Чандра намаскара - В.Б.). По существу всякое НАСТОЯЩЕЕ йогическое упражнение стремится подавит проявление гуны раджас, а потому ДОЛЖНО БЫТЬ статичным, а НЕ ДИНАМИЧНЫМ. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные. Цель физкультурных асан – укрепить тело, сделать его более выносливым, упрочить те или иные токи действия, которые …называются пранами. Цель медитационных асан – создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание. Для обеих групп при выполнении данной асаны СЧИТАЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СОХРАНЕНИЕ ПОЛНОЙ НЕПОДВИЖНОСТИ. Это требование обосновывается необходимостью успокоения гун, без которого, по убеждению йогических писаний, невозможно достичь цели йоги – уравновешенности (ср. Гита, II, 48). С точки зрения европейской физиологии, нужно поддерживать статическое напряжение мышц, чтобы создать ровное, бесперебойное течение нервного импульса, направляемого в данную мышцу или группу мышц. При асанах первой группы напряжение должно быть максимальным, при асанах второй группы – минимальным» (там же, с. 201).
Ну вот теперь, глядите, Джина, что получается: я специально взял выписки из классиков, чтобы на меня не наезжали поклонники Аштанга-виньясы и «сидовских «кругов»: асана – начиная с Патанджали – есть:
1. неподвижная – статическая, не динамическая, т.е – лишенная движения,
2. удобная,
3. максимально напряженная или
4. максимально расслабленная
фиксированная во времени и пространстве форма тела.
Причем в «Сутрах» сказано:
«II, 47: При прекращении усилия (или) сосредоточении на бесконечном…
Опущенная часть предложения: Асана достигается…
Совершенство асаны достигается при ПОЛНОМ снятии напряжения, благодаря чему прекращаются (ВСЕ) движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном («Классическая йога», ППВ CIX, ГРВЛ, М.,1992, с. 143).
Видите, какая получается интересная «история с географией» - ну нет нигде, хоть тресни, в серьезной литературе и первоисточниках никакого намека на «динамику», окромя ее родоначальника Кришнамачарьи. Напротив – подчеркивается и всячески обосновывается корифеями, такими, как Радхакришнан и Смирнов, неподвижность асан.
А если так, то смотрим дальше: как можно удержать максимальное напряжение в асане долго? Ясно, только в одном случае: когда то, что работает – работает по минимуму, то, что не участвует в сохранении данной формы – полностью расслаблено. А если еще и сосредоточиться при этом на бесконечном – это значит отключить сознание, и мы получаем медитативное исполнение асаны, причем – любой. В общем вся цепочка моих рассуждений, повторяю, изложена в книге.
А вот КАКИЕ асаны нужны или более пригодны для медитации и для чистой работы с телом - это уже другой вопрос, но я так думаю, что все безумие акробатики, наблюдаемой сегодня у «крутых динамиков» никому вообще не надо, поскольку это НЕ ТОТ СПОСОБ сдвигания крыши, который сохраняет ПОКОЙ, необходимый для внуитрипсихической коммуникации.
Ведь можно изменить восприятие, скажем, регулировкой дыхания или ментальной релаксацией, а можно и кирпичом по голове. И следствия РАЗНЫХ способов изменения состояния сознания – а это и есть цель традиционной йоги – также будут разными. Что мы и видим: у «динамиков» физический перегрев, эйфория, кундалини, глаза на лбу – «добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Какое ЭТО освобождение и от ЧЕГО? Выход за пределы восприятия? Выход – куда и зачем? Как говорил, по-моему, такой поэт Атилла Йожеф: «Даже если тебе удастся прошибить башкой стену тюрьмы, ты всего-навсего окажешься в соседней камере». Вот внутри себя – да, там нет предела, но «динамики» с психикой не имеют дела вообще – с точки зрения ВХОДА туда и ПРЕБЫВАНИЯ там с целью информационной перегруппировки, они сминают ее, как промокашку, так и эдак и тащатся от эффектов, при этом переживаемых. Но переживания эти не информативны и ничего не добавляют к информационному багажу личности, скорее девальвируют его постоянным обалдением.
А у «статиков» все понятно и объяснено еще Патанджали – самьяма, или с физическим компонентом, т.е. прямо во время практики асан (которым для этого вовсе не надо быть слишком сложными, вероятно именно потому их даже средневековая Тантра использовала немного – см. «Гхеранда» и «Шива» самхиты и «Прадипику» Сватмарамы), или в конкретной и специальной медитации.
Так что история асан – это забавная вещь.
А изменения, которые происходят с человеком в результате успешной традиционной практики известны, и об этих эффектах я тоже писал.
И я хочу сказать Вам следующее: все богатство асан, «обнаруженных» и «реконструированных» Айенгаром (как это вкручивал нам Биреа) – ерунда, так же, как и пресловутый «корпус динамических практик», аналогично и при столь же туманных обстоятельствах «обнаруженный» Лаппой. Все это новодел, выдумка, подстава – легче выдумать, тем более когда у тебя есть данные для красивой подачи своей версии. Даже с точки зрения обеспечения здоровья (что, собственно, и является целью Хатха-йоги) при самых разных исходных проблемах бешеное разнообразие всех этих красот – сетов, уровней, виньяс и прочей дребедени и на дух не надо, нужный эффект достигается намного проще – работает та же бритва Оккама. Крутизна же ведет со временем только к истощению и растрате имеющегося потенциала, ни на шаг не приближая нас к покою, уравновешенности, самьяме и самадхи.
Отсюда история асан – вообще надуманное понятие, все необходимое уже было раньше и есть сейчас, все что наверчено вокруг этого в двадцатом веке – колеса. Если довести до анатомического предела хотя бы даже те асаны, что предлагает «Гхеранда самхита», крутизна будет не меньшей, нежели у Сида – так я думаю.
Буддизм же, а с ним и йога, уже первоначально трансформированная буддизмом, попали в тот же Тибет только в 7 веке нашей эры, и что там они с этой йогой сделали можно судить по тому, что осталось от ее первоначального вида – т.е. ничего.
Что же до «динамики» то тут четко виден знакомый подход, как в позднем буддизме Махаяны и Ваджраяны: постфактум было объявлено, что Будда проповедовал все эти учения, но мало кому, потому что ТОГДА мало кто мог это понять. А вот теперь как раз время и настало это обнародовать…
На самом деле все еще проще – если говорить касательно роли Кришнамачарьи в йоге, это как строка из песни: «Я тебя слепила из того, что было, а потом что было – то и полюбила…»
Меня постоянно упрекают, что я, дескать, объясняю технологию вот так, а другие – вот так ее видят, так почему я правильней их? Нет, не правильней, но есть нюанс: для объяснения сути йоги с современных позиций я не привлекаю для рассмотрения ничего нового! Ни всяких «Йога-корунт», ни ранее утраченного, а затем счастливо найденнного «корпуса динамических практик», ни прочей, произведенной современными умельцами «лапши».
Теперь несколько соображений в рамках классификации Майкла.
Первое. Вот глядите, пусть у нас в Москве нынче лето. И ходим мы с Вами в легкой одежде, и функционируем по жизни в шортах и маечках. Но вот наступает лютая зима, и что же? Прикиньте, что мы не желаем менять форму одежды, а начинаем быстрее двигаться - чтоб не дать дуба раньше срока, бегаем, мечемся, функционируем по-иному - что делать, климат сменился… Странно, да? Вы скажете, конечно: а где мозги? Для чего люди строят тогда у нас тут дома, делают отопление, шьют одежду теплую? Конечно для того, чтобы не зависеть от погоды! На то они и люди, чтобы создавать для себя такие условия существования, какие их устраивают. А думается мне, что индийцы, хоть и древние, были в этом плане не тупее нас, отчего и скепсис меня одолевает, когда я слышу о том, что холодно ведь в Тибете и Гималаях, вот бедные йоги и вынуждены были плюнуть на изначальный постулат о требуемой неподвижности асан и резко засуетиться. Вместо того, чтобы, как это обычно делает человек, не дубеть на холоде, но создать потребный микроклимат. Они там, похоже, вообще огня не знали, или им просто в голову не приходило развести его именно при практике йоги… Или помещение протопить… Интересно при этом, что респы, когда сушили под открытым небом на голом теле мокрую материю или сидя протаивали лед – не двигались при этом, собаки! Неподвижность сохраняли, не «динамика» их спасала, но внутренняя, психическая работа…
Ритуал ведь религиозный и состоит в том, что он всегда сохраняется неизменным, в любых условиях. А йога в Тибете да и не только в нем, во времена прежние всегда была религиозной. Представьте себе, как те же индуисты либо буддисты в Тибете и Гималаях мечутся, дрожа от холода во время сатсангов, пуджи и всего прочего – холодно им, греться надо в динамике! Смешно? Вот и мне тоже смешно. Не объяснение это – климат, а странно: понизить температуру воздуха градусов на пять – одна школа йоги, еще на пяток – другая, и так далее. Изменение базовых принципов йоги в зависимости от температуры - слишком сложно и мало правдоподобно, про крайней мере для меня. Скорее всего это неверная посылка, не по этой причине перелицовывали йогу. Отцы христианской церкви, например, в своем умном делании ВСЕГДА соблюдали одну и ту же технологию, и в заледенелых зимой монастырях русского Севера, и в Новом Афоне.
Второе: Вьяса и Вачаспати Мишра весьма тщательно комментировали текст Патанджали, в том числе и в отношении асан, и нет там у них ДВИЖЕНИЯ В АСАНЕ, асана неподвижна, следовательно остаются только движения по входу в позу и выходу из нее. Есть и философское обоснование этой неподвижности – прекращение гуны раджас, и материальное, по мнению Радхакришнана, например (да и не только) тело должно быть абсолютно здоровым для успешного осуществления духовной трансформации, так? Логично, что и такое оздоровление происходит посредством статичного исполнения асан, и дальнейшее продвижение в йоге осуществляется на основе навыков, полученных в этой статике, – самьяма, которая ТАКЖЕ отличается неподвижностью тела, не нужны в ней навыки, полученные в процессе накручивания «кругов» или «виньяс», они не из той оперы!
Вот и получается просветление саттвическое – дайте мутной воде отстояться и она очистится (фраза Лао Цзы), и раджасическое, кайфовое, от перегрева, перегрузочные глюки, с которыми все пытаются что-то делать, примерно как Гроф пытался выстроить классификацию того, что вылезает в процессе холотропного дыхания. И говорят мне приходящие: такая энергия шибает от практики «по Сиду», только злой я какой-то стал, дома все летит и рушится, и в работе заклинивает, и сам не понимаю что со мной происходит…
Сколько угодно сложности, «динамики», энергии, но элементарный покой – где? Разрушает бытие этот «подогрев», однако, сколько не смотрю на корифеев и представителей – не радостно, нет впечатления гармонии, одна только ярость неофитов и фанатиков.
Третье: если Вы заметили, я говорю о Хатха-йоге только как о способе для достижения внутрипсихической коммуникации – во времена Патанджали это называли единение с Богом или самадхи. В процессе движения к этому неизбежны этапы - оздоровление психосоматики, ментальная релаксация, очищение бессознательного. И все это следствия НЕ количества и сложности выполняемых асан, а СТИЛЯ их выполнения, который вытекает из рекомендаций Патанджали и комментаторов и базируется на саттвичности (атрибутами ее является спонтанность, гармонизация, сила покоя). Не имеют, в общем, значения такие вещи, как последовательность выполняемых асан и количество, это в итоге зависит только от исходного состояния человека и подбирается индивидуально. Здесь можно хотя бы извлечь пользу из ужасного количества поз, предлагаемых Айенгаром или, скажем, сто восьмым Свами – отобрать то, что соответствует изначальной гибкости человека. В случае классики асаны есть средство для обеспечения самонастройки, самоотстройки сознания, тела, психики в целом, система очищается от ядовитых последствий (или остатков) омраченного поведения, основанного на желаниях, представлениях ума, концепциях, логике, слабостях и т.д. Оздоровительный или терапевтический эффект здесь лишь часть эффекта общей гармонизации. Потом, когда все очищено и подготовлено - пожалуйте в самьяму, если есть желание и время. Разбирайтесь со своими целями и путями как угодно, теперь у Вас есть здоровье, покой и средства для дальнейшего продвижения в йоге.
И все это – следствия из подхода Патанджали – я ничего не придумал, только объяснил узкие места и детализировал действия йоги, основанные на неизменности законов функционирования человеческого тела и психики, почему и называл это технологией. Да, практика асан и пранаям – работа с телом – есть средство воздействия не сознание, но ПРОИСТЕКАЮЩЕЕ из рекомендаций Патанджали и комментаторов - оно влияет НЕ ТОЛЬКО на сознание, но и на психику в целом, приводя к ее интеграции. Чем не может «похвалиться» никакая «динамика», поскольку у нее нет средств даже поставить такую задачу, а не то что решать ее. Случится ли в процессе такой интеграции контакт с Единым – это вопрос случая. Кроме того гармония покоя дает силу, и соответствующие саттвические сиддхи.
Удел «динамики» (начиная с ее самых древних и эффективных методов) в лучшем случае – удачное пробуждение Кундалини - ломка, тряска, экстаз, слияние чего-то с чем-то и обретение крутых сиддх, с помощью которых можно рвать и метать мироздание, ничем за это не расплачиваясь.
Четвертое: мое мнение вопреки мнению Майкла, таково, что от традиции Патанджали к хатха йоге Матсиендры и Горакши действительно произошел скачок, но ИНволюционный, а в прошлом веке традиция (не без помощи Кришнамачарьи и его апологетов) деградировала донельзя. Есть даже чистая аналогия этому в эволюционном развитии биологических видов: тупиковые, вырождающиеся виды крайне усложняются и специализируются, дробятся - так сказать растекаются вширь, порой смысл уходит в завитушки и украшательство, бесконечное повторение, стремление к зацикливанию - все се это мы видим в «новой» йоге.
Извините за длинный постинг, но и тема не короткая :)))
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан

Сообщение Ю.Т. »

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан
Dima
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 2 апр 2003, 08:12

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан

Сообщение Dima »

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан

Сообщение Ю.Т. »

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан

Сообщение Федор »

Re: Вопрос Виктору Сергеевичу об истории асан
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Re: Ответ Джине об истории асан

Сообщение Майкл »

Спасибо, Виктор, за ваш развернутый ответ. Тема действительно очень обширна, чтобы ответить в двух словах. Прочитал полностью ваш ответ, хочу только заметить, что немного тяжело читать из-за обилия длиных цитат. Это же не академический труд, а общение в конфе, можно немного и сократить. :)) Но это мелочи, теперь несколько комментариев.

1. Отношение к эволюции. Мне кажется, эволюция это непрерывный процесс движения к какой либо абстрактной цели сегодняшними методами. На каждом этапе берутся новые методы, если они проходят испытание временем и эффективны, то они остаются, если нет - отмирают. И процесс этот бесконечен. Достижение конечной точки - это смерть, коллапс, после которой все разрушается и процесс начинается с начала.
В вашем понимании йога Патанджали это кульминация развития йоги и после нее ничего развить уже невозможно. Это сродни утопическим идеям о достижении коммунистического общества, которые родились в 19 веке. Но мы то живем в 21 веке уже!
Я рассматриваю йогу Патанджали, хатха йогу Матсиендры и йогу 20 века, как непрерывный эволюционный процесс. Более того, принципиальное отличие йоги 20 века от всех предыдущих в том, что йога перестала быть чисто индийским явлением. После длительной колонизации Индии англичанами, йога впитала современные западные идеи, а запад впитал йогу. Интеграция - это логичный шаг в эволюции, т.к. западная наука может предложить что-то йоге и может многому научиться у йоги. Но это тоже не конечная точка, многое со временем будет отброшено. Не мной и не вами - временем.
Это противоречит вашему подходу.

2. Странна ваша нелюбовь к Кришнамачарье и его модификации йоги 20 века. А как же Сатьянанда и его йога нидра, придуманная в 20 веке? А вы знаете, что у Сатьянанды тоже есть динамические упражнения и очень тяжелые упражнения? А уринотерапия Сатьянанды? А Брахмачари? А его сукшма вьяяма, изобретенная в 20 веке? Все, как в вашей песне - что было, то и полюбила.
На мой взгляд величие этих людей в том, что они не стояли на идеях йогического фундаментализма, а были открыты к новому. Поэтому они стали частью эволюции. Фундаментализм это всегда стагнация и регресс.

3. Я думаю дело в вашем серьезном отношении к гуне раджаса. Вы считаете ее главным врагом, которого йога должна побороть.
А йога это равновесие. Есть пара противоположных сил: раджас и тамас. Их равновесие поддерживается саттвой. Есть сезонные колебание раджаса и тамаса между зимой и летом (!), есть возрастные колебания от юности к старости. КАждый раз саттва поддерживает это равновесие и, когда они расстворяются друг в друге - достигается йога.
Это очень важный концепт, а раджас не важнее других.
Опять противоречие.

4. Патанжали и асаны. Смирнов и Кувалаянанда.
Как известно академик Смирнов не занимался йогой, а был врачом и востоковедом. У него не было своего фактического материала для серьезных выводов, практические идеи и исследования о хатха йоге он почерпнул из работ Кувалаянанды и его ашрама.
О чем же писал Кувалаянанда? В своих работах Шримат Кувалаянанда делил асаны на медитативные и культурные, т.е. искусственно полученные (похоже на вашу цитату Смирнова, правда? Только не физкультурные).
Медитативные асаны - это асаны в которых устраняется воздействие на ум практикующего, и они используются для достижения дхьяны, дхараны и самадхи. Но медитативные асаны не имеют физиологического эффекта! И не служат для его получения!
Культурные асаны - это асаны для тренировки, прежде всего, нервной и эндокринной систем, чтобы подготовить практикующего к дальнейшей духовной практике.
Вы упорно не хотите замечать, что Патанжали говорил только о медитативных асанах, т.к это прямой путь к цели йоги. И никогда не говорил о тренировочном воздействии асан. Поэтому вы постоянно приписываете одно к другому.

Виктор, я очень уважаю то, что вы делаете. Мне только кажется, что вы сильно запали на борьбу с Сидерским, восемью кругами, виньясами и прочей динамикой. Это мешает вам двигаться вперед.
Мне кажется правильное отношение это посмотреть на них, послушать и идти дальше, не цепляясь за прошлое, как и предписывает вайрагья. Спасибо, если дочитали меня до конца.
Juzz
Сообщения: 487
Зарегистрирован: 17 мар 2002, 13:05
Откуда: Киев
Поблагодарили: 3 раза

А кони бегали по кругу...

Сообщение Juzz »

А кони бегали по кругу...
Talk is expensive, silence is free
Juzz
Сообщения: 487
Зарегистрирован: 17 мар 2002, 13:05
Откуда: Киев
Поблагодарили: 3 раза

Фраза из анекдота...

Сообщение Juzz »

Фраза из анекдота...
Talk is expensive, silence is free
Witness
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 26 апр 2002, 04:27

А как же Аюрведа?

Сообщение Witness »

А как же Аюрведа?
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: А кони бегали по кругу...

Сообщение Ю.Т. »

Re: А кони бегали по кругу...
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Да она и в Африке Аюрведа:)

Сообщение Виктор »

Да она и в Африке Аюрведа:)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответ Джине об истории асан - для Майкла

Сообщение Виктор »

Благодарю Вас, Майкл, за то, что оперативно откликнулись, надеюсь что в данном случае полемика не вредна как тем, кто ее ведет, так и слушателям. Хотя я призываю их становиться участниками – тема-то какая горячая. Господа корифеи, скажите свое веское йоговское слово по поводу вопроса Джины и наших с Майклом прений - АЮТ, СМАРТи, йог Урт, Орлангур, Ха Эм Вий – где Вы?! Да и сама Джина куда-то пропала…
Итак, Майкл, по пункту первому Вашего ответа на мой ответ Джине.
Конечно, эволюция дело тотальное и всеобщее. Но Вы пожалуй упустили из виду, что с той поры, как человек стал человеком, он как перестал развиваться как биологический вид, этот процесс перешел в социальную плоскость. Организменное развитие застопорилось полностью, развитие перешло внутрь, по «линии» ЦНС. Отсюда ясно, что, как метод, йога продолжает базироваться на тех же самых психофизиологических принципах и механизмах, эволюция как раз их и не коснулась.
Эволюция социального статуса йоги – отношение к ней в Индии, мире, России – не имеет отношения к разбираемой нами теме, потому что ЛЮБАЯ йога сегодня опирается на ту же структуру «матчасти» что и во времена Патанджали. Так какой смысл придумывать новое в ЭТОМ плане? И что, собственно, новое МОЖНО придумать? Я уже говорил: это то же самое, что лучше дышать, ходить, переваривать пищу – лучше или эволюционней чего?
И никакие новые идеи не создадут для новой йоги новое психофизологическое обоснование – его просто нет. Отсюда я и заключаю, что попытки найти новое в не изменившемся (когда речь идет о Хатха-йоге) – утопия, понимаете?
Второе. Кришнамачарья на мой взгляд плох тем, что дал зеленый свет неограниченному эксперименстаторству. Представьте на том же примере – что далеко ходить, вот Бутейко со своим «методом», что он говорит? Надо научить людей ВСЕГО мира правильно, поверхностно дышать. И тогда всем болезням – кранты. Но тут особо не пошебуршишься, и патология, и наука и результаты этого переучивания быстро показали, что есть и сам Бутейко и его идеи. Дыхание – слишком узкий сектор, чтобы можно было морочить людям головы. А вот с телом – неограниченные возможности! Оно черт знает что стерпеть может, вот Кришнамачарья и модифицировал все, до чего сумел дотянуться, потому я и считаю его йоговским Бутейко. А последователи и апологеты – так те просто сказали, как мне когда-то Лаппа: - Да умерла уже это старая йога, людям нужно что-то современное…
И пошла «динамика» гулять по миру, как ленинская революция.
А культура – это, между прочим умение не отбрасывать старое, а сохранять, изучая, разбираясь и применяя. Сколько старинных рецептов утрачено в самых разных областях человеческой деятельности! Люди и рады бы сейчас – да не могут найти КАК сделано то или это. Так вот йога Патанджали – такой же рецепт, только закапывают его сознательно и на глазах у всех полузнайки, изобретатели «лучшего».
Третье. Гуну раджас считаю врагом не я, но философия санкхья-йоги. Да и врагом – это неверное определение. Вы прекрасно знаете, что вся западная цивилизация – плод непрерывного человеческого усилия. Ото есть та самая гуна раджас неограниченно проявлялась во многих поколениях и эксплуатировалась другими людьми, государствами и религиями. Печальная компенсация издержек и перехлестов этой гиперактивности неуклонно развивалась в веках - алкоголь, наркотики, их суррогаты, а сегодня еще и «химия». Именно традиционная йога (не «динамическкая», та «гребет» туда же – вызов, усилие, пот, контроль, давай-даввай, шуруй-шуруй, результат, управление и т.д.) как раз и может дать каждому индивиду, а следовательно и обществу тот недостаток уравновешенности (саттвичности) которого на всех уровнях социальной организации Запада категорически недостает. Как раз классическая йога и достигает равновесия между тамасом и раджасом, но отнюдь не «динамическая» йога, основанная именно на обычном преобладании раджаса (почему в нее и проще «въехать» обывателю, тем более с демонстрациями и посулами «мастеров»). А раджас мы сполна получаем от социума, как и тамас.
Четвертое.
По поводу Б.Л.Смирнова: а Вам не кажется, Майкл, что проделанный им беспримерный труд по переводу Махабхараты, и в том числе (или даже в первую очередь) Бхагавадгиты (которая, как Вам известно, называется Йога-шастрой) просто даже и нельзя рассматривать иначе, как мощнейшую садхану Карма-йоги? И я не сомневаюсь, что его великолепные профессиональные знания в сочетании с ТАКОГО рода деятельностью как раз и дали возможность этому человеку проникнуть в суть йоги так далеко, что об этом могли бы мечтать многие реально практикующие? Ведь на то и ум, когда вследствие треснувшего по темени яблока он видит через частный и ничтожный факт универсальный закон природы.
По поводу асан: Б.Л.Смирнова, как и любого другого автора, я цитирую всегда точно, держа перед собой данную работу. Так вот он так и пишет: физкультурные асаны. Далее: Вьяса жил где-то во втором веке нашей эры и писал комментарии на «Сутры».
А теперь посмотрите, что Вы сказали, Майкл: «Но медитативные асаны не имеют физиологического эффекта! И не служат для его получения! Культурные асаны - это асаны для тренировки, прежде всего, нервной и эндокринной систем, чтобы подготовить практикующего к дальнейшей духовной практике. Вы упорно не хотите замечать, что Патанжали говорил только о медитативных асанах, т.к это прямой путь к цели йоги. И никогда не говорил о тренировочном воздействии асан». Если медитативные асаны, исключительно о которых и говорил Патанджали есть духовная практика, которая обеспечивается ТОЛЬКО культурными асанами (как необходимой подготовкой) то КАК могло существовать одно без другого? Если нет, как таковых, тренировочных асан (культурных у Кувалаянанды, физкультурных – у Смирнова) поскольку Патанджали о них (по Вашим словам выше) даже не упоминал, то ОТКУДА и КАК еще можно получить тренировку нервной и эндокринной систем для успеха в медитации и в духовной практике!? То есть здесь Вы сами себе противоречите, Майкл.
Следовательно не медитационные асаны были, но о них, по-видимому, Патанджали не упомянул, поскольку он даже подлежащее и сказуемое порой опускал в «Сутрах». Но зато комментаторы подробно объяснили исполнительскую суть асан как раз потому, что она инвариантна и для медитационных, и для обычных асан, только в медитационных, где есть долгая полная неподвижность (за исключением вибрационного «отзвука» работы физиологических систем) этот эффект погружения проявлен более полно. Через них проще достигать самадхи, хотя в принципе для самьямы подходят все асаны, которые можно удерживать без какого-либо усилия в течение часа, пусть это даже будет стойка на голове (слизистая носа начинает отекать примерно через час пятнадцать, что нарушает дыхание).
Ну и что касается моей борьбы с Сидом, каковая, по- Вашему, наличествует в моих размышлениях, то Вы ошибаетесь. Мне это ни к чему, один раз написал, сказал – и баста. Сид – российский случай ревизии йоги, он был под боком, я его долгое время наблюдал и потому в своей книге привлек эти наблюдения в качестве сравнительного материала. Линия Паттабхи Джойса столь же показательна, но я просто использовал подручный, более детализированный материал.
Кстати: вот уже полгода я, наконец, спокойно работаю над электронным текстом второй книги, по каждой строке прохожусь, если выйдет когда-то второе издание - оно будет существенно отличаться от предыдущего в том числе и тем, что я выкинул 95% упоминаний о Сиде и прочих. Хватит с них бесплатной рекламы в моих книгах :))
Непременно последую Вашему совету, Майкл, и попытаюсь поглубже вникнуть в суть вайрагьи – спасибо за подсказку.
Всех благ!
Илья (2001)
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 25 янв 2011, 08:32

Тело и медитация

Сообщение Илья (2001) »

Достали меня уже ваши споры...
- Йога есть читта вритти ниродха - остановка колебаний ума. (Определение Патанджали)
- Йога есть жизнь Здесь и Сейчас.
- Йога есть отсутствие привязанности к результатам своего труда.
- Йога есть расширение сознания.
- Йога есть слияние, единение, в конечном счете, осознание недвойственности.
Вопрос только, как это все сделать, да еще и одновременно. И вот для этого и была придумана работа с телом. Созерцание тела.
- Именно оно дает остановку ума (ну-ка, вспомните, какой ум у спортсмена...).
- Именно тело находится здесь и сейчас.
- Сколько ни работай с телом, как ни привязывайся к нему, оно все равно когда-нибудь умрет.
- Как можно реально, без иллюзии, расширить сознание на всю Вселенную, если вы не чувствуете и не управляете тем, что под носом?
- "То, что внутри, подобно тому, что вовне". Внутренние психические структуры тела (чакры) неразрывно связаны с внешним миром, со всеми его планами и аспектами.
В итоге: Йога есть слияние души и тела.
Ощущение тела и управление телом.
Ощущение развивается при работе с расслаблением, статикой. Управление - при работе с движением, динамикой. В организме с ними связаны левая и правая стороны тела, чувствительные и двигательные нейроны, левый и правый каналы тела, ида и пингала, лалана и расана.
Созерцание тела включает в себя равновесие этих двух аспектов.
При этом включается мечта йогина - Канал сушумна, Брахма-нади, Авадхути.
- Йога - это равновесие.
Как к нему прийти: от статики ли к медленной динамике, от активной динамики ли, постепенно замедляя движение, в итоге все равно получится своеобразный спонтанный танец - самовыражение. Способ прихода может быть совершенно любым: будь то через асаны статические или динамические, или через собственно танец, или через мантры, или через бег, или еще через Бог весть что.
gina
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 10:54
Откуда: Ekaterinburg

Re: Ответ Джине об истории асан - для Майкла

Сообщение gina »

Re: Ответ Джине об истории асан - для Майкла
Witness
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 26 апр 2002, 04:27

Re: Да она и в Африке Аюрведа:)

Сообщение Witness »

Re: Да она и в Африке Аюрведа:)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Да она и в Африке Аюрведа:)

Сообщение Виктор »

Re: Да она и в Африке Аюрведа:)
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Re: продолжение

Сообщение Майкл »

Я совершенно согласен с вами, такие обсуждения очень полезны. Полезнее, чем тонны архивов и разговоров ни о чем. :)) Уж одно несомненно - должно появиться желание разобраться в предмете.
Теперь по теме.

1. Т.е. вы считает, что развитие перешло в социальную сферу? И что человек 10 века, проводивший 24 часа в сутки вспахивая землю и сражаясь с врагом или диким зверем , и современный человек, который целый день сидит за рулем машины, жует гамбургер, запивая пепси, или стучит по клавишам на компьютере, это один и тот же человек?
Очень сомневаюсь.
Хотя, даже если это так, я не говорю, что надо отбросить все старое и устремиться в новое.
Есть понятие естественный отбор. Методы сами появляются и исчезают, когда появляются и исчезают группы людей, владеющие и передающие их.
И мы с вами лишь часть этого естественного отбора - то, что останется через 100 лет, то и правильно, то и нужно.
Как можно говорить, что хатха йога Матсиендры была шагом в неправильном направлении, если она прожила более 10 веков?
Как можно говорить, что хатха йога это метод опасного ускорения процесса по сносу крыши и быстрому подъему Кундалини? Эффективность - да. Но опасный - не более опасный, чем то, что было до него.
История цивилизации показывает, что развитие идет от диких варварских методов к более культурным, что ли. :))
Чисто из общих соображений понятно, что изначально йога была шаманской практикой с человеческими жертвоприношениями, пытками, наркотическим трансом, битьем головой о скалы, жуткими и кровавыми ритуалами и т.д. Потом этот ужас стал трансформироваться в цивильные методы и дошел до современной йогической гимнастики на коврике из латекса или хлопка.
Глупо искать в развалинах Хараппы изображений триконасаны с мягким воздействием на эндокринную систему.
Так же глупо искать у Патанжали.
Я думаю нам надо радоваться, что Патанжали не детализировал свои методы тренинга и подготовки к медитации.
Я очень подозреваю, что если бы мы узнали о них, то методы Матсиендры и Горакши, которые жили более чем на 1000 лет позже (только подумайте об этом!) показались бы нам ангельскими цветочками.
Достаточно вспомнить его утверждение, что совершенные способности достигаются через правильное рождение, лекарственные снадобья, аскетизм и сосредоточение.
Что он, более 2000 лет назад, понимал под правильным рождением, снадобьями и аскетизмом? Не дай бог узнать такое. :)) И комментаторы, которые уже не имели прямой связи с первоисточником и были по времени ближе к Матсиендре не смогут менять переубедить.

2. Мне нравится читать работы Смирнова, но и о нем у меня несколько иное представление. Так же как у меня нет иллюзий о практических методах Патанжали, так и про Смирнова я считаю важным понимать, что его роль не в том, что он сидел в тиши кабинета и мог по капле воды судить об океане. (Хотя вы постоянно здесь на конференции проводите идею, что умный и образованный человек способен сделать любой вывод и не нуждается в опыте и эксперименте.) Смирнов прежде всего был практикующий врач и знал человеческий организм не из книг. И в гораздо меньшей степени, конечно, знание литературы по востоку.
Также, как вы понимаете, что вас прежде всего ценят за работу с больными и ваш практический опыт и уж много позже за ваши цитаты из Молодцовой или Сьомана. :-) Только вопрос приоритетов - ничего больше.

3. Надеюсь вы понимаете, что мне нет никакого интереса рекламировать Сидерского или виньяса йогу кому бы то ни было. Мне с этого дивиденты не капают. Так вот, мне кажется, что ваша нелюбовь к Кришнамачарье объясняется желанием перекрыть источник информации Сидерского. Я думаю, что если бы он и Лаппа взяли бы на щит Сатьянанду, то именно Сатьянанда бы "дал зеленый свет неограниченному эксперименстаторству". Буду рад ошибиться.
Я стараюсь, на сколько это получается, очень тщательно изучать наследие обеих этих школ и вижу, что в них обеих есть масса поводов, чтобы покритиковать, включая полусумашедших австралийских барашень Сатьянанды, его непоследовательность и желание прославиться, или подгонку первоисточников под свои идеи у Кришнамачарьи. Но для меня лично они остаются самыми большими авторитетами 20 века, наряду с ранее упомянутым Кувалаянандой.

4. То что вы работаете над второй редакцией своей книги это здорово! Мне кажется, что было бы правильно, чтобы вся критика и обсуждение йогических перекосов свелось бы в одну главу и больше бы нигде не упоминалось. А все остальное место было бы отдано только вашему видению предмета, безотносительно к другим. От этого выиграете и вы и мы, ваши читатели. Спасибо.
Witness
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 26 апр 2002, 04:27

(-) А где границы!

Сообщение Witness »

(-) А где границы!
Ответить