О шавасане .
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Нет, сонное состояние - это не то! Я не знаю как описать нужное состояние ТАК, чтобы это было понятно тому, кто в нем не был. Оно прозрачное, но сумеречное, как при минимальной подсветке. Как у Анненского:
Темнеет... Комната пуста...
С трудом я вспоминаю что-то...
И, безответна и чиста,
За нотой умирает нота.
Темнеет... Комната пуста...
С трудом я вспоминаю что-то...
И, безответна и чиста,
За нотой умирает нота.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
-
- Сообщения: 312
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 22:18
- Откуда: г. Москва
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 7 раз
Для sai-hamara:
Описание состояния ментального торможения уже приведено в ответе В.С.Б.
Вот оно: "Оно прозрачное, но сумеречное, как при минимальной подсветке. Как у Анненского:
Темнеет... Комната пуста...
С трудом я вспоминаю что-то...
И, безответна и чиста,
За нотой умирает нота."
Восхитительно точно!
Описание состояния ментального торможения уже приведено в ответе В.С.Б.
Вот оно: "Оно прозрачное, но сумеречное, как при минимальной подсветке. Как у Анненского:
Темнеет... Комната пуста...
С трудом я вспоминаю что-то...
И, безответна и чиста,
За нотой умирает нота."
Восхитительно точно!
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
-
- Сообщения: 2409
- Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
- Поблагодарили: 8 раз
Ментальное торможение не единожды растолковано Виктором Сергеевичем и в книге, и в статьях, и на форуме.sai-hamara писал(а):Я хотел подробностей.
Сие состояние сродни трансу (в позитивном смысле слова :lol: ). Это растворение внимания, тайм-аут для мозга – нечто похожее можно обнаружить у себя при взирании на пламя, или долгом беге трусцой.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
положение рук в шавасане
Интересно, почему всегда оговаривают, чтобы ладони были вверх? и руки отведены от тела, и ноги раскинуты в стороны?
Что это дает с точки зрения релаксации?
Такой вот вопрос.
Если есть у кого соображения, просьба поделиться.
Спасибо.
Что это дает с точки зрения релаксации?
Такой вот вопрос.
Если есть у кого соображения, просьба поделиться.
Спасибо.
La gente esta muy loca
Спасибо, Матсья, Ваша версия мне нравится больше, чем символические объяснения про открытость миру, вроде как ладошки подставил. Поток информации от пальцев и ладоней составляет весомый процент всех ощущений, так что если ими воткнуться в пол или в тело...
Но как же тогда срабатывают всякие мудры и перекруты (Гарудасана) в смысле релаксации, то есть минимизации ощущений? Короткое замыкание, что ли, происходит?
Но как же тогда срабатывают всякие мудры и перекруты (Гарудасана) в смысле релаксации, то есть минимизации ощущений? Короткое замыкание, что ли, происходит?
Полностью согласна по поводу, что нельзя удобно лежать в положении "смирно" и исключения тактильных ощущений с ладоней. Еще где-то читала, что супинация предплечий и ладоней так, что опора более явно приходится на тыльную сторону указательного и среднего пальцев, способствует лучшему раскрытию грудной клетки. А ноги-руки врозь, имхо для лучшей циркуляции энергии, крови, лимфы, чтобы никаких зажимов. Опять же точки бай-хуэй, лао-гун и юнь-цюань (или какие им там соответствуют мармы) должны, наверно, быть открыты...
Namaste
Vesta, спасибо за дополнение.
Однако пришлось заняться самообразованием:
"Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Пронация и супинация кисти осуществляются благодаря проксимальному и дистальному лучелоктевым суставам. Нижняя конечность вращается вокруг своей оси преимущественно за счёт тазобедренного сустава; пронация ориентирует носок стопы внутрь, а супинация — кнаружи." (Википедия)
Красота какая эта наука все же!
И ПРО МАРМЫ МНОГО ВСЕГО, БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО:
1. Марма определяется как анатомическое место соединения мышц, вен, связок, костей и суставов (mamsa, sira, snayu, asthi и sandhi). Это не означает, что все названные ткани должны одновременно присутствовать в месте образования мармы.
2. В соответствии с Ashtang hridaya мармы являются местами, в которых важные нервы (dhamani) соединяются с другими тканями: мышцами, сухожилиями и т.д. Vaghabata говорит, что мармами или жизненными точками являются те места, которые восприимчивы к боли, чрезвычайно чувствительны и (как правило) проявляют аномальную пульсацию. Эти точки есть местоположение жизни.
3. Они также являются местами, в которых присутствуют не только три доши (Vata, Pitta, Kapha), но также и их тонкие проявления: Prana, Ojus (soma), и Tedjas (agni) вместе с саттвой, раджасом и тамасом. Таким образом, марма является специфической областью на теле, связанной посредством пранических каналов с различными внутренними органами.
4. Согласно другому определению мармы являются "Marayaty iti Marmani" (Dalhan), означающему жизненно важные области, которые будучи повреждены могут вызвать смерть. Повреждение марм не всегда приводит к смертельному исходу, но может стать причиной различных трудноизлечимых заболеваний (Uttara Rama Charita). Это, естественно, указывает на то, что не все жизненно важные области, будучи повреждёнными, приводят к смерти. Таким образом, эти области могут быть разделены на -1) терапевтические и 2) летальные.
5. Марма или жизненно важные точки на теле есть соединение тела и ума. Они также являются важными контактными точками на теле, очень похожими на точки акупунктуры традиционной китайской медицины. Наиболее важное отличие точек акупунктуры от марм заключается в том, что, будучи намного больше в размерах, мармы измеряются в ангулах (anguli), пропорциональных размеру пальца, индивидуального для каждого человека. Кроме того, эти точки не имеют отношения к меридианам. (http://www.pyogai.com/marma.html)
Однако пришлось заняться самообразованием:
"Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Пронация и супинация кисти осуществляются благодаря проксимальному и дистальному лучелоктевым суставам. Нижняя конечность вращается вокруг своей оси преимущественно за счёт тазобедренного сустава; пронация ориентирует носок стопы внутрь, а супинация — кнаружи." (Википедия)
Красота какая эта наука все же!
И ПРО МАРМЫ МНОГО ВСЕГО, БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО:
1. Марма определяется как анатомическое место соединения мышц, вен, связок, костей и суставов (mamsa, sira, snayu, asthi и sandhi). Это не означает, что все названные ткани должны одновременно присутствовать в месте образования мармы.
2. В соответствии с Ashtang hridaya мармы являются местами, в которых важные нервы (dhamani) соединяются с другими тканями: мышцами, сухожилиями и т.д. Vaghabata говорит, что мармами или жизненными точками являются те места, которые восприимчивы к боли, чрезвычайно чувствительны и (как правило) проявляют аномальную пульсацию. Эти точки есть местоположение жизни.
3. Они также являются местами, в которых присутствуют не только три доши (Vata, Pitta, Kapha), но также и их тонкие проявления: Prana, Ojus (soma), и Tedjas (agni) вместе с саттвой, раджасом и тамасом. Таким образом, марма является специфической областью на теле, связанной посредством пранических каналов с различными внутренними органами.
4. Согласно другому определению мармы являются "Marayaty iti Marmani" (Dalhan), означающему жизненно важные области, которые будучи повреждены могут вызвать смерть. Повреждение марм не всегда приводит к смертельному исходу, но может стать причиной различных трудноизлечимых заболеваний (Uttara Rama Charita). Это, естественно, указывает на то, что не все жизненно важные области, будучи повреждёнными, приводят к смерти. Таким образом, эти области могут быть разделены на -1) терапевтические и 2) летальные.
5. Марма или жизненно важные точки на теле есть соединение тела и ума. Они также являются важными контактными точками на теле, очень похожими на точки акупунктуры традиционной китайской медицины. Наиболее важное отличие точек акупунктуры от марм заключается в том, что, будучи намного больше в размерах, мармы измеряются в ангулах (anguli), пропорциональных размеру пальца, индивидуального для каждого человека. Кроме того, эти точки не имеют отношения к меридианам. (http://www.pyogai.com/marma.html)
И все же как быть с тесными переплетениями тела в смысле интенсивности тактильных ощущений?
Почему и тут возможно ЧВН?
Думаю, что соль не в самих ощущениях, а в соблюдении неподвижности. Это дает в ЦНС ровный сигнал без изменений. Нет изменений - нет информации, и сознание притухает в сторону ЧВН.
Естественно, что насильная неподвижность (с интенсивными ощущениями) генерит сигнал, запускающий в ЦНС, фигурально говоря, красный фонарь перегрузки. И сознание возбухает в сторону героизма...
Почему и тут возможно ЧВН?
Думаю, что соль не в самих ощущениях, а в соблюдении неподвижности. Это дает в ЦНС ровный сигнал без изменений. Нет изменений - нет информации, и сознание притухает в сторону ЧВН.
Естественно, что насильная неподвижность (с интенсивными ощущениями) генерит сигнал, запускающий в ЦНС, фигурально говоря, красный фонарь перегрузки. И сознание возбухает в сторону героизма...
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
У мудр другая цель. Дело в том, что ниже некоторого предела возбуждения нервной системы человек засыпает. Причём предел этот довольно высок. Чтобы спуститься ещё ниже применяют ту самую спонтанную концентрацию на объекте. Что-то одно удерживаем, а остальное отпускаем. Для слуха это мантра, для зрения - траттака или визуализация, для дыхания - пранаяма, а для тактильных ощущений - мудра. Островок этих постоянно присутствующих в определённом месте ощущений служит объектом концентрации и не позволяет уйти в сон. Таким образом практикующий получает возможность дополнительно понизить фон всех прочих сигналов и при этом не заснуть. Мудра в некотором смысле заменяет голос читающего нидру.А.Смит писал(а): Но как же тогда срабатывают всякие мудры и перекруты (Гарудасана) в смысле релаксации, то есть минимизации ощущений? Короткое замыкание, что ли, происходит?
Само-сабой чем меньше это ощущение, тем лучше. Потому мантра в пределе это один слог, визуализация - точка, дыхание затихшее, а мудра - пальцевая.
Спасибо, Матсья, с мудрами очень даже ясно!
Вы коснулись ухода в сон, и тут мы перетекаем в соседнюю поднятую мной тему про пунктир в шавасане. Не могли бы Вы с позиции своего опыта осветить разницу сна и выключки в шавасане?
Мне пока из опыта ясно только то, что после сна (днем) обычно вяло и худо, даже если устал, а после шавасаны (нидры) бодро, исключая случаи неудачной шавасаны пр перегретости сознания острой темой (уф!). Но почему это так, мое сознание "апрельские тезисы" еще не сформулировало.
Вы коснулись ухода в сон, и тут мы перетекаем в соседнюю поднятую мной тему про пунктир в шавасане. Не могли бы Вы с позиции своего опыта осветить разницу сна и выключки в шавасане?
Мне пока из опыта ясно только то, что после сна (днем) обычно вяло и худо, даже если устал, а после шавасаны (нидры) бодро, исключая случаи неудачной шавасаны пр перегретости сознания острой темой (уф!). Но почему это так, мое сознание "апрельские тезисы" еще не сформулировало.
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Хороший вопрос. Оговоримся сразу, что в шавасане у меня пунктир не возникает. Он возникает в нидре. Шавасана не бывает достаточно глубока для пунктира (по крайней мере моя).
Итак уже заснул или ещё нет? В нидре это очень просто установить. Если Вы "вынырнули" и первое, что осознали - это голос. Значит Вы не заснули. Если "вынырнули" и не сразу поняли, что происходит (например нидра кончилась, а Вы не заметили) - значит спали.
Давайте поставим мысленный эксперимент. Ложимся спать. Легли, расслабились, глаза закрыли. Что происходит? Внешние стимулы пропали. Мысли бегают...
Сначала между мыслями можно проследить какую-то связь. Можно ответить на вопрос "почему я об этом подумал?" Затем начинают появляться "спонтанные" мысли. Это когда связь между ними не понятна. Потом таких мыслей становиться всё больше. Логической связи между ними нет. Мысли всё более хаотичны. Когда связь окончательно теряется наступает сон. Подчёркиваю. Мысли во сне не пропадают. Пропадает связь между ними.
В нидре внешний голос обеспечивает Вам связь. Почему я об этом подумал? Потому, что голос попросил. В других видах медитации тоже создаётся в некотором смысле "внешняя" связь между мыслями. Они связаны между собой тем, что их "наблюдают". Поскольку внешних раздражителей в систему не поступает, мысли постепенно истощаются, а наблюдатель (связь) остаётся.
Таким образом Вы не спите до тех пор, пока в состоянии помнить связь. Мысли при этом помнить не обязательно. Отсюда и пунктир. В каждый конкретный момент Вы мысль осознаёте, но потом, в конце, можете не вспомнить какие-то мысли. Это отсутсвие памяти о некоторых мыслях и есть пунктир. Причём характерен он именно для нидры. Потому, что там есть запись. Голос говорил - значит я должен был думать - а я не помню - значит провалился.
Итак уже заснул или ещё нет? В нидре это очень просто установить. Если Вы "вынырнули" и первое, что осознали - это голос. Значит Вы не заснули. Если "вынырнули" и не сразу поняли, что происходит (например нидра кончилась, а Вы не заметили) - значит спали.
Давайте поставим мысленный эксперимент. Ложимся спать. Легли, расслабились, глаза закрыли. Что происходит? Внешние стимулы пропали. Мысли бегают...
Сначала между мыслями можно проследить какую-то связь. Можно ответить на вопрос "почему я об этом подумал?" Затем начинают появляться "спонтанные" мысли. Это когда связь между ними не понятна. Потом таких мыслей становиться всё больше. Логической связи между ними нет. Мысли всё более хаотичны. Когда связь окончательно теряется наступает сон. Подчёркиваю. Мысли во сне не пропадают. Пропадает связь между ними.
В нидре внешний голос обеспечивает Вам связь. Почему я об этом подумал? Потому, что голос попросил. В других видах медитации тоже создаётся в некотором смысле "внешняя" связь между мыслями. Они связаны между собой тем, что их "наблюдают". Поскольку внешних раздражителей в систему не поступает, мысли постепенно истощаются, а наблюдатель (связь) остаётся.
Таким образом Вы не спите до тех пор, пока в состоянии помнить связь. Мысли при этом помнить не обязательно. Отсюда и пунктир. В каждый конкретный момент Вы мысль осознаёте, но потом, в конце, можете не вспомнить какие-то мысли. Это отсутсвие памяти о некоторых мыслях и есть пунктир. Причём характерен он именно для нидры. Потому, что там есть запись. Голос говорил - значит я должен был думать - а я не помню - значит провалился.
Матсья wrote:
-- Итак уже заснул или ещё нет? В нидре это очень просто установить. Если Вы "вынырнули" и первое, что осознали - это голос. Значит Вы не заснули. Если "вынырнули" и не сразу поняли, что происходит (например нидра кончилась, а Вы не заметили) - значит спали. --
Это четкое определение, принято. Согласен. Где я, что я? - такое бывает - значит, действительно, спал.
Дальше по Вашему тексту надо поразмыслить. Не улавливаю пока.
Опишу свою проблему, или, лучше сказать, этап. Мысли чаще всего без труда блокируются, не беспокоят, или идут далеким фоном, но устанавливается этакая напряженная тишина, не слишком вкусная - разве приятно, когда в тебе гудит трансформаторная будка?
На фоне этой напряженной тишины - я называю это завышенным тонусом сознания - слышны все внешние сигналы, внешний голос.
Впрочем, по Вашему тексту выходит, что если я слышу сигналы, значит я о них думаю...
Короче, проблема в понижении общего тонуса сознания, надо ослабить амплитуду "несущей частоты", чтобы легче приближаться к границе бодрствование-сон.
Полагаю, что со временем совокупность всей практики этот тонус придет к норме и будет регулироваться по желанию. Физика еще недостаточно тренирована на релакс и потому проецируется в сознание напряженным фоном...
Спасибо.
[/quote]
-- Итак уже заснул или ещё нет? В нидре это очень просто установить. Если Вы "вынырнули" и первое, что осознали - это голос. Значит Вы не заснули. Если "вынырнули" и не сразу поняли, что происходит (например нидра кончилась, а Вы не заметили) - значит спали. --
Это четкое определение, принято. Согласен. Где я, что я? - такое бывает - значит, действительно, спал.
Дальше по Вашему тексту надо поразмыслить. Не улавливаю пока.
Опишу свою проблему, или, лучше сказать, этап. Мысли чаще всего без труда блокируются, не беспокоят, или идут далеким фоном, но устанавливается этакая напряженная тишина, не слишком вкусная - разве приятно, когда в тебе гудит трансформаторная будка?
На фоне этой напряженной тишины - я называю это завышенным тонусом сознания - слышны все внешние сигналы, внешний голос.
Впрочем, по Вашему тексту выходит, что если я слышу сигналы, значит я о них думаю...
Короче, проблема в понижении общего тонуса сознания, надо ослабить амплитуду "несущей частоты", чтобы легче приближаться к границе бодрствование-сон.
Полагаю, что со временем совокупность всей практики этот тонус придет к норме и будет регулироваться по желанию. Физика еще недостаточно тренирована на релакс и потому проецируется в сознание напряженным фоном...
Спасибо.
[/quote]
Матсья, до меня вроде дошло, о какой связи между мыслями Вы говорите. Получается, что сознание - это непрерывность памяти. Памяти о чем? О том, что "я есть". Эта маленькая мысль, как касание пальцев в мудре, не дает уснуть, крутясь 25-м кадром. Она как нить, как основа, на которую наматывается все остальные восприятия. А вот мысль "меня нет" отсутствует, вместо нее - отсутствие мысли "я есть". Провал, отключка и есть отсутствие этой главной мысли, ее повторения. Отлично.
Трюизм, конечно, но все же приятно подойти к вечной истине со своего шестка.
Трюизм, конечно, но все же приятно подойти к вечной истине со своего шестка.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Смит, можно сказать и проще: отпустите все в теле и привяжитесь вниманием к чему-нибуд в нем... Например - к процессу дыхания (наблюдать движение живота либо воздуха в ноздрях), либо неподвижности и тяжести в глазах. Просто нужно сохранять внимание ТОЛЬКО НА ЭТОМ, и тогда сознание начнет "отъезжать" само по себе.