Виктор » 25 май 2004, 09:32
Добрый день, господа!
Да, тема обсуждения йоги повернулась в таком ключе, которого уже давно не было. Наверное с самого начала, когда мы спорили с Майклом, у которого с тех пор свой сайт – ЙогаХатхаТантра.
Ну, давайте и я вставлю свои две копейки, чтобы жизнь медом не казалась. Начнем с доктора Лектера – ник больно мрачноватый, напоминает известный ужастик, ну да ладно.
Хорошо, большинство занимается йогой, выполняя какие-то комплексы асан, кое-кто делает что-то из пранаямы – и все. Это плохо? Или как? Или новичок должен, выпучив глаза, кроме асан и пранаям выполнять еще пять, десять, двадцать техник, процедур, крий? Или он должен учить наизусть яму-нияму, как Священное писание и потом по нему жить? Как писал в свое время орел наш В.В.Маяковский: «Я жизнь свою под Лениным чищу…», так что ли?
Некий снобизм от йоги улавливаю я в речах на этой конфе, и не только…
В принципе прийти к ТАКОМУ моральному статусу, который совпадает с требованиями ямы-ниямы можно ведь и не только в рамках йоги! Есть у человека мозги – почему бы ни решить ему успешно проблемы этики и морали на основе или в рамках любой иной системы, окромя йоги, включая и свою собственную систему, и почему бы ему ПОТОМ уже не прийти в йогу и успешно ее не освоить?
Или только тщательная реализация морального статуса в границах ямы-ниямы может сделать человека человеком? А все прочие к йоге и к достойной жизни непригодны?
По-моему это ерунда. Форма конфессионального, в данном случае – йогоподобного расизма. Или – снобизма, как угодно.
И не нужно никаких «тонких» или «толстых» уровней для того, чтобы качественно войти в йогу и получить от нее мощнейший эффект – вплоть до сиддх – на важнейшем этапе очистки и настройки – в Хатха-йоге. А уже когда ты тонкий, звонкий и прозрачный, тогда и проявится истинное направление развития – в йоге либо вне ее. Так мне показывает мой опыт и длительная работа с людьми.
Что до вегетарианства – не вижу проблемы, но только бурное – местами – обсуждение ее отсутствия. Действительно – ЧТО дает вегетарианство как таковое? «Полное» или «неполное»? Ну вот вегетарианствовал Адольф Гитлер – был ли он хорошим человеком? И человеком вообще?
Намекнул здесь Рустам о мясо-молочной направленности многих обсуждений на конфе – и в общем можно с ним согласиться. В какой-то мере. Когда люди НЕ видят, НЕ знают либо НЕ понимают сути предмета, о чем им говорить, как не о бесконечных частностях, зачастую к теме и не относящихся? Как им тогда не растекаться мыслью по древу?
Конечно, скучно – с одной стороны – обсуждать бесконечные нюансы растяжки, питания, и прочего. Мне тоже тошновато бывает… Потому что мотивация к йоге НЕ обсуждается и, скорее всего, НЕ может обсуждаться на конфах, вопрос больно интимный. А то, о чем – ИМХО – говорить НАДО – не говорится! Например, о том, в какой форме бывает у людей репрезентация? КАК думает тот или иной человек, и КАК тормозит спонтанный процесс мышления у себя? И как лучше тормозить когда слышишь, когда видишь, когда все это в комбинациях и т.д.
О том, что стоит въехать в полную релаксацию – и все нюансы растяжки сразу становятся по барабану – тело само «плывет» в форме и все растягивается ТАК, как нужно. И желания глупые пропадают, и покой приходит…
Ну, а с другой стороны, что я могу от людей требовать? Чтобы степень ИХ интереса к йоге была равна моей? Конечно, нужны долгие годы, чтобы отчасти понять хотя бы себя, и жизнь эту, и йогу… Но люди-то в массе своей хотят сразу ВСЕ и БЫСТРО! Потому и лезут в нюансы бесконечные, и растекаются мыслью, и шустрят с фиософией, моралью и собственному самолюбию потакают - кто иногда брутально, как Орлангур, кто скрыто, не признаваясь в этом даже самому себе.
Вот Сергей справедливо привел цитату из Вьясы – прямо-таки внутривенная цитатка: «Йога есть самадхи на всех ступенях сознания – кроме ПРОИЗВОЛЬНО направленного»!
И если делать асаны с этим произвольно направленным сознанием, которое занято ЧЕМ УГОДНО (растяжкой, например, или отслеживанием токов «праны», чем тут некоторые шибко увлечены), кроме создания условий для самоочищения (торможения), то мы и имеем бурные диспуты о Падмасане либо о чем угодно. Люди демонстрируют СВОИ знания, умения и уровень компетенции. И, обладая ими, наезжают на других.
И все это нормально. Это – земля, чернозем, из которого иногда случайно, отчасти по заслугам – прорастают во времени очень редкие ростки истинного понимания. Мне близко разочарование Рустама касательно статистики по занимающимся йогой, но что делать? Так везде. Например – в науке и культуре. Создают новое либо открывают иное использование старого всегда не более 3% от массы. Но масса дает возможность этим трем процентам появиться на свет Божий.
Вот такие дела. А просвет надо искать всегда и несмотря ни на что, даже если ясно, что его нет вообще. НЕТ, ну и что? Всегда есть шанс открыть его в себе. Независимо ни от каких условий. Ступени выхода из тюрьмы ведут не наружу, а внутрь!
И несколько строк для понижения чувства собственной значимости:
Хлябь рванулась в расщелины веры, -
Вихрь, да снежная плещет гроза,
Фиолетовый плащ Эфемеры
Ослепительно хлещет в глаза.
***
Без небесных хоров, без видений
Дни и ночи тесны, как в гробу…
Боже! Не от смерти, от падений
Защити бесправную судьбу!
***
Духовной похотью томим,
Червем клубящимся терзаем,
Брел по урочищам нагим
Я в поисках за нижним краем.
Никто не знал, что груз греха
Нести привык я, успокоясь;
Что смертной тишиной тиха
Полураздавленная совесть.
Я брел сквозь низость и позор,
Не слыша мук ничьих, ни стонов,
И различал мой тусклый взор
Лишь тусклые глаза притонов.
Дар человека – звуки слов –
Утратив ради страстной дрожи,
Из-под ворот, из-за углов
Клубились, ухмыляясь, рожи.
Они вползали в окна, в дверь.
И каждый извивался прядью,
И каждый полз, нагой, как зверь,
Навстречу братскому исчадью.
И жажда тошная росла:
Вот так же биться в струях пыли,
Забыть, что было два крыла,
Как эти скопища забыли.