Сила духа (тапас - прим .)
Сила духа (тапас - прим .)
В жизни встречается такое понятие как "дух" или "сила духа". Обычно этим называют способность человека переносить удары судьбы или добровольно чем-то жертвовать, прощать, быть невозмутимым и т. д.
А что об этом йога говорит? Тренируется ли эта "сила духа"?
Сходное понятие встретил у Успенского "В поисках чудесного". Человеку, поведение которого почти полностью зависит от внешних влияний или внутренних влечений, кто сейчас один, а завтра - другой, противопоставляется человек с "кристаллизованными" постоянными чертами в результате внутренней борьбы, трения между "да" и " нет".
Но, "кристаллизация возможна на любом основании: возьмите, например, настоящего разбойника… он будет не шевелясь стоять 8 часов за камнем у дороги с винтовкой в руках… ему жарко, хочется пить, его кусают мухи; но он стоит неподвижно. Другой пример - монах. Он страшится дьявола - и в течении всей ночи бьет лбом о пол и молится… Подобными способами люди могут создать в себе огромную внутреннюю силу, перенести мучения, получить все, чего желают."
Может, это описание только какой-то части правды.
В связи с этим вспоминается йоговский тапас, дарующий сиддхи. Вроде бы много страданий у людей в жизни, а сиддх не видать. Чего ж не хватает?
А что об этом йога говорит? Тренируется ли эта "сила духа"?
Сходное понятие встретил у Успенского "В поисках чудесного". Человеку, поведение которого почти полностью зависит от внешних влияний или внутренних влечений, кто сейчас один, а завтра - другой, противопоставляется человек с "кристаллизованными" постоянными чертами в результате внутренней борьбы, трения между "да" и " нет".
Но, "кристаллизация возможна на любом основании: возьмите, например, настоящего разбойника… он будет не шевелясь стоять 8 часов за камнем у дороги с винтовкой в руках… ему жарко, хочется пить, его кусают мухи; но он стоит неподвижно. Другой пример - монах. Он страшится дьявола - и в течении всей ночи бьет лбом о пол и молится… Подобными способами люди могут создать в себе огромную внутреннюю силу, перенести мучения, получить все, чего желают."
Может, это описание только какой-то части правды.
В связи с этим вспоминается йоговский тапас, дарующий сиддхи. Вроде бы много страданий у людей в жизни, а сиддх не видать. Чего ж не хватает?
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Re: Сила духа
Тренируется, однозначно. Только не нужно ожидать скорого результата.Бориз писал(а):Обычно этим называют способность человека переносить удары судьбы или добровольно чем-то жертвовать, прощать, быть невозмутимым и т. д.
А что об этом йога говорит? Тренируется ли эта "сила духа"?
Тапас--это сознательно практикуемая дисциплина, в отличие от страданий, которые мы не выбираем. Может быть в этом разница. Те, кому удаётся превратить последнее в первое, извлекают из страданий пользу. В общем, сознательности не хватает, ИМХОБориз писал(а):В связи с этим вспоминается йоговский тапас, дарующий сиддхи. Вроде бы много страданий у людей в жизни, а сиддх не видать. Чего ж не хватает?
Не совсем понятно насчет "пользы" (след в психике все равно останется) и "сознательности".
Бхагаватгита об этом говорит:
"2:14. Соприкосновение с материей, о Каунтея, бросает в холод и в жар, доставляет наслаждения и страдания: эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают — выноси их мужественно, о Бхарата!
2:15. Тот, кого они не мучают, о лучший из людей, кто уравновешен и стоек в радости и горе, — тот способен достичь бессмертие."
Вот так польза! Вопрос в методе реализации указанного идеала.
Что же касается героев остальной части Махабхараты, то при возникновении серьезных жизненных проблем они прерывали обычное течение жизни и уходили творить аскезу, дабы боги помогли им. Мотивы различны: получение благ, сил, оружия, искупление грехов, месть и т.д.
Или, как вариант, искали мудреца уже обладающего мистическими силами, и просили посодействовать его (за плату или из милости).
Люди как люди...
Бхагаватгита об этом говорит:
"2:14. Соприкосновение с материей, о Каунтея, бросает в холод и в жар, доставляет наслаждения и страдания: эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают — выноси их мужественно, о Бхарата!
2:15. Тот, кого они не мучают, о лучший из людей, кто уравновешен и стоек в радости и горе, — тот способен достичь бессмертие."
Вот так польза! Вопрос в методе реализации указанного идеала.
Что же касается героев остальной части Махабхараты, то при возникновении серьезных жизненных проблем они прерывали обычное течение жизни и уходили творить аскезу, дабы боги помогли им. Мотивы различны: получение благ, сил, оружия, искупление грехов, месть и т.д.
Или, как вариант, искали мудреца уже обладающего мистическими силами, и просили посодействовать его (за плату или из милости).
Люди как люди...
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Вспомнилась одна история, толи из Рамаяны, или же из Махабхараты. Суть ее в том, что к некоему Богу пришли два мудреца и попросили разрешить их спор, что-то вроде кто из них двоих сильнее. Первый практиковал раджастические практики, а второй саттвические...короче в итоге победил тот мудрец который был более саттвичен. Все это как раз применимо и к тапасу как некоторой практике.
Если тапас приносит боль и страдание это неправильный тапас, или по другому раджастический.
Жаль откуда история не помню...
Удачи!
Если тапас приносит боль и страдание это неправильный тапас, или по другому раджастический.
Жаль откуда история не помню...
Удачи!
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
логика в определении тапаса
"Тапас (санскр. Тараs — самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) — в индийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев). Они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов. У буддистов Тапас представлялось отвлечённым понятием воздержания и умственного отвлечения, полным отвержением всех внешних вещей, а не самоистязанием греховного тела, как у брахманов."
если нет элемента усилия и преодоления самого себя то в чём будет заключаться тапас? Саттвично посидеть на диване что -ли?
"Тапас (санскр. Тараs — самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) — в индийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев). Они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов. У буддистов Тапас представлялось отвлечённым понятием воздержания и умственного отвлечения, полным отвержением всех внешних вещей, а не самоистязанием греховного тела, как у брахманов."
если нет элемента усилия и преодоления самого себя то в чём будет заключаться тапас? Саттвично посидеть на диване что -ли?
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Мне кажется если тапас применять ко всему и при всяком случае, неизбежно возникнет недоразумение. Свой пример я свожу к тому, что даже в тапасе нужно думать головой. Вот смотри atry, если скажем человек, которому дано от природы не совсем здоровое тело начнет практиковать тапас в виде голодания или еще какое-то телесное самоистязание, то он быстро сломается исчерпав свой внутренний лимит. Мне думается. что тапас это всегда некая жертва, во имя чего-то? Или взамен на что-то? И разумнее всего наверное приносить в жертву то чего у тебя много, но не то, что надломлено и на исходе. Полагаю, что страдания возникают когда человек не рассчитывает свои силы и сжигает первые попадающие ему в руки предметы, не задумываясь об их ценности и пользе? Саттвический тапас - это скорее когда ты отдаешь то чего у тебя много, но не то чего у тебя почти не осталось. Болтливому будет например полезно помолчать.
Эпистолярщина получилась, однако... :roll:
Эпистолярщина получилась, однако... :roll:
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
это какие-то домыслы уже пошли в ход. Гадания на кофейной гуще.
Жертва по смыслу противоположна вашим рассуждениям. "Отдать последнюю рубашку" Заметьте последнюю а не одну из 150-ти.
Насчёт же тапаса , я и говорю саттвично посидеть на диване и обозвать это тапасом.
Заметьте кстати не зря гнев стоит рядом с тапасом. Видимо есть что-то общее в состояниях. Так что саттвичный тапас по моему это либо нонсенс либо всё-таки мазохизм.
Жертва по смыслу противоположна вашим рассуждениям. "Отдать последнюю рубашку" Заметьте последнюю а не одну из 150-ти.
Насчёт же тапаса , я и говорю саттвично посидеть на диване и обозвать это тапасом.
Заметьте кстати не зря гнев стоит рядом с тапасом. Видимо есть что-то общее в состояниях. Так что саттвичный тапас по моему это либо нонсенс либо всё-таки мазохизм.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Да действительно это все мое сугубо личное ИМХО.
Вам наверное виднее Вы ближе к пониманию тапаса и больше о нем знаете. Я на истинность не претендую, потому как всего лишь сочувствующий по отношнию к подвижничеству и тапасинам в целом. Непотятно только одно, как все это напряжение граничащее с гневом переплитается с традиционной йогой. Тапас на сколько я знаю ступень Ниямы?
Вам наверное виднее Вы ближе к пониманию тапаса и больше о нем знаете. Я на истинность не претендую, потому как всего лишь сочувствующий по отношнию к подвижничеству и тапасинам в целом. Непотятно только одно, как все это напряжение граничащее с гневом переплитается с традиционной йогой. Тапас на сколько я знаю ступень Ниямы?
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
А я с Вовкой согласен по сути. В определениях путаница. А ИМХО оно и в Африке (Австралии) ИМХО. У всех.
1. Саттва есть равновесие между раджасом (движением) и тамасом (инертностью, торможением).
2. Тапас есть способ прохождения пути. Хатха-Йога, один из видов тапаса.
Отдавание может быть частью (видом) тапаса, а может и не быть. Хоть последнюю рубашку отдавай, хоть 150-ю. Суть в том, КАК отдавать.
Если сидеть на диване ( в автомобиле) и никого не трогать, ( например осознанно сидеть и слушать нидру), то это тоже может квалифицироваться как тапас. Удержание равновесия между движением и сном.
1. Саттва есть равновесие между раджасом (движением) и тамасом (инертностью, торможением).
2. Тапас есть способ прохождения пути. Хатха-Йога, один из видов тапаса.
Отдавание может быть частью (видом) тапаса, а может и не быть. Хоть последнюю рубашку отдавай, хоть 150-ю. Суть в том, КАК отдавать.
Если сидеть на диване ( в автомобиле) и никого не трогать, ( например осознанно сидеть и слушать нидру), то это тоже может квалифицироваться как тапас. Удержание равновесия между движением и сном.
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
путаница не в определениях а в собственной голов и хождении вокруг да около. Если тапасом считалось сидение на жаре между четырёх костров, то хоть убейте я не понимаю какое отношение к данному действу и состоянию имеет якобы осознанное прослушивание чего угодно в комфортных условиях. Надо махабхарату дописать. Типа чего ты риши себя истязаешь - сходи лучше нидру на диване послушай. 
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Уважаемый Атри!
Скажите а какое отношению к традиционной йоге имеет шаманский танец или вообще шаманизм? Техники йоги например часто используют во всевозможных религиозных сектах, учениях и верах. Не все ли равно откуда идут корни? Важнее само использование конкретной техники.
Тапас шаманы использовали для вполне понятных целей - достижение состояния экстаза, само состояние экстаза носило прикладной характер, т.е. все их техники по сути были эктримальными и применялись для вполне определенных целей (прогнозирование погоды, лечение и т.д.). Цель - кл.йоги ЧВН. А ЧВН как я понимаю достигается через у-вэй. А у-вэй само по себе предполагает умеренность в нагрузках. В своей кофейной гущи я предложил все лишь один из вариантов совмещения тапаса с тр.йогой.
Так что Ваша ирония Атри непонятна. Я думал что на форуме все же большинство посетителей практикуют йогу, но видимо ошибся, некоторые предпочитают йоге шаманские пляски. Без обид атри. :)
Скажите а какое отношению к традиционной йоге имеет шаманский танец или вообще шаманизм? Техники йоги например часто используют во всевозможных религиозных сектах, учениях и верах. Не все ли равно откуда идут корни? Важнее само использование конкретной техники.
Тапас шаманы использовали для вполне понятных целей - достижение состояния экстаза, само состояние экстаза носило прикладной характер, т.е. все их техники по сути были эктримальными и применялись для вполне определенных целей (прогнозирование погоды, лечение и т.д.). Цель - кл.йоги ЧВН. А ЧВН как я понимаю достигается через у-вэй. А у-вэй само по себе предполагает умеренность в нагрузках. В своей кофейной гущи я предложил все лишь один из вариантов совмещения тапаса с тр.йогой.
Так что Ваша ирония Атри непонятна. Я думал что на форуме все же большинство посетителей практикуют йогу, но видимо ошибся, некоторые предпочитают йоге шаманские пляски. Без обид атри. :)
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
А я согласен с Вовкой по СУТИ.
Его опыт говорит о том, что нужно Йогой заниматься и вопросы придут сами собой. Реальные. И ответы будут искаться у практиков.
И мой опыт об этом же говорит.
А ещё я где-то слышал, что путь ПО СУТИ проходится одинаково. И потом выражается разными словами у разных народов и традиций неся один и тот же смысл. И если я не понимаю, что там у кого чем считалось, то это проблемы моей начитанности и тяги к болтологии (философии).
Можно проголосовать. :D
1. ТАПАС La Tapas - простые, как все гениальное, испанские закуски.
2. Тапас - способ поиска радости, любви, гармонии, счастья, Истины.
3. Тапас - истязание себя сидением возле костров и т.п.
Его опыт говорит о том, что нужно Йогой заниматься и вопросы придут сами собой. Реальные. И ответы будут искаться у практиков.
И мой опыт об этом же говорит.
А ещё я где-то слышал, что путь ПО СУТИ проходится одинаково. И потом выражается разными словами у разных народов и традиций неся один и тот же смысл. И если я не понимаю, что там у кого чем считалось, то это проблемы моей начитанности и тяги к болтологии (философии).
Можно проголосовать. :D
1. ТАПАС La Tapas - простые, как все гениальное, испанские закуски.
2. Тапас - способ поиска радости, любви, гармонии, счастья, Истины.
3. Тапас - истязание себя сидением возле костров и т.п.
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
танец скорее всего никакого а шаманизм имеет непосредственное отношение, заключаещеся в том, что он послужил прародителем йоги. Каким образом это происходило уже другой вопрос.Скажите а какое отношению к традиционной йоге имеет шаманский танец или вообще шаманизм?
Дальше вы всё правильно объясняете, только меня сама постановка вопроса смущает. Зачем совмещать тапас и традиционную йогу? И пытаться прикрутить термин тапас к тому, что тапасом не является? Отсюда и ирония. Так что тоже без обид.
p.s. кстати когда мы залазим в дебри веков не совсем понятно что считать традиционной йогой. Тапас и брахманы были задолго до Патанджали.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Все пучком атри
Четвертый вариант голосования подразумевает использования тапаса в сугубо прикладных целях, разумно и в меру как подразумевает это клас.йога Патаджали. Суть ведь тапаса ясна, жертва, отдавание, очищение, уравновешивание...какая разница какие у нее корни, самое главное что работает. А кто как ее использует другое дело, Виктор помнится приводил пример с микроскопом который тоже можно использовать по разному, по прямому назначению и как средство разбивания голов :) , вот тот самый случай. 8)
Четвертый вариант голосования подразумевает использования тапаса в сугубо прикладных целях, разумно и в меру как подразумевает это клас.йога Патаджали. Суть ведь тапаса ясна, жертва, отдавание, очищение, уравновешивание...какая разница какие у нее корни, самое главное что работает. А кто как ее использует другое дело, Виктор помнится приводил пример с микроскопом который тоже можно использовать по разному, по прямому назначению и как средство разбивания голов :) , вот тот самый случай. 8)
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Осторожный такой умеренный тапас :D Типа костры разожжём но не сильно и не четыре а два. 
По сути мне кажется тапас и йога два противоположных акта по крайней мере в способах достижения цели. Тапас способ раскрутки психики, йога же способ её торможения. В итоге может и там и там следует экстатическое состояние, но для того чтобы говорить о нём его нужно пережить в обоих путях. И безусловно практика тапаса вреднее для здоровья. :)
По сути мне кажется тапас и йога два противоположных акта по крайней мере в способах достижения цели. Тапас способ раскрутки психики, йога же способ её торможения. В итоге может и там и там следует экстатическое состояние, но для того чтобы говорить о нём его нужно пережить в обоих путях. И безусловно практика тапаса вреднее для здоровья. :)
Последний раз редактировалось Атри 18 апр 2007, 17:20, всего редактировалось 3 раза.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Чтобы кожа стала не коричневой, а цвета индиго :lol:Типа костры разожжём но не сильно и не четыре а два. Wink
Последний раз редактировалось vovka 19 апр 2007, 20:55, всего редактировалось 1 раз.