Последовательность выполнения асан
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация:
Последовательность выполнения асан
Систематический курс "Древние тантрические практики йоги и крия". Читаем:
"Порядок выполнения различных асан весьма важен для получения максимальной выгоды от занятий. Одни асаны усиливают эффект от предыдущих, другие способны его уничтожить."
Не мог бы Виктор Сергеевич привести примеры и объяснить общие принципы согласования и несогласования асан?
"Порядок выполнения различных асан весьма важен для получения максимальной выгоды от занятий. Одни асаны усиливают эффект от предыдущих, другие способны его уничтожить."
Не мог бы Виктор Сергеевич привести примеры и объяснить общие принципы согласования и несогласования асан?
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Данный вопрос за последние года полтора неоднократно поднимался на всех трех последовательных конференциях, включая данную. Поэтому нет особой охоты повторяться, но тем не менее…
Я никак не могу согласиться в этом вопросе с ССС потому, что максимальные выгоды от практики, на посулы которых так западают начинающие, могут иметь место только в одном случае: когда асаны, выполняемые данным человеком подобраны именно для ЭТОГО человека, с учетом его:
1. Возраста;
2. Нервной и физической конституции;
3. Общего состояния на момент начала практики;
4. Состояния здоровья;
5. Уровня физического и ментального развития;
6. Личных особенностей (общая мобильность суставно-связочного аппарата. состояние геометрии тела, вестибулярного аппарата, перенесенные травмы, заболевания и т.д и т.п., чему нет конца в разнообразии комбинаций).
7. Целей, которые человек хочет решить с помощью практики;
Оптимальный подбор спектра асан в первую очередь основан на перечисленном выше, плюс проблемы, которых никогда нельзя знать наперед, но они скрыты в личной истории каждого конкретного субъекта и обязательно всплывают.
И вот когда соблюдено все ЭТО – имеет смысл говорить о неком наиболее выгодном порядке расположения асан уже ВНУТРИ их количества, отобранного по приведенным выше обстоятельствам, понимаете?
А без учета ЭТОГО вопрос Ваш полностью абстрактен. Можно, конечно, рассуждать о том, что вообще силовые асаны предпочтительнее делать утром, а на гибкость и расслабление – вечером. Что утром перевернутые позы лучше выполнять в конце комплекса, а вечером – в начале, но, опять же, это значимо для начинающего, а для того, кто занимается больше пяти лет – без разницы. Можно сказать что перевернутые нежелательно выполнять сразу после длинного комплекса силовых или прогибов назад, что можно чередовать прогибы назад и сгибания вперед подряд, а можно – сериями… Но все это не то.
Каждый опытный (или сложившийся) йогин имеет ЛИЧНЫЙ набор из арсенала асан, пранаям, мудр, бандх, очищений, психотехники. И каждый день в зависимости от множества факторов (в том числе от состояния и самочувствия, а порой и от желания: вот то делать хочется, а вот к тому душа не лежит) все это в какой-то степени варьируется: какие-то элементы постоянны, какие-то переменны. При желании осваивается что-то новое. Примерно так. Вот и все, что могу пока ответить Вам, уважаемый.
Всех благ!
Я никак не могу согласиться в этом вопросе с ССС потому, что максимальные выгоды от практики, на посулы которых так западают начинающие, могут иметь место только в одном случае: когда асаны, выполняемые данным человеком подобраны именно для ЭТОГО человека, с учетом его:
1. Возраста;
2. Нервной и физической конституции;
3. Общего состояния на момент начала практики;
4. Состояния здоровья;
5. Уровня физического и ментального развития;
6. Личных особенностей (общая мобильность суставно-связочного аппарата. состояние геометрии тела, вестибулярного аппарата, перенесенные травмы, заболевания и т.д и т.п., чему нет конца в разнообразии комбинаций).
7. Целей, которые человек хочет решить с помощью практики;
Оптимальный подбор спектра асан в первую очередь основан на перечисленном выше, плюс проблемы, которых никогда нельзя знать наперед, но они скрыты в личной истории каждого конкретного субъекта и обязательно всплывают.
И вот когда соблюдено все ЭТО – имеет смысл говорить о неком наиболее выгодном порядке расположения асан уже ВНУТРИ их количества, отобранного по приведенным выше обстоятельствам, понимаете?
А без учета ЭТОГО вопрос Ваш полностью абстрактен. Можно, конечно, рассуждать о том, что вообще силовые асаны предпочтительнее делать утром, а на гибкость и расслабление – вечером. Что утром перевернутые позы лучше выполнять в конце комплекса, а вечером – в начале, но, опять же, это значимо для начинающего, а для того, кто занимается больше пяти лет – без разницы. Можно сказать что перевернутые нежелательно выполнять сразу после длинного комплекса силовых или прогибов назад, что можно чередовать прогибы назад и сгибания вперед подряд, а можно – сериями… Но все это не то.
Каждый опытный (или сложившийся) йогин имеет ЛИЧНЫЙ набор из арсенала асан, пранаям, мудр, бандх, очищений, психотехники. И каждый день в зависимости от множества факторов (в том числе от состояния и самочувствия, а порой и от желания: вот то делать хочется, а вот к тому душа не лежит) все это в какой-то степени варьируется: какие-то элементы постоянны, какие-то переменны. При желании осваивается что-то новое. Примерно так. Вот и все, что могу пока ответить Вам, уважаемый.
Всех благ!
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация:
Наверно я неточно сформулировал свой вопрос, и поэтому получил ответ, который неоднократно читал. Смысл вопроса был не в подборе "правильной" последовательности. Могут ли асаны ослабить или усилить например растягивающий эффект предыдущих? Хочется иногда между асанами просто кратковременно потянуться в другую сторону, а иногда - в ту же, но в другом положении.
Спасибо Вам за то, что Вы отвечаете даже на набившие оскомину вопросы. Скорее всего, периодическое повторение вопросов на форуме - неизбежность.
Спасибо Вам за то, что Вы отвечаете даже на набившие оскомину вопросы. Скорее всего, периодическое повторение вопросов на форуме - неизбежность.
"Порядок выполнения различных асан весьма важен для получения максимальной выгоды от занятий. Одни асаны усиливают эффект от предыдущих, другие способны его уничтожить."
Брать в расчет индивидуальные особенности практикующего ИМХО неразумно, это значит подстраивать практику под себя, под свою лень.У каждого в голове своя каша.
Брать в расчет индивидуальные особенности практикующего ИМХО неразумно, это значит подстраивать практику под себя, под свою лень.У каждого в голове своя каша.
-
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 01:34
- Откуда: Пещера Великого Орлангура
- Поблагодарили: 11 раз
- Контактная информация:
Да, Змееборец, плотно ты уперся в первый уровень аштанги, вот бы посмотреть, как ты его практикуешь, а то только виртуальный треп, судя по цепочке отзывов видевших тебя в былые годы практик ты слабый... :lol: а именно в практике истина, яволь?.. а чесать языком - не мешки ворочать, даром, что к Медведеву ты не ходишь, а мозг он плотно затуманил... :evil:
""Брать в расчет индивидуальные особенности практикующего ИМХО неразумно, это значит подстраивать практику под себя, под свою лень. У каждого в голове своя каша." Насчет каши это точно... хотя бывает винегрет, а бывает известкование, как у товарисча Ленина, ага?... но это я к слову, ничего личного...
Хоть я ВСБ не товарищ (только в смысле неразделения его идей, кэшно), но ты очень внимательно почитай его постинг сверху, распечатай и повесь на стену - там все почти верно. Йога практика индивидуальная и лень тут непричем. Если дед в 70 лет будет делать сразу же так и то же, как девочка в 15, или даже другой дед, но который 60 лет практиковал до этого, то кранты обоим. Хотя в чем ВСБ несогласен с ССС я не въехал, честно говоря. А лениться можно и в группе и индивидуально, и варьируя позы в хвост и гриву и изображая тсчательное освоение всех нюансов аштанги, как некоторые, или отдельно взятой уттхита триконасаны, как многие айенгаровцы, тут ХЙП естессно права, "кто сумеет победить свою лень"... и никак иначе...
:!: :!: К народу: фильтруйте вы базар, ну надо ж думать, что спрашивать, почему то большинство вопросов настолько частные, что однозначно понятно, что надо с этом долго и частно же разбираться, так нет же, многие надеются виртуально научиться йоге на конфе, узнать все секреты и тонкости, норовят выпросить себе полностью сбалансированный комплекс и ежедневный виртульный же патронаж за их практикой... Я бы написал вверху: прежде чем чо то спросить, подумай, можно ли тебе на это адекватно ответить в принципе...
""Брать в расчет индивидуальные особенности практикующего ИМХО неразумно, это значит подстраивать практику под себя, под свою лень. У каждого в голове своя каша." Насчет каши это точно... хотя бывает винегрет, а бывает известкование, как у товарисча Ленина, ага?... но это я к слову, ничего личного...
:!: :!: К народу: фильтруйте вы базар, ну надо ж думать, что спрашивать, почему то большинство вопросов настолько частные, что однозначно понятно, что надо с этом долго и частно же разбираться, так нет же, многие надеются виртуально научиться йоге на конфе, узнать все секреты и тонкости, норовят выпросить себе полностью сбалансированный комплекс и ежедневный виртульный же патронаж за их практикой... Я бы написал вверху: прежде чем чо то спросить, подумай, можно ли тебе на это адекватно ответить в принципе...
Желаю всем скорейшего просветлевания! Орлангур.
-
- Сообщения: 164
- Зарегистрирован: 9 апр 2002, 19:35
- Откуда: Челябинск
- Поблагодарили: 1 раз
А ведь старик Кришнамачарьи всячески подчеркивал, что брать во внимание индивидуальные особенности просто необходимо, и практику под человека подстраивать, это было основой всей его йога-философии, особенно на старости лет.Брать в расчет индивидуальные особенности практикующего ИМХО неразумно, это значит подстраивать практику под себя
Существует, например, такое мнение, что изначально в АВЙ был список из нескольких сот асан, а на последовательности они были разбиты уже позже, когда американцы подвалили, которые привыкли все делать строем и не учитывать индивидуальных особенностей человека. Ну, а дальше история общеизвестна- Джойс начал упрощать..
Взяться преподавать готовую последовательность- это любой может, а вот подстроить ее под индивида или под себя- вот это уже мастерство или его начало. :)
Om Amriteshwaryai Nama:
- Илья
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 17:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 4 раза
Структура последовательностей асан (подбор и поряок) определяется исходя из двух моментов: целей и осознанной спонтанности.
В индивидуальной работе основой последовательностей является именно осознанная спонтанность выполнения. Однако при обучении в группе, если не ставится специально такая задача (отработки спонтанного выполнения в стиле Лайя), используются целевые комплексы. Причем, поскольку тактические цели по мере развития группы непрерывно трансформируются, эти цели бывают очень разные: от раскрытия и растяжки физического тела до отработки различных типов дыханий, последовательностей пранаям (перетекания праны по каналам в теле), последовательностей включения чакр.
Асаны для раскрытия и растяжки физического тела обычно группируются в цепочки стоячих, сидячих, прогибов назад, лежачих, наклонов вперед и перевернутых.
Например, из стоячих асан для раскрытия таза и развития бокового наклона в сторону используют последовательность: уттхита триконасана - вирабхадрасана-2 - уттхита паршваконасана - ардха чандрасана.
Однако, на более глубоком уровне работы (работы с каналами) эта последовательность меняется: уттхита триконасана - уттхита паршваконасана - вирабхадрасана-1 - уттанасана - вирабхадрасана-2 - паршвоттанасана - вирабхадрасана-3 - ардха чандрасана
Отработка последовательностей различных типов дыханий используется в комплексах тибетской янтра йоги.
Последовательности в комплексах, направленных на работу с чакрами, могут включать в себя одновременно асаны из разных групп (стоячих, сидячих, лежачих, прогибов назад, наклонов вперед и перевернутых).
Под эту тему можно было бы подвести целую науку. Но такая наука просто напрочь убьет всю спонтанность и осознанность выполнения вами тех же самых асан. Поэтому, лучше уж побольше слушайте свое тело, когда занимаетесь сами и еще своего учителя, когда приходите к нему на занятие. :)
В индивидуальной работе основой последовательностей является именно осознанная спонтанность выполнения. Однако при обучении в группе, если не ставится специально такая задача (отработки спонтанного выполнения в стиле Лайя), используются целевые комплексы. Причем, поскольку тактические цели по мере развития группы непрерывно трансформируются, эти цели бывают очень разные: от раскрытия и растяжки физического тела до отработки различных типов дыханий, последовательностей пранаям (перетекания праны по каналам в теле), последовательностей включения чакр.
Асаны для раскрытия и растяжки физического тела обычно группируются в цепочки стоячих, сидячих, прогибов назад, лежачих, наклонов вперед и перевернутых.
Например, из стоячих асан для раскрытия таза и развития бокового наклона в сторону используют последовательность: уттхита триконасана - вирабхадрасана-2 - уттхита паршваконасана - ардха чандрасана.
Однако, на более глубоком уровне работы (работы с каналами) эта последовательность меняется: уттхита триконасана - уттхита паршваконасана - вирабхадрасана-1 - уттанасана - вирабхадрасана-2 - паршвоттанасана - вирабхадрасана-3 - ардха чандрасана
Отработка последовательностей различных типов дыханий используется в комплексах тибетской янтра йоги.
Последовательности в комплексах, направленных на работу с чакрами, могут включать в себя одновременно асаны из разных групп (стоячих, сидячих, лежачих, прогибов назад, наклонов вперед и перевернутых).
Под эту тему можно было бы подвести целую науку. Но такая наука просто напрочь убьет всю спонтанность и осознанность выполнения вами тех же самых асан. Поэтому, лучше уж побольше слушайте свое тело, когда занимаетесь сами и еще своего учителя, когда приходите к нему на занятие. :)
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация:
Подстроить последовательность под человека способен только Учитель.Личность Кришнамачарьи достойна восхищения, но он не стремился дать старикам хатху, он давал им мантру, либо бхакти, либо другое.Он брал в расчет их старость.Хатха не для всех, но не для избранных, иерархия здесь ни при чем.Зачем идти на Эверест самым сложным путем(по-русски), можно добраться туда на вертолете(по-английски), можно взять носильщиков из местных,они допрут на плечах(по-еврейски), а можно на лыжах с гусеничным ходом(по-немецки).Мир многообразен и есть другие способы достижения одной и той же цели.Никому не приходит в голову взять мантру, разделить ее на отдельные слова и в зависимости от "индивидуальных особенностей адептов" давать им разные фразы?На иврите:)))
-
- Сообщения: 84
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 05:28
- Откуда: Тьмутаракань
- Поблагодарили: 1 раз
[quote="mangustus"]...Зачем идти на Эверест самым сложным путем(по-русски), можно добраться туда на вертолете(по-английски), можно взять носильщиков из местных,они допрут на плечах(по-еврейски), а можно на лыжах с гусеничным ходом(по-немецки).Мир многообразен и есть другие способы достижения одной и той же цели...[/quote]
На вершину Эвереста на вертолёте не подняться - воздух сильно разряженный, на лыжах с гусеничным ходом по крутым склонам тоже не пройти, русская экспедиция тоже использовала шерпов- местных носильщиков, но они на своих плечах тоже на вершину не затаскивают. Используются как раз комбинированные способы, где есть и то, и то ... ну может не все перечисленные... :))).
На вершину Эвереста на вертолёте не подняться - воздух сильно разряженный, на лыжах с гусеничным ходом по крутым склонам тоже не пройти, русская экспедиция тоже использовала шерпов- местных носильщиков, но они на своих плечах тоже на вершину не затаскивают. Используются как раз комбинированные способы, где есть и то, и то ... ну может не все перечисленные... :))).
Сергей Р
-
- Сообщения: 164
- Зарегистрирован: 9 апр 2002, 19:35
- Откуда: Челябинск
- Поблагодарили: 1 раз
Да не скажи, он и старикам хатху давал. Только в упрощенном варианте с брусками. В старости хатха как терапия больше чем в молодости нужна. Есть ведь история как к Кришнамачарьи пришел крепкий 60 лет. старик Кришнамурти, а тот его к еще неопытному, молодому сыну отправил учиться. :) Старик-то, Кришнамурти, был крепким, а вот дыхание урезал, так что схема работы была- упростить все позы и работа с расслабленным дыханием.Личность Кришнамачарьи достойна восхищения, но он не стремился дать старикам хатху, он давал им мантру, либо бхакти, либо другое.Он брал в расчет их старость.
А про бхакти, Кришнамачарья считал, что все йога ведет к бхакти, и бхакти и есть. И йога Патанджали- это бхакти. :) А мантра традиционно в садхане обязательный элемент, независимо делаешь ты хатху или нет.
Я все таки верю, что хатха для всех, но не все захотят ее делать. :)Хатха не для всех
Om Amriteshwaryai Nama:
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация:
**На вершину Эвереста на вертолёте не подняться - воздух сильно разряженный, на лыжах с гусеничным ходом по крутым склонам тоже не пройти, русская экспедиция тоже использовала шерпов- местных носильщиков, но они на своих плечах тоже на вершину не затаскивают. Используются как раз комбинированные способы, где есть и то, и то ... ну может не все перечисленные... :))).**
А где вы видели еврея с лопатой или на вершине Эвереса:))))
А где вы видели еврея с лопатой или на вершине Эвереса:))))
- Илья
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 17:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 4 раза
Александру К:
Так уже лучше.
По поводу ошибочных путей: отрицательный результат - тоже результат. Пока самому себе шишку не набьешь, все равно не научишься.
В дзен начинают по настоящему учить и объяснять, когда ученик перестает (!) задавать вопросы. Если же он их все-таки задает, ему дают коан, чтобы выбить из привычного стиля мышления...
В йоге (слова Фаека Бириа) если человек задает вопрос, ему предлагают думать над ним 40 дней и, если вопрос еще не отпадет, задать его снова...
А некоторые просто любят задавать вопросы и тут же забывают о них, перескакивая на самозащиту...
Чтобы не терять годы, надо найти школу и учителя...
Снисходительность иногда вредит...
Помогать можно по разному...
Александре, mangustus'у и Сергею Р.:
Будда как-то раз принес ученикам охапку листьев и спросил: "Где листьев больше, у меня в руках или во всем лесу?". "Конечно, в лесу", -ответили ученики. - "Так и я вам даю только те учения и отвечаю на те вопросы, которые нужны для вашей реализации!"
Подбор практик из спектра всего знаемого учителем определяется способностями ученика, сам спектр - школой, разносторонностью и свободой от ограничений учителя.
Так уже лучше.
По поводу ошибочных путей: отрицательный результат - тоже результат. Пока самому себе шишку не набьешь, все равно не научишься.
В дзен начинают по настоящему учить и объяснять, когда ученик перестает (!) задавать вопросы. Если же он их все-таки задает, ему дают коан, чтобы выбить из привычного стиля мышления...
В йоге (слова Фаека Бириа) если человек задает вопрос, ему предлагают думать над ним 40 дней и, если вопрос еще не отпадет, задать его снова...
А некоторые просто любят задавать вопросы и тут же забывают о них, перескакивая на самозащиту...
Чтобы не терять годы, надо найти школу и учителя...
Снисходительность иногда вредит...
Помогать можно по разному...
Александре, mangustus'у и Сергею Р.:
Будда как-то раз принес ученикам охапку листьев и спросил: "Где листьев больше, у меня в руках или во всем лесу?". "Конечно, в лесу", -ответили ученики. - "Так и я вам даю только те учения и отвечаю на те вопросы, которые нужны для вашей реализации!"
Подбор практик из спектра всего знаемого учителем определяется способностями ученика, сам спектр - школой, разносторонностью и свободой от ограничений учителя.
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация:
- Илья
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 17:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 4 раза
Спасибо за проявленный интерес к моему сайту. К сожалению, из-за того, что я обещал одному человеку сделать его к концу мая, я был вынужден выложить сырой вариант, привести же в нормальный вид который руки у меня все еще не дошли.
Раздел "индийская и даосская йога" будет полностью переработан, "практика" - наполнен описанием каждой из указанных в нем техник.
Раздел "индийская и даосская йога" будет полностью переработан, "практика" - наполнен описанием каждой из указанных в нем техник.
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 16 июл 2002, 11:20
- Контактная информация: