Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.
Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.
Затейливый термин «сампраджнята» я уже вольно трактовал как состояние «сам себе мудрец». Это состояние, в котором в гармоничном движении сочетаются
- витарка (восприятие «грубого», то есть внешнего мира),
- вичара (восприятие «тонкого», то есть внутреннего мира),
- ананда (радость бытия) и
- асмита-рупа (Я-форма)
Все это Шлока 1-17.
Я утверждал, что это состояние тождественно состоянию естественного довольства – сантоши, являющемуся одной из нийям (внутренних «обетов»). Обеты взяты в скобки, поскольку впрямую они исполняться не могут, это как раз состояния,
а) естественно вырастающие из практики, и
б) с необходимостью способствующие ей.
Все это хорошо и правильно. Но есть еще один слой интерпретаций.
Есть глянуть на Шлоку 1-17 в контексте других шлок, то выясняется вот еще какая связь.
Шлока 1-16: в результате практики с отстраненностью достигается высочайшее знание Пуруши (парящего Духа). Так вот, с этой высоты парения становится возможным посмотреть на устройство человека в следующем ключе:
1) Витарка – массив внешних восприятий, бомбящий нас снаружи. То их слишком много – и нам хужеет, то их слишком мало – и забирает тоска.
2) Вичара – конгломерат внутренних отражений внешних восприятий, их осмысление, эмоциональная оценка (хорошо-плохо), многократные реверберации с прошлыми жизненными опытами. Бесконечный внутренний диалог-монолог по любому поводу.
3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить. Это чисто материальный аспект бытия, аспект пракрити, доступный любому практикующему.
4) Асмита-рупа – духовный аспект, тяготеющий к Пуруше, управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я. Доступно зрелому практикующему, внимание которого уже достаточно насыщено бхогой и тяготеет к Атману и Пуруше.
Простая аналогия с компьютером:
- витарка – устройства ввода-вывода, железо,
- вичара – системный софт, операционная система, платформа (на которой крутятся многочисленные вритти-программы),
- ананда – блок питания и само питание,
- асмита-рупа – юзер.
Интересно, что Асмита-рупа прочитывается на санскрите двояко (из-за так называемого правила сандхи): как асмита-рупа (Я-форма) и как асмита-арупа (Я бесформенное). И то и другое в кассу, если понимать «Я» в первом случае как одухотворяющий принцип в некой форме (душе, см. Шлоку 4-9), или как эгоизм. В последнем случае асмита-арупа означает отсутствие (злобного, дурацкого) Эго и, стало быть, опять-таки Духовность.
Вся эта четверка объединяется как сампраджнята, и этот термин переводится как «распознавание» - тот процесс, посредством которого мы ежесекундно выделяем себя из общего массива жизненных потоков. Практика йоги очищает все четыре аспекта сампраджняты, позволяя проявиться им в полный рост.
Особенно интересно и драматично обстоит дело с анандой – радостью бытия. Она всегда здесь, с нами в виде источника жизненной энергии, и практика расширяет доступ к ней через «портал» покоя, через прочное основание (Шлока 1-14).
Но ананда постоянно отравляется дурной вичарой, ее негативом, ее постоянным самоусугублением. Поэтому Патанджали аж в трех шлоках (1-33, 2-33, 2-34) настойчиво предлагает устранять «дурные мысли», культивируя помышление о «противоположном дурному». И тогда ананда может выступить в своей могучей и целительной ипостаси, питая сознание (Асмита-рупу) силой…
- витарка (восприятие «грубого», то есть внешнего мира),
- вичара (восприятие «тонкого», то есть внутреннего мира),
- ананда (радость бытия) и
- асмита-рупа (Я-форма)
Все это Шлока 1-17.
Я утверждал, что это состояние тождественно состоянию естественного довольства – сантоши, являющемуся одной из нийям (внутренних «обетов»). Обеты взяты в скобки, поскольку впрямую они исполняться не могут, это как раз состояния,
а) естественно вырастающие из практики, и
б) с необходимостью способствующие ей.
Все это хорошо и правильно. Но есть еще один слой интерпретаций.
Есть глянуть на Шлоку 1-17 в контексте других шлок, то выясняется вот еще какая связь.
Шлока 1-16: в результате практики с отстраненностью достигается высочайшее знание Пуруши (парящего Духа). Так вот, с этой высоты парения становится возможным посмотреть на устройство человека в следующем ключе:
1) Витарка – массив внешних восприятий, бомбящий нас снаружи. То их слишком много – и нам хужеет, то их слишком мало – и забирает тоска.
2) Вичара – конгломерат внутренних отражений внешних восприятий, их осмысление, эмоциональная оценка (хорошо-плохо), многократные реверберации с прошлыми жизненными опытами. Бесконечный внутренний диалог-монолог по любому поводу.
3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить. Это чисто материальный аспект бытия, аспект пракрити, доступный любому практикующему.
4) Асмита-рупа – духовный аспект, тяготеющий к Пуруше, управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я. Доступно зрелому практикующему, внимание которого уже достаточно насыщено бхогой и тяготеет к Атману и Пуруше.
Простая аналогия с компьютером:
- витарка – устройства ввода-вывода, железо,
- вичара – системный софт, операционная система, платформа (на которой крутятся многочисленные вритти-программы),
- ананда – блок питания и само питание,
- асмита-рупа – юзер.
Интересно, что Асмита-рупа прочитывается на санскрите двояко (из-за так называемого правила сандхи): как асмита-рупа (Я-форма) и как асмита-арупа (Я бесформенное). И то и другое в кассу, если понимать «Я» в первом случае как одухотворяющий принцип в некой форме (душе, см. Шлоку 4-9), или как эгоизм. В последнем случае асмита-арупа означает отсутствие (злобного, дурацкого) Эго и, стало быть, опять-таки Духовность.
Вся эта четверка объединяется как сампраджнята, и этот термин переводится как «распознавание» - тот процесс, посредством которого мы ежесекундно выделяем себя из общего массива жизненных потоков. Практика йоги очищает все четыре аспекта сампраджняты, позволяя проявиться им в полный рост.
Особенно интересно и драматично обстоит дело с анандой – радостью бытия. Она всегда здесь, с нами в виде источника жизненной энергии, и практика расширяет доступ к ней через «портал» покоя, через прочное основание (Шлока 1-14).
Но ананда постоянно отравляется дурной вичарой, ее негативом, ее постоянным самоусугублением. Поэтому Патанджали аж в трех шлоках (1-33, 2-33, 2-34) настойчиво предлагает устранять «дурные мысли», культивируя помышление о «противоположном дурному». И тогда ананда может выступить в своей могучей и целительной ипостаси, питая сознание (Асмита-рупу) силой…
- Браславский Александр
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
- Откуда: Мурманск
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 46 раз
Спасибо, Александр.
Тогда продолжаем еще на пару слов 8) :
Витарка и вичара - это "миры форм". В самом деле, восприятие внешнего и внутреннего обычно облечено в форму слов, краски, картинки, музыку наконец.
Ананда и асмита-рупа(арупа) - это "миры бесформенного". Непонятно как оформить жизненную силу и электрический ток. Или внятное, но невыразимое чувство "Я есть".
Оба типа миров - это тем не менее две медали нашего мира.
Так вот, Патанджали в шлоках с 1-41 по 1-45 подводит к отрицанию миров формы - и такое состояние называется нирвитарка самапатти и нирвичара самапатти. Это по сути отцепление от всякого ассоциативного развития возникшего внешнего (витарка) и внутреннего (вичара) восприятия, непорождение любых ассоциаций.
Тогда все завершается сабиджа самадхи (1-46), то есть самадхи с зерном, заякоренное в нашем мире и собравшее в себе только бесформенную сторону мира - чистую радость, энергию бытия (ананду) и ментальное отражение Пуруши (асмита-рупу).
Но есть еще нирбиджа самадхи (1-51), когда оставляются и ананда и асмита-рупа, когда Пуруша оставляет все связи с нашим миром... Далее невыразимо. 8)
Тогда продолжаем еще на пару слов 8) :
Витарка и вичара - это "миры форм". В самом деле, восприятие внешнего и внутреннего обычно облечено в форму слов, краски, картинки, музыку наконец.
Ананда и асмита-рупа(арупа) - это "миры бесформенного". Непонятно как оформить жизненную силу и электрический ток. Или внятное, но невыразимое чувство "Я есть".
Оба типа миров - это тем не менее две медали нашего мира.
Так вот, Патанджали в шлоках с 1-41 по 1-45 подводит к отрицанию миров формы - и такое состояние называется нирвитарка самапатти и нирвичара самапатти. Это по сути отцепление от всякого ассоциативного развития возникшего внешнего (витарка) и внутреннего (вичара) восприятия, непорождение любых ассоциаций.
Тогда все завершается сабиджа самадхи (1-46), то есть самадхи с зерном, заякоренное в нашем мире и собравшее в себе только бесформенную сторону мира - чистую радость, энергию бытия (ананду) и ментальное отражение Пуруши (асмита-рупу).
Но есть еще нирбиджа самадхи (1-51), когда оставляются и ананда и асмита-рупа, когда Пуруша оставляет все связи с нашим миром... Далее невыразимо. 8)
La gente esta muy loca
когда в гармонию приводятся все 4 компонента - тогда сампраджнята - сам себе мудрец
но кто приводит в гармонию витарку и вичару? только ананда и асмита!
ананда-сила укрощает витарку, позволяет выдерживать внешнюю бомбардировку
асмита-душа позволяет укротить реверберации вичары, ее дурную бесконечность сводить к конструктиву
но кто приводит в гармонию витарку и вичару? только ананда и асмита!
ананда-сила укрощает витарку, позволяет выдерживать внешнюю бомбардировку
асмита-душа позволяет укротить реверберации вичары, ее дурную бесконечность сводить к конструктиву
- narasius
- Сообщения: 735
- Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
- Откуда: Украина, Николаев
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 50 раз
Re: Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.
"From the ashes a fire shall be woken,А.Смит писал(а): 3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить.
A light from the shadows shall spring;
Renewed shall be blade that was broken,
The crownless again shall be king."
— J.R.R. Tolkien (The Fellowship of the Ring)
Loose yourself...or die trying.
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
Очень похоже на терминологию психонетической методики О.Бахтиярова (уж извините, что и здесь об этой теме). Также описание технологии.А.Смит писал(а): Витарка и вичара - это "миры форм". В самом деле, восприятие внешнего и внутреннего обычно облечено в форму слов, краски, картинки, музыку наконец.
Ананда и асмита-рупа(арупа) - это "миры бесформенного". Непонятно как оформить жизненную силу и электрический ток. Или внятное, но невыразимое чувство "Я есть".
Оба типа миров - это тем не менее две медали нашего мира.
Так вот, Патанджали в шлоках с 1-41 по 1-45 подводит к отрицанию миров формы - и такое состояние называется нирвитарка самапатти и нирвичара самапатти. Это по сути отцепление от всякого ассоциативного развития возникшего внешнего (витарка) и внутреннего (вичара) восприятия, непорождение любых ассоциаций.
Единственно, что не описано в откомментированных шлоках - Зачем Всё Это? (Т.е. - Зачем ВАМ самадхи/просветление?)
да не знаю я... ну вроде как вещь в себе... вроде так положено - к ним стремиться... традиция от нехрена делать 
ну или так: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... sc&start=0 (Сутры Патанджали. Колесо Сансары)
ну или так: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... sc&start=0 (Сутры Патанджали. Колесо Сансары)
La gente esta muy loca
- Браславский Александр
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
- Откуда: Мурманск
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 46 раз
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
Виктор, Вы, как всегда, мегасаттвичны!
(Заметьте, на данной ветке, имеющей реальную информационную ценность, я ни единым словом ни на кого не "наехал". И что в ответ?... Впрочем, это как всегда.)
Ладно, по существу.
"Юзер" - как-то более доходчиво, хоть неакадемично. Тем более, что речь не идёт у Вас о природе этого Юзера... Ну за исключением вот этого:
Может, "собирание в кучу" - всего лишь наша способность к саморефлексии, даваемая банально структурной организацией головного мозга?
(Заметьте, на данной ветке, имеющей реальную информационную ценность, я ни единым словом ни на кого не "наехал". И что в ответ?... Впрочем, это как всегда.)
Ладно, по существу.
В общем я согласен, очень толковый коммент, - но вот вопрос: а правомерно ли ставить знак эквивалентности между асмита-(а)рупа (пусть и в тех комментаторных интерпретациях, что Вы, мистер Смит, здесь привели), -и понятием "душа", слишком неоднозначно трактуемым и в йоге/санхкье, да и в русском языке тоже... -?асмита-душа позволяет укротить реверберации вичары, ее дурную бесконечность сводить к конструктиву
"Юзер" - как-то более доходчиво, хоть неакадемично. Тем более, что речь не идёт у Вас о природе этого Юзера... Ну за исключением вот этого:
Чувство собственного Я - это ещё понятно и переживаемо, даже в обычном состоянии сознания. А вот некое "управление" - хм... Что за "духовный аспект", что за управление? Чьё? От кого исходящее? (только не пишите, что от Пуруши!)управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я
Может, "собирание в кучу" - всего лишь наша способность к саморефлексии, даваемая банально структурной организацией головного мозга?
ну а что понятие "душа"... как хочу, так и ворочу - лишь бы она, душа, была!
в Сутрах обнаруживается немало "парных параллелей" для базовой двойственности Пракрити-Пуруша:
на вскидку:
пракрити (материя) - пуруша (дух)
витарка (внешнее восприятие) - вичара (внутреннее восприятие)
ананда (радость) - асмита-(а)рупа (...)
абхьяса (практика йоги) - вайрагья (отстраненность)
прочное основание (дридха бхуми) - различающее осознание (вивека кхьяти), а также ритамбхара (нездешняя мудрость)
пракритилайяны (слившиеся с пракрити, "колдуны") - видехи (видящие)
Так что, если полагать вторую колонку тяготеющей к Духу-Пуруше, то вполне можно рассматривать ее члены как аспекты духовности...
Разумеется, все эти термины должны иметь основания в личном опыте, чтобы не стать мячиками для жонглирования.
в Сутрах обнаруживается немало "парных параллелей" для базовой двойственности Пракрити-Пуруша:
на вскидку:
пракрити (материя) - пуруша (дух)
витарка (внешнее восприятие) - вичара (внутреннее восприятие)
ананда (радость) - асмита-(а)рупа (...)
абхьяса (практика йоги) - вайрагья (отстраненность)
прочное основание (дридха бхуми) - различающее осознание (вивека кхьяти), а также ритамбхара (нездешняя мудрость)
пракритилайяны (слившиеся с пракрити, "колдуны") - видехи (видящие)
Так что, если полагать вторую колонку тяготеющей к Духу-Пуруше, то вполне можно рассматривать ее члены как аспекты духовности...
Разумеется, все эти термины должны иметь основания в личном опыте, чтобы не стать мячиками для жонглирования.
Последний раз редактировалось А.Смит 16 апр 2010, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
- Браславский Александр
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
- Откуда: Мурманск
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 46 раз
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
Ну так это понятно: двайта!А.Смит писал(а): в Сутрах обнаруживается немало "парных параллелей" для базовой двойственности Пракрити-Пуруша:
.
(Почему-то вошло в традицию тщательнее всего изучать именно двайтистские памятники...) Бинарность - удобная вещь, хорошо и (довольно) просто описвает Мир с той или иной степенью приближения.
Правда, тут вот такой намёк в ЙС, что всё "не так" («В действительности всё не так, как на самом деле», как заметил Станислав Ежи Лец). -Когда доходим до "далее невыразимо".
Есть подозрение, что речь идёт о "поле смыслов".
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
Офтоп.
Кстати, а почему, Вы думаете, именно на "этом форуме"? Перефразируя О.Бендера: "Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? " Поменяйте фамилию на Патанджали и ответьте на вопрос :)
Александр, я уже объяснял здесь на форуме, почему у меня такой ник, можете поискать. Правда, это на одной их тех неинформативных веток, на которых выясняют, чьё кунгфу круче... Не хотел бы, чтобы и на этой ветке происходило бы то же. И если Вас такая незначащая вещь, как ник, напрягает - это Ваши проблемы.
Надеюсь, я со своим ником и ужасными провокациями :twisted: смогу хоть как-то развеять здешний единоросско-кпссный одобрямс. Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Прошу прощения у читателей этой ветки за вынужденный (ответный) флуд.
Александр, провокация здесь - не это. Совсем другое. (Только Вы не понимаете пока, что именно). Полистайте форум на лет семь назад...Браславский Александр писал(а): А вообще, ник "Патанджали" на этом форуме - это верх цинизма и заведомая провокация
Кстати, а почему, Вы думаете, именно на "этом форуме"? Перефразируя О.Бендера: "Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? " Поменяйте фамилию на Патанджали и ответьте на вопрос :)
Александр, я уже объяснял здесь на форуме, почему у меня такой ник, можете поискать. Правда, это на одной их тех неинформативных веток, на которых выясняют, чьё кунгфу круче... Не хотел бы, чтобы и на этой ветке происходило бы то же. И если Вас такая незначащая вещь, как ник, напрягает - это Ваши проблемы.
Надеюсь, я со своим ником и ужасными провокациями :twisted: смогу хоть как-то развеять здешний единоросско-кпссный одобрямс. Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Прошу прощения у читателей этой ветки за вынужденный (ответный) флуд.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Так вы по существу технологии вопросы и поднимайте.Patandjali писал(а): Надеюсь, я со своим ником и ужасными провокациями :twisted: смогу хоть как-то развеять здешний единоросско-кпссный одобрямс. Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Какой одобрямс вы увидели? Одобрямс чего?
Смит высказывает свою точку зрения на сутры.
Высказывайте свою, обсуждайте.
То же мне, нашелся спаситель от одобрямса.
И прежде чем кого-то учить думать, сами этому научитесь.
via negativa
- Браславский Александр
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
- Откуда: Мурманск
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 46 раз
Я написал одну фразу, а Вы раз в пять больше... Так кто напрягается?Patandjali писал(а):Офтоп.И если Вас такая незначащая вещь, как ник, напрягает - это Ваши проблемы.Браславский Александр писал(а): А вообще, ник "Патанджали" на этом форуме - это верх цинизма и заведомая провокация
Может, хоть Вы начнёте думать... :P
Патанджали, идите... на коврик :lol: и не позорьте славное имя!!! :twisted:
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз