Корни мыслей
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Корни мыслей
Корни мыслей
В какой-то момент после 2-3 лет регулярных занятий во время практики проявился следующий эффект. При относительном молчании ума, когда мысли дистанцируются, блекнут а то и вовсе выцветают, вдруг возникает ощущение и понимание, как и «откуда» эти мысли появляются . Собственно. Потому и назвал данный эффект корнями мыслей. :D
Конечно, можно соотнести этот эффект с Сутрами и «правильно» назвать на санскрите, однако цели у меня такой нет, а вот просто своими словами данный эффект описать и обсудить – интересно.
Отстраненность от своих мыслей, взгляд как бы со стороны, сначала возникает эпизодически, затем достаточно регулярно, особенно в шавасане. При этом, под мыслями я подразумеваю разноплановую мыслительную активность. Например, воспоминания. С какого то момента они проникают в процесс практики в достаточно большом количестве. Это воспоминания как из текущей жизни, со всеми ее заморочками и проблемами, так и весьма «древние», например из детства. Прошлые события прокручиваются и «со стороны» хорошо видна роль тех или иных собственных реакций на те или иные ситуации, становится очевидной взаимосвязь своего состояния в тот момент и дальнейшего хода развития событий. Ничего специально не осмысливается, все как обычно, внимание в тело, но параллельно в психике идет скрытая до какого то момента работа. Выводы и понимание порою происходит неожиданно, например в виде инсайта. И со временем, оказываясь в сходной ситуации понимаешь, что реакция может быть вариативна, уходит линейная зависимость от эмоций, так сказать сползаешь с тех эмоциональных рельсов, на которые загнала тебя жизнь. Процесс этот длителен во времени, не предполагает сознательного вмешательства в практику, а является скорее бонусом.
Раскапывая корни своих мыслей становишься все более независим от себя самого, от своих эмоциональных стереотипов и реакций. И в этом отношении йога ведет к бОльшей свободе и без всякой мистики.
У меня вообще последнее время сложилось устойчивое мнение, что в практику асан уже вшита вся необходимая психотехника и специальные психотехники вроде медитации – это спецуха с определенными утилитарными задачами. Для обычной жизни вполне достаточно зашитой в классическую практику асан психотехники.
В какой-то момент после 2-3 лет регулярных занятий во время практики проявился следующий эффект. При относительном молчании ума, когда мысли дистанцируются, блекнут а то и вовсе выцветают, вдруг возникает ощущение и понимание, как и «откуда» эти мысли появляются . Собственно. Потому и назвал данный эффект корнями мыслей. :D
Конечно, можно соотнести этот эффект с Сутрами и «правильно» назвать на санскрите, однако цели у меня такой нет, а вот просто своими словами данный эффект описать и обсудить – интересно.
Отстраненность от своих мыслей, взгляд как бы со стороны, сначала возникает эпизодически, затем достаточно регулярно, особенно в шавасане. При этом, под мыслями я подразумеваю разноплановую мыслительную активность. Например, воспоминания. С какого то момента они проникают в процесс практики в достаточно большом количестве. Это воспоминания как из текущей жизни, со всеми ее заморочками и проблемами, так и весьма «древние», например из детства. Прошлые события прокручиваются и «со стороны» хорошо видна роль тех или иных собственных реакций на те или иные ситуации, становится очевидной взаимосвязь своего состояния в тот момент и дальнейшего хода развития событий. Ничего специально не осмысливается, все как обычно, внимание в тело, но параллельно в психике идет скрытая до какого то момента работа. Выводы и понимание порою происходит неожиданно, например в виде инсайта. И со временем, оказываясь в сходной ситуации понимаешь, что реакция может быть вариативна, уходит линейная зависимость от эмоций, так сказать сползаешь с тех эмоциональных рельсов, на которые загнала тебя жизнь. Процесс этот длителен во времени, не предполагает сознательного вмешательства в практику, а является скорее бонусом.
Раскапывая корни своих мыслей становишься все более независим от себя самого, от своих эмоциональных стереотипов и реакций. И в этом отношении йога ведет к бОльшей свободе и без всякой мистики.
У меня вообще последнее время сложилось устойчивое мнение, что в практику асан уже вшита вся необходимая психотехника и специальные психотехники вроде медитации – это спецуха с определенными утилитарными задачами. Для обычной жизни вполне достаточно зашитой в классическую практику асан психотехники.
- Рейтинг: 6.25%
via negativa
-
- Сообщения: 146
- Зарегистрирован: 24 авг 2009, 12:31
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 25 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Есть такое дело. Начинаешь отделять себя от своих эмоций, забавное такое состояние как бы "раздвоения личности". А ещё заодно отделять людей от их эмоциональных реакций и поведенческих стереотипов. Меньше на людей обижаешься, понимаешь, что это не человек, допустим, тебя обидел, а некая заложенная в нём программа поведения, которую он сам для себя даже не осознаёт.становишься все более независим от себя самого, от своих эмоциональных стереотипов и реакций.
Вспышки воспоминаний из детства тоже чаще стали, причём очень яркие, с подробным воспроизведением всяких мелочей типа запахов, звуков, ощущений.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
На мой взгляд, т.н. "корни мыслей" это смыслы. Сначала в сознании всплывает некий неоформленный, неформализованный ни в какую модальную среду смысл (почему он всплывает это уже другой вопрос). Затем этот смысл начинает оформляться - зачастую в мыслеформу. Просто обычно все это происходит настолько быстро, что человек не успевает отследить эту метаморфозу, считая, что мысли появляются уже в том виде "как есть", но этот процесс вполне реально замедлить. Выход в смысловые зоны сознания интересен сам по себе. Как обнаруживается при достаточно спокойном уме, "точек потенциально-разворачивающихся мыслей" в сознании сотни - ум как бы еле-еле мерцает ими. Но обычно обнаруживаются лишь уже проявленные, развернувшиеся мысли.
Так вот если отследить момент превращения (морфинга) смысла в мыслеформу, вполне реально отделить реакции от стимулов, а это уже что-то :)
В какой то момент я это описывал примером с закипанием жидкости (или состоянием шампанского после открытия пробки) - я имею ввиду процесс образования и всплытия пузырьков.
Если интересно можно почитать довольно серьезную книжку - "Основы смысловой теории сознания", автор - Агафонов А.Ю. (кандидат психологических наук).
Так вот если отследить момент превращения (морфинга) смысла в мыслеформу, вполне реально отделить реакции от стимулов, а это уже что-то :)
В какой то момент я это описывал примером с закипанием жидкости (или состоянием шампанского после открытия пробки) - я имею ввиду процесс образования и всплытия пузырьков.
Если интересно можно почитать довольно серьезную книжку - "Основы смысловой теории сознания", автор - Агафонов А.Ю. (кандидат психологических наук).
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Re: Корни мыслей
У меня тоже иногда во время практики вдруг появляются какие-то воспоминания из прошлых лет, и они совсем не мешают практике, а как-то идут своим чередом, независимо от меня. Иногда я даже удивляюсь после, вот чего вспомнилось... 8)Oleg писал(а):При этом, под мыслями я подразумеваю разноплановую мыслительную активность. Например, воспоминания. С какого то момента они проникают в процесс практики в достаточно большом количестве. Это воспоминания как из текущей жизни, со всеми ее заморочками и проблемами, так и весьма «древние», например из детства...
А в шавасане я как-то отстранённо смотрела фильм со своим участием. Я уже в какой-то теме писала об этом. Я участвовала в процессе(действии) и осознавала, что этого не может быть, и я в данный момент лежу в шавасане. Такое интересное раздвоение сознания.
- Рейтинг: 6.25%
А.В.
- narasius
- Сообщения: 735
- Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
- Откуда: Украина, Николаев
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 50 раз
А мне вот Фрейд вспомнился.Ершъ писал(а):Невысказанных слов преграда
После того, как он опубликовал свою "секс-теорию" :D -- ему клиенты объясняли происходящее с ними так, что их рассказы прекрасно вписывались в его свежеиспечённую теорию. В какой-то момент Фрейд сам не знал -- то ли его теория так идеально вписывается в клинические случаи пациентов, то ли пациенты, прочитав его книгу, несознательно делают это... :) ...
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 312
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 22:18
- Откуда: г. Москва
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 7 раз
Тоже стал проявляться такой эффект после нескольких лет практики - откуда-то всплывает из глубин понимание, само и сразу (без предварительных сознательных размышлений). Бывает такое во время практики, бывает и вне практики.Oleg L писал(а):Корни мыслей
В какой-то момент после 2-3 лет регулярных занятий во время практики проявился следующий эффект... Выводы и понимание порою происходит неожиданно, например в виде инсайта.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Ну а почему бы и нет? :D Это наверное создавало для Фрейда-ученого ряд проблем, у пациентов же проблемы были значительно глобальней обусловленности языком фрейдовских книг. Человеку вообще свойственно быть обусловленным (как минимум языком вообще) и выражать "происходящее с ним" в рамках если не книг и теорий, то тех понятий, которым его научили в свое время родители и друзья. Хрен редьки не слаще и обусловленность/необусловленность чем-то глобальную картину никоим образом не меняет. Я хочу сказать, что до тех пор, пока человек является существом "семантическим", он обречен выражать свои мысли в определенных рамках, терминах и теориях, даже если ему кажется, что он их выдумывает по-ходу дела (он просто будет выбирать из массива вариантов наиболее узнаваемое и близкое - как и случилось с пациентами Фройда. Фрейд вторичен, первичен опыт и узнавание себя). Новые описания и теории возникают не так часто как хотелось бы человеку, в большинстве случаев - он повторяет кого-то, даже если сам искренне об этом не догадывается.narasius писал(а): А мне вот Фрейд вспомнился.
После того, как он опубликовал свою "секс-теорию" :D -- ему клиенты объясняли происходящее с ними так, что их рассказы прекрасно вписывались в его свежеиспечённую теорию. В какой-то момент Фрейд сам не знал -- то ли его теория так идеально вписывается в клинические случаи пациентов, то ли пациенты, прочитав его книгу, несознательно делают это... :) ...
Если же ему удастся выпрыгнуть из этой обусловленности... (здесь остается лишь догадываться) он будет либо молчать, либо мычать, либо смеяться.
- narasius
- Сообщения: 735
- Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
- Откуда: Украина, Николаев
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 50 раз
мычащий просвещённый :mrgreen:Ершъ писал(а): Если же ему удастся выпрыгнуть из этой обусловленности... (здесь остается лишь догадываться) он будет либо молчать, либо мычать, либо смеяться.
--------------
Верно. Я о том же. Обсуждая "это", мы так или иначе запихиваем себя же в рамки. И притом не только себя, но и собеседников / читателей :) . Что и произошло, наверное, с Фрейдом.
Возможно именно поэтому свою практику обсуждать не стоит 8O ... а иногда так хочется :oops: ....
--------------
Очень интересны были бы ваши мысли: возможно ли вообще "понимание" чего-либо, не "обуздав" это что-то словесной формой? И это желание всё "обусловить" -- это часть нашей сути, или всё-таки артефакт нашего образования? Спасибо.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Наверное, обсуждать стоит то, что вызывает интерес.
Безусловно обусловленность существует! :lol:
Однако, узревая корни своих мыслей и ничего специально по этому поводу не делая я все же значительно изменился. По крайней мере понимаю то в себе, что раньше было не доступно моему пониманию. А когда вы ясно видите цепочки причина-следствие, то и поведение ваше будет иным, нежели в отсутствие такого видения и понимания.
Безусловно обусловленность существует! :lol:
Однако, узревая корни своих мыслей и ничего специально по этому поводу не делая я все же значительно изменился. По крайней мере понимаю то в себе, что раньше было не доступно моему пониманию. А когда вы ясно видите цепочки причина-следствие, то и поведение ваше будет иным, нежели в отсутствие такого видения и понимания.
via negativa
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
- Nik-On/Off
- Сообщения: 1214
- Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
- Благодарил (а): 508 раз
- Поблагодарили: 379 раз
Подтверждаю, я тоже стал понимать, каков источник моих мыслей и эмоций. Это очень помогает, когда эти мысли и эмоции - отрицательные. Как только ты понял, откуда взялась плохая эмоция, так сразу её градус и понизился.
Что интересно, стали понятны "корни" мыслей и эмоций окружающих людей. И это иногда вгоняет в тоску, когда видишь, как мыслят люди и что вызывает эмоции.
Что интересно, стали понятны "корни" мыслей и эмоций окружающих людей. И это иногда вгоняет в тоску, когда видишь, как мыслят люди и что вызывает эмоции.
कोऽहम्?