Практика внимательности и занятия йогой
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 июн 2015, 22:47
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Практика внимательности и занятия йогой
Практикуя йогу в традиции Виктора Сергеевича вот уже 12 лет, научился тонко осознавать тело, наблюдать ощущения в нем. Даже фраза как-то возникла - "вливать сознание в тело". Разумеется, в различных асанах объем внимания распределяется по разному (в зависимости от их конфигурации). Это наблюдение за ощущениями сохраняется и в обыденной жизни. Я как бы заякорен в теле. Это помогает отслеживать моменты, когда я теряю связь с "действительностью" и "переселяюсь" в голову (начинаю ассоциировать себя с мыслями и эмоциями,) и возвращаться обратно. Помогает увидеть моменты перехода простого внимания в суждения и оценки. Поддерживать состояние ментальной тишины.
Вместе с тем в большинстве традиций (в том числе и йогической) существуют практики осознаности (внимательности), предполагающие безоценочное наблюдение не только за своим умом, эмоциями и ощущениями, но и за окружающим миром. То есть наблюдения за тем, что происходит и внутри, и вовне. Объем внимания как бы равномерно распределяется в пространстве, в которое включено и мое тело-ум. Этакая деконцентрация ( в отличие от концентрации на конкретном объекте). Пытаясь практиковать такое свидетельствование, я обнаружил, что сохранять такую позицию при наблюдении внешнего (равно, как и поддерживать ментальную тишину) мне значительно сложнее - ум сразу начинает классифицировать и клеить ярлыки на все, что попадает в поле внешнего внимания.
Собственно, в чем вопрос. Следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки "свидетеля" при таком подходе?
Вместе с тем в большинстве традиций (в том числе и йогической) существуют практики осознаности (внимательности), предполагающие безоценочное наблюдение не только за своим умом, эмоциями и ощущениями, но и за окружающим миром. То есть наблюдения за тем, что происходит и внутри, и вовне. Объем внимания как бы равномерно распределяется в пространстве, в которое включено и мое тело-ум. Этакая деконцентрация ( в отличие от концентрации на конкретном объекте). Пытаясь практиковать такое свидетельствование, я обнаружил, что сохранять такую позицию при наблюдении внешнего (равно, как и поддерживать ментальную тишину) мне значительно сложнее - ум сразу начинает классифицировать и клеить ярлыки на все, что попадает в поле внешнего внимания.
Собственно, в чем вопрос. Следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки "свидетеля" при таком подходе?
- За это сообщение автора Alexander_G поблагодарили (всего 2):
- Nik-On/Off, ANTON365
- Рейтинг: 12.5%
- Боря Ч
- Сообщения: 492
- Зарегистрирован: 10 май 2007, 17:44
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 54 раза
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Aleхander_G, не в тему вам. А быть непосредственным в жизни, не быть настороже, клеить ярлыки, коль ярлык - это ваше мнение, реагировать бурно, раз так чувствуется, вообще, сливаться с жизнью вам не хочется? Коврик ковриком, а жизнь жизнью, нет?
- Рейтинг: 6.25%
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 июн 2015, 22:47
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Борис, жить жизнью мне хочется. Но я различаю жить жизнь и думать о жизни. Я слишком долго жил умом и эмоциями, полагая их собой. Но мой вопрос немного про другое, возможно я не очень ясно его сформулировал
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
А зачем? Мне кажется что нужно применять технику которая лучше и легче работает для поддержания ЧВН.
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 июн 2015, 22:47
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Ingvar, я собственно, так и делал. Но обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью, а не средством. В нем приятно пребывать, не хочется, чтобу его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна, а я чувствую некую разбалансировку в сторону внутреннего, стремление спрятаться от сложностей жизни внутри себя. Мне кажется, это не есть хорошо. Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность. По сути, научиться деланию неделанием
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Видимо эффект этот возникает с завидной регулярностью...Alexander_G писал(а):Ingvar, я собственно, так и делал. Но обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью, а не средством. В нем приятно пребывать, не хочется, чтобу его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна, а я чувствую некую разбалансировку в сторону внутреннего, стремление спрятаться от сложностей жизни внутри себя. Мне кажется, это не есть хорошо. Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность. По сути, научиться деланию неделанием
«и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
via negativa
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Вместе с тем в большинстве традиций (в том числе и йогической) существуют практики осознаности (внимательности), предполагающие безоценочное наблюдение не только за своим умом, эмоциями и ощущениями, но и за окружающим миром.
На мой взгляд, применение практик наблюдения в обычной жизни только усилит дисбаланс. Например, когда мы практикуем пранаяму, то сознательно контролируем темп дыхания, но после практики нужно выключить контроль, иначе автоматика дыхания собьется. То же и с психикой. После занятий нужно жить без включения практик в повседневность. Понятно, что йога нас меняет, но это происходит само собой. А если жить пытаясь не вовлекаться в окружающую действительность, не реагировать и не переживать эмоции, то разве это жизнь?Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность.
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 июн 2015, 22:47
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Ingvar, я не пытаюсь отказаться от эмоций и реагирования, да мне кажется это и невозможно. Речь скорее о том, чтобы не отождествлять себя с эмоциями и умом. И не вожделеть результат. Собственно, практика внимательности про это (как мне кажется). Пусть тело живет, ум действует, а свидетель - свидетельствует. Свидетельствование не есть контроль. Контролировать пытается ум, в этом и проблема. Поэтому и ЧВН практикуем. А по поводу того, что в йоге все происходит само собой - я раньше тоже так полагал. Теперь мне кажется что "само собой" не происходит ничего. Роль бессознательного (в его психологическом толковании) в процессе познавания сильно преувеличена :) Так или иначе, Ingvar, спасибо за ценные замечания, буду гонять своих тараканов дальше :)
- Гузель Х.
- Сообщения: 628
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 141 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
to: Александр _G:
Собственно, речь идет о естественном переходе (перетекании) самонаблюдения в асанах /медитации в повседневную жизнь при сохраненном внутреннем наблюдателе. Причем «пойман» момент перехода от внутреннего самонаблюдения во внешнее - пограничная зона. Наработан опыт обратного процесса: от внешнего восприятия во внутреннее, т.е. уже самонаблюдение над «приростом» - эмоциями/чувствами. Замечательно!
По поводу «следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки «свидетеля» при таком подходе?»
На мой взгляд, практику асан в ЧВН следует практиковать отдельно – это сугубо внутренний процесс. Он является базовым состоянием, эталонным, так сказать.
Если речь идет о сохранении состояния тишины, безоценочности, можно начать с более плавного перехода – самонаблюдение в статичной медитативной позе. В ней сохраняется неподвижность тела, глаза закрыты (что важно!), а объектом наблюдения может быть конкретная внешняя ситуация или конкретные эмоции/чувства – проигрывание видео сюжета. Тот же механизм, что вы выше описывали, но с переходом из состояния безоценочного наблюдения в состояние переживания эмоций/чувств. И обратно. То есть позволить себе проявить эмоции/чувства. Уловить пограничные зоны. В первой части – тишина ума, безоценочность, наработанными вами приемами, во второй - вот здесь вам предстоит определить самому. Тогда это будет ваше личное открытие, ваши ощущения и вы не будете их путать ни с чем другим, и никто вас не сможет запутать! Могу только сказать суть – отпустите свои чувства… Кстати, с мыслями проделайте ту же практику. Не глушите то, что просится наружу! Пусть проявятся и ощущения тела, и чувств, и ума. Ощутите каждое проявление по отдельности, в сочетании… ну и еще многое чего…. Тогда будет понятным, почему одно выпирает над другим. И тишина естественным способом будет проявляться. Самое главное - наработается опыт ощущения себя целиком. Тогда, во-первых, проще выходить на наблюдения внешнего с открытыми глазами; во-вторых, вы ощутите свои внутренние пограничные зоны — зоны перехода от одних ощущений к другим: тело - чувства/эмоции - ум – выход за их границы.
Потом уже плавно перейдете и на внешнее наблюдение. Оно будет проще и будет наработан опыт. Проще за счет того, что не будет путаницы, наложения внутренних и внешних ощущений.
«…обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью. А не средством. В нем пребывать приятно, не хочется, чтобы его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна…» Вы прямо большой молодец!!! Даже не представляете, как радуюсь за ваши мысли!
Это ОЧЕНЬ важный момент. По сути – это одна из причин возникновения конфликтов в социуме. Я бы сказала, одна из причин роста равнодушия в обществе. Так что ваши «тараканы», в этом смысле, бегают в правильном направлении.
Еще. Практики внутри вас! Другое дело, что общение может внести некоторые нюансы в практику, видоизменить угол взгляда….
Прошу уточнения по поводу «сильного преувеличения роли бессознательного (в психологическом толковании)». Загадочно не досказано…
А в целом рада за вас.![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Собственно, речь идет о естественном переходе (перетекании) самонаблюдения в асанах /медитации в повседневную жизнь при сохраненном внутреннем наблюдателе. Причем «пойман» момент перехода от внутреннего самонаблюдения во внешнее - пограничная зона. Наработан опыт обратного процесса: от внешнего восприятия во внутреннее, т.е. уже самонаблюдение над «приростом» - эмоциями/чувствами. Замечательно!
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
По поводу «следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки «свидетеля» при таком подходе?»
На мой взгляд, практику асан в ЧВН следует практиковать отдельно – это сугубо внутренний процесс. Он является базовым состоянием, эталонным, так сказать.
Если речь идет о сохранении состояния тишины, безоценочности, можно начать с более плавного перехода – самонаблюдение в статичной медитативной позе. В ней сохраняется неподвижность тела, глаза закрыты (что важно!), а объектом наблюдения может быть конкретная внешняя ситуация или конкретные эмоции/чувства – проигрывание видео сюжета. Тот же механизм, что вы выше описывали, но с переходом из состояния безоценочного наблюдения в состояние переживания эмоций/чувств. И обратно. То есть позволить себе проявить эмоции/чувства. Уловить пограничные зоны. В первой части – тишина ума, безоценочность, наработанными вами приемами, во второй - вот здесь вам предстоит определить самому. Тогда это будет ваше личное открытие, ваши ощущения и вы не будете их путать ни с чем другим, и никто вас не сможет запутать! Могу только сказать суть – отпустите свои чувства… Кстати, с мыслями проделайте ту же практику. Не глушите то, что просится наружу! Пусть проявятся и ощущения тела, и чувств, и ума. Ощутите каждое проявление по отдельности, в сочетании… ну и еще многое чего…. Тогда будет понятным, почему одно выпирает над другим. И тишина естественным способом будет проявляться. Самое главное - наработается опыт ощущения себя целиком. Тогда, во-первых, проще выходить на наблюдения внешнего с открытыми глазами; во-вторых, вы ощутите свои внутренние пограничные зоны — зоны перехода от одних ощущений к другим: тело - чувства/эмоции - ум – выход за их границы.
Потом уже плавно перейдете и на внешнее наблюдение. Оно будет проще и будет наработан опыт. Проще за счет того, что не будет путаницы, наложения внутренних и внешних ощущений.
«…обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью. А не средством. В нем пребывать приятно, не хочется, чтобы его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна…» Вы прямо большой молодец!!! Даже не представляете, как радуюсь за ваши мысли!
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Еще. Практики внутри вас! Другое дело, что общение может внести некоторые нюансы в практику, видоизменить угол взгляда….
Прошу уточнения по поводу «сильного преувеличения роли бессознательного (в психологическом толковании)». Загадочно не досказано…
А в целом рада за вас.
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Жить и действовать по слову.
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 июн 2015, 22:47
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
Гузель, спасибо на добром слове :)
По поводу пограничной зоны между внутренним и внешним - это Вы точно заметили. С одной стороны, она поддерживает иллюзию идентичности (или эго - как кому больше нравится), - а с другой, мешает воспринимать мир открыто, в его целостности. Пока приходится как бы переключать внимание. Радикальный способ решения проблемы - просветлевание. Но эго пищит и брыкается :)
Я сейчас именно так и практикую - асаны в ментальном релаксе (или, иначе говоря в глубоком трансовом состоянии), отдельно - медитацию, которая включает и внешнее. Сидя и гуляя. Но штука в том, что медитация предполагает активное осознание (свидетельствование), а глубокий транс, наоборот, гасит сознание. У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных. Отсюда и вопрос возник.
По поводу бессознательного - я был одно время увлечен идеей о том, что это этакий внутренний мудрец, которому бестолковый ум не дает порулить и все наладить. И стоит только научиться ЧВН и жизнь сразу наладится. Собственно эта пресуппозиция (говоря в терминах НЛП) и лежит в основе нашей практики йоги. В релаксе (как телесном, так и ментальном) нет ничего плохого, наоборот, только хорошо для нашего перегретого социума. И систематическая практика ментальной релаксации благотворно влияет на телесное и психическое здоровье людей. Но рассчитывать на то, что бессознательное - эта кладовка, забитая инстинктами, недопережитыми эмоциями и недопереваренными ментальными конструктами сама отрегулирует нашу жизнь, я бы не стал. Я утрирую, но слишком тема непростая, все не напишешь. Это мой субъективный взгляд, конечно. Поэтому для меня представляется важным практиковать внимательность и безоценочность в обыденной жизни. Не самоцели ради, а для ясности восприятия, точности и взвешенности действий за пределами коврика :)
Возможно, все гораздо проще, но пока не проверю, не узнаю :)
По поводу пограничной зоны между внутренним и внешним - это Вы точно заметили. С одной стороны, она поддерживает иллюзию идентичности (или эго - как кому больше нравится), - а с другой, мешает воспринимать мир открыто, в его целостности. Пока приходится как бы переключать внимание. Радикальный способ решения проблемы - просветлевание. Но эго пищит и брыкается :)
Я сейчас именно так и практикую - асаны в ментальном релаксе (или, иначе говоря в глубоком трансовом состоянии), отдельно - медитацию, которая включает и внешнее. Сидя и гуляя. Но штука в том, что медитация предполагает активное осознание (свидетельствование), а глубокий транс, наоборот, гасит сознание. У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных. Отсюда и вопрос возник.
По поводу бессознательного - я был одно время увлечен идеей о том, что это этакий внутренний мудрец, которому бестолковый ум не дает порулить и все наладить. И стоит только научиться ЧВН и жизнь сразу наладится. Собственно эта пресуппозиция (говоря в терминах НЛП) и лежит в основе нашей практики йоги. В релаксе (как телесном, так и ментальном) нет ничего плохого, наоборот, только хорошо для нашего перегретого социума. И систематическая практика ментальной релаксации благотворно влияет на телесное и психическое здоровье людей. Но рассчитывать на то, что бессознательное - эта кладовка, забитая инстинктами, недопережитыми эмоциями и недопереваренными ментальными конструктами сама отрегулирует нашу жизнь, я бы не стал. Я утрирую, но слишком тема непростая, все не напишешь. Это мой субъективный взгляд, конечно. Поэтому для меня представляется важным практиковать внимательность и безоценочность в обыденной жизни. Не самоцели ради, а для ясности восприятия, точности и взвешенности действий за пределами коврика :)
Возможно, все гораздо проще, но пока не проверю, не узнаю :)
- За это сообщение автора Alexander_G поблагодарили (всего 2):
- Oleg L, Nik-On/Off
- Рейтинг: 12.5%
- Гузель Х.
- Сообщения: 628
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 141 раз
Re: Практика внимательности и занятия йогой
to Alexander_G: Задержалась с ответом...
"У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных."
Удивительно точно сформулировали ваше ощущение.
По сути не имеет особого значения сидите вы, идете, открыты-закрыты глаза или раскачиваетесь на люстре... Пока "эго пищит и брыкается" будет существовать граница. А значит и напряжения, как следствие, конфликты с самим собой и с прочим. В результате разрозненность понимания. Только ощущения въедливо нашептывают: "Говорило же я тебе..." Но упертое эго: "Но мне это надо!"
Подожду вашего равновесного состояния... Интересно как вы отзоветесь о сознание и бессознательном.![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
"У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных."
Удивительно точно сформулировали ваше ощущение.
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
![гг [gg]](./images/smilies/bm.gif)
Подожду вашего равновесного состояния... Интересно как вы отзоветесь о сознание и бессознательном.
![улыбка [:)]](./images/smilies/ab.gif)
Жить и действовать по слову.