Техники полного дыхания: противоречия... или единство?
Использование Пранаямы в разных "стилях" йоги . ''
Народ, привет как дела.
Есть какая-либо разница - выполнять пранаяму ДО или ПОСЛЕ практики асан. Вот ранее выполнял после, а сейчас перешел на ДО (первая калабаст.....короче по англ "пампинг", вторая Нади Шотхана). И пока просто дышу а не циклофазотронирую Прану.
Покакакдела
Есть какая-либо разница - выполнять пранаяму ДО или ПОСЛЕ практики асан. Вот ранее выполнял после, а сейчас перешел на ДО (первая калабаст.....короче по англ "пампинг", вторая Нади Шотхана). И пока просто дышу а не циклофазотронирую Прану.
Покакакдела
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Павлу
Уважаемый, если Вы утверждаете, что в асанах нужно контролировать дыхание, тогда уточняйте, какой йогой Вы занимаетесь, поскольку традиционно дыхание в асанах сохраняется естественным, таким, как диктует каждая асана, и только в сохранении такой естественности и состоит весь контроль.
Возвращаясь к вопросу.
Павел, спасибо за ответ.
Почему собственно задал вопрос. Если посмотреть на предлагаемый в книге ССС "Й и К" план занятий в первых главах, то идут сначала асаны, затем пранаяма, затем медитация. А вот посчастливилось посещать центр Шивананды (открытые уроки), так там распорядок:
Релакс короткий
Пранаяма (два вида)
Сурья Н.....
Асаны с релаксом после каждой
Релакс долгий
Собственно был удивлен что пранаяма идет сначала, вот-с и спросил.
Дыхание правда в асанах не контролируют, но препады долбят как входить в асану - на вдохе или выдохе.
Покакакдела
Почему собственно задал вопрос. Если посмотреть на предлагаемый в книге ССС "Й и К" план занятий в первых главах, то идут сначала асаны, затем пранаяма, затем медитация. А вот посчастливилось посещать центр Шивананды (открытые уроки), так там распорядок:
Релакс короткий
Пранаяма (два вида)
Сурья Н.....
Асаны с релаксом после каждой
Релакс долгий
Собственно был удивлен что пранаяма идет сначала, вот-с и спросил.
Дыхание правда в асанах не контролируют, но препады долбят как входить в асану - на вдохе или выдохе.
Покакакдела
В разных школах йоги по разному. Джаякумар Свамишри (школа Свами Кувалаянанды), кот. преподавал в индийском посольстве в Москве, всегда давал полчаса пранаямы перед асанами. Сначала бхастрика и капалабхати, затем нади шодхана и т.п. Но чаще встречается наооборот - праняма идет после асан.
Если не секрет, в какой центр Шивананда йоги ходили?
Если не секрет, в какой центр Шивананда йоги ходили?
Шивананда Веданта Центр
К счастью, пока можно сказать «хожу». Так получилось, что работаю в Лондоне (временно), поэтому посещаю городской Шивананда Веданта Центр. Кстати посетил из любопытства один урок в Центе Сатьянанды – пранаяма (вид-полное дыхание) тоже идет перед асанами. Хотя, не исключено, что на «продвинутых» уровнях что-то по-другому – я хожу на занятия «первогодников».
Пранаяма. До или после.
Это смотря какая пранаяма и какие асаны!
Например, полное дыхание перед практикой "стоячих" асан плохо сочетается, или бхастрика перед асанами на расслабление тоже не совсем удачный вариант.
Например, полное дыхание перед практикой "стоячих" асан плохо сочетается, или бхастрика перед асанами на расслабление тоже не совсем удачный вариант.
Возможно лично для кого-то и плохо сочетается, а у меня и многих других учеников Джаякумара Свамишри шло очень хорошо. Занятия с утра, бхастрика разогревает, "прочищает дыхание", потом анулома-вилома и подобные варианты настраивают сознание на более спокойный темп, затем шел сурьянамаскар, потом стоячие, наклоны вперед, скрутки, маюрасана и прочие на работу с животом - ну вобщем все по вполне традиционной индийской схеме. Очень хорошие были занятия, до сих пор рад, что удалось с начала практики йоги заложить добротную "индийскую" базу.
В тему. По-прежнему вопросительную
Насчет "какие дыхание асаны" существует вопрос, неоднократно обсуждавшийся
на форуме - последовательность выполнения асан. Повторюсь - в начале
урока после первого релакса идет пранаяма (капалабхати и нади
шотхана), затем Сурья Нм.... после этого асаны стартуют с...Ширшасаны
(хеадстенд)+вариации+ скорпион (естственно кто может, а кто нет, тот
делает "половинки" - дельфин и пр.). Соответственно, как любой новичок
я просматривал-читал несколько книг о йоге различных авторов, поэтому
вспомнил как Шри П. Джойс говорит в книге Йога - мала, что даже
после Сурьи Н... Ширшасана не должна идти первой асаной - "это противо-
речит древним текстам и не подтверждается опытом..(цитата)"
Вопрос этот наверное вечный - Статики или Динамики, Православные или
Католики мне очень кажется, что это "жжжжж" неспроста. Один автор
сказал, что когда некто не видит противоречий ни в ком/чем, то этот
некто уже "просветвлен". Будем арбайтен..........
Покакакдела
на форуме - последовательность выполнения асан. Повторюсь - в начале
урока после первого релакса идет пранаяма (капалабхати и нади
шотхана), затем Сурья Нм.... после этого асаны стартуют с...Ширшасаны
(хеадстенд)+вариации+ скорпион (естственно кто может, а кто нет, тот
делает "половинки" - дельфин и пр.). Соответственно, как любой новичок
я просматривал-читал несколько книг о йоге различных авторов, поэтому
вспомнил как Шри П. Джойс говорит в книге Йога - мала, что даже
после Сурьи Н... Ширшасана не должна идти первой асаной - "это противо-
речит древним текстам и не подтверждается опытом..(цитата)"
Вопрос этот наверное вечный - Статики или Динамики, Православные или
Католики мне очень кажется, что это "жжжжж" неспроста. Один автор
сказал, что когда некто не видит противоречий ни в ком/чем, то этот
некто уже "просветвлен". Будем арбайтен..........
Покакакдела
О противоречиях.. Дело в том, что в Индии совершенно естественно, что есть разные стили и разные последовательности в хатха йоге, также как мантры и медитативные практики например вайшнавов и шиваитов различны, в то время как реализации достигали святые обеих направлений. Есть разные линии передачи, часто разные типы практик предназначены для людей с разным "стартовым" уровнем (кто-то здоровый с крепкой "крышей", кто-то наоборот, разная аюрведическая конституция и т.п.) Паттабхи Джойс кстати пишет (насколько я помню), что начинать с ширшасаны не надо потому, что ранним утром (в рассчитаной на индийского читателя Йога Мале, написана на южноиндийском языке каннада в 50-х годах), в 4 утра, когда индусу предполагается делать аштнга виньясу, что-то там происходит с желчью в организме, и перевернутые асаны как первые делать не рекомендуется.
Напоследок.
Совершенно правильно. ШП Джойс указывает именно на проблемы с желчью.
Для себя я этот вопрос решил так - на одном из открытых уроков моим соседом по коврику был А-штангист (такое бывает, когда учишься в одной школе а в свободное время практикуешь на открытых уроках других школ). После Сурьи Н... он соотвественно по распорядку стал со всеми на голову. "Ага" подумал я - безопасно.
Кстати Аштанга по количеству школ предлагающих курсы я бы сказал превалирует над другими направлениями. Хотя может не там смотрел/искал.
Покакакдела
Для себя я этот вопрос решил так - на одном из открытых уроков моим соседом по коврику был А-штангист (такое бывает, когда учишься в одной школе а в свободное время практикуешь на открытых уроках других школ). После Сурьи Н... он соотвественно по распорядку стал со всеми на голову. "Ага" подумал я - безопасно.
Кстати Аштанга по количеству школ предлагающих курсы я бы сказал превалирует над другими направлениями. Хотя может не там смотрел/искал.
Покакакдела
Ответ любителя.
Возможно "не в тему". У меня дыхание улучшилось после того как начал чистить нос соленой водой каждый/иногда через день.
-
- Сообщения: 164
- Зарегистрирован: 9 апр 2002, 19:35
- Откуда: Челябинск
- Поблагодарили: 1 раз
Как попало и ртом точно не надо. Лучше уменьшить время фиксации, взять более простые перевернутые. Например, выбрать одну самую легкую и следить, чтобы не сбивалось дыхание, углублять его. В таких случаях, кстати, и помогает практика удджайи.В перевёрнутых асанах трудно дышать носом - дыхание сбивается и всё равно начинаю дышать ртом. Как думаете - наплевать и дышать как получается или это совсем неправильно???
Om Amriteshwaryai Nama:
-
- Опытный практик
- Сообщения: 815
- Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
- Благодарил (а): 14 раз
- Поблагодарили: 43 раза
- Контактная информация:
Техники полного дыхания: противоречия... или единство?
Всегда интересовал вопрос, почему технику полного дыхания каждый автор описывает по-своему. (Что особенно интересно, каждый настаивает на ЕСТЕСТВЕННОСТИ приводимого метода :D )
Ну например:
1. У Лисбета - выдох начинается с опускания плеч, затем сжимается грудная клетка и остатки воздуха выталкиваются диафрагмой. При этом живот все время остается напряженным.
2. У Сатьянанды - выдох также начинается с верхнего отдела легких, но про мышцы живота не сказано ничего (предполагается, что он расслаблен? :roll: )
3. У Эберта - выдох начинается с поднятия диафрагмы, затем сжимается грудная клетка.
4. У ВБ - то же.
5. И т.д., и т.д., и несть числа... 8O
Откуда взялись столь существенные различия в описании этой - без сомнения - базовой техники? И - главное - какой метод лучше? И - почему, почему?! :?
А, может быть, эти разногласия на самом деле несущественны, главной остается общая идея (использование всех отделов легких, работа диафрагмы и пр...)?
Что думают по этому поводу уважаемые практики?
P.S. Приношу извинения, если данная тема уже обсуждалась на форуме, но я ничего не нашла. :oops:
P.P.S. Лично я придерживаюсь следующей техники: вдох: опускается диафрагма - расширяется грудная клетка - поднимаются плечи (в конце вдоха слегка поднимается диафрагма). Выдох: (в начале выдоха сохраняется неизменным положение диафрагмы) опускаются плечи - сжимается грудная клетка (в конце второй фазы слегка опускается диафрагма) - остатки воздуха выталкиваются диафрагмой. Т.е. техника приближена к описанной Лисбетом. Однако объективных причин привести не могу.
Ну например:
1. У Лисбета - выдох начинается с опускания плеч, затем сжимается грудная клетка и остатки воздуха выталкиваются диафрагмой. При этом живот все время остается напряженным.
2. У Сатьянанды - выдох также начинается с верхнего отдела легких, но про мышцы живота не сказано ничего (предполагается, что он расслаблен? :roll: )
3. У Эберта - выдох начинается с поднятия диафрагмы, затем сжимается грудная клетка.
4. У ВБ - то же.
5. И т.д., и т.д., и несть числа... 8O
Откуда взялись столь существенные различия в описании этой - без сомнения - базовой техники? И - главное - какой метод лучше? И - почему, почему?! :?
А, может быть, эти разногласия на самом деле несущественны, главной остается общая идея (использование всех отделов легких, работа диафрагмы и пр...)?
Что думают по этому поводу уважаемые практики?
P.S. Приношу извинения, если данная тема уже обсуждалась на форуме, но я ничего не нашла. :oops:
P.P.S. Лично я придерживаюсь следующей техники: вдох: опускается диафрагма - расширяется грудная клетка - поднимаются плечи (в конце вдоха слегка поднимается диафрагма). Выдох: (в начале выдоха сохраняется неизменным положение диафрагмы) опускаются плечи - сжимается грудная клетка (в конце второй фазы слегка опускается диафрагма) - остатки воздуха выталкиваются диафрагмой. Т.е. техника приближена к описанной Лисбетом. Однако объективных причин привести не могу.
На самом деле, в большинстве источников считается, что вдох/выдох производится тремя отделами грудной клетки: 1 - диафрагмой (+плавающие ребра, 2 - средней частью (осн. ребра), и 3 - ключичной (включая поднимание плеч). Таким образом, вариантов вдоха/выдоха всего по 6 (1,2,3; 1,3,2; 2,1,3; 2,3,1; 3,1,2; 3,2,1), а так как средние можно выбросить ввиду явного физиологического идиотизма, то по 2: сверху вниз (3,2,1) и наоборот (1,2,3).
Почему надо делать так или эдак, у каждого свое объяснение.
Например в книге Айенгара "Прояснение пранаямы" есть очень подробное объяснение, с графиками работы ребер, мышц, диафрагмы и т.д.
Почему надо делать так или эдак, у каждого свое объяснение.
Например в книге Айенгара "Прояснение пранаямы" есть очень подробное объяснение, с графиками работы ребер, мышц, диафрагмы и т.д.
-
- Опытный практик
- Сообщения: 815
- Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
- Благодарил (а): 14 раз
- Поблагодарили: 43 раза
- Контактная информация:
Ну, Макс, спасибо, что объяснили... :lol: Только мне все это нужно не для классификации техник, а - не поверите - для практики. Вы бы как предложили дышать: день - так, день - иначе? :?
То, что каждый автор отстаивает свою позицию, ясно и так. Но только вот я нигде не встречала "сравнительной характеристики". Или, Вы полагаете, что у человека может быть несколько "естественных и наиболее эффективных" способов дыхания? :o
Кстати, вариантов на самом деле гораздо больше. Разногласия возникают, например, по поводу напряжения/расслабления мышц, по поводу работы диафрагмы и т.д...
То, что каждый автор отстаивает свою позицию, ясно и так. Но только вот я нигде не встречала "сравнительной характеристики". Или, Вы полагаете, что у человека может быть несколько "естественных и наиболее эффективных" способов дыхания? :o
Кстати, вариантов на самом деле гораздо больше. Разногласия возникают, например, по поводу напряжения/расслабления мышц, по поводу работы диафрагмы и т.д...
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11333
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Когда мне довелось разбираться с полным дыханием, то после подведения итогов разборки с литературой, я пробовал и так, и эдак.
Но лично мне пошел вариант, когда вдох начинается с живота и заканчивается животом - то есть в данном случае пришлось согласиться с Б.Л.Смирновым.
Ну, а в принципе, наверное, что в лоб, что по лбу...
А вот по поводу книги Айенгара повторю чьи-то умные слова: "Это слишком сложно, чтоб быть истинным" Какая там, на фиг, релаксация сознания при таком количестве вводных!?
Всех благ!
Но лично мне пошел вариант, когда вдох начинается с живота и заканчивается животом - то есть в данном случае пришлось согласиться с Б.Л.Смирновым.
Ну, а в принципе, наверное, что в лоб, что по лбу...
А вот по поводу книги Айенгара повторю чьи-то умные слова: "Это слишком сложно, чтоб быть истинным" Какая там, на фиг, релаксация сознания при таком количестве вводных!?
Всех благ!