Сущность и значение медитации

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Simbel_D
Сообщения: 694
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 00:54
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Simbel_D »

Виктор писал(а): На фиг нам разбираться в химии пищеварения, разве это пищеварение улучшит? Или излечит его нарушения?
Не улучшит и не излечит.. но только если продукты нормальные а дело - в вас

А если вам суррогатный корм впарить пытаются, и вам надо определить что он противоестественен для вашего пищеварения как красители+загустители+ ароматизаторы+наполнители и всё это правовращающееся.. да под водовку..

Так и тут без детализаций иногда никак, начнёшь на веру воспринимать идеи одного, второй с почти такими же уже рядом стоит и эту же дверцу веры норовит использовать (а я чем хуже?).. ауж лжегурья таких инновационных идей на уши понавешают.. Инновационная поддержка-то на уровне госполитики.. тут и нанокраска с наноцементом и нанокирпичом для наножилья дорогих россиян..
Виктор писал(а):Просто когда чем-то занимаешься (а к йоге это относится особенно), нужно как минимум ХОРОШО ЗНАТЬ тему, ее возможные издержки, тупики и варианты.
И детали своего внутреннего устройства тут часто в помощь
афаик imnsho wbw
dmitriy111
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 17:35
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз

Сообщение dmitriy111 »

А какая самая эффективная техника медитации для улучшения контроля эмоций, ясности сознания?
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Невозможно теоретически выявить различия в эффективности техник, можно сказать, что они одинаковы, а различия возникают лишь в их применении к конкретному человеку. Для того и существуют разнообразные техники - чтобы каждый мог выбрать в соотв. со своей психической конституцией.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

dmitriy111 писал(а):А какая самая эффективная техника медитации для улучшения контроля эмоций, ясности сознания?
Следуйте инструкциям: Дорога возникает под шагами идущего
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение alexyoga »

Про медитацию с зерном
и не только
классный блог профессора психологии
http://berezin-fb.livejournal.com/115917.html#cutid1" onclick="window.open(this.href);return false;
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Даша
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 2 май 2012, 20:56
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Даша »

Не понимаю, зачем нужна самостоятельная медитация. [mmm] Разве 2-х часов асан мало для этого?
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Mykola »

По сути всё едино, но чисто медитативные практики дают более глубокое состояние (при должном владении ими). К тому же выполнение асан не всегда представляется возможным, и медитация оказывается единственным доступным вариантом практики (начиная с наиболее доступной техники - йога-нидры).
За это сообщение автора Mykola поблагодарили (всего 5):
tapas, СерйогА, Даша, EWG, Андрей Дектяренко
Рейтинг: 31.25%
 
Если можешь не писать - не пиши
Аватара пользователя
EWG
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 23 июн 2012, 11:33
Откуда: Ukraine
Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 33 раза

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение EWG »

Mykola писал(а):По сути всё едино, но чисто медитативные практики дают более глубокое состояние (при должном владении ими). К тому же выполнение асан не всегда представляется возможным, и медитация оказывается единственным доступным вариантом практики (начиная с наиболее доступной техники - йога-нидры).
я тут десясятилетние мудрстования копнул слегка.так достаточно внимательно нидру прослушать и получить несколько ответов на супер сложные вопросы. А то прям мурашки по коже от непреодолимости вопроса. Медита́ция (от лат. meditatio — размышление
Да!есть в аудио библиотеке про триггерные точки,там простенько о главном и не надо тонны шлака рубить [cry]
Victoriae Augustorum exercitus cui Languricioae sedit milite
Gosha17
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 11:32
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 28 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Gosha17 »

Наш мастер говорит, что медитация начинаеться после двух часов неподвижности и дыхательных практик, все что до этого времени- ерунда.
После хорошей медитации часто поисходит повышение температуры тела, наступает небольшой оздоровительный кризис, идет выброс желчи, почки активно очищаються, моча может помутнеть, после прохождения криза наступает очень хорошее самочуствие. [:)]
Оно конечно ничего, ежели оно конечно....:)
Даша
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 2 май 2012, 20:56
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 22 раза

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Даша »

Gosha17 писал(а):Наш мастер говорит, что медитация начинаеться после двух часов неподвижности и дыхательных практик, все что до этого времени- ерунда. [:)]
Это дюже круто будет после 2-х часов асан еще и медитировать 2 часа. [oy] Где взять столько времени? А жертвовать асанами в пользу чистой медитации по-моему не правильно. Да и дыхательные практики не всем подходят. Я как пранаяму с задержками бросила (оставила только немного ПД) самочувствие резко улучшилось, а то ВСД просто одолела. Пранаяма - штука коварная...
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение tapas »

Даша писал(а): Это дюже круто будет после 2-х часов асан еще и медитировать 2 часа. [oy] Где взять столько времени?
[:)] Напоминает сообщение автомеханика Kom из темы про ваджроли мудру. Он тоже возмущался по поводу того где люди находят 3 часа времени на то чтоб заниматся любовью, в то время как после работы не только свободное время но и быт и дети за которыми нужен уход. Ну я думаю это дело вкуса, если время есть и желания с силами, то можно заниматся чем нравится и сколько нравится. А вот если времени мало, т.к. на досуге тоже сплошняком заботы, то это будет как то инфантильно столько времени уделять свооему хобби. Надо определятся как жить - в миру или в монастыре а организовывать монастырскую жизнь в миру это эдеотизмЪ ИМХО, тут уж как в анекдоте - или крестик сними, или трусы одень.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Аватара пользователя
Андрей Дектяренко
Преподаватель Школы
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 19:50
Откуда: Киев
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 37 раз
Контактная информация:

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Андрей Дектяренко »

Мастер -ломастер...
Занятия Классической Йогой в Киеве http://realyoga.in.ua/
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Volod_ya »

Gosha17 , передал мнение своего учителя о двух и более часах сохранения устойчивого состояния осознавания, но без детализации на аспектах практики.
Вызывает удивление другое, фильтры восприятия ("глухо как в танке"), искажающие смысл сообщения.
"Чувствовать - это больше чем знать." А.Дюма
Аватара пользователя
Андрей Дектяренко
Преподаватель Школы
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 19:50
Откуда: Киев
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 37 раз
Контактная информация:

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Андрей Дектяренко »

У Патанджали нет понятия медитация. Есть анга Дхьяна.
Что же такое дхьяна?
Занятия Классической Йогой в Киеве http://realyoga.in.ua/
Gosha17
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 11:32
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 28 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Gosha17 »

"два- два с половиной часа -это время концентрации внимания. За это время появляеться точка, вкорой есть маленькое отверстие- то что Ошо называет горчичным зерном. При должной концентрации сознание начинает его удерживать, потом входить в него. При этом в голове возникают золотистые секторы, которые сливаються в одно желтое сияние, ты начинаешь находиться в этом золотом сиянии. Оно может иногда превращаться в фиолетовое свечение, в сознании возикает цветок лотоса. Здесь и начинается медитация- созерцание, наблюдение за цветком лотоса и игрой света вызывает радость, в которой можно пребывать еще несколько часов, усталости нет, есть восторг от божественной красоты происходящего ."

Пересказ...:)
Оно конечно ничего, ежели оно конечно....:)
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение tapas »

Я крайне разачарован [cry] А именно тем как легко люди принимают любой кайф за самадхи, сатори, просветление и т.п. вещи. Уж лучше я всё сведу к фаллич...простите психиатрическому редукционизму чем буду вестись на подобное. Так хочется разобратся и понять а кругом сплошные кривые зеркала [efc]
Гоша, спешали фо ю
-то что процитировали вы но другими словами :
[spoiler="Скрытый текст"]Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны. Святой Симеон, Новый Богослов, описывает молитву мечтателя и плоды ее так: "Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем"– подобно Клопштоку и Мильтону – "Божественные совещания, небесные блага, чины святых Ангелов, селения святых, короче – собирает в воображении своем все, что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы, взирает на небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет. Таким образом мало-помалу кичится сердце его, не понимая того умом; он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтоб сподобил его всегда пребывать в этом делании. Это признак прелести. Такой человек, если и будет безмолвствовать совершенным безмолвием, не может не подвергнуться умоисступлению и сумасшествию. Если же не случится с ним этого – однако ему невозможно никогда достигнуть духовного разума и добродетели или бесстрастия. Таким образом прельстились видевшие свет и сияние этими телесными очами, обонявшие благовония обонянием своим, слышавшие гласы ушами своими. Одни из них возбесновались, и переходили умоповрежденными с места на место; другие приняли беса, преобразившегося в Ангела светлого, прельстились и пребыли неисправленными, даже до конца, не принимая совета ни от кого из братии; иные из них, подучаемые диаволом, убили сами себя: иные низверглись в пропасти, иные удавились.[/spoiler]
-аналогичное упоминание у Юнга :
[spoiler="Скрытый текст"]Много говорят и пишут об опасностях, которые заключает в себе йога, особенно пользующаяся недоброй славой кундалини-йога. Искусственно вызванное психотическое состояние, которое у некоторых предрасположенных индивидуумов при определенных обстоятельствах очень просто может перейти в настоящий психоз, и есть эта опасность, к которой следует относиться со всей серьезностью. Здесь и впрямь речь вдет об опасных вещах, с которыми – говоря на западный манер – не следует иметь "дела". Это было бы вмешательством в судьбу, доходящим до последних глубин человеческого бытия и способным распечатать источник таких страданий, о которых в здравом уме и не грезилось. Им соответствуют адские мучения состояния чоннид, которые наш текст живописует следующим образом.

Бог смерти набросит веревку на твою шею и потащит тебя; <он> отрубит тебе голову, вырвет тебе сердце, выпустит потроха, высосет твой мозг, выпьет твою кровь, пожрет твою плоть и обгложет тебя до костей; а ты не сможешь умереть. Даже когда твое тело будет разрублено на куски, оно вновь восстанет. Раз за разом разрубаемое, оно готовит тебе ужасную боль и муку.

Эти мучения лучше всего передают характер опасности: речь идет о дезинтеграции целостности тела бардо, которое в качестве "subtle body"* являет собой видимый облик души умершего. Психологическим эквивалентом этого расчленения выступает психическая диссоциация в своей губительной форме – шизофрения (расщепление сознания). Эта наиболее часто встречающаяся душевная болезнь заключается главным образом в выраженном "abaissement du niveau mental", с одной стороны упраздняющем нормальное торможение, которое исходит от сознания, а тем самым, с другой стороны, запускающем ничем не сдерживаемую игру бессознательных доминат.[/spoiler]
-о результатах этих сладостных практик упоминал и Виктор, его друг не справился с внезапно нахлынувшим счастьем и :
[spoiler="Скрытый текст"]В 1971-м, когда я начал занятия йогой, среди сложившегося круга знакомых, интересующихся этой темой в Симферополе, оказался главный механик треста «Юждорстрой» Михаил Григорьевич Фортус. Человек в годах, тяжелого характера и мрачного облика, он с самого начала был склонен к фанатизму: «Раз ты йог – не ешь мясо! Соблюдай яму-нияму! Медитируй побольше!»
Сам он таращился на фото гуру Бабаджи минимум по два часа в день, пренебрежительно от нас отмахнувшись: «Ковыряйтесь со своими асанами, если делать больше нечего, а йога – это духовность!»
Понятно, что при такой разнице взглядов пути наши разошлись радикально. А в 1976-м он повесился в своей новой, только что полученной двухкомнатной квартире, приспособленной для медитации. И это лишь один случай, мне известны и другие, не менее печальные истории, хотя и не с таким радикальным концом. [/spoiler]
-доводилось видеть лекцию профессора богословия Осипова А.И., он там тоже рассказывал о монахе который с фантастической скоростью начитывал Иисусову молитву и в итоге почувствовал как язык его ощущает необыкновенно приятную сладость.

Вобщем к чему я. Да такое есть, да это может быть занимательно, но с высокой вероятностью это билет в один конец, т.е. это опасно. Подходит для того кто решил свести счёты с миром, внимание не с жизнью, а с миром, ведь не обязательно всё закончится суицидом, вполне возможно что вы будете живы здоровы, но не совсем здесь. Экзотичный способ решить все проблемы разом поехав крышей. Знаете как в своё время героином лечили алкоголизм, кашель, нимфоманию и прочие болезни которые после такого лечения уже мало тревожили больного. Так что возможно это очень чувственный опыт но это не ещё одна ступень в развитии самого себя(если хотите духовном развитии). Это заигрывание с необычными состояниями сознания, приколы с глюками, причём доступное обычным людям а не каким то продвинутым мастерам. Никакой "романтики". Хотя для приезжих покатит, там где лаптями щи хлебают и верёвкой хлеб режут это самое оно. Даёшь психологический факиризмъ в массы!
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Gosha17
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 11:32
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 28 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Gosha17 »

Да, это вхождение в самадхи.Я там в самадхи не был, не знаю. [cb] Можно много писать об этом, но как писать, не испытав этого?
Человек не выглядит наркоманом, трясущимься в бодене в ожидании медитации, что бы раскумариться, вполне адекватен [;]

Опасность со слов мастера не в "прелести", а в том, что в самадхи раскрываеться много планов, и вероятно- можно уйти в нирвикальпу самадхи и не вернуться.
Грань тонкая, есть дзеновское состояние опасности. Что для просветленного иога значения не имеет. Для нас- имеет значение.
Оно конечно ничего, ежели оно конечно....:)
miha
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 25 апр 2005, 21:38
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 12 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение miha »

tapas вы рассуждаете о том, и оцениваете то, что никогда не испытывали. При этом руководствуетесь страхом. Ничего себе квалифицированное суждение. Это как в том анекдоте :
"Встречаются два еврея:
— Как тебе новая опера?
— Не понравилось. Картавят, фальшивят... Что людям в этой опере нравится?!
— А что ты ходил?
— Да нет, мне Рабинович напел…"
Gosha17 - вы не обижайтесь, но вы такой же. Испытайте это состояние, а потом уже вещайте, если желание останется, а так разговор ни о чем.
За это сообщение автора miha поблагодарили (всего 2):
СерйогА, Андрей Дектяренко
Рейтинг: 12.5%
 
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение tapas »

miha писал(а):tapas вы рассуждаете о том, и оцениваете то, что никогда не испытывали. При этом руководствуетесь страхом. Ничего себе квалифицированное суждение. Это как в том анекдоте :
Я и на розетку ни разу в жизни не мочился, но полагаю мне не стоит проверять каково это. Если у вас проблемы со складыванием два плюс два, то я вам обьясню на пальцах - медитативные практики могут приводить к приятным переживаниям сопровождающимися красивыми видениями и чувственными ощущениями. Кайф + яркие образы без опиатов и ЛСД. Беда только в том что всё неожиданно может смениться на переживания со знаком минус и выключить их простым усилием уже будет нельзя. То что однажды вошло в вашу жизнь, остаётся в ней как минимум на очень долго. Расковыряв дырку в подсознательный мир(личностный или коллективный, не суть важно) вы не сможете уже просто так закрыть её. Это как прорубить отверстие в дамбе Гувера а потом пытаться залепить его скотчем или заклеить бумагой что б вода не текла. Похоже очень на рассказ Стивена Кинга - "Иногда они возвращаются" в котором вдовец спасаясь от злых духов вызывает существо более мощного порядка и после того как всё разрешилось замечает в пустом коридоре школы мелькнувшую тень и вспоминает указание из книги призывов о том что "иногда они возвращаются", т.е. по своей воле, или говоря другими словами - он умудрился проторить дорожку для ещё большей проблемы. Гоша в своём пересказе говорит как раз о том что пара часов втыкания в одну точку открывают возможность наслаждатся красивыми образами переживая при этом своеобразную эйфорию и восторг. Ну и чем это отличается от опыта описанного монахом? Ведь те тоже занимаясь медитативной деятельностью - умудряются видеть Царствие небесное, ангелов(у Гоши цветок лотоса, но так это дело предпочтений и вкусов) и испытывать приятные телесные ощущения и радость. Так что не надо мне лапшу вешать утверждая что говорить о наркоманах может только наркоман. Вся красота ваших переживаний не может являтся аргументом, никакая нуменозность испытанного не превращает глюки, к тому же опасные глюки, в нечто такое о чём говорить можно исключительно с придыханием. Я вам говорю опираясь на то что и до Гоши были описания сходных явлений и описывались они по сути своей тем же языком, но для вас это не аргумент, в аргументах у вас уникальный опыт, оргазм с изыском который конечно же говорит сам за себя. Ну да, ну да.
Если всё ещё не понятно, то вот дополнительная пара примеров. Предлагаю самому найти сходства с описанием Гоши:
-[spoiler="Скрытый текст"]
Ученик. Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою?
Старец. Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. "Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига" - говорил справедливо протоиерей - "удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетическаго подвига". Монах согласился. Чрез несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас разсказывать о своих видениях, - что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: "Не приходила ли вам мысль убить себя?" - "Как же!" - отвечал чиновник: "я уже был кинувшись (Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга.) в Фонтанку, да меня вытащили". Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, - и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами: благоухание и сладость, которые он ощущал были также чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхестественныя состояния вполне духовны (Святой Исаак Сирский, Слово 55.): подвижник соделывается способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественною благодатию, при чем оживают и прочие чувства души, дотоле пребывающие в бездействии (Преподобный Симеон, Новый Богослов, Слово о Вере, Доброт., ч. 1.); принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. "Как отказаться мне от явной благодати!" - возражал он.

Вслушиваясь в поведания чиновника о себе, я почувствовал к нему неизъяснимую жалость, и вместе представлялся он мне каким-то смешным. Например, он сделал монаху следующий вопрос: "Когда от обильной сладости умножится у меня во рту слюна, то она начинает "капать на пол: не грешно ли это?" Точно: находящиеся в бесовской прелести возбуждают к себе сожаление, как не принадлежащие себе и находящиеся, по уму и сердцу, в плену у лукавого, отверженного духа. Представляют они собою и смешное зрелище: посмеянию предаются они овладевшим ими лукавым духом, который привел их в состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни плена своего, ни странности поведения прельщенные не понимают, сколько бы ни были очевидными этот плен, эта странность поведения. Зиму 1828-1829 годов проводил я в Площанской Пустыни (Орловской епархии.). В то время жил там старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, кому угодно было выслушать его, что отсеченная кисть руки соделалась святыми мощами, что она хранится и чествуется благолепно в Московском Симонове монастыре, что он, старец, находясь в Площанской Пустыни в пятистах верстах от Симонова, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. С старцем делалось содрогание, причем он начинал шипеть очень громко: он признавал это явление плодом молитвы; но зрителям оно представлялось извращением себя, достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали его перед глазами старца. Старец приходил в гнев, кидался то на одного, то на другого мальчика, трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в ложном состоянии, в душевном расстройстве.

Когда чиновник ушел, я спросил монаха: "С чего пришло ему на мысль спросить чиновника о покушении на самоубийство?" Монах отвечал: "Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести, в чем заключается утешение плачущих; так и среди ложного наслаждения, доставляемого бесовскою прелестию, приходят минуты, в которые прелесть как бы разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Эти минуты - ужасны! Горечь их и производимое этою горечью отчаяние - невыносимы. По этому состоянию, в которое приводит прелесть, всего бы легче узнать сё прельщенному, и принять меры к исцелению себя. Увы! Начало прелести - гордость, и плод её - преизобильная гордость. Прельщенный, признающий себя сосудом Божественной благодати, презирает спасительные предостережения ближних, как это заметил святой Симеон. Между тем, припадки отчаяния становятся сильнее и сильнее: наконец, отчаяние обращается в умоисступление, и увенчивается самоубийством. В начале нынешнего столетия подвизался в Софрониевой Пустыни (Курской епархии.) схимонах Феодосии, привлекший к себе уважение и братства и мирян строгим, возвышенным жительством. Однажды представилось ему, что он был восхищен в рай. По окончании видения, он пошел к настоятелю, поведал подробно о чуде, и присовокупил выражение сожаления, что он видел в раю только себя, не видел никого из братий. Эта черта ускользнула из внимания у настоятеля: он созвал братию, в сокрушении духа пересказал им о видении схимонаха, и увещевал к жизни, более усердной и богоугодной. По прошествии некоторого времени начали обнаруживаться в действиях схимонаха странности. Дело кончилось тем, что он найден удавившимся в своей келий".

Со мною был следующий, достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, бывший в России за сбором. Мы сели в моей приемной келий, и он стал говорить мне: "Помолись о мне, отец: я много сплю, много ем". Когда он говорил мне это, я ощущал жар, из него исходивший, почему и отвечал ему: "Ты не много ешь, и не много спишь: но нет ли в тебе чего особенного?" и просил его войти во внутреннюю мою келию. Идя перед ним, и отворяя дверь во внутреннюю келию, я молил мысленно Бога, чтоб Он даровал гладной душе моей попользоваться от Афонского иеросхимонаха, если он - истинный раб Божий. Точно: я заметил в нем что-то особенное. Во внутренней келий мы опять уселись для беседы, - и я начал просить его: "Сделай милость, научи меня молитве. Ты живешь в первом монашеском месте на земле, среди тысяч монахов: в таком месте и в таком многочисленном собрании монахов непременно должны находиться великие молитвенники, знающие молитвенное тайнодействие и преподающие его ближним, по примеру Григориев Синаита и Паламы, по примеру многих других Афонских светильников". Иеросхимонах немедленно согласился быть моим наставником, - и, о ужас! С величайшим разгорячением начал передавать мне вышеприведенный способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он - в страшном разгорячении! У него разгорячены и кровь, и воображение! Он - в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в перелести! Дав ему высказаться, я начал понемногу, в чине наставляемого, предлагать ему учение святых Отцов о молитве, указывая его в Добротолюбии, и прося объяснить мне это учение. Афонец пришел в совершенное недоумение. Вижу, он вполне незнаком с учением Отцов о молитве! При продолжении беседы говорю ему: "Смотри, старец! Будешь жить в Петербурге, - никак не квартируй в верхнем этаже; квартируй непременно в нижнем". "От чего так?" - возразил Афонец. "От того, - отвечал я - что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга а Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти: если ж понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься". "Представь себе, - отвечал Афонец, - сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афон!" Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словами молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы ( Лествица, Слово 28, гл. 17.).

При этом, сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: "Ум, неразвлеченно молящийся, утесняет сердце: сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижить" (Псал. L, 19. Слово о молящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротол. ч. 1.).

"Когда ты испытаешь над собою, - сказал я Афонцу, - то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною". Афонец охотно согласился на мое предложение. Чрез несколько дней приходит он ко мне и говорит: "Что сделал ты со мною?". "А что?" - "Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним". Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил даже желание услышать для себя мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию (Лествица, Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса, Патерик Алфавитный.): то он снял с себя вериги и отдал их мне. Чрез месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде, и спит гораздо более. При этом он говорил, что на Афонской горе многие, и из пользующихся славой святости, употребляют тот способ молитвы, который был употребляем им, - научают ему и других. Не мудрено![/spoiler]

Окромя этого есть глава "Самьяма" в книге ВСБ, где он упоминает про Чидакашадхарану и приводит там технику безопасности заключающуюся в том чтоб не залипать на ощущениях и переживаниях подобно тому как гоголевскому герою Вия не надо было всматриватся в чертей прыгающих вокруг него. И в это же время пересказ Гоши мотивирует нас тем что "вызывает радость, в которой можно пребывать еще несколько часов, усталости нет, есть восторг от божественной красоты происходящего ." Ещё вопросы есть?
Да, Опасность со слов мастера не в "прелести", а в том, что в самадхи раскрываеться много планов, и вероятно- можно уйти в нирвикальпу самадхи и не вернуться. Грань тонкая, есть дзеновское состояние опасности. Что для просветленного иога значения не имеет. Для нас- имеет значение.
Опасность в том что кто то являсь опытным и при этом рискованным по отношению к себе же практиком одновременно является отвратительным теоретиком не зная об опыте достигнутом до него, об особенностях и опасностях такого опыта, не понимая что это не явление божественных откровений а яркие глюки и т.п. вещах. Опасность в том что кто то считает кайф в таких состояниях самоцелью и рекламирует его как нечто возвышенное.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Аватара пользователя
Андрей Дектяренко
Преподаватель Школы
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 19:50
Откуда: Киев
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 37 раз
Контактная информация:

Re: Сущность и значение медитации .

Сообщение Андрей Дектяренко »

... в аргументах у вас уникальный опыт, оргазм с изыском который конечно же говорит сам за себя.
Занятия Классической Йогой в Киеве http://realyoga.in.ua/
Ответить