упрощение асан, есть ли рекомендации? (+) '
Идеальная форма
Что выбрать
Часто происходит, что чтобы расслабиться нужно принять менее правильную позу, чем описана. Чем пожертвовать расслаблением или сохранением правильности позы?
Часто происходит, что чтобы расслабиться нужно принять менее правильную позу, чем описана. Чем пожертвовать расслаблением или сохранением правильности позы?
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Что выбрать
ТОЛЬКО сохранением правильности, поскольку то, что вот СЕЙчас удерживается с сохранением необходимого уровня релаксации - и есть правильно. А со временем форма сама эволюционирует к канонической.
Уточну, ладно?
> ТОЛЬКО сохранением правильности, поскольку то, что вот
> СЕЙчас удерживается с сохранением необходимого уровня
> релаксации - и есть правильно. А со временем форма сама
> эволюционирует к канонической.
т.е. алгоритм, описанный в книге, можно модифицировать так:
входим до ощущения, пытаемся расслабиться, не взирая, что в этот момент ноги и руки разьезжаются, разваливаются и т.п., если при этом наступает более спокойное состояние ума (или чего-то там)?
> СЕЙчас удерживается с сохранением необходимого уровня
> релаксации - и есть правильно. А со временем форма сама
> эволюционирует к канонической.
т.е. алгоритм, описанный в книге, можно модифицировать так:
входим до ощущения, пытаемся расслабиться, не взирая, что в этот момент ноги и руки разьезжаются, разваливаются и т.п., если при этом наступает более спокойное состояние ума (или чего-то там)?
- Рейтинг: 6.25%
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Уточну, ладно?
Стоп!Мы расслабляемся в НЕПОДВИЖНОЙ форме, которую на данный момент времени можем выполнить так, чтобы быть на границе возникновения (или, чкорее, исчезновения. растворения) огщущений. Ничего никуда не разъезжается!
- Рейтинг: 6.25%
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Вообще запутался
Давайте остановимся на следующем: если координаты понимания у нас не совпадают, и всего, что у меня в книге написано для Вашего понимания недостаточно, я повторю еще раз: расслабление в асане - это когда работа мышц, связок, сухожилий и суставов, задействованных в данной позе МИНИМИЗИРОВАНА настолько, чтобы
1.возникшие в системе ощущения можно было "опустить" (с помощью сознательного расслабления тела)под порог восприятия или до границы, когда ощущения как бы и есть, но они минимальны, фонового порядка;
2.чтобы при этом мышцы, НЕ УЧАСТВУЮЩМЕ в сохранении формы данной асаны были ПОЛНОСТЬЮ расслаблены;
3. и чтобы при этом форма, которую Вам удалось принять оставалась на какое-то время (до возникновения явных ощущений или усилий) НЕИЗМЕННОЙ!!!
Когда Вы спокойно сидите на стуле и находитесь в расслабленном состоянии это же не значит, что Вы с этого стула падаете, так ведь? Но тем не менее Вы же не чувствуете при этом каких-либо новых или непривычных ощущений в теле, а также каких-либо усилий по сохранению позы? Так и асаны: когда Вы к ним адаптируетесь - будет тот же эффект отсутствия и ощущений, и напряжения. А пока - нужно все это минимизировать и держать, вот и все. Как это Вам объяснить иначе - не знаю. Попробуйте подумать хорошенько, по-моему сказанное не допускает разночтений.
1.возникшие в системе ощущения можно было "опустить" (с помощью сознательного расслабления тела)под порог восприятия или до границы, когда ощущения как бы и есть, но они минимальны, фонового порядка;
2.чтобы при этом мышцы, НЕ УЧАСТВУЮЩМЕ в сохранении формы данной асаны были ПОЛНОСТЬЮ расслаблены;
3. и чтобы при этом форма, которую Вам удалось принять оставалась на какое-то время (до возникновения явных ощущений или усилий) НЕИЗМЕННОЙ!!!
Когда Вы спокойно сидите на стуле и находитесь в расслабленном состоянии это же не значит, что Вы с этого стула падаете, так ведь? Но тем не менее Вы же не чувствуете при этом каких-либо новых или непривычных ощущений в теле, а также каких-либо усилий по сохранению позы? Так и асаны: когда Вы к ним адаптируетесь - будет тот же эффект отсутствия и ощущений, и напряжения. А пока - нужно все это минимизировать и держать, вот и все. Как это Вам объяснить иначе - не знаю. Попробуйте подумать хорошенько, по-моему сказанное не допускает разночтений.
Вообще запутался
"... я все ловлю на лету,
но не понятно, что конкретно ты имела ввиду..." :-))
Спасибо.
но не понятно, что конкретно ты имела ввиду..." :-))
Спасибо.
Вообще запутался
В том то и делема: если ничего не разъезжается, то расслабиться не удается, а если расслабляешься, то само разъезжается. Это уже когда добрался до границы и собираешься на ней остаться на ближайшие несколько минут.
В этом месте надо чем-то пожертвовать, так чем же?
В этом месте надо чем-то пожертвовать, так чем же?
Идеальная и промежуточная форма асан; поза в Йога-Нидре.'
Добрый день!
Виктор, получили ли Вы мое письмо?
К сожалению, я могу не дождаться ответа, т.к. через несколько дней уезжаю. Я продублирую его здесь, может кто-нибудь сможет ответить на вопросы.
Письмо:
--------------------
Не могли бы Вы прояснить некоторые места
в технике выполнения асан:
1) В Вашей книге написано, что на картинках
изображены "идеальные" позы и что нужно
выполнять их в исходя из своих возможностей.
Так вот, исходя из возможностей можно придумать
очень много промежуточных поз, если не
знаешь, что именно в теле должно "работать".
Если я правильно поняла Вашу технику, то
нужно принять позу, расслабить тело и
сознание, и тогда то, что находится на
"пределе" будет само выполнять "работу".
Мне неясно как находить промежуточные
позы, не могли бы Вы кратко написать,
что именно нужно подводить к пределу в
каждой асане. В Вашей книге "ИК" написано,
что нужно расслабить те мышцы, которые не
участвуют в поддержании формы, опять же,
на картинке непонятно какими мышцами эта
форма сохраняется. Например, в Ардха
Матсиендрасана кроме позвоночника
"работают" мышцы рук, суставы обоих
коленей и таза, кроме того много мышц
просто растягивается. Нужно ли в
промежуточной облегченной позе подводить
всё вышеназванное к "пределу" или только
скручивать позвоночник? То же самое и
с "пропсами". Например, мне трудно
выдержать Уттанасану 5 минут, опираясь
руками на подставку, т.к. на руки
приходится весь вес корпуса, имеет
ли смысл вместо этого ложиться животом
на стол, соблюдая натяжение ног?
И еще есть вопросы насчет Нидры:
- Мне очень трудно добиться расслабления
лежа на спине, повернувшись на бок - всё
здорово (и "пунктир", и отдых). Это скорее
психологическая проблема и мне не хотелось
бы решать ее "количеством". Может мне
стоит научиться расслабляться на боку,
а затем уже на спине?
- В той же Нидре, особенно вечером,
возникает неприятное ощещение - как будто
через ноги пропускают слабый эл. ток,
постепенно увеличивая напряжение. Боли
никакой нет, но терпеть это неприятно и
ни о какой релаксации речь не идет.
Не могу понять с чем это может быть
связано, никаких проблем с этим раньше
не было, хотя иногда ноги слегка "ныли"
позно вечером, но это бывало очень редко.
Не встречалось ли такого в Вашей практике?
--------------------
Если кто-нибудь сможет ответить, буду очень признательна.
Людмила.
Виктор, получили ли Вы мое письмо?
К сожалению, я могу не дождаться ответа, т.к. через несколько дней уезжаю. Я продублирую его здесь, может кто-нибудь сможет ответить на вопросы.
Письмо:
--------------------
Не могли бы Вы прояснить некоторые места
в технике выполнения асан:
1) В Вашей книге написано, что на картинках
изображены "идеальные" позы и что нужно
выполнять их в исходя из своих возможностей.
Так вот, исходя из возможностей можно придумать
очень много промежуточных поз, если не
знаешь, что именно в теле должно "работать".
Если я правильно поняла Вашу технику, то
нужно принять позу, расслабить тело и
сознание, и тогда то, что находится на
"пределе" будет само выполнять "работу".
Мне неясно как находить промежуточные
позы, не могли бы Вы кратко написать,
что именно нужно подводить к пределу в
каждой асане. В Вашей книге "ИК" написано,
что нужно расслабить те мышцы, которые не
участвуют в поддержании формы, опять же,
на картинке непонятно какими мышцами эта
форма сохраняется. Например, в Ардха
Матсиендрасана кроме позвоночника
"работают" мышцы рук, суставы обоих
коленей и таза, кроме того много мышц
просто растягивается. Нужно ли в
промежуточной облегченной позе подводить
всё вышеназванное к "пределу" или только
скручивать позвоночник? То же самое и
с "пропсами". Например, мне трудно
выдержать Уттанасану 5 минут, опираясь
руками на подставку, т.к. на руки
приходится весь вес корпуса, имеет
ли смысл вместо этого ложиться животом
на стол, соблюдая натяжение ног?
И еще есть вопросы насчет Нидры:
- Мне очень трудно добиться расслабления
лежа на спине, повернувшись на бок - всё
здорово (и "пунктир", и отдых). Это скорее
психологическая проблема и мне не хотелось
бы решать ее "количеством". Может мне
стоит научиться расслабляться на боку,
а затем уже на спине?
- В той же Нидре, особенно вечером,
возникает неприятное ощещение - как будто
через ноги пропускают слабый эл. ток,
постепенно увеличивая напряжение. Боли
никакой нет, но терпеть это неприятно и
ни о какой релаксации речь не идет.
Не могу понять с чем это может быть
связано, никаких проблем с этим раньше
не было, хотя иногда ноги слегка "ныли"
позно вечером, но это бывало очень редко.
Не встречалось ли такого в Вашей практике?
--------------------
Если кто-нибудь сможет ответить, буду очень признательна.
Людмила.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Попробую ответить на Ваши вопросы, Людмила.
Никаких промежуточных поз нет нужды придумывать, ибо любая асана есть возможная на сегодня ПРЕДЕЛЬНАЯ форма, которая может в контексте именно данной позы быть только одна. Если Вам удастся качественно расслабить сознание и тело, то, оставшись какое-то время на этом начальном пределе Вы сможете «стечь» немного дальше, до абсолютного на сегодня предела в этой форме.
И тогда поза будет более или менее похожа на идеальное исполнение – каноническую форму.
И тут я не понимаю вашего вопроса: - Как находить промежуточные позы?
Что значит «как?». Вы согнулись сегодня, скажем – в Пашимоттанасане насколько позволяет тело – вот и вся промежуточная форма. Расслабились – она немного улучшилась и стала окончательной. Все. И так в каждой позе.
Далее: как можно понять работу мышц на картинке (фото) если Вы не Микеланджело и не Леонардо, которые назубок знали анатомию опорно-двигательного аппарата?
Ее и не надо понимать: зафиксировали позу так, как получается и прошлись вниманием по телу, определяя что можно еще расслабить в нем, чтобы форма не изменилась. А то, что работает множество мышц – это нормально, главное чтобы их работа была неощутима, то есть – стереотипна. Можно сказать так: когда асана освоена, работа тех мышц, которые сохраняют ее, не ощущается, прочие по возможности отключены. Мастерство в асане характеризуется минимизацией количества работающих мышц и уровня их напряжения.
А КАК это сделать – кто же расскажет детально? Надо делать, и Вы постепенно начнете чувствовать происходящее в теле (в суставно-связочном аппарате) и научитесь управлять этим.
Сущность «пропсов» как раз в том, чтобы избавить от лишней работы или напрямую загрузить нужную область, обойдя имеющиеся проблемы в теле, мешающие сделать это. Суть не в том, чтобы держать Уттанасану пять минут по максимуму нагружая руки, эта поза предназначена для воздействия вовсе не на них, но на заднюю поверхность ног, суставы бедер и спину – если в ней есть определенные проблемы. А натяжение в ногах нужно соблюсти такое, чтобы ощущения в задней поверхности ног удерживались на фоновом уровне, только тогда работа оптимальна. Если время выдержки Уттанасаны у вас зависит от рук – что же, значит нужно укреплять их, и тогда оно возрастет, а пока делать столько, сколько можно.
Да все это описано в главе «Работа с ощущениями», нужно просто внимательно вчитаться.
По поводу Нидры: опять-таки все очень просто: выберете себе ТАКУЮ позу – хоть сидя в кресле, хоть лежа на правом боку – чтобы минимизировать неприятные фоновые ощущения в теле. Не исключено, что они есть разновидность сброса внутренних напряжений. Через какое-то время практики это должно пройти. А вообще вечером – если есть такие проблемы с ногами – можно попробовать предварительно посидеть, скажем, в Вирасане – минут пять-семь, и посмотреть как ноги поведут себя после этого.
Всех благ!
Никаких промежуточных поз нет нужды придумывать, ибо любая асана есть возможная на сегодня ПРЕДЕЛЬНАЯ форма, которая может в контексте именно данной позы быть только одна. Если Вам удастся качественно расслабить сознание и тело, то, оставшись какое-то время на этом начальном пределе Вы сможете «стечь» немного дальше, до абсолютного на сегодня предела в этой форме.
И тогда поза будет более или менее похожа на идеальное исполнение – каноническую форму.
И тут я не понимаю вашего вопроса: - Как находить промежуточные позы?
Что значит «как?». Вы согнулись сегодня, скажем – в Пашимоттанасане насколько позволяет тело – вот и вся промежуточная форма. Расслабились – она немного улучшилась и стала окончательной. Все. И так в каждой позе.
Далее: как можно понять работу мышц на картинке (фото) если Вы не Микеланджело и не Леонардо, которые назубок знали анатомию опорно-двигательного аппарата?
Ее и не надо понимать: зафиксировали позу так, как получается и прошлись вниманием по телу, определяя что можно еще расслабить в нем, чтобы форма не изменилась. А то, что работает множество мышц – это нормально, главное чтобы их работа была неощутима, то есть – стереотипна. Можно сказать так: когда асана освоена, работа тех мышц, которые сохраняют ее, не ощущается, прочие по возможности отключены. Мастерство в асане характеризуется минимизацией количества работающих мышц и уровня их напряжения.
А КАК это сделать – кто же расскажет детально? Надо делать, и Вы постепенно начнете чувствовать происходящее в теле (в суставно-связочном аппарате) и научитесь управлять этим.
Сущность «пропсов» как раз в том, чтобы избавить от лишней работы или напрямую загрузить нужную область, обойдя имеющиеся проблемы в теле, мешающие сделать это. Суть не в том, чтобы держать Уттанасану пять минут по максимуму нагружая руки, эта поза предназначена для воздействия вовсе не на них, но на заднюю поверхность ног, суставы бедер и спину – если в ней есть определенные проблемы. А натяжение в ногах нужно соблюсти такое, чтобы ощущения в задней поверхности ног удерживались на фоновом уровне, только тогда работа оптимальна. Если время выдержки Уттанасаны у вас зависит от рук – что же, значит нужно укреплять их, и тогда оно возрастет, а пока делать столько, сколько можно.
Да все это описано в главе «Работа с ощущениями», нужно просто внимательно вчитаться.
По поводу Нидры: опять-таки все очень просто: выберете себе ТАКУЮ позу – хоть сидя в кресле, хоть лежа на правом боку – чтобы минимизировать неприятные фоновые ощущения в теле. Не исключено, что они есть разновидность сброса внутренних напряжений. Через какое-то время практики это должно пройти. А вообще вечером – если есть такие проблемы с ногами – можно попробовать предварительно посидеть, скажем, в Вирасане – минут пять-семь, и посмотреть как ноги поведут себя после этого.
Всех благ!
Я тоже не мог делать Пашчимотанасану и заменял ее Уттанасаной, причем стоял с упором в подставку (40 см -ниже согнуться просто не мог) минут по 15-20. Чтобы руки не уставали попробуйте просто немного отводить тело назад, тогда вес автоматически перераспределяется на ноги: и рукам легче и ноги лучше растягиваются. А живот должен быть совсем расслаблен и легко дышать, раздуваясь над коленями, как парус.
Из депрессии (первоначальная тема) в пашимоттанасану .
Вопрос участникам форума где в интернете можно найти описания асан первого года. У Виктора великолепно, но мне нужно с РИСУНКАМИ,чтобы можно было распечатать.
Дык вроде там с картинками было, с большими и малыми.
http://www.realyoga.ru/index.php?r1=1&r ... 477&id=477
http://www.realyoga.ru/index.php?r1=1&r ... 477&id=477
-
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 8 раз
та картинки там хорошие -)
только при попытке выполнить так, как на картинке, боюсь, что у начинающего депрессия только увеличится -).
вообще было бы неплохо в пособиях для начинающих давать два, а то и три уровня выполнения - первый для "самого первого раза", когда вместо пащимотанасаны человек дай бог чтобы сел ровно с прямой спиной и ногами под 90 градусов к друг другу, второй - "уже полгода позанимался" или "пришел заниматься с некоторой базовой гибкостью" - там уже та же пащ-на будет с наклоном тела к ногам этак градусов под 45..., ну и последний вариант "как надо и идеале" - собственно что и на этих картинках изображено.
а вот вам еще хороший каталог асан
http://yogadancer.com/Asanas.shtml
только при попытке выполнить так, как на картинке, боюсь, что у начинающего депрессия только увеличится -).
вообще было бы неплохо в пособиях для начинающих давать два, а то и три уровня выполнения - первый для "самого первого раза", когда вместо пащимотанасаны человек дай бог чтобы сел ровно с прямой спиной и ногами под 90 градусов к друг другу, второй - "уже полгода позанимался" или "пришел заниматься с некоторой базовой гибкостью" - там уже та же пащ-на будет с наклоном тела к ногам этак градусов под 45..., ну и последний вариант "как надо и идеале" - собственно что и на этих картинках изображено.
а вот вам еще хороший каталог асан
http://yogadancer.com/Asanas.shtml
Аналогично.BlackJack писал(а):Я об этом тоже просил. Только никто не реагирует. :(
А вот и идея для очередной "сходки". Взяли бы да нафотографировали весь комплекс для начинающих в вышеперечисленных трех вариантах - благо не такой уж большой он. А потом Виктору-то и отдали. Вот тут ему уж не отвертеться было бы - пришлось бы опубликовать. :lol: Жаль мне не добраться до собрания - а то я быть может "когда вместо пащимотанасаны человек дай бог чтобы сел" изобразил бы. :mrgreen:
------
в каждой шутке...
См. ответвление:
"Пашимоттанасана"
Что важнее в практике выполнения асан новичком?
Виктор когда-то писал:
Собственно это продолжение разговора о йоге, физкультуре и йоге для начинающих. Двигаюсь в сторону упрощения комплекса асан по утрам и все-таки прихожу к выводу, что время, когда эти асаны будут выполняться в первичном покое, придет не скоро. В связи с этим пора принимать решение: либо упростить утренние асаны до безобразия (руки в стороны, наклон в сторону, вместо треугольника, и прочие простые стоячие позы) в которых будет отрабатываться техника покоя, либо ждать (сколько месяцев?), когда тело привыкнет к новым нагрузкам.На каком-то этапе собственных занятий для меня стал актуальным вопрос: а когда, собственно, должна начаться йога как таковая, в качестве читта вритти ниродхо? ... Следовательно именно в асанах такой первичный покой уже должен иметь место
Kom, по моим наблюдениям над самим же собой, если совсем не расслабляться и пытаться выходить за доступные диапазоны движений (физкультура), то травмироваться труднее, нежели делать это скромнее по амплитудам, но с поверхностным расслаблением в статическом режиме. И если не начинать с самого начала делать асаны без нагрузки, то когда же эта нагрузка перестанет ощущаться? Ведь Вы будете все время пытаться усложнять форму, следовательно "давить" и нагрузку чувствовать. На счет техники покоя поищите, Вредитель кажется делился своим опытом начала йоги, из которого как раз следовало, что делать с формой. Иначе можно "донагружаться". Тем более, что и колени недавно "всплывали". Вообще можете сесть за столом, подпереть голову рукой в позе мыслителя и культивировать чвн, без риска травмироваться. Думаю под нагрузкой к которой следует адаптироваться имели ввиду подпороговую, которая также есть, но не ощущается она исключительно вследствии малой величины и расслабления, но учитывая экспозицию в течении десятков минут (воздействие на тело), для организма пустяковой не является.
Последний раз редактировалось Hertz 20 мар 2005, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: 19 ноя 2003, 01:53
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Ну вообще-то исчерпывающее объяснение того, как делать асаны на начальном уровне дано в первом томе "тантрических техник" Сатьянады. Так что если не очень доверяете Бойко то можно посмотреть в этой книге. Именно там асаны даются начиная с самых простецких.Hertz писал(а):...
Причем в первом томе нет и речи о перевернутых. Вот, цитирую:
"Чем меньше вам требуется физических усилий, тем лучше. Конечная цель состоит в выполнении асан с возможно меньшим напряжением и мышечным усилием. Мы нередко видим, как практикующие стискивают зубы при выполнении асан. Это совершенно неправильно. Во время выполнения движения для принятия конечной позы и выхода из нее, а также находясь в конечной позе, следует стараться, чтобы было расслаблено максимальное число мышц. Это особенно относится к начинающим, так как по мере обретения вами контроля над мышцами это расслабление будет происходить естественным образом."
При подходе, который я выше упомянул, практически исключается возможность травмирования, поскольку вы задействуете минимальное число групп мышц. В этом контексте сама форма асаны не важна, важно лишь осознанное внимание за своим телом и в будующем - за своим сознанием.Kom писал(а):...
Удачи!!
Слова ВСБ в той же теме про коленные чашечки:
Чего же боле? Упрощайте до безобразия.НА ФИГА принимать (делать, выполнять) ТАКИЕ формы, в которых Вы можете продержаться не больше секунды?! ЗАЧЕМ они Вам?!
Любая, самая жуткая раскоряка, с опорой на стену, стопку книг, стул, диван, пианино, кровать, табурет - что угодно, но чтобы Вы могли держать ЭТО какое-то время с растворением ощущений - это йога.
Похоже что Вы не в состоянии примириться именно со своей начальной формой, отсюда и весь сыр-бор - закипает возмущенный разум...