ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

сори, дописал сверху

Санкхья-карика, карика - это типа "сделанное", "творение, произведение" о Санкхье от корня КРИ (отсюда же крия, карма и т.д.)

В русском переводе есть в книге господина Шохина "Лунный свет санкхьи", но там черт ногу сломит, сразу предупреждаю

автор - некто Ишваракришна

Этот перевод - мое осмысление другого, неопубликованного и пока неполного перевода на русский с санскрита
Последний раз редактировалось А.Смит 18 ноя 2010, 23:06, всего редактировалось 2 раза.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А вот точка зрения мудреца Панчашикха:
Наиболее раннее изложение Санкхьи, учащей о двадцати четырех таттвах, принадлежит, по-видимому, Панчашикхе, о котором "Махабхарата" говорит как об ученике Асури, ученика Капилы. "Санкхья-карика" признает эту традицию, но само учение Панчашикхи настолько отклоняется от общепринятых норм Санкхьи в сторону чарваков, что многие отказываются принять его за вариант Санкхьи, так как Панчашикха отрицал даже учение о переселении душ.

Все же нельзя не считаться с традицией "Махабхараты" и "Санкхья-карики", категорически признающих учение Панчашикхи как один из вариантов Санкхьи. Оно сводится к следующему: основа знания есть чувственный опыт. Так как Атман не дан в опыте, вера в него – заблуждение. То, что в священном предании (çruti) не подтверждено опытом, не может служить источником знания. Душа есть не что иное, как тело; это доказано "отрицателями". Материальность причины подтверждается наблюдением: в зерне предсуществует дерево, причины рождения живых существ материальны. Возражения идеалистов материалистам опираются на материальные данные, а потому недоказательны. Учение Вед только сбивает с правильного пути, обоснованного опытом.

Теория перевоплощений не убедительна, так как не опирается на опыт. Сохранение сознания при перевоплощении невозможно, так как сознание зависит от определенного сочетания сутей (бхутов), а при смерти бхуты, составлявшие тело, возвращаются в общую сокровищницу природы.

Посулы Вед за благочестие неосуществимы, они нарушают закономерное течение миропроявления. Все, стремящиеся к наградам, обещанным Ведами, попусту стараются, все равно все попадают под власть смерти.

Сути: вода, акаша, ветер, свет, земля – сочетаются и разъединяются по законам собственной природы. Их сочетание образует тело; токи тела (праны) возникают вследствие тройственного сочетания сутей; манас, индрии, вдыхание и выдыхание, сознание, теплота тела и его токи (праны) образуются из этих трех сочетаний. Сознание обусловлено тремя моментами: удовольствием, страданием и средним состоянием, Восприятия внешнего мира совершаются пятью индриями; шестой момент, необходимый для восприятия, манас. Дела выполняются индриями действий и проверяются разумом (буддхи); его именуют великим, чистым, непреходящим. Кто принимает игру гун за Атмана, тот не может избавиться от страданий, так как его познание ошибочно. Кто хочет спастись от страданий – не должен отождествлять себя с Гунами. Панчашикха признает пять познавательных индрий и шесть исполнительных, так как, помимо обычных, он еще различает действующую индрию "силу" (bala). В этом особенность учения Панчашикхи.

Все одиннадцать таттв могут находиться в состоянии ясности (саттва), возбуждения (раджас), косности (тамас). После смерти человека вся деятельность его индрий возвращается в Махабхуты, произведшие тело, а потому после смерти не сохраняется (индивидуальное) сознание. Атман есть всеобщее состояние природы, и, сливаясь с ним, человек достигает освобождения от проявленного и, в конечном счете, от страдания.

В поучении Панчашикхи изложены основы "классической" Санкхьи, но только выводы сделаны более решительно, мысли продуманы последовательней, чем это делает Ишваракришна.

Хотя "классическая" Санкхья и опирается на сенсуализм, но все же не решается на отрицание продления сознания после смерти и, таким образом, не посягает на одну из самых основных догм индуизма – на учение о перевоплощениях.

По существу учение Панчашикхи можно рассматривать как монистический материализм, так как философ снимает грань между пурушей и пракрити, отождествляя Атмана с буддхи. Все другие памятники Санкхьи, даже атеистические, не проявляют такой решительности суждений.
Интересно, не правда ли? В то время такие суждения мягко горя были "не в струю" существующим и общепринятым нормам.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

наверно, ведические риши были первыми исследователями и записали свои выводы в форме гимнов
потом это дело законсервировалось, и наросла корка, то есть возникла вера в веды вместо следования духу вед
оформилась религия
то есть пошел обмен наука-религия - потом отрицание религии (санкхья, ранний буддизм)-снова религия
и так до наших дней
любопытно, что в религии есть свои ученые (исследователи), а в науке свои верующие
инь-янь, так сказать
индусы, может быть, выделяются своей веротерпимостью и наукотерпимостью к различным взгляда - вроде костров не жгли, понимали, что все это разные описания одного и того же
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а): индусы, может быть, выделяются своей веротерпимостью и наукотерпимостью к различным взгляда - вроде костров не жгли, понимали, что все это разные описания одного и того же
Точно.
Только в описании Санкхьи уже прочитал о нескольких противоречащих друг другу течениях, но признающих авторитет друг друга!
Поразительно, но факт.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Продолжение Санкхья-карики:

(далее развивается логика причинности и описывается динамичность пракрити-материи)

с-09-1-01 нет ничего без причины, ведь без мотива взятого все бытие не существовало бы; способного сила - от причины; по сходству силы с (ее) причиной существует следствие

с-10-1-01 имеющее причину, невечное, конечное, изменчивое, многоликое, зависимое, выразимое, составное, подчиненное – таково проявленное (вйа*кта) в противоположность непроявленному (а*вйакта)

с-11-1-01 трехгунно, бессознательно, объективно, неизбирательно, бесчувственно, производяще - проявленное; такова природа; ей противоположен и с нею схож (???) дух

с-12-1-01 обладающие свойством приятного-неприятного, вводящего в заблуждение; ясности (саттва), активности (раджас), сдерживанию (тамас) служащие; поочередно доминирующие, подавляющие, порождающие, образующие пары, сосуществующие – таковы гуны
La gente esta muy loca
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Ну вот в общем. Википедия (шоб мы без неё делали?)

Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:
1) Санкхья Капилы (VII—VI вв. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм, так и абсолютный монизм, основные положения исходят из Вед и Упанишад.
2) Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад-гиты, Пуран (VI—IV вв. до н. э.). Проводилось различение между Пракрити и Пурушей, который выступал как «Познающий». Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния с Ишварой. Ведущие представители этого периода: Асури и Панчашикха.
3) Атеистическая санкхья буддийского периода, ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары. Ишваракришна: «Санкхья-карика».
4) Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье.


Как однако гуляла мысль.
джонс
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 8 ноя 2005, 09:27
Откуда: из Комодо
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение джонс »

При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары.
очень интересный период, кто может кинуться ссылкой, почитать об этих логических выводах санкхьи (видимо, была полемика с буддистами в ходе которой санкхья пришла к "неутешительным" выводам... :) )
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Существование пуруши можно понять из математических соображений, опираясь на теорему Гёделя. Сложное дерево причинно-следственных взаимосвязей, вырастающих в данной вселенной из мулапракрити (праматерии), имеет - в силу теоремы Геделя - в своих взаимоотношениях всевозможных "вриттей" (циклических событий) ДЫРКУ. Эта дырка и есть пуруша - не производящий и не производимый. То есть некоторые взаимоотношения в принципе не являются доказуемыми (причинно-следственными). Как, кстати, и (мула)пракрити не является следствием чего-либо в этой вселенной, то есть своего рода ДЫРКОЙ, проходом откуда-то сюда для некоего предыдущего мира. Соответственно и наш пуруша - это проход, дверь отсюда куда-то.
Такие вот ануманы (логические выверения)...
Впрочем, не знаю, насколько теорема Гёделя о высказываниях применима к нематематическим ситуациям. Если нет, тогда сказанное прошу считать баловством.
La gente esta muy loca
Саныч
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 09:39
Откуда: г.Владивосток
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Саныч »

Ну да, ну да. Такие визуализации, если их продолжить, замечательно складывают дырки в единое кольцо (сансары), у которого тоже имеется дырка. получается бесконечное количество торов со всё более увеличивающимся диаметром. Прям тороидальный Брахма, в котором, по задумке, объединяются все пуруши. :roll: :D
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

что ж, это не самая примитивная картинка
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Саныч писал(а):...получается бесконечное количество торов со всё более увеличивающимся диаметром
Вы подсказали хорошую визуализацию. Как-то я не просекал, что пуруша - это центр циклона вриттей. И соответственно, чем "мощнее" циклон, тем наверное "мощнее" пуруша-дырка в центре. Вплоть до особого пуруши - Ишвары.

Опять-же: нет йоги (центра тишины) без бхоги (циклона вритти-забот). Хиленький циклончик или буря в стакане воды не дадут возможности реально приблизиться к пуруше, собрать атмана, выстроить устойчивую дорогу к центру на предмет ухода.
Кто не работает, тот не отдыхает, грубо говоря.

(Сказанное прошу понимать в виде развития интерпретаций для понимания Сутр Патанджали, а не каких-то моих лично фанатических верований.)
La gente esta muy loca
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

А.Смит писал(а): пуруша-дырка в центре.
Зачем,ему, Пуруше, локализация?
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Кто здесь? 8O
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11337
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Когда-то я пытался въехать в философию санкхьи, и постепенно понял, что все-таки философия эта навернута на гораздо более раннюю практику. И я к этой системе остыл, ко всем ее разновидностям - 25 принципов, 26-ти... Рассуждение о практике, которое развивается по определенным законам, канонам. Суета вокруг дивана. Но если кому-то эта инфа ложится на предыдущую и что-то проясняет - ради Бога!
Алекс_
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 8 окт 2009, 16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алекс_ »

Сообщение перенесено под заголовок
"вопрос мэтрам по хронологии трактатов йоги":
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 908#108908
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Попалась интересная, на мой взгляд, книга
"От санкхьи до веданты" Д.Чаттопадхьяя-известного ученого, доктора философии, профессора Калькутского университета. Книга о ведической литературе, о всех шести ортодоксальных даршанах(филосовских школах):санкхье, йоге,веданте,мимансе,ньяе и вайшешике. А также много места уделено двум неортодоксальным даршанам-раннему буддизму и локаяте, а также учению джайнов.

Главу о йоге отсканировала и выкладываю 8)
ЙОГА
Создание «Йога-сутры» приписывалось Патанджали. Под этим же именем известен грамматик II в. до н.э., автор «Великого комментария» («Махабхашья») к грамматике Панини. Исходя из предположения, что составитель «Йога-сутры» и известный грамматик — это не одно и то же лицо, Якоби считает, что «Йога-сутра» была составлена после 450 г. н.э. Другие же ученые, как, например, Дасгупта, не видят оснований для того, чтобы отказаться от взгляда, согласно которому тот и другой Патанджали — одно и то же лицо. По их мнению, текст датируется значительно более ранним временем — чаще всего называют II в. н.э.
Однако совершенно ясны следующие два момента. Во-первых, йога не являлась, строго говоря, философским учением. Под ней разумелись определенные упражнения, которые восходили к седой древности и которые представлялись ведущими к обретению сверхъестественных сил. Во-вторых, хотя в «Йога-сутре» были подвергнуты детальному обсуждению и эти упражнения, и особая философская точка зрения, все же эти две стороны не были органически связаны между собой. Если бы не признание существования бога, эта философская точка зрения практически ничем не отличалась бы от поздней санкхьи. Таким образом, философия, проповедуемая Патанджали, называлась «санкхьей с богом». Но это признание бога не имело большого значения в философском плане.
Вот что пишет в связи с этим Гарбе: «Вводя концепцию личного бога в санкхью, система йога преследует цель удовлетворить теистов и способствовать распространению учения о мире, излагаемого санкхьей. Идея бога, не будучи органически присущей системе йога, включена просто механически. Те части «Йога-сутры», в которых говорится о боге, не связаны между собой и, по сути дела, находятся в прямом противоречии с содержанием и целью системы. Бог не создает мир и не правит им. Он не вознаграждает и не наказывает людей за их дела, а люди не считают единение с ним за высшую цель своих усилий. Бог — это всего-навсего "особая душа", по существу не отличающаяся от других индивидуальных душ, которые, как и он, вечны... Ясно, что это не бог в нашем понимании и что мы имеем дело с запутанными спекуляциями, цель которых состоит в том, чтобы скрыть первоначальный атеистический характер системы и привести допущение бога в простое соответствие с ее основным учением. Эти спекуляции, несомненно, доказывают, если вообще нужно доказывать это, что в действительной санкхья-йоге нет места для личного бога».
Сама философия санкхьи была чем-то совершенно произвольным и внешним по отношению к практике йоги точно так же, как понятие о боге было таковым по отношению к санкхье. Эта практика уходила своими корнями в глубокую древность. Такие материальные остатки цивилизации долины Инда, как каменные статуэтки и рисунки на «печатях», ясно указывают на то, что точно такая же практика имела широкое распространение еще в третьем тысячелетии до н.э. С течением времени она стала, так сказать, приложением ко всем видам религиозных сект и даже философских систем, в том числе и санкхьи.
Дасгупта замечает: «Практика йоги претерпела различные изменения в различных школах, но ни одна из ее разновидностей не обнаруживает какую-то особую причастность к санкхье. Так, практика йоги получила развитие в соответствии с доктринами шиваитов и шактистов... Развиваясь в другом направлении, она оформилась в виде хатха-йоги, которую считали способной вызвать мистические и магические экстазы путем постоянного выполнения изощренных мучительных упражнений, связываемых также с исцелением и проявлением других сверхъестественных сил... Такая практика оказала также огромное влияние на развитие тантры и других форм поклонения...
Патанджали был, вероятно, наиболее выдающейся личностью, поскольку он не только объединил различные виды практики йоги и сосредоточил различные идеи, которые были или могли быть связаны с йогой, но и включил все их в метафизику санкхьи и придал им ту форму, в которой они дошли до нас. Вачаспати и Виджняна Бхикшу... придерживаются, как и мы, того мнения, что Патанджали не основал йогу, а лишь изложил ее в книге».
То, что метафизика санкхьи была чем-то совершенно внешним по отношению к йоге, и то, что йога была фактически приложением к различным системам, явствует также из многих других фактов. Их изложение мы находим у Сукхлалджи.
Так, великий пророк джайнизма Махавира в течение долгих двенадцати лет занимался в основном йогической практикой, и в канонической литературе джайнизма ее известным компонентам (йоганга) придавалось огромное значение.
Будда тоже, согласно преданию, прежде чем достичь просветления, непрерывно в течение шести лет практиковал йогу, и канонические сочинения буддизма придавали этой йогической практике не меньшее значение.
Даже система ньяя, хотя в ней и разрабатывались главным образом проблемы эпистемологии, подвергла рассмотрению эту практику. «Ньяя-сутра», как, впрочем, и «Вайшешика-сутра», неоднократно отзывалась одобрительно о ней.
О том, что йога занимала важное место в системе веданты, можно легко судить на основании того, что третья глава «Брахма-сутры» носила название «Садхана» и в ней были рассмотрены такие известные компоненты (средства) йоги, как дхьяна, асана и др.
Ко всему этому следует еще добавить содержащееся в самом тексте «Йога-сутры» свидетельство того, что, как указывает Сукхлалджи, санкхья являлась лишь одним из многих философских направлений, с которыми была связана йога. В свою очередь Сарвепалли Радхакришнан высказался по этому поводу достаточно, однозначно: «Йога — это практика санкхьи, а санкхья — это теория йоги». И тем не менее йогу правильнее рассматривать как своего рода древнюю практику, а не как особую философию.
В чем же состояла эта практика?
В «Йога-сутре» йога была определена как читта-вритти-ниродха. Такое определение возникло явно в результате попыток объяснить йогу в духе модифицированной санкхьи. Читта (ум) считается продуктом пракрити. Будучи по своей сущности лишенной сознания, она все же имеет некоторое родство с пурушей, поскольку в ней преобладает саттва. В случае же отражения ею сознания пуруши она, очевидно, становится наделенной сознанием.
Когда читта связана с каким-либо объектом, она принимает форму этого объекта. Данное явление носит название читта-вритти, т.е. модификация ума, что с какой-то долей приблизительности можно, пожалуй, называть душевным состоянием. Так как объекты большей частью являются различными, то и читта-вритти тоже различны, а из-за постулируемой близости читты к пуруше, или душе, душа ложно отождествляется с разнообразными модификациями читты.
Целью йоги является лишь регулируемое прекращение (ниродха) этих модификаций, что означает исключение возможности ложного отождествления души с разнообразными объектами.
Ясно, что такое понимание йоги было возможным лишь благодаря принятию философии модифицированной санкхьи, философии, на почве которой она собственно и возникла. Но мы уже отметили, что для йоги не была существенной опора на санкхью. О том, что подобное понимание йоги казалось надуманным даже самому Патанджали, свидетельствуют его дальнейшие рассуждения о способах йоги, т.е. о реальных йогических упражнениях, и в особенности те результаты, которые якобы достигались посредством этих упражнений.
«Йога-сутра» упоминает о восьми способах йоги — йогангах: 1) яма (воздержание); 2) нияма (внутрен-няя дисциплина); 3) асана (положение тела); 4) пра-наяма (контроль за дыханием); 5) пратьяхара (отвле-чение чувств); 6) дхарана (внимание); 7) дхьяна (ме¬дитация); 8) самадхи (сосредоточение).
При таком описании, данном в общих чертах, вся система, разумеется, не покажется очень архаичной. Однако как только мы станем вдаваться в детали этих процессов (таких, в частности, как асана, пранаяма и др.), перед нашим взором предстанет предыстория йогических упражнений, ибо мы мысленно перенесемся к ранним этапам развития человеческого общества, со всеми свойственными этой эпохе экстатическими практиками и обрядами общества, во время которых всевозможные действия все еще оказываются подчиненными одной цели — приобрести сверхъестественную силу, но которые фактически являются не чем иным, как наиболее интенсивными способами намеренного стимулирования экстремальных, а подчас и просто болезненных душевных состояний.
Совершенно очевидно, что йогическая практика берет начало в таких первобытных верованиях и обычаях. На основании того, как Патанджали рассматривал сверхъестественные силы, или вибхути, которые якобы вызывались такой практикой, становится ясным, что за его сравнительно усложненным изображением йоги действительно крылись первобытные идеи.
Через все йогические тексты красной нитью проходит мысль об этих сверхъестественных силах, и несколько примеров помогут нам уяснить их характер.
В их числе была способность стать бесконечно малым или невидимым, разрастись до огромных размеров, с тем чтобы можно было достать до самых отдаленных предметов (например, дотронуться до луны кончиком пальца), или перенестись в любое место просто по своему желанию. Имеется также упоминание о таком обострении восприятий, что самые удаленные вещи, даже если они отделены стенами и тому подобными препятствиями, становятся доступными для органов чувств, таким же образом становятся известными мыслительные процессы, происходящие в умах других людей. Иными способностями, которых можно достичь, является знание прошлого и будущего, знание часа чьей-либо смерти или же умение вызывать мертвых и беседовать с ними.
Оставляя все эти явно первобытные верования в относительной неприкосновенности, Патанджали так или иначе пытался превознести состояние, при котором якобы прекращаются все модификации ума, как высший идеал практики йоги.
Первобытного заклинателя, предававшегося таинственной практике и ошибочно принимавшего достигнутые таким образом гипнотические и каталептические состояния за состояния, в которых будто бы приобретались огромные сверхъестественные силы, очевидно, не волновал вопрос о том, чтобы найти всему этому какое-то теоретическое объяснение. Но в последующий период наши философы — представители различных систем —- стремились к тому, чтобы как-то привести это наследие, доставшееся им от первобытного общества, в соответствие со своими собственными философскими взглядами.
Вероятно, никогда не удавалось полностью отрешиться от веры в то, что практика йоги способствует приобретению различных сверхъестественных сил. Но вместе с тем предпринимались настойчивые попытки, направленные на то, чтобы рассматривать эту практику как метод, позволяющий человеку подготовить себя физически и духовно к правильному пониманию основных философских истин. Это с неизбежностью привело к тому, что с течением времени у философов различных направлений появилась тенденция защищать свои философские взгляды на основании единственного в своем роде опыта, вытекавшего из "практики йоги.
Даже такие логики, как Дигнага и Дхармакирти, утверждали, что существуют восприятия четырех видов, из которых восприятие четвертого и самого высокого типа является Йогическим. Комментируя это положение, Дхармоттара заявил, что одним из возможных объектов Йогического восприятия является четырехкратная благородная истина Будды.
Подобные же заявления могли быть без особых затруднений сделаны также представителями и других философских направлений, поскольку не было объективного критерия, который бы позволил судить о действенности такого гипотетического, единственного в своем роде опыта. Кумарила, как мы уже отмечали, увидел в таких заявлениях опасность для философии и без обиняков сказал, что так называемый «единственный в своем роде» опыт, приобретаемый посредством йоги, является в конечном счете плодом субъективного воображения и поэтому ничего не может дать для решения вопроса о достоверности какого-либо философского взгляда.
А.В.
Касыда
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 4 май 2011, 15:09
Откуда: г. Санкт-Петербург
Поблагодарили: 28 раз

Сообщение Касыда »

Да, книга интересная, ознакомилась с ней где-то год-полтора назад. Тоже сразу заинтересовала статья о йоге.
Серёга
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

Спасибо Алла.
На эту же тему: С.Дасгупта "Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли." Очень интересна аргументация автора о том, что йога и изначальная Санкхья(т.н. протосанкхья) являются ветвями одного и того же учения, к сожалению, не дожившего до нашего времени. Не менее интересно мнение, что "Йога-сутры" Патанджали -является текстом с временными наслоениями. В частности, 4 Глава, как считает автор, была добавлена значительно позднее.
Совершенно очевидно, что йогическая практика берет начало в таких первобытных верованиях и обычаях.
Если кому-то интересен этот вопрос, рекомендую прочесть:
Л. Леви-Брюль "Первобытный менталитет."
Л. Леви-Брюль "Сверхъестественное в первобытном мышлении".
Последняя книга является эпохальным трудом автора на эту тему и содержит основные положения из "Первобытного менталитета".
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Березина писал(а):...поскольку не было объективного критерия, который бы позволил судить о действенности такого гипотетического, единственного в своем роде опыта. Кумарила, как мы уже отмечали, увидел в таких заявлениях опасность для философии и без обиняков сказал, что так называемый «единственный в своем роде» опыт, приобретаемый посредством йоги, является в конечном счете плодом субъективного воображения и поэтому ничего не может дать для решения вопроса о достоверности какого-либо философского взгляда.
Философы по всей видимости правы в своих опасениях.
Ведь на самом деле, не существует обязательной связи между йогой и философией.
И еще спорный момент в начале статьи о первенстве философии санкьи, которая якобы легла в основу йоги.
Скорее йога как опыт и оптимизирующий метод легла в одну из основ всех философских систем Индии. Как и в основу здорового образа жизни без всякой особой философии :) .

И еще момент - скорее философия может являться субъективным воображением, а не практика йоги. Хотя, как мы видим сегодня повсеместно, классическая практика йоги далеко не всеми "йогами" понимается, и в таком ключе опыт различных "школ йоги" может сильно отличаться друг от друга.
via negativa
Purusha
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 9 май 2012, 01:06

Сообщение Purusha »

-"В философии санкхьи пуруша — неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити (материя). Пуруша является вечным, его основное свойство — отсутствие свойств (ниргуна). Однако Пуруша, созерцающий пракрити склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами."

-"Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи."

По итогу всё получилось как всегда, народ разделился на лириков и физиков и началось движение. Первые взяв за исходник довольно простые и незатейливые изначальные посылы начали упражняться в шизофазии. Забыв что исходные положения субьективны народ начал рассуждать о них как о вполне обьективных закономерностях выявляяя(вернее создавая, поскольку всё это субьективно) всё новые закономерности и обрастая причудливыми связями. В итоге далёкие потомки ломают обо всё это наследие свою голову, не в силах до конца понять и принять чьё то детализированное мировозрение и мировосприятие, в силу того что собственное мировоззрение и мировосприятие на таком уровне заметно отличается. Вобщем чем дальше в лес, тем больше дров ,чем дальше в спор, тем больше слов. Ничего особенного, обычная ситуация для философии. Вторые же начав старт с тех же позиций, вместо того чтоб изгалятся на тему вычурности рассуждений и гадить своими идеями в черепные коробки соотечественников крепко призадумались о том как собственно практически реализовать изложенное в основах. Результатом чему стали сутры Патанджали в которых как считается он представил не собственный а обобщённый опыт подобного искания. Пуруша как известно был изначально пассивным нейтральным и не имеющим качеств, соприкосновение его с Пракрити порождало качества и приводило к тому что "зрящий не отличал себя от зримого". Необходимо было отделить пурушу от пракрити получив его в своей изначальности и незамутнённости. Метод предложенный для решения этого вопроса на практике был также прост и незатейлив как и то ради чего он разрабатывался - читта вритти ниродхах. Всё это дело обозвали йогой, хотя также можно было бы сказать что пуруша читта вритти ниродхах. И здесь проясняется момент относительно трактовки слова ниродхах, это в данном случае именно не контроль а уничтожение, анигиляция. Почему? Да потому что пуруша не обладает хоть какими либо качествами(за исключением вневременно и внепространственности, пассивности и несозидательности) что возможно только при отсутствии вритти а не их контроле подразумевающем так или иначе их, пусть хоть и иную, но наличную форму. И именно тогда "зрящий" проявляет свою истинную суть. Отсюда же следует ещё один важный вывод относительно того в каких условиях возможно достижение ЧВН. Как известно восприятие является одним из вритти. Нейтрализовать его полностью возможно только в бессознательном состоянии, поэтому единственным доступным нам способом устранить эту вритти находясь в сознании будет не "кормить восприятие". Понятно что идеала достичь трудно и в данном случае всё это возможно только относительно. Однако системы применяющие те или иные формы телесного напряжения в асанах, будь то статика или динамика, как раз занимаются "кормёжкой" восприятия которое в таком случае получает гораздо больше импульсов от неуспокоенного тела что нарушает принцип ЧВН, т.к. ни о какой ниродхе в данном случае речь уже идти не может. Хотя уменьшение мыслительной активности свойственное физическим нагрузкам в данном случае и воспринимается как ЧВН. По сути же такое сознание оглушается напряжением в теле, а оглушать и добится эффекта тишины можно и спиртным с наркотиками. Как результат есть нечто формально соответствующее ЧВН по форме но по содержанию им не являющееся, разница между обычной физкультурной усталостью и навыком ЧВН заметна как во время практики так и после неё. Т.е. вне зависимости от получаемого полезного/приятного психофизиологического и фитнес-гимнастического эффекта данные системы не могут называться йогой в том смысле который в это слово вкладывал Патанджали. Активизация восприятия сигналами тела и подмена навыка убирать все вритти на физкультурную оглушённость не являются ЧВН. Иначе придётся всех бегунов и легкоатлетов назначать йогами.
[Попытки перекрестить йогу Патанджали в раджу также не выглядят убедительно. Во первых Патанджали упоминал асаны. Сколько, какие и для чего(медитация vs аэробика) это уже неизвестно, Патанджали как и Йогу-Корунту давным давно сьели крысы, делать какие либо выводы отсюда невозможно. Известно только то что асаны в его исполнении не должны были противоречить ЧВН иначе получалось что угодно только не инструмент для отделения пуруши от Пракрити. Во вторых метод Патанджали не предназначен для того чтоб выдержать психофизиологическую бурю под названием кундалини. Последнее обстоятельство не говорит ни о чём кроме того что сторонникам подьёма Кундалини требовались крепкие физкультурные тела, чтоб снос крыши не повредил телу. И соответсвенно асаны выполнялись в изначально более спортивном и раджасическом стиле. Что не может служить хоть сколько нибудь достаточным основанием для разделением асан на исключительно медитативные и "обжигающие тело в огне йоги". Асаны, простите, они вообще, и делать их орудием для работы на грани и соответсвенно классифицировать как более удобные для олимпийских свершений(и соответсвенно менее) догадались уже позже. Такие выводы не отнимают оздоровительный эффект асан выполняющийся не в сверхэкстремальном режиме, чему свидетельством как те у кого здоровье начало поправлятся после йоги, так и например сын Виктора Бойко который под руководством отца занимался йогой с самого детства и получил в результате необычные сиддхи в виде физической силы и выносливости - отцу даже пришлось работать с пареньком в направлении того чтоб он вырос нормальным человеком и не был испорчен ещё в юности осознанием своего превосходства. Так что с физкультурной составляющей йоги по Патанджали всё в порядке, тело она укрепляет(но это побочный результат) и кому надо, тот этим пользуется. Единственное что не стоит путать физкультуру и большой спорт. Ну и травмы присущие большому спорту как таковому ]
Всё вышеописанное потверждается практикой в которой практикующие достигают состояния сознания характеризующееся эффектом присутсвия наблюдателя и эффектом отсутсвия каких либо качеств последнего. Как говорится "прикоснись к пуруше внутри себя" Однако это состояние не похоже на допустим туже медитацию, поскольку его можно назвать скорее деконцентрацией. Создание какого либо источника для концентрации является по сути созданием устойчивой вритти, что опять же противоречит ЧВН, единственно для чего допускается коцентрация на отдельных частях тела по мере погружения в необходимое состояние это для того чтоб тело расслабилось ещё больше что приводит к уменшению поступающих от него импульсов и относительно(вечный покой как известно он только для покойников и седых пирамид) более качественному состоянию ЧВН.
[Из своего опыта могу сказать что во время практики как раз и появляется состояние сознания свободное от каких либо характеристик, ты со всей ясностью есть, но больше нет ничего, голова пустая полностью, в ней штиль, тишина и темнота(да и той нету, на темноту не обращаешь внимания), тело тоже максимально расслаблено и на нём внимание не зацикливается. Описать это трудно в силу того что ты есть и тебя нет. Есть потому что, я даже не знаю как это описать... а нет потому что нет в нём ничего из того что делает тебя самим собой - мысли, чувства, ощущения. НИЧЕГО.
Сознание есть а характеристик нету. Похоже на пурушу который смог на некоторое время избавится от Пракрити]
Подобная же практика приводит к тому что происходит очищение подсознательного за счёт сбросов что соответсвует понятию очищения от самскар и соответсвенно приближению к достижению нейтральной кармы. Кроме того практика ЧВН приводитк тому что изменяется повседневная жизнь вне практики. Можно сказать что это состояние в определённой степени сохраняет себя и после практики что выражается в ощущении отделённости себя от своих чувств и возможности реагировать на происходящие более спокойно, уравновешенно, отстранённо, не эмоционально, принимать решения не загрязнённые гунами что опять же похоже хоть и в меньшей степени на отделение пуруши от Пракрити и как результат - опять же ослабление кармических привязок.
Таким образом теория философии, методология практики и результаты практики в повседневной жизни превращаются в нечто единое, подтверждающее друг друга, непротиворечивое и связанное между собой общностью понятий и центральной идеей пуруши: которая ставится как цель в теории, обнаруживает себя как нечто эмирическое во время практики(одновременно служа критерием истинности практики) и проявляет себя как результат самой практики вне практики. Без этой философии йога как практика действительно подвисает в воздухе и каждый встречный-поперечный может мордовать её по своему желанию - сутры как дышло, куда повернул туда вышло. Похоже на легенду об амулете могучего мага Голдура которого по одной из версий убили его же три сына из зависти и жажды обладать не меньшей властью чем отец. Амулет был разбит на три части и каждая из этих частей сохраняла свою магическую силу но меньшую чем когда они были вместе. Так и с йогой - философия санкхьи может оказатся интересной, но толку с неё никакого, сама йога это нечто странное и несмотря на полезность и приятность не имеет однозначности и понятных целей, а жизнь вне практики хоть и меняется но довольно редко кто либо внятно говорит о том что происходит и каким образом эти изменения связаны с практикой. Без обьединяющей идеи это всё хоть и привлекательные по своему вещи, но вместе с тем они довольно непонятные, противоречивые и бестолковые. Нет стройных ответов на вопрос что мы хотим достичь, что мы имеем в процессе стремления к цели, и каковы конечные результаты всех усилий.
Ответить